Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 4 Методологические основы менеджмента

Управление, как известно, представляет собой осознанную целе­направленную деятельность людей, с помощью которой они упорядочивают и подчиняют себе окружающий мир.

Менеджмент — важнейшая составная часть управления, предме­том которой являются социальные отношения в процессе управле­ния. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Менеджмент, как наука Во многих определениях, делается акцент на то, что менеджмент - это самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Менеджмент, как наука, сформировался в конце XIX в. С вязан с: философией, психологией, социологией, политологией, с теорией информации, с теорией принятие решений и т.д. Менеджмент, как искусство. Так как каждая организация состоит из ряда элементов, а главная элементом являются люди, то управлять людьми может человек, обладающий управленческим талантом. Менеджмент, как практика Задолго до теоретических исследований теории управления, в мире уже имелся опыт управления трудовыми процессами, трудовыми коллективами и целыми государствами. Менеджмент как вид деятельности: Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Менеджмент как процесс: Выполнение функций менеджмента предполагает затраты времени и ресурсов. Поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные процессы и процесс закупок, и множество других. Менеджмент как орган управления: Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные должности в аппарате.

К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести: 1) развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики; 2) определяющее влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией; 3) соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации; 4) соотносительность управляющей и управляемой подсистем (субъекта (органа) и объекта управления); 5) использование преимущественно сознательного (планомерного) управления; 6) концентрация и динамичное изменение функций управления в организации; 7) оптимизация (рационализация) уровней управления организацией; 8) рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Первым сформулировал принципы управления А. Файоль (1916).

Принцип разделение труда. Содержание принципа: Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы. Полномочия и ответственность. Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, что бы нести ответственность за порученную работу. Дисциплина. Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры-применять справедливые санкции к нарушителям норм порядка. Единоначалие. Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником. Единство действий. Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану. Подчиненность интересов. Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности. Вознаграждение персонала. Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд. Централизация. Организация должна иметь управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности. Скалярная цепь управления. Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»). Порядок. Рабочее место – для каждого работника и каждый работник на свое рабочем месте. Справедливость. Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи. Стабильность персонала. Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, поскольку высокая текучесть снижает эффективность. Инициатива. Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве-сила).

К принципам А. Файоля, эволюция менеджмента позволила добавить: принцип системности, предполагающий использование методологии системного подхода в управлении; принцип компетентности, состоящий в необходимости знания менеджером системы управления; принцип иерархичности, предполагающий выделение уровней управления на основе вертикального разделения управленческого труда и подчинение низших уровней управления высшим; принцип выделения ведущего звена, предполагающий выбор наиболее значимой цели и наиболее важных ресурсов для ее достижения; принцип совершенствования, предусматривающий трансформацию организационной структуры, функций и методов управления по мере изменения объекта управления и состояния внешней среды.


Методология есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции: 1) получение, создание нового знания; 2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий; 3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт). Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Методы управления подразделяются на следующие группы: 1. Организационно-правовые методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое. 2. Административные методы управления предполагают, что вся деятельность организации основывается на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний, зачастую основанном на принуждении. Отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. 3. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. 4. Социально-экономические методы являются более эффективными, чем административные и экономические, что может быть связано с тем, что материальное вознаграждение удовлетворяет основные потребности работника и у него возникают потребности более высокого порядка. 5. Социально-психологические методы подразделяются на два вида воздействия: 1. создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и уважительных отношений между руководителем и подчиненными; 2. предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников. Наибольшего результата организация может добиться только при их взаимодействии всех методов.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...