Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. О степени соответствия новых законодательных документов России




2. О степени соответствия новых законодательных документов России

в области строительства Федеральному Закону №184-РФ

«О техническом регулировании»

Как уже отмечалось «Закон о техническом регулировании» в Российской Федерации вступил в силу 1 июля 2003 года. К концу 2010г. во всех отраслях народного хозяйства должны были бы создать «Технические регламенты» по выпуску отраслевой продукции. Так в области автомобильных дорог ожидалось появление трёх регламентов по проектированию, строительству и эксплуатации дорог.    

Однако вместо 3-х технических регламентов (проекты которых были подготовлены в СГТУ и представлены в администрацию правительства Российской Федерации и Министерство транспорта России) в 2010 году был опубликован отраслевой дорожно-методический документ ОДМ 218. 1. 001-2010 с весьма обещающим названием «Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства». В этом документе было уделено внимание применению действующих нормативных документов в переходный период (который к окончанию 2010г. уже заканчивался). Дана классификация отраслевых дорожных методических документов, представляющих собой акты рекомендательного характера, изданные распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожной деятельности, разъясняющие методологию работ в сфере технического регулирования и (или) содержащие технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.  

Основным недостатком ОДМ 218. 1. 001-2010 является то, что в разделе «Термины и определения» этого документа были неправомерно опущены основополагающие определения Федерального закона № 184-ФЗ, описывающие безопасность дорожной продукции, то есть отсутствуют термины «безопасность» и «риск». Разработке и применению этих понятий, в ОДМ не уделяется ни какого внимания. В связи с этим рекомендации ОДМ становятся весьма условными, что следует считать ошибкой (преднамеренной ошибкой) авторов данного документа.

В Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности …» (вступившем в силу 8 ноября 2007 г. ) упоминается о риске только один раз – в ст. 38 относительно страхования риска утраты или повреждения платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги. В данной статье говорится о строительстве, реконструкции и использовании платных автомобильных дорог на основании концессионных соглашений. Как в ОДМ 218. 1. 001-2010, так и в Федеральном Законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» - отсутствуют рекомендации по использованию в дорожном хозяйстве оценок безопасности продукции дорожной отрасли, которые следует осуществлять на основе риска причинения вреда пользователям (водителям, пассажирам, пешеходам и перевозчикам).    

К 2010 г. в соответствии с «Законом о техническом регулировании» все отрасли России должны были перейти к техническому регулированию на основе технических регламентов. Однако до 2010 года в Российской Федерации было принято менее 30 технических регламентов, а по оценкам специалистов уже к 1 июля 2010 г. их должно было бы быть несколько сотен. Именно к этой дате закончился семилетний срок, отведенный для реализации реформ технического регулирования в России.

Однако строительная отрасль до 2010 года подготовила один из основополагающих законов технического регулирования в области безопасности строительства зданий и сооружений (и тем самым помогла дорожной отрасли справиться шоковым состоянием).

30 декабря 2009 г. был принят Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Закон принят Государственной Думой 23 декабря 2009 г. и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 г. в целях:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

4) обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Анализ основных положений данного документа дает возможность его применения для автомобильной дороги, так как дорога представляет собой линейное инженерное сооружение. Под сооружением в Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части. Строительная система состоит из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, предназначенных для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Для реализации целей в данном законе используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Используются следующие основные понятия (выборочно):

- жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения;

- механическая безопасность - состояние строительных конструкций и основания здания или сооружения, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их части;

- сложные природные условия - наличие специфических по составу и состоянию грунтов и (или) риска возникновения (развития) опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

Объектом технического регулирования в данном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. Он устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования:

Ø механической безопасности;

Ø пожарной безопасности;

Ø безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

Ø безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

Ø безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

Ø доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

Ø энергетической эффективности зданий и сооружений;

Ø безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

В результате идентификации здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности, под которым понимают характеристику здания или сооружения, определяемую в соответствии с объемом экономических, социальных и экологических последствий его разрушения:

1) повышенный;

2) нормальный;

3) пониженный.

Безопасность зданий и сооружений, а также процессов их проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации обеспечивается посредством установления, соответствующих требованиям безопасности, проектных значений параметров зданий и сооружений. Качественные характеристики зданий и сооружений должны соблюдаться в течение всего жизненного цикла объекта. Безопасность зданий и сооружений обеспечивается реализацией названных выше требований в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации, консервации и сноса.     

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:

1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;

2) разрушения всего здания, сооружения или их части;

3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;

4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.

Здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы при проживании и пребывании человека в здании или сооружении не возникало вредного воздействия на человека в результате физических, биологических, химических, радиационных и иных воздействий. Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду.

Соответствие проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы ссылками на требования закона и ссылками на требования стандартов и сводов правил или на требования специальных технических условий. В случае отсутствия указанных требований соответствие проектных значений и характеристик здания или сооружения требованиям безопасности, а также проектируемые мероприятия по обеспечению его безопасности должны быть обоснованы одним или несколькими способами из следующих способов:

1) результаты исследований;

2) расчеты и/или испытания, выполненные по сертифицированным или апробированным иным способом методикам;

3) моделирование сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и/или техногенных воздействий, в том числе при неблагоприятном сочетании опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий;

4) оценка риска возникновения опасных природных процессов и явлений и/или техногенных воздействий.

За предельное состояние строительных конструкций и основания по прочности и устойчивости должно быть принято состояние, характеризующееся:

1) разрушением любого характера;

2) потерей устойчивости формы;

3) потерей устойчивости положения;

4) нарушением эксплуатационной пригодности и иными явлениями, связанными с угрозой причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. В расчетах строительных конструкций и основания должны быть учтены все виды нагрузок, соответствующих функциональному назначению и конструктивному решению здания или сооружения, климатические, а в необходимых случаях технологические воздействия, а также усилия, вызываемые деформацией строительных конструкций и основания.

Расчетные модели (в том числе расчетные схемы, основные предпосылки расчета) строительных конструкций и основания должны отражать действительные условия работы здания или сооружения, отвечающие рассматриваемой расчетной ситуации. При этом должны быть учтены:

1) факторы, определяющие напряженно-деформированное состояние;

2) особенности взаимодействия элементов строительных конструкций между собой и с основанием;

3) пространственная работа строительных конструкций;

4) геометрическая и физическая нелинейность;

5) пластические и реологические свойства материалов и грунтов;

6) возможность образования трещин;

7) возможные отклонения геометрических параметров от их номинальных значений.

Расчеты, обосновывающие безопасность принятых конструктивных решений здания или сооружения, должны быть проведены с учетом уровня ответственности проектируемого здания или сооружения. С этой целью расчетные значения усилий в элементах строительных конструкций и основании здания или сооружения должны быть определены с учетом коэффициента надежности по ответственности, принятое значение которого не должно быть ниже:

Ø 1, 1 - в отношении здания и сооружения повышенного уровня ответственности. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам;

Ø 1, 0 - в отношении здания и сооружения нормального уровня ответственности. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности;

Ø 0, 8 - в отношении здания и сооружения пониженного уровня ответственности. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям закона и требованиям, установленным в проектной документации, осуществляется в форме: 1) эксплуатационного контроля; 2) государственного контроля (надзора).

Учитывая выше сказанное, основные положения Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [67] применяется и для дорожного хозяйства.

В последний год переходного периода (в 2010 году) обновила свои нормативные документы промышленность России путём внесения изменений в существующий с 1997 года документ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот документ был принят ещё в 1997г. в качестве Федерального закона № 116-Ф3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (последние изменения внесены 27. 07. 2010г. ). Данный закон необходимо отнести в качестве базового документа применительно и к дорожному хозяйству и к строительным сооружениям на промышленных объектах. Обосновано это тем, что в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых «получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:

а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;

б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;

в) горючие вещества - жидкости, газы, пыль, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;

г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;

д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели».

Учитывая вышесказанное, автомобильную дорогу и промышленные сооружения следует рассматривать как опасные производственные объекты, на которых непрерывно и круглосуточно перевозятся или производятся опасные вещества. Это означает, что в области технического регулирования в дорожной деятельности и при строительстве промышленных сооружений следует руководствоваться также Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21. 07. 1997 (с последними изменениями на 27. 07. 2010г. ).

22 июля 2008 г. для реализации закона «О техническом регулировании» в Российской Федерации был принят Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Данный закон принят «в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. В нём определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В статье 2 данного Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» приведены основные понятия, такие как:

- пожарный риск – мера возможности реализации пожарной опасности для объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей;  

- допустимый пожарный риск – пожарный риск, уровень которого допустим и обоснован исходя из социально-экономических условий;

- индивидуальный пожарный риск – пожарный риск, который может привести к гибели человека в результате воздействия опасных факторов пожара;

- социальный пожарный риск – степень опасности, ведущей к гибели группы людей в результате воздействия опасных факторов пожара;

- производственные объекты – объекты промышленного и сельскохозяйственного назначения, в том числе склады, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта), объекты связи.

В статье 6 данного закона одним из условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности является условие, когда пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом.

В статье 93 приводятся нормативные значения пожарного риска для производственных объектов, а именно:

1. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год (это: ).   

2. Для производственных объектов, на которых обеспечение величины индивидуального пожарного риска одной миллионной в год невозможно в связи со спецификой функционирования технологических процессов, допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год: .

3. Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год: .

4. Величина социального пожарного риска воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год ( ).

Исходя из приведенных выше определений, к производственному объекту можно отнести и автозаправочные станции (АЗС). Статья 71 данного Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» посвящена определению противопожарных расстояний от зданий, сооружений и строений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты.

АЗС является стационарным источником загрязнения атмосферы парами бензина, дизельного топлива и их составляющими: бензолом, ксилолом и т. п., а также продуктами сгорания моторного топлива: оксидом и диоксидом азота, оксидом углерода, диоксидом серы и т. п.

В настоящее время возросло количество необоснованно размещенных и построенных автозаправочных станций. Как правило, размещение АЗС осуществляется без инженерно-технического сопровождения и без учета экономического сравнения вариантов, в результате ошибок они наносят большой вред окружающей среде.

В связи с тем, что АЗС обычно располагают на примыканиях к автомобильным дорогам общего назначения и в пределах населённых пунктов, то задачи охраны окружающей среды следует решать комплексно, оценивая совместное воздействие их и автотранспорта на прилегающие территории.

Согласно статье 71 Федерального закона противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в табл. 2. 1..

Таким образом, учитывая АЗС как объект дорожной инфраструктуры, необходимо, в соответствии с названными выше Федеральными законами, устанавливать риск распространения пожара по причине недостаточного расстояния от АЗС до объекта.

 

Таблица 2. 1

Противопожарные расстояния от автозаправочных станций бензина

и дизельного топлива до граничащих с ними объектов

Наименования объектов, до которых определяются противопожарные расстояния

Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с подземными резервуарами, м

Противопожарные расстояния от автозаправочных станций с наземными резервуарами, м

общей вместимостью более 20 м3 общей вместимостью не более 20 м3
Производственные, складские и административно-бытовые здания, сооружения и строения промышленных организаций
Лесные массивы: хвойных и смешанных пород лиственных пород      
Жилые и общественные здания
Места массового пребывания людей
Индивидуальные гаражи и открытые стоянки для автомобилей
Торговые киоски
Автомобильные дороги общей сети (край проезжей части): I, II и III категорий IV и V категорий            
Маршруты электрифицированного городского транспорта (до контактной сети)
Железные дороги общей сети (до подошвы насыпи или бровки выемки)
Очистные канализационные сооружения и насосные станции, не относящиеся к автозаправочным станциям
Технологические установки категорий АН, БН, ГН, здания и сооружения с наличием радиоактивных и вредных веществ I и II классов опасности - -
Склады лесных материалов, торфа, волокнистых горючих веществ, сена, соломы, а также участки открытого залегания торфа

Начало XXI века для России ознаменовалось переходом законодательной базы Российской Федерации на новый международный уровень, в результате которого в течение переходного периода регламентировалась разработка технических регламентов, национальных стандартов и стандартов предприятий во всех сферах технической деятельности.

Согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» основная часть технического законодательства должна быть представлена в виде технических регламентов, которые разрабатываются с учетом уровня риска и степени причинения вреда и принимаются в том же порядке, что и обычные федеральные законы. В технических регламентах устанавливаются обязательные (минимально необходимые) требования, обеспечивающие различные виды безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Под безопасностью следует понимать состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Учитывая, что не во всех направлениях строительной деятельности к настоящему времени развиты методы оценки риска причинения вреда пользователям строительной продукцией будем приводить примеры оценки риска чаще всего относительно конструкций дорожной отрасли, а в заключительной лекции покажем математические модели пригодные к применению в любом направлении строительной деятельности. Примеры расчёта риска на практических занятиях будут учитывать применение данных математических моделей ко всем направлениям строительства, включая и строительство различных коммуникаций.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...