Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этап подведения итогов и анализа дискуссии.




Подводя текущие итоги обсуждения, учитель обычно останавливается на одном из следующих моментов дискуссии: резюме сказанного по основной теме; обзор представленных данных, фактических сведений; суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению; переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов; анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

Общий итог в конце дискуссии – это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме – создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др. Возможен итог в виде схемы (например, кластера) и т.д.

Анализ и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки обучающихся. Анализироваться должно выполнение как содержательных, так и организационных задач. В ходе анализа целесообразно совместно с учениками обсудить следующие вопросы:

– Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?

– В каком отношении мы не достигли успеха?

– Отклонились ли мы от темы?

– Принимал ли каждый участие в обсуждении?

– Были ли случаи монополизации обсуждения?

С целью экономии времени вопросы могут быть предложены в виде опросника. В зависимости от цели анализа учитель может обобщать или не обобщать высказывания учащихся. Более глубокий анализ можно провести, записав дискуссию на видеокамеру.

Для анализа своего поведения в ходе дискуссии педагогу целесообразно ответить на следующие вопросы (М. Кларин):

А) Поставил(а) ли я обоснованную цель?

Б) Соответствовала ли выбранная тема форме дискуссии?

В) Удалось ли мне добиться активного участия учащихся в обсуждении?

Г) Побуждал(а) ли участвовать или, наоборот, останавливал(а) желающих высказаться?

Д) Удавалось ли мне препятствовать монополизации обсуждения?

Е) Поддерживал(а) ли я робких учащихся?

Ж) Использовал(а) ли я открытые вопросы, побуждающие к обсуждению?

З) Побуждала ли я учащихся к постановке исследовательских вопросов, поиску гипотетических решений?

И) Удерживал(а) ли я внимание группы на теме обсуждения?

К) Не занимал(а) ли я доминирующую позицию?

Л) Подводил(а) ли я промежуточные итоги, суммировала(а) ли точки зрения, чтобы усилить внутреннюю связность дискуссии?

М) Что удалось мне лучше всего?

Н) Что удалось мне хуже всего?

О) Какие приемы (перечислить) я применял(а), чтобы сделать дискуссию более эффективной?

П) Какие приемы (перечислить) снижали эффект дискуссии?

 

Технология «Дебаты»

 

«Дебаты» относятся к личностно-ориентированным, развивающим технологиям обучения, которые на протяжении ряда лет активно используются в школах при изучении социально-гуманитарных дисциплин.

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность и уважение партнеров. В ходе игр учащиеся получают основательные знания по изучаемым темам, учатся правильно строить свою речь, получают навыки ведения исследовательской работы, проходят через мастерские логики, риторики, культуры речи, имиджа спикера.

Наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку материала. «Дебаты» позволяют решать обучающие, развивающие, воспитательные и коммуникативные задачи. Их используют как форму урока, как элемент урока для актуализации знаний, организации самостоятельной работы учащихся, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала, обеспечения «обратной связи», как форму аттестации учащихся. «Дебаты» можно применять на уроках общегуманитарного и естественно-научного циклов.

Дебаты – это интеллектуальная игра, особая форма дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Две команды школьников должны найти аргументы, поддерживающие утверждение, сформулированное в теме, а также аргументы, опровергающие его, чтобы убедить слушателей (жюри) в своей правоте. Каждая команда состоит из трех спикеров, которые выступают с различными типами конструктивных речей. Выступающим важно убедить оппонентов в верности оспариваемого тезиса.

Основные этапы проведения дебатов

1. Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):

– формирование команд (6-8 человек);

– бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;

– формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;

– правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

Проведение дебатов

– жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);

– строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;

– критерии оценки.

Заключительный

– вопросы для анализа дебатов;

– рефлексия (письменно).

При использовании технологии дебатов учитель должен учитывать следующие факторы:

1. Формулировка темы. Тема для дебатов должна звучать как утверждение. Например, «Москва – худший вариант централизации» – это правильная формулировка. (Сравните – «Тверь или Москва – какой вариант централизации лучше?» – это неправильная формулировка). Тема должна затрагивать существенные, значимые вопросы, при этом не должна давать преимуществ ни одной из команд.

2. Термины, понятия, определения, которые будут использоваться в дебатах, должны пониматься обеими сторонами однозначно. Дебаты по терминам не допускаются.

3. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации. Нужно учить школьников высказываться, придерживаясь такого порядка: тезис – аргумент – поддержка. Тезис содержит какой-либо аспект проблемы, основную мысль, идею; аргумент – это основание, довод, доказательство тезиса; поддержка аргумента – это факты, цитаты, статистические данные и т.п. Например, командам предлагается выдвинуть три тезиса, раскрывающие содержание обсуждаемой проблемы и представить аргументы и поддержку аргументов. Так, на уроке «Москва – худший вариант централизации» могут обсуждаться такие аспекты (сформулированные в форме тезисов): географическое положение Москвы, безопасность региона, отношения с Ордой, личностные качества московских князей и т.п.

4. Отдельные элементы дебатов следует вводить в процесс обучения постепенно, чтобы научить школьников выстраивать аргументацию. Например, использовать такой элемент получения «обратной связи» или закрепления на уроке: составьте блок доказательств (тезис – аргумент – поддержка) следующего утверждения «Иностранный капитал играл определяющую роль в экономике России в нач. XX в.».

 

Материалы для выполнения

Практических заданий

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...