Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Украшения и одежда. Религиозные представления. Погребения




Украшения и одежда

В верхнем палеолите широко распространяются украшения из кости животных и просверленных клыков, зубов, раковин. Это ожерелья из бусин, изготовленные из бивня мамонта, зубов животных и раковин моллюсков, нередко в них включаются более крупные подвески или бляхи. На голове носились скрепляющие волосы орнаментированные обручи (диадемы) из бивня мамонта, на руках — различные браслеты, вырезанные из бивня или составленные из нанизанных бус. Бусы и раковины украшали головные уборы или прически и одежду, что хорошо видно по материалам погребений и деталям антропоморфных статуэток.

О покрое и характере шитой одежды свидетельствуют как изображения людей, так и остатки украшений, нашитых на нее, обнаруженные в погребениях. Эти данные позволяют реконструировать несколько вариантов одежды. Так, на основании изучения женской статуэтки с сибирской стоянки Буреть можно говорить о существовании меховой одежды типа комбинезона, сшитого шерстью наружу, плотно облегающего тело с головы до ног. Более сложный костюм реконструируется по материалам погребений на стоянке Сунгирь. Костюм состоял из рубахи, штанов, обуви и плаща, заколотого крупной булавкой (фибулой). Одежда погребенных была богато расшита по швам бусинами, вырезанными из бивня, что образовывало декоративные каймы. Вообще о наличие достаточно сложной одежды говорят находки большого количества пряжек, пуговиц и различных бляшек-нашивок, сделанных из кости и часто орнаментированных.
Исследования последнего десятилетия позволяют считать, что в верхнем палеолите было широко распространено плетение, вязание и, в некоторых районах, ткачество. Образцы первого текстиля имеют возраст 26 тыс. лет и были обнаружены на ряде стоянок в Моравии (Центральная Европа). Растительным сырьем для него служили волокна крапивы и конопли.

Охота

Находки на стоянках большого количества костей разнообразных животных свидетельствуют о том, что охота была одним из основных занятий населения. По костным остаткам животных мы можем определить набор промысловых видов. Такими животными были мамонт, дикая лошадь, северный и благородный олень, бизон, сайга, а из хищников — волк, бурый и пещерный медведь, лисица, песец, из грызунов — заяц, байбак. Значительно реже находят кости птиц и рыб.

Иногда на стоянках встречаются целые скелеты песцов и других хищников — следовательно, эти животные не бьии употреблены в пищу. Это позволяет предполагать, что в некоторых случаях охота велась исключительно из-за меха. По характеру костных материалов можно проследить определенную избирательность охоты на тот или иной вид животных в зависимости от сезона, пола и возраста. Так, вышеупомянутые скелеты пушных зверей относятся к стоянкам, на которых жили в осенне-зимние сезоны, т. е. в то время, когда мех наиболее прочен. Кости животных, найденные на стоянках, как правило, принадлежат либо молодым, либо старым животным, а обьем охотничьей добычи на стоянках не очень велик. Таким образом, охота не нарушала экологического баланса местности. Все это говорит о том, что представление о палеолитическом человеке как о бездумном хищнике явно устарело.

Листовидные и другие острия, наконечники с боковой выемкой, вероятно, служили навершиями охотничьего вооружения — копий и дротиков. Кроме того, на ряде стоянок обнаружены костяные наконечники для таких орудий, как копья и гарпуны. Часто изготовлялись вкладышевые наконечники: в пазы костяного наконечника закрепляли острые кремневые пластинки. На некоторых стоянках Франции были найдены копьеметалки, которые увеличивали дальность полета метательного оружия и силу удара. В верхнем палеолите, по-видимому, были изобретены лук и стрелы. Ряд исследователей предполагают, что в это время начинается одомашнивание волка (стоянка Авдеево).

Для верхнего палеолита реконструируются различные способы охоты: при помощи ловчих ям, загонов или облав, засад у водопоев, с помощью разных ловушек и пр. Охота требовала четкой организации всех действий коллектива. На одной из французских стоянок найден охотничий рог, который, как известно, служит для передачи сигналов группам охотников на различных стадиях охоты.

Охота обеспечивала людей пищей, материалом для одежды и строительства жилищ, давала очень важное сырье для изготовления разных изделий — кость (которая, кроме того, служила топливом). При этом охота не могла удовлетворить всех потребностей человека и существенно дополнялась разнообразным собирательством, роль которого была велика, особенно в южных регионах.

Религиозные представления. Погребения

Духовная жизнь палеолитического человека развивалась в непосредственной связи с дальнейшим освоением мира и развитием материальной культуры. Первобытные верования являются отражением определенных выводов, представлений и понятий, возникших в результате длительных наблюдений за явлениями природы и накопленного жизненного опыта. Уже в мустьерскую эпоху у человека начинает складываться комплекс представлений, объясняющих важнейшие основы мироздания. Не отделяя своего существования от окружающего мира и наблюдая различные природные явления, первобытные люди приписывали себе способность вызывать или творить те же явления и, с другой стороны, приписывали силам природы, животным и неодушевленным предметам различные способности и возможности, присущие только человеку. Этот комплекс представлений получил название анимизма. Убеждение в существование связи человека с каким-либо животным или растением привело к возникновению еще одного направления первобытных верований — тотемизма. Тотемизм возникает вместе с возникновением родового общества. Его основой является представление о том, что все члены одной родовой группы происходят от определенного животного, растения или даже неодушевленного предмета — тотема.

Главной причиной возникновения погребальной практики, как уже говорилось выше, явилось дальнейшее развитие социальной организации и усложнение мировоззренческих представлений. К настоящему времени известно около 70 погребений верхнего палеолита, обнаруженных пока только в Евразии. В эту эпоху, несмотря на относительно немногочисленные находки погребений, можно говорить о некоторых устойчивых чертах погребальной практики. Умершие люди помещались в могильные ямы, зачастую окруженные или покрытые камнями и костями, погребальный инвентарь представлен украшениями, каменными и костяными изделиями, часто использовалась красная охра. Погребения расположены, как правило, на стоянках или в обитаемых пещерах. Позы погребенных весьма разнообразны. Погребения бывают одиночными и коллективными. Так, например, на стоянке Пржедмость (Чехия) было найдено коллективное погребение, содержавшее остатки не менее 20 человек: 8 скелетов принадлежало взрослым, остальные — детям. Скелеты лежали по большей части скорченными на боку, иногда были обложены лопатками мамонта или перекрыты камнями. Парные и тройные погребения обнаружены в гротах Гримальди на юге Франции, в Моравии, на стоянке Сунгирь под Владимиром, на стоянке Мальта на Ангаре.

 

Двойное погребение детей на стоянке Сунгирь и предметы искусства, найденные в погребении и на стоянке:
1, 2 — резные диски; 3 — костяной диск с точечным орнаментом; 4 — жезл из бивня; 5 — перстень из бивня; 6 — подвески из клыков песца; 7 — костяные бусины; 8 — лошадка с точечным орнаментом (из культурного слоя)

Мужское и парное детское погребения Сунгиря представляют особый интерес благодаря прекрасной сохранности и богатейшему инвентарю. Мужское погребение содержало более трех тысяч бусин из бивня мамонта и зубов песца. Их расположение на скелете позволяет реконструировать костюм, состоящий из рубахи без разреза спереди и штанов, соединенных с обувью. На голове погребенного был головной убор, украшенный нашитыми резными бусами, на руках — браслеты из кости. На дне могилы лежал кремневый нож и скребло. Погребенный лежал в вытянутом положении на спине и был густо засыпан охрой. Практически рядом с этим погребением было обнаружено еще одно, по необычности обряда и богатству инвентаря выделяющееся среди других. В могильной яме длиной 3 метра лежали два скелета в вытянутом положении, обращенные головами друг к другу. Они принадлежали подросткам — мальчику и девочке, захороненным одновременно. Одежда погребенных была богато украшена нашитыми резными бусами и другими костяными украшениями. Рядом с детьми было положено уникальное охотничье вооружение — копья, превышающие длиной 2 метра, сделанные из цельного выпрямленного бивня мамонта, длинные и короткие костяные кинжалы. На груди мальчика лежал амулет фигурка костяной лошадки. Интересно заметить, что такая же фигурка, украшенная спиралевидным орнаментом, выполненным рядом ямок, была найдена в культурном слое стоянки.

Богатый материал для исследования погребального обряда дают стоянки Костенковско-Боршевского района. На них обнаружено четыре погребения. Погребение на стоянке Костенки 2 было обнаружено рядом с жилищем в специально пристроенной к нему овальной камере из костей мамонта. Положение скелета позволяет предположить, что покойный был помещен в погребальную камеру в сидячем положении со связанными ногами. Погребение со стоянки Маркина Гора (Костенки XIV) содержит полностью сохранившийся скелет мужчины примерно 25 лет, лежащий в простой грунтовой яме, пол которой был густо засыпан охрой. Погребенный был положен на бок в сильно скорченной позе, рядом с ним найдены три кремневых отщепа, фаланга мамонта и заячьи кости. Уникальными являются конструкция и обряд погребения на стоянке Костенки XV. В овальной могильной яме, расположенной под полом жилища, в сидячем положении, на искусственно сооруженном сидении был погребен мальчик 6-7 лет. Найденный в погребении инвентарь представлял собой богатый набор из 70 разнообразных костяных и каменных орудий труда. На голове погребенного находился убор, украшенный более чем 150 просверленными зубами песца. Дно могилы было густо окрашено желтой и красной охрой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...