Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники, по которым переводились средневековые тексты




Алъберик из монастыря Трех источников. Хроника — Chronica Albrici monachi trium fontium a monacho novi monasterii Hoiensis interpolate / Ed. P. Scheffer-Boichorst // Monumenta Germaniae historica, Scriptores. Т. XXIII. Hannoverae, 1874. P. 631–950.

Этьен де Бурбон. Книга о различных сюжетах для проповедей — Anecdotes Historique d'Etienne de Bourbon / Ed. A. Lecoy de La Marche. Paris, 1877. P. 321.

Вильям из Ньюбери. Английская история — William of Newbury. His-toria rerum Anglicarum / Ed. R. Hewlett // Chronicles of the Reigns of Stephen, Henry II and Richard I. London, 1884. Vol. I.,

Гийом Овернский. О Вселенной — Guillaume d'Auvergne. De Universo. Paris, 1674.

Гиральд Уэльский. Топография Ирландии — Giraldi Cambrensis Opera. Vol. V. Topographia Hibemica. Expugnatio Hibemica / Ed. I. F. Dimock. London, 1867.

Гиральд Уэльский. Путешествие по Уэльсу — Giraldi Cambrensis Opera. Vol. VI. Itinerarium Kambriae. Descriptio Kambriae / Ed. J. F. Dimock. London, 1868.

Гервазий Тильсберийский. Императорские досуги — Gervasius Tilsbe-riensis. Otia Imperialia / Ed. G.W.Leibnitz // Scriptore rerum Brunsvi-censium. Hannover, 1707–1710. Vol. I. S. 881-1004. Vol. II. S. 751–784. Des Gerrasius von Tilbury Otia Imperialia / Hrsgbn. von F. Leibrecht. Hannover, 1856.

Итинерарий короля Ричарда — Itinerarium Peregrinorum et Gesta Regis Ricardi / Ed. H. Stubbs. London, 1864.

Уолтер Man. Придворная маята — Map W. De Nugis Curialium — Courtiers' Trifles / Ed. and transl. M. R. James; Rev. by C. N. L. Brooke and R. A. B. Mynors. Oxford, 1983.

Матвей Парижский. Великая хроника — Matthew of Paris. Chronica Majora / Ed. H. R. Luard. London, 1873–1882. Vol. I–VII.

Ордерик Виталий. Церковная история Англии и Нормандии — The Ecclesiastical History of Orderic Vitalis / Ed. and transl. M. Chibnall. Oxford, 1973. Vol. I–VIII.

Путешествие сэра Джона Мандевилля — Mandeville's Travels / Texts and translations by M. Letts. London, 1953. Vol. I–II.

Плавание Брана — Seamus Mac Mathuna. Immram Brain: Bran's Journey to the Land of Women. Tubingen, 1985.

Ральф Коггешелл. Английская хроника — Ralph of Cogeshall. Chroni-con Anglicanum /Ed. Stevenson. London, 1875.

Роджер из Хаудена. Хроника — Roger of Hoveden. Chronica / Ed. H. Stubbs. London, 1868–1871. Vol. I–IV.

Цезарий Гейстербахский. Диалоги о чудесах — Caesarii Heisterbacen-sis, monachi ordinis Cisterciensis, Dialogue Miraculorum / Rec. J. Strange. Vol. I–II. Coloniae, Bonnae et Bruxellis, 1851.

Яков Ворагинский. Золотая легенда — Jacobi a Voragine Legenda Aurea vulgo Historia Lombardica dicta / Rec. Th. Graesse. Lipsae, 1850.

 

ТАЙНОЕ СОДРУЖЕСТВО

 

Трактат, раскрывающий самые любопытные обычаи населения Шотландии, принятые до сих пор.

По большей части присущие лишь этому народу (о подобном никогда не слыхивали).

Тема не поднималась ранее и никогда не излагалась нашими авторами.

Выполнвно для удовольствия друзей скромным исследователем, обитающим среди шотландцев-ирландцев.

 

Ибо это народ мятежный… которые провидящим говорят: «Перестаньте провидеть» и пророкам: «Не пророчествуйте нам правды… предсказывайте приятное».

Исайя, 30:9-10

 

Говорит муж с открытым оком.

Числа, 24:15

 

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу.

! Коринфянам, 13:12

 

[Ибо мы узрим Его]1

 

Но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

1 Иоанна, 3:2

 

Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них.

Иов, 26:5

 

И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне. Он стал — но я не распознал вида его, — только облик был перед глазами моими.

Иов, 4:15-16

 

О природе и деятельности подземных (и по большей части невидимых) созданий, доселе известных жителям Равнинной Шотландии под названием эльфы, фавны, феи и так далее и среди горцев, или шотландцев-ирландцев, именуемые губсисгеды (hubhsisgedh), коибены (caiben), лусбартаны (Ius-bartan) и сигтбуты (siot-bsudh2) — в соответствии с описанием ясновидцев; теперь все они собраны и сопоставлены, дабы способствовать дальнейшему их изучению.

[К сему прилагается, как часть более обширного исследования, описание ирландских заклинаний, нравов шотландцев-ирландцев, их характеров, обычаев, военных походов, хозяйствования, ландшафта и плодородности их страны.]

 

О подземных жителях

 

1. Ши (sith), мирный народ, или фей, они называют слоамэйт (sluaghmaith), или добрыми людьми (по-видимому, для того, чтобы предупредить их злые проделки, ибо у ирландцев есть обычай благословлять всех, от кого ждут зла), и видят в них нечто среднее между человеком и ангелом (так в прежние времена говорили о демонах) — разумных духов с легкими и изменчивыми телами (подобно тем, кого именуют астралы), по природе своей в чем-то близких облакам и лучше всего различимых в сумерки. Эти тела столь неплотны и неуловимы, что духи, приводящие их в движение, могут по своему желанию делать их видимыми или невидимыми. Некоторые тела или формы такие тонкие и прозрачные, что питать их можно, только погружая в крепкий спиртной напиток, проникающий в них как воздух или жидкое масло; другие кормятся более грубой пищей, называемой фойсон, сущностью зерна или напитков или же самим зерном, растущим на поверхности земли, и феи воруют его — иногда совсем незаметно, а порой охотясь за зернами, как вороны или мыши. Поэтому даже в наши времена бывает слышно, как они пекут хлеб, бьют молотками и выполняют всякую работу внутри небольших холмов, которые и служат им жилищем. Прочие — одни только в прежние времена, до того, как Евангелие рассеяло тьму язычества, другие — в местах, еще варварских, — заходят в дома, когда все уже улягутся, наводят порядок в кухне, чистят посуду. Такие трудяги прозваны брауни. В то время как у нас в домах избыток, у них недостаток, и наоборот (ибо им не разрешено захватывать столько добычи, сколько и где им заблагорассудится). Однако из-за их воровства снопы ржи не очень хорошо увязываются (как здесь говорят) или оказываются гораздо тоньше, чем ожидал хозяин.

Их тела, состоящие из застывшего воздуха, иногда уносятся ввысь, а иногда расползаются, принимая самые разные очертания. Через любые трещины и расщелины земли (куда проникает воздух) попадают они в свои жилища. В действительности Земля полна пещер и пустот, и нельзя вообразить место или существо, в котором (или на котором) не жили бы другие (большие или меньшие) животные; и оттого во Вселенной не найдется абсолютной пустыни.

2. Мы же (будучи земным видом) так густо заселили все страны, что теперь трудимся и за этот скрытный народ, и за себя. Однако в дни, когда мы обитали еще не повсеместно, этот народ также обрабатывал поверхность земли, как мы теперь; следы оставленных ими борозд, сохранившиеся с тех дней, когда вся земля была покрыта лесами, и теперь видны на склонах холмов.

В начале каждой четверти года они переезжают на новое поселение, ибо, будучи не в состоянии долго находиться на одном месте и испытывая некоторое облегчение от передвижения и новизны, обречены странствовать до Страшного суда. Их изменчивые тела плывут со всей поклажей по воздуху, поближе к земле. И во время таких бурных перемен ясновидцам, или людям, наделенным вторым зрением (женщины среди них редко попадаются), случается переживать страшные встречи с ними на дорогах; поэтому они стараются не путешествовать в начальные дни каждой четверти года; таким образом, среди шотландцев-ирландцев сложился до сих пор соблюдаемый обычай непременно ходить в церковь в первое воскресенье любой четверти года, тем самым защищая себя, свои поля, и скот от нападений и грабежей странствующих племен. Многие из этих суеверных людей не появляются в церкви до наступления новой четверти года — словно не поучения и исполнения долга они ищут, и молитвы с проповедями нужны им единственно для защиты от летающих во мраке стрел.

Эти народы делятся на племена и кланы; у них есть дети, няньки, браки, смерти, похороны, внешне похожие на наши (если только они не устраивают все это в насмешку над нами или не хотят, чтобы их действия как бы предсказывали наши).

3. Люди, наделенные вторым зрением, отчетливо видят, как эти создания поглощают пищу на празднествах и похоронах: поэтому многие шотландцы-ирландцы, боясь разделить с ними трапезу или быть отравленными, отказываются от еды во время таких церемоний.

Не раз замечали, как они наряду с обыкновенными, земными людьми несут катафалк или гроб, в котором лежит мертвец, до самой могилы. Некоторые ясновидцы (наделенные этим даром от природы или получившие его благодаря колдовству) говорили мне, что видели на подобных церемониях двойника, или образ одного и того же человека, одновременно в двух местах, и хотя подземный и земной человек во всем абсолютно походили друг на друга, было не трудно отличить их по определенным тайным признакам или поступкам так, чтобы вступить в беседу со своим знакомым и соседом, а не с призрачным двойником. Ясновидцы утверждают, что каждому существу и жизненному явлению в одной стихии соответствуют определенные твари и явления из другой стихии. Подобно тому, как в море можно иногда выловить рыб, похожих на облаченных в ризы и капюшоны монахов уже исчезнувших орденов. Папистский вымысел о добрых и злых демонах и специально приставленных анге-лах-хранителях они называют невежественной ошибкой, порожденной именно этими двойниками, называемыми со-imimeadh, или «спутниками». Такой спутник похож на человека словно близнец, следует за ним как тень и часто является людям в обличье того человека как до, так и после его смерти. В прежние времена часто видели, как он [двойник] входит в дом; и таким образом узнавали, что сам человек посетит их через несколько дней. Это подобие, эхо, или живой портрет, в конце концов возвращается к своим. Оно сопровождает человека с целью ему одному известной — то ли чтобы уберечь его от козней соплеменников, то ли просто чтобы подражать ему во всем, как подражает всем проказница обезьяна. Как бы то ни было, истории старых колдуний неоспоримо доказывают, что всевозможные духи, вселяясь в легкие, воздушные тела или же в тела сумасшедших, одержимых неведомыми духами, получают удовольствие (или, по крайней мере, избавляются от боли и тоски), когда прыгают и резвятся как сатиры, или чирикают и поют (как птицы) в своих нечистых синагогах или на шабашах седьмого дня. Если их вызывают и горячо молят, духи-спутники являют себя людям; в противном случае они, как пришельцы из иных миров, не хотят и не могут свободно общаться со смертными. Говорят, что хелуо (heluo), или обжоре, сопутствует прожорливый эльф, именуемый гейрт коимитет (geirt coimitheth) — сотрапезник, или половинщик; он поглощает самое лучшее и питательное из того, что ест обжора, который потому остается худым, как цапля или коршун, несмотря на свой волчий аппетит. В собственных же домах подземные жители едят мало, и только пищу очень чистую, подают им прелестные дети, похожие на заколдованных кукол. Пищу, которую они воруют у нас, они переносят в свое жилище тайными путями, подобно тому как некоторые искусные женщины забирают у соседских коров самую сущность молока с помощью соломинки, а если дом далеко, прибегают к волшебству или рисуют привязанный к палке подойник, который доставит молоко на такое расстояние, что там и рев быка не услышат. Сыр, изготовленный из остатков молока такой коровы, плавает в воде, как пробка. Вернуть похищенное можно, только выбранив подозреваемых в колдовстве или заставив их противодействующими заклинаниями вернуть украденное во имя Бога — или своего господина. Но даже капля материнского навоза, размазанная вокруг рта теленка до того, как он примется сосать, предотвратит подобное воровство.

4. Считается, что дома у них большие и красивые и обычно невидимы для людских глаз, как Рэчлэнд и другие заколдованные острова. Освещаются эти жилища постоянно горящими лампами и светильниками, в которые обыкновенно даже не надо подливать масла. Еще живы женщины, рассказывающие, что во время родов их похищали и заставляли нянчить детей фей, а на их месте оставались лишь образы (наподобие зеркального отражения), создававшие видимость разлагающегося тела, на самом деле хитростью похищенного, пока не оставался один скелет — как будто бы кого-то умершего естественной и обычной смертью. Младенец и огонь, а также пища и все необходимое кладутся перед нянькой, как только она появляется, но она не видит ни выхода, ни того, что делается в других комнатах жилища. Когда наступает время отнять ребенка от груди, нянька либо умирает, либо возвращается к себе, либо соглашается остаться. Но если какой-нибудь земной человек хитростью выведает их тайны (например, секрет снадобий, которые, подобно перстню Гига3, делают их невидимыми или сверхловкими, или ввергают в оцепенение, или меняют их вид, или показывают вещи на большом расстоянии и т. д.), ему наносится безболезненный, словно дуновение ветра, удар и в мгновение ока отнимается у него природное и приобретенное зрение (оба эти зрения заключены в одном и том же органе и неотделимы друг от друга) или человека поражает немота. Горцы до сих пор кладут хлеб, Библию и железо в кровать рожениц, чтобы предотвратить похищение. Считается, что все странные неведомые существа ничего земного так не боятся, как холодного железа. Объясняют это тем, что ад расположен между холодными бурями и жаром раскаленных металлов и железа на севере (поэтому и магнит направлен в эту сторону). Из ненависти к аду отвратительные создания с тонким обонянием до дрожи боятся всего, что оттуда происходит или просто связано с этим устрашающим местом, где их мучения либо начинались, либо предстоят им в дальнейшем.

5. Их одежда и речь похожи на одежду и речь народа, под страной которого они живут: поэтому в Горной Шотландии они ходят в пледах и пестром платье, а в Ирландии — в суанаксе4. Речь их немногословна и состоит из звонкого посвистывания. Однако в любой стране даже дьяволы, когда к ним взывают, отвечают на местном языке, иногда и подземные жители говорят более отчетливо, чем обычно. Полагают, что их женщины прекрасно умеют ткать, прясть, красить и вышивать, но даже ясновидящие не в силах узнать, трудятся ли они над изысканными тканями с помощью настоящих, необходимых для этого орудий или же это только удивительные паутины, воздушные радуги и нереальное подражание действиям смертных.

6. Их мужчины много путешествуют, предвосхищая злодейские и трагические деяния некоторых из людей либо подражая им. Немало трагических событий происходит и в их жизни как на земле, так и в воздухе, наподобие заговоров, сражений, угроз, ранений и похорон. Они живут гораздо дольше нас, но, в конце концов, умирают — или, во всяком случае, исчезают, ибо одно из их убеждений заключается в том, что ничто не гибнет, но, подобно Солнцу или времени, движется по кругу, маленькому или большему, и во вращении своем обновляется и возрождается; другое же их убеждение заключается в том, что каждое творение пребывает в движении (которое есть род жизни), и ничто не движется, если на нем не движется другая тварь, это верно и в отношении мельчайшей частицы, которая способна быть вместилищем жизни.

7. Полагают, что у них аристократические правители и законы, но нет ни определенной религии, ни любви, ни преданности Богу, Благословенному Создателю всего сущего. Они исчезают, когда слышат имя Его или Иисуса (перед которым, вольно или невольно, преклоняются все, кто живет над или под землей или внутри нее. Фил., 2:10); й не могут они поступить иначе, после того как услышали Его священное имя. Табгайсдер, или ясновидец, который сообщается с такими существами, с помощью заклинаний может заставить их появиться перед собой или другими, когда ему заблагорассудится, в точности как Эндорская волшебница. Он говорит, что они всегда готовы предвещать дурное, но редко становятся благими вестниками для людей. Он не боится вида этих созданий, когда сам вызывает их, но очень пугается, когда они являются неожиданно (что случается нередко). Он был бы рад избавиться от этого дара, ибо вынужден наблюдать ужасающие картины, например мучения, которые они причиняют людям, их мертвенные взгляды, схватки и тому подобное. Они далеко не столь зловредны, как могли бы быть, и, по-видимому, не испытывают больших страданий, хотя обычно молчаливы и угрюмы. Говорят, у них много забавных книг. Однако их воздействие проявляется лишь в припадках древнего неистового веселья — как будто внушенного каким-то иным, овладевшим ими в это мгновение духом, более светлым и веселым, чем их собственный. Есть у них и другие книги, по смыслу темные и непостижимые, напоминающие стиль розенкрейцеров. Ничего похожего на Библию у них нет, если не считать собрания свитков с заклинаниями и оберегами; они используются не для самозащиты, но для того, чтобы воздействовать на других тварей: ибо для нашего оружия они неуязвимы, хотя на телах оборотней (were-wolves) и колдуний остаются следы, когда те, находясь дома, путешествуют в присвоенных ими астральных телах и получают ранения в другом месте (благодаря единству духа природы, который проникает во все, передавая и умножая силу нанесенного удара) — подобно тому, как звучат струны второй арфы, когда ударят по струнам первой, настроенной с ней в лад. Однако у этих существ нет второго, или достаточно плотного, тела, которое можно было бы пронзить, но оно, как воздух, разделенный на части, снова соединяется; а если они и чувствуют боль от удара, то, будучи более искусными лекарями, нежели мы, быстро излечиваются. Они не подвержены болезням, но уменьшаются и чахнут в определенное время, все приблизительно в одном и том же возрасте. Некоторые [мужчины] говорят, что их постоянная грусть объясняется состоянием неизвестности (Лук., 13:27), неуверенностью в том, что в конце концов с ними станется; их веселье больше походит на застывший оскал черепа или скорее на представление управляемых кем-то марионеток, чем на искреннее проявление чувств. Однако некоторые люди, наделенные вторым зрением, неграмотные и излишне доверчивые, считают по-иному. Полагают также, что подземные жители — души умерших, временно пребывающие в низшем состоянии и обретшие благодаря милостыне, поданной ими в этой жизни, тела под названием cuirp dhaondachbach6 — то есть изменяющиеся, воздушные формы, которые вмещают их, чтобы они не распались, не исчезли бы в пустоте или первоначальном небытии.

Но если иные из них были столь нечестивы, что не подали никакой милостыни, то, как говорят, когда души их покидают, они впадают в сонное оцепенение, пока вновь не обретут земные тела. Других жители Равнинной Шотландии называют врит (wreath), а ирландцы — ойг (eug)7, или вестник смерти (он является иногда в виде лохматой собаки, и если встать перед ней и вовремя произнести заклинание, то можно умилостивить смертью любого другого существа вместо больного человека). Это лишь испарения умирающего, выделившиеся и застывшие в виде разных заболеваний (подобно тому как в небе иногда появляются корабли и армии), они именуются астральными телами, колеблемые, словно пламя на ветру, это и не души, и не духи-двойники. Однако немало людей считают, что они сами по себе представляют многочисленный народ, имеющий собственное государство. Такое разнообразие суждений может после тщательных разысканий привести к обнаружению некоторых непоследовательностей в этом изложении.

8. Их оружие чаще всего сделано из прочного земного материала, не из железа, а из камня, похожего на светло-желтый кремень, и имеет вид заостренной стрелы, которая летит с большой силой, как копье. Действие этого оружия (по мастерству изготовления оно за пределами человеческих возможностей) чем-то напоминает удар грома, оно смертельно ранит внутренние органы, не разрывая кожу; такие раны я видел у животных и собственноручно ощупывал. Нанесшие их не самые меткие стрелки, да и не так уж они непобедимы, по крайней мере на вид.

Ясновидцы открывают удивительные явления не по чьей-то просьбе, но в состоянии экстаза, или порыве вдохновения, внушенного духами, дотоле таившимися возле них. Так, я не раз говорил с ясновидцем, и он взволнованно сказал, что разрубил тело одного из членов этого племени железным оружием и так спасся от нападения; однако он не увидел никаких останков разрубленного надвое тела; иногда ему удавалось расправиться с некоторыми из них. Его соседи часто замечали, что он в некоем месте исчезал, а затем, примерно через час, снова появлялся на расстоянии выстрела из лука от того места, где исчез; он утверждал, что именно там и происходила схватка с подземными жителями. Тех же, кто невидимо ранен или осквернен, называют гоиннт (goinnt) — то есть пронзенные или раненные оружием этого народа, отчего их поведение неожиданно меняется, однако причины этой перемены сразу непонятны. К тому же они не властны (либо из-за того, что лишаются силы, либо, из-за того, что не молят о помощи небесной) избежать угрожающего им удара. Один наделенный вторым зрением человек увидел, что стоящий возле него мужчина истекает кровью (а другие ничего этого не замечали), и велел ему немедленно бежать; человек посмеялся над предостережением ясновидца, ибо никакой явной опасности не было; но не успел он закрыть рта, как неожиданно враг подобрался к нему сбоку и заколол. Этот народ также ранит (gon) коров и других животных, которых называют «пронзенными эльфами»; подземные жители (если эти животные умирают) питаются чистейшей их сутью, то есть эфирным тончайшим веществом, необходимым для продления жизни, которое содержится в них подобно спирту, содержащемуся (в небольших количествах) в крепких напитках, и оставляя все земное. Излечиться человек может, если нащупает пальцем рану, как если бы исходящие из теплой человеческой руки токи были достаточным противоядием отравленным стрелам.

9. Подобно птицам и зверям, более восприимчивым к переменам воздушных потоков и потому заранее чувствующим приближение бури, невидимые существа гораздо проницательнее и умеют читать будущее по Книге Природы, в отличие от нас, поглощающих грубую смесь всех элементов, воздействующих на чистоту нашего духа. Олень издалека чует человека [и порох (хотя он — изобретение позднее)]8, голодный охотник чует хлеб, а ворон — падаль: их мозг, долгое время прочищаемый горным, чистым воздухом, мгновенно реагирует на любое изменение. Один такой ясновидец, замечавший действия невидимых предсказателей среди нас (наделенных таким даром провидения, что могут предупреждать о значимых событиях в воздухе, на земле и воде), сказал, что видел, как саван обвился вокруг ног здорового человека, постепенно добрался до колен, а потом до пояса, а там и до плеч и, наконец, поднялся над головой, и никто этого не замечал. Наблюдая, с какой скоростью саван обвивается вокруг человека, он легко догадался, сколько тому осталось жить, и, когда саван поднялся к голове, сказал, что человек тот близок к могиле.

10. Существует немало мест, называемых холмы фей; горцы считают опасными и нечестивыми попытки разорять их: копать там землю или собирать хворост, ибо суеверно полагают, что это места обитания душ их предков. Поэтому (как говорят) в тех местах, кроме кладбища, освящают холм или курган, дабы они дали пристанище душам до того времени, пока не воскреснут тела. Так возникают холмы фей. А когда им нужно покинуть холм, они облекаются в воздушные тела. Говорят также, что существа, невидимо живущие в доме или швыряющие огромные камни, однако, несмотря на это, не очень опасные (поскольку им противостоят более храбрые и милосердные духи, всегда готовые защищать людей. Даниил, 10:13), — это души, не обретшие покоя, ибо их снедает страстное желание раскрыть убийство или злодеяние, которое они совершили или жертвами которого стали, или обнаружить сокровище, спрятанное при жизни, от которого призрак уйдет окончательно, только когда о нем станет известно заклинателю. В одной местности, поблизости от которой я проживал примерно в 1676 году, когда ощущалась нехватка зерна, как-то ночью двум женщинам, живущим далеко друг от друга, было чудесное явление или видение сокровища, спрятанного в холме под названием Шиэрнайх (sithehr-naich), или холм фей. Сокровище сперва предстало в их воображении, а затем ясно слышный голос сообщил о месте, где оно находится, словами, вполне доступными их пробудившемуся сознанию. После этого обе женщины поднялись, встретились на указанном обеим месте, раскрыли друг другу свои намерения и, принявшись копать, нашли сосуд, величиной в шотландский кувшин, полный мелких монет хорошей старинной чеканки; разделив их между собой, женщины стали менять у деревенских жителей полные чашки монет на полные чашки пищи, что видело множество достойных доверия людей, сохранивших монеты до наших дней. Но было ли все это сделано по воле доброго или злого ангела, или же одного из подземных жителей, или же по велению беспокойной души того, кто спрятал или нашел эти деньги, и с какой целью — пусть решают другие.

11. Подземные жители склонны к спорам, сомнениям, противоречиям, вражде, размежеванию, ибо всем им свойственно невежество. Что касается порока и греха, каковы бы ни были их собственные законы, но против наших и против справедливости естественной, гражданской и Божественной они грешат постоянно, как сказано выше; к тому же они крадут кормилец для своих младенцев, воруют наших детей (словно бы для того, чтобы они обитали в невидимых жилищах), и дети эти не возвращаются. Отвратительны невоздержанность ихланнан ши (leannain sith)9, или суккубов, которые спознаются с мужчинами. Однако замечено, что к горячности и сквернословию они склонны меньше, чем к зависти, злости, лицемерию, злу и притворству.

12. Наша религия не обязывает нас заниматься кропотливым исследованием этих тайн, но история всех веков дает немало примеров чрезвычайных происшествий, которые не позволяют нам пренебрегать скромными разысканиями. О пигмеях, феях, нимфах, сиренах, призраках написано так много, что, хотя и десятая часть всего этого далека от истины, становится очевидно: не могли все подобные рассказы появиться на пустом месте. Даже английские авторы сообщают, что если приложить ухо к трещине в скале на острове Барри в Гламорганшире, то отчетливо услышишь стук молотка, бряцание оружия, раздувание мехов и лязг пилы по железу. Все это продолжается с тех самых пор, как Мерлин заколдовал подземных человечков, чтобы они ковали оружие для Аурелия Амброзия и его британцев, до своего возвращения. Но поскольку Мерлин был убит в бою и не смог снять чары, бедные Вулканы обречены трудиться вечно10. Не погружаясь дальше в эти глубины, я расскажу вам, как ясновидец, мой осведомитель, узнал неизвестную другим смертным тайну.

Существуют удивительные обряды, наделяющие человека великим таинством ясновидения. Он должен обвязать волосяную веревку (которой привязывают покойника к дрогам) вокруг пояса и затем опустить голову [как делал Илия. 3 Царств, 18:42] и, раздвинув ноги, смотреть назад, пока не увидит похоронную процессию, пересекающую два болота, или же должен он взглянуть назад через дырку от выпавшего сучка в сосновой доске. Но если ветер переменит направление, пока веревка обмотана вокруг тела, он может лишиться жизни. Если кому любопытно взглянуть на подземных жителей, обычно невидимых (и человек слишком нетерпелив, чтобы добиться своего по-другому), то самый простой способ состоит в том, чтобы поставить ногу на ногу ясновидца, кладущего свою руку на голову соглядатая, который между тем должен смотреть через правое плечо волшебника (однако есть в этом ритуале нечто греховное, словно все находящееся между рукой и ногой ясновидца, в том числе и человек, предается во власть его искусства).

Тогда он увидит множество разъяренных тварей, которые поспешно устремляются к нему со всех сторон, словно воздушные частицы [и это не пустая фантазия, не порождение страха или смятения, но реальные явления, воспринимаемые нормальным человеком, который вполне владеет своими чувствами и, опираясь на них, проверяет истинность окружающих явлений]. Страх лишает его способности говорить и дышать, но ясновидец, отстаивая законность своего искусства, успокаивает и ободряет новичка рассказом о том, как Захарий, когда ему явилось видение, лишился дара речи (Лук., 1:20). В защиту своего искусства он ссылается на то, что видения являлись Елисею, и тот открыл их своему слуге (4 Царств, 6:17), ослепив сирийцев, а также Петру (Деяния, 5:9), который предсказал смерть Сапфиры, ибо загодя увидел вокруг нее саван. Ссылается он и на Павла, пишущего во Втором послании к Коринфянам (12:3–4) о том, что узрел такое видение, которое нельзя и невозможно было пересказать. Елисей в своей комнате издалека увидел, как слуга его Гиезий берет дары у Неемана (4 Царств, 5:26). Отсюда и явились так называемые пророки, то есть люди, наделенные вторым зрением, видящие больше, чем другие. Для своих целей он также цитирует Евангелие от Матфея, 4:8, где дьявол дает самому Иисусу единым взором увидеть все народы и все прекрасные города, что есть на свете, хотя на самом деле и расположенные на большом расстоянии друг от друга. Но ясно сказано, что дьявол дал ему все увидеть не на карте, не в воображении, не под влиянием обманывающей зрение магии, ибо знал, что не может обмануть такого всепонимающе го человека. По-видимому, он показал Христу реальные и ценные вещи, надеясь, что они послужат для Него соблазном. Отсюда как будто можно заключить (сравнивая этот рассказ со словами Матфея, 4:8), что сверхъестественное, или второе зрение, может быть даром как злых, так и добрых духов тем, кто пожелает принять его. Это подтверждается и примером Валаама и пифии. Ясновидец также наставляет своих учеников, повествуя о свойствах Природы, определяемых мудрым Провидением: так, зрение летучих мышей и сов превосходит зрение кротов и землероек, а зрительные способности развиты у людей лучше, чем у сов, зрение же орлов, рысей и кошек острее человеческого. И опять же ясновидцы (которые должны предупреждать о тайных опасностях) обладают более острым зрением, чем обыкновенные люди. Так и зрение может быть обычным, которым наделены все мы, либо усовершенствованным вспомогательными приборами, такими как оптические стекла (в телескопах и микроскопах). Люди же, о которых здесь идет речь, и без этих помощников видят вещи, в силу своей малой величины, тонкости и утаенности невидимые для других, хотя они и соприкасаются с этими вещами ежедневно. Ибо зрение ясновидцев подобно лучу, напоминающему солнечный, который позволяет обыкновенным глазом разглядеть в воздухе пылинки, иначе невидимые. Ясновидение порой передается в роду от отца к сыну, без их на то желания или специального обучения, лишь по милости Провидения либо же по договору или благодаря особым качеством первого получившего этот дар. Эта способность может казаться удивительной (хотя, конечно, не порочной) у таких людей, как м-р Грейтрейк11, ирландский целитель, у седьмых сыновей и прочих людей, которые изгоняют болезни и страдания одним прикосновением к больному месту. Каковое действие (если только это не чудо) [или следствие каких-то тайных свойств материнского чрева, которые усиливаются, пока не родится седьмой сын, и в такой же мере ослабевают после его рождения] производится только благодаря целебным свойствам их здоровых органов, от которых к больным перетекает целительная сила, и здоровый могучий дух целителя воздействует на страждущих так же, как вредные испарения больных заражают людей здоровых.

13. Ясновидцы, не столь одаренные, предсказывают многие будущие события лишь на короткий срок, гадая по лопатке овцы, которой никогда не касался нож [и у назаретян в прежние времена было что-то подобное], ибо, как уже говорилось раньше, железо препятствует всяким действиям, связанным с тайным народом. Эта наука именуется силинненат (silmnenath)12. Поглядев на кость овцы, они смогут сказать, совершился ли блуд в доме владельца, какими деньгами располагает хозяин овец, умрет ли в ближайший месяц кто-нибудь в доме и не поразит ли скот болезнь, называемая ирхал (cardial). Тогда они дают совет, как отвратить эти напасти.

14. Некая женщина (по-видимому, исключение из общего правила), ясновидящая, жившая на Коласнах14, одном из Гебридских островов (во время шотландского восстания маркиза Монтроза), пользовалась большой известностью, и потому захватчики спросили ее, видела ли она их приближение. Она ответила, что заметила их приближение за много часов до того, как они подошли к острову. Но, всматриваясь внимательно, принимала их то за врагов, то за друзей; более того, ей показалось, что они уходят от острова, а не приближаются к нему; поэтому она никого не предупредила об опасности. Дело же было в том, что барку, в которой приплыли враги, они захватили у местных жителей, к тому же гребцы сидели спиной к острову, когда гребли по направлению к нему. Таким образом, эта прорицательница, как Дельфийский оракул, обманулась сама и ввела в заблуждение других. Когда женщину спросили, кто посылает ей все эти видения и предупреждения, она сказала, что, стоит ей положить три соломенных креста себе на ладонь, из земли возле нее выпрыгивает огромный безобразный зверь и взлетает в воздух. Если результат разысканий соответствует ее желаниям, зверь спокойно спустится на землю и лизнет кресты. Если желания ее не исполнятся, зверь с бешенством швырнет ее и кресты на землю и исчезнет.

15. В заключение к прочим доказательствам бесспорной истинности существования воздушных созданий, о которых знают далеко не все, я добавляю следующие рассказы. Некоторые из них я услышал от знакомых актеров и пациентов, а остальные — от очевидцев событий. Первый из них о женщине, которую во время родов похитили, оставив на ее месте некое жалкое подобие, которое зачахло, умерло и было похоронено мужем женщины. Но похищенная через два года вернулась к своему мужу, и он по многим безошибочным приметам понял, что она — первая его жена, принял ее и прижил с ней нескольких детей. Помимо прочего, она поведала мужу, что почти не замечала того, что творилось вокруг нее в просторном доме, где она жила, пока не помазала глаз некой мазью, что была при ней; заметив, что она прозрела, невидимые создания, дунув, ослепили ее глаз. Дом был полон света, хотя не видно было его источника. Женщина эта жила в деревне неподалеку от моего последнего местожительства. Она подала любителям рассуждений повод для спора: если бы ее муж во время ее двухлетнего отсутствия женился, то должен ли он был развестись со своей второй женой по возвращении первой или нет. По-видимому то, что с помощью колдовства можно освободить похищенного человека, не является суеверием, но останавливаться на этом мне кажется излишним.

Я видел сорокалетнюю женщину и (в присутствии другого священника) расспрашивал ее по поводу разговоров о ее длительных постах. Имя ее МакИнтер. Домашние, да и она сама, говорили, что за последние годы она стала совсем мало есть, ночами бродила по полям в поисках своих овец, виделась и беседовала с людьми, которых не знала, и как-то заснула на холмике, откуда ее, до наступления дня, перенесли в другое место. После этого у женщины родился ребенок. Она и сейчас миловидная, печальная, молчаливая, почти никогда не смеется. Вероятно, в ней хорошо уравновешены природный жар и природная влага, словно в неугасимом светильнике, и движутся по кругу, как замирающая жизнь пчел или некоторых видов птиц, которые всю зиму напролет спят и оживают весной.

Во всех магических искусствах вполне обычно, что новички веруют в дар своих учителей и их способность демонстрировать свое умение, творить чудеса ловкости и мастерства. Но некто Стюарт, наоборот, был предубежден против всего, называемого ясновидением; жил он очень близко от моего дома, и в присутствии многих свидетелей ясновидец показал ему то, что видел сам, и человек тот потерял дар речи, ноги его подкосились, и он стал дышать, словно в агонии, напуганный множеством явившихся ему кошмарных созданий, так что присутствующим пришлось унести его в дом.

Печальную известность в Киллине, в Пертшире, получило ужасное происшествие с жившим поблизости крестьянином: он пришел в пивную, где за столом сидел ясновидец, который, заметив входящего соседа, встал, чтобы уйти прочь, и на вопрос о причинах такой спешки ответил, что вошедшему через два дня суждено умереть. В ответ на это тот заколол ясновидца и был казнен два дня спустя.

Один очень умный священник, однако не верящий ни во что выходящее из ряда обыкновенного, шел однажды по узкой улочке с ясновидцем, который, заметив некоего знакомого, весьма враждебно настроенного, посоветовал священнику сойти с дороги. Однако священник презрел его предостережение, между тем как ясновидец поспешил прочь. И тут оба были отброшены далеко от дороги и всю жи<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...