Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познание себя и другого в общении.




Тема «Общение в учебно-педагогическом процессе»

1. Общение ученика и учителя в учебно-педагогическом процессе.

2. Социально-ролевое и межличностное общение в учебно-педагогической деятельности.

3. Организация межличностного взаимодействия в учебно-педагогическом процессе.

4. Самоанализ и тренинг профессионального педагогического взаимодействия.

5. Практика межличностного взаимодействия с родителями.

 

По: 1) Фурманов И.А., Аладьин А.А., Амелишко Е.М. Психология общения в учебно-педагогическом общении. Методическое пособие для учителей.— Минск 2000.

 

Общение ученика и учителя в учебно-педагогическом процессе

Основными профессиональными обязанностями учителя являются целенаправленная организация педагогического общения соответствующая целям учебно-педагогической деятельности и компетентное использование средств общения.

Средства общения.

Традиционно выделяют вербальные и невербальные средства общения. Знание и умение грамотно, целенаправленно и осознанно использовать средства общения в учебно-педагогическом процессе приводят к профессиональному успеху учителя.

Речь является вербальной системой передачи-приема информации в учебно-педагогическом процессе. Грамотное построение сообщения учителем в монологической и диалогической речи - это необходимое профессиональное качество учителя, так как речь - это основное и универсальное средство общения в учебно-педагогической деятельности. Именно с помощью речевого общения реализуются цели учебно-педагогической деятельности. Недопустимо, если учитель при общении употребляет несогласованные по смыслу фразы, неполные или контекстные фразы (фразы, которые могут быть поняты различным образом), сложно композиционные (сложноподчиненные) фразы, «витиеватые» высказывания и т.д. Желательно, чтобы речь учителя имела более строгую логику, была грамматически правильной, и в ней последовательно излагался смысл сообщения, что приводило бы к взаимопониманию.

С помощью невербальных средств передается информация о намерениях, эмоциональных состояниях участников общения, их отношении друг к другу, к передаваемой информации и к происходящему.

Оптико-кинетическая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Паралингвистическая знаковая система включает тональность голоса, диапазон, качество голоса. Экстралингвистическая система включает паузы, темп речи, покашливание, смех и т.д. Владение этой знаковой системой влияет на количество воспринимаемой информации. Если человек говорит быстро и монотонно, не выделяя паузами смысловых акцентов, то процент воспринимаемой информации резко снижается, так как кроме эмоционального отношения при помощи паралингвистической и экстралингвистической систем делается акцент на наиболее значимых компонентах передаваемой информации. Осознанное использование средств невербальной коммуникации является профессиональной обязанностью учителя. Следует руководствоваться принципом согласованности информации, которая передается с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации. С помощью вербального сообщения передается информация о предмете общения, а с помощью невербального - отношение человека к этому предмету. В.Э. Франкл считал, что суть работы учителя заключается не в передаче знаний ученику, а в передаче собственного эмоционального отношения к этим знаниям. Отсюда не заинтересованность ученика учебным предметом может являться следствием безразличия к этому предмету самого учителя.

Содержание общения в учебно-педагогическом процессе.

К содержанию относится информация, которая присутствует в общении учителя и ученика. Достаточно условно можно выделить два типа информации: констатирующую и побудительную.

Констатирующая информация используется с целью передачи некоего знания собеседнику о чем-либо. Воздействие на собеседника в данном случае не является основной целью сообщения. Констатирующая информация может затрагивать различные области объективной и субъективной действительности. Это могут быть объективные знания о предмете, которые передает учитель ученику или знания, которые касаются субъективного мира человека, его состояний, мнений, убеждений, мотивов, установок. Например, фразы учителя: «Я плохо себя чувствую сегодня. Ты не выучил урок. Дети, вы шумно себя ведете. Река имеет два берега», - являются некой констатацией, того, что есть. А фразы учителя: «Перестаньте шуметь. Я прошу вас помолчать, у меня уже от вас болит голова. Вам бы следовало уделить внимание своему ребенку. Ты даже не знаешь, что такое угол и т.д.», - содержат побудительную, оценочную информацию. Выделяют различные разновидности побудительной информации: указания, просьбы, советы и т.д. Однако все они употребляются человеком в том случае, если он осознанно или неосознанно пытается воздействовать на другого человека, стимулировать его к некоему действию (задание направления некоего действия, запрет на определенные действия, дезорганизация исполнения действия и т.д.). Причем цели воздействия могут до конца не осознаваться человеком. Как правило, в процессе общения учителя и ученика преобладают сообщения с побудительной информацией. Причем такое сообщение строиться учителем неосознанно и чаще употребляется вместо констатирующего сообщения. Это приводит к серьезным нарушениям в учебно-педагогической деятельности и общении.

В процессе общения, как ученик, так и учитель одновременно являются и субъектом, передающим ту или иную информацию, и субъектом ее принимающим (распознающим). Основными показателями передачи информации в сообщении являются точность (полнота) и осознанность (преднамеренность). Степень точности передаваемой и воспринятой информации может служить критерием эффективности процесса общения. Причиной неэффективности общения между учеником и учителем, в данном случае, является взаимное частичное или полное непонимание содержания сообщения, основанное:

1) с одной стороны, на неумении точно и в полной мере донести до собеседника некую информацию, степень ее значимости и т.д.;

2) и с другой стороны, на неумении точно и в полной мере понять тот смысл, который вкладывает собеседник в свое сообщение.

Степень точности зависит от позиций субъекта общения. Информация может «не пониматься», если она является скрытой, когда учитель или ученик прямо не выражают свою точку зрения или позицию по отношению к тому или иному явлению. Например, фразы учителя: «Вы не такие ученики, какие должны быть…. Сделайте так, как надо, а не абы как.... Другой класс не такой как ваш…», - являются неопределенными, скрытыми с точки зрения ее содержания. Эти фразы являются закрытыми и позволяют понимать содержание сообщения учителя как угодно, с любой точки зрения. Обычно учениками-подростками они понимаются, как личное оскорбление и порождают нежелание взаимодействовать с учителем.

Содержание сообщения искажается или теряется, если ученик и учитель, или учитель и родитель пользуются несовпадающими системами коммуникативных средств («тезаурусами»). При организации сообщения и его интерпретации каждый человек пользуется системой значений, опираясь на которую можно понять или сформулировать смысл сообщения. В системах значений людей существуют как индивидуальные (присущие только этому человеку), так и групповые (присущие малым и большим культурным общностям, к которым принадлежит человек) различия. Несовпадения в понимании смысла сообщения собеседниками особенно проявляются в оценочных высказываниях и в ситуациях конфликтного взаимодействия. Например, в разговоре с родителем учитель говорит: «Вашему ребенку надо уделить внимание математике», - имея ввиду, что математика является тем предметом, который необходим при поступлении в вуз. Эта фраза может вызвать агрессивную реакцию родителя, если он в данном случае будет ориентироваться на другую систему значений, например, на различия в знаниях своего ребенка и других учеников в классе по математике: «Мой ребенок и так лучше других знает этот предмет, он лучше вех решил контрольную работу, почему вы не правильно его оцениваете». Таким образом, умение выработать общую систему значений, донести тот смысл, который вкладывается в сообщение, является необходимым при организации общения в учебно-педагогическом процессе.

Еще одним важным показателем эффективного процесса передачи информации, кроме степени точности, является степень осознания цели сообщения. Сообщение, организованное на профессиональном уровне предполагает, что перед тем, как учитель произносит что-либо, он должен ответить себе на вопросы: что, зачем и как. «Что я хочу сказать своему собеседнику (ученику или родителю)? Зачем мне это надо ему сказать, какой результат я хочу получить? Как мне лучше «донести» ему смысл сообщения?».

Кроме этого, передаваемая с помощью вербальных и невербальных средств информация воспринимается, интерпретируется, формируя и изменяя образ себя, другого (партнера по общению). Поэтому осведомленность учителя о том, каким образом происходит познание в процессе общения, формирование представления о партнере по взаимодействию позволяет более адекватно формировать собственное представление об ученике, его знаниях, умениях, мотивах поведения, намерениях и т.д. С другой стороны, такая осведомленность позволяет в какой-то степени влиять на представления, складывающиеся у учеников о самом учителе.

Познание себя и другого в общении.

В ходе общения учителя и ученика, каждым из них одновременно осуществляется несколько процессов: формирование образа, попытка понять причины поступков другого в соответствии со сложившимся образом и построить стратегию своего поведения. В эти процессы включено как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом восприятия. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон; каждый из партнеров уподобляется другому. Значит, при строении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает «мои» потребности, мотивы, установки.

Познание себя через другого происходит в процессе идентификации, эмпатии и рефлексии.

Идентификация - это уподобление (идентификация) партнера. Предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия - это способ восприятия эмоционального состояния другого человека. Эмпатия предполагает, не рациональное осмысление проблем другого человека, как это имеется при взаимопонимании, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия есть аффективное «понимание», чувствование в другого человека.

Рефлексия - это механизм осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знания и понимания другого, но знания того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Причины формирования неадекватного образа восприятия в процессе общения.

Неумение различать ситуации общения по таким признакам как:

а) цели и задачи общения свои и чужие в данной ситуации.

б) намерения и мотивы свои и чужие.

в) стратегии поведения, подходящие для достижения поставленных целей.

г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.

Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у партнеров задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека. Такие установки обычно проявляются в суждениях типа «что тут смотреть и оценить? Я и так все знаю... Я знаю, что ты сейчас хочешь мне сказать»

Наличие уже сформировавшихся стереотипов в соответствии, с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и сформированная установка, направляет внимание на поиск связей, специальных черт. Например: "Все ученики неуправляемы, ленивы, не уважают учителей и т.д. Этот ученик выше тройки не поднимется, а этот отличник."

Стремление сделать преждевременное заключение о личности оцениваемого человека до того, как о нем получили исчерпывающую и достоверную информацию. Например, иногда имеют «готовое» установочное суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его: "Он мне сразу не понравился, он показался мне ленивым и т.д."

Отсутствие желания и привычки ориентироваться на мнение других людей, стремление полагаться только на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

Статичность оценочных образов. Отсутствие изменений в восприятии и оценок людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется ввиду тот случай, когда однажды высказанное суждение и мнение о человеке не меняются несмотря на то, что накапливаемая новая информация о нем. Например, «вечные отличники, хорошисты и двоечники» в школе. А.А. Леонтьев отмечает, что «субъективность» общения учителя, проявляется, прежде всего, в избирательном отношении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...