Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Славяне лесной зоны Восточной Европы




Славяне лесной зоны Восточной Европы

Предполагают, что в VIII в. происходит постепенное продвижение некоторых групп славянского населения из районов Верхнего Днестра на северо-восток, на левый берег Днепра и на территорию бассейна р. Десна, где формируется население, которое летописец называет радимичами. Поселения этой территории изучены слабо. Особенностью радимического ареала является преобладание курганов с трупосожжениями, совершенными на месте возведения насыпи на специально сооруженной подсыпке. Характерны безурновые индивидуальные погребения, практически лишенные каких-либо предметов. Изредка встречаются остатки стеклянных бус, проволочные височные колечки, фрагменты лепных сосудов. Форма сосудов близка роменско-боршевским. Определить точную дату радимических курганов с сожжениями трудно — на основании аналогий обряду и немногочисленным находкам они обычно относятся к IX-X вв.

Часть восточнославянских племен — кривичи и словене новгородские — помещены Повестью временных лет на обширных пространствах лесной зоны, включающих в первую очередь территории Верхнего Поднепровья, Подвинья и Верхнего Поволжья, Приильменья. Процесс формирования этих племен довольно сложен и в ряде случаев остается дискуссионным. В связи с ранней историей кривичей и
словен, как правило, рассматриваются две археологические культуры, относящиеся в основном ко второй половине I тыс. н. э. — это культура длинных курганов и культура сопок.

Культура длинных курганов

В VI-VIII вв. на территории от Псковского озера и до Верхней Волги распространяются удлиненные валообразные погребальные памятники — длинные курганы. Длинные курганы распространились на территории, занятой в предшествующее время финскими и балтскими племенами, которые в основном имели грунтовые могильники. Исключение составляет небольшая территория на востоке Эстонии и севере Латвии, где курганы известны со II в. н. э. Наиболее ранние длинные курганы датируются V-VII вв. и часть из них находится в районе Псковского озера. В VIII-IX вв. обычай сооружать длинные курганы появляется и распространяется дальше на юг и юго-восток до Верхней Волги.

По некоторым особенностям выделяют культуру псковских длинных курганов и смоленско-полоцких длинных курганов. Общий период существования VI — начало X в.

Большинство длинных курганов, расположено небольшими группами на склонах и в поймах рек. На всей очерченной территории эти памятники характеризуются обрядом сожжения на стороне и несколькими захоронениями на разных уровнях внутри одной насыпи, очень незначительным числом находок инвентаря, пострадавшего в огне погребального костра.

Как выяснилось, длинную форму курганы получали во многих случаях потому, что возводились в несколько приемов, т. е. к совершенному ранее захоронению последовательно добавлялись более поздние. Длинные курганы, таким образом, являются коллективными усыпальницами. Число захоронений в длинных курганах колеблется от одного-двух до двух десятков. Не более четверти раскопанных сожжений находилось в глиняных урнах, поставленных прямо или опрокинутых вверх дном. Урновые погребения наиболее характерны для смоленских и полоцких длинных курганов.

На окраинах ареала длинных курганов встречены отдельные насыпи, датированные Х в. Поселения, соответствующие длинным курганам, изучены слабо. Обычно это селища незначительной площади, расположенные по краю возвышенных берегов. Основную часть найденного материала составляют фрагменты лепных сосудов, встречены кузнечные шлаки, железные ножи, пряслица. Находки украшений достаточно редки.

Все глиняные сосуды культуры длинных курганов сделаны вручную. Формы этих сосудов имеют аналогии среди керамики прибалтийско-финского населения (сосуды баночной и слабопрофилированной усеченно-конической формы), среди керамики пражской культуры (слабопрофилированные горшкообразные сосуды), среди лепной керамики роменской культуры (невысокие горшки с орнаментом в виде оттисков веревочки), среди керамики тушемлинской культуры (высокие тюльпановидные сосуды).

 

Культура длинных курганов (псковских). Инвентарь:
1 — височные кольца (проволока); 2, 3 — подвески; 4 — булавка; 5 — браслет; 6, 8 — пряжки; 7 — металлическая накладка; 9 — кресало блоковидное; 10, 11 — глиняные сосуды

Вещевой инвентарь из длинных курганов в зависимости от территории распространения делится на три группы:
1) встречаемые повсеместно предметы — разноцветные стеклянные бусы в небольшом количестве, металлические пряжки простой формы, металлические накладки от поясов, немногочисленные бронзовые проволочные или пластинчатые браслеты и перстни, подковообразные небольшие фибулы, ножи, шилья и глиняные пряслица;
2) предметы, встреченные в псковских курганах (на территориях, прежде занятых прибалтийскими финнами), — бронзовые бляшки или подвески колпачковидной или полусферической формы;
3) предметы, встреченные в смоленско-полоцких курганах, — детали женского головного убора балтских племен — бронзовые прямоугольные обоймы и спиральки от вайнаги — головного венчика, серповидные височные кольца (иногда украшенные дополнительно трапециевидными подвесками), колоколовидные и трапециевидные подвески, круглые бляхи, проволочные биспиральные украшения.

Орудия труда или предметы вооружения встречены в единичных случаях (серп, наконечник копья).

Многие длинные курганы расположены в составе могильников вместе с круглыми курганами более позднего времени. Это является одним из аргументов в пользу отнесения их к единой славянской культуре. По всему ареалу длинных курганов с конца IX в. распространяются круглые курганы с индивидуальными сожжениями, которые сооружаются вплоть до рубежа X-XI вв. В круглых курганах в раде случаев найдены вещи, аналогичные находкам из длинных курганов: серповидные височные кольца, трапециевидные подвески, стеклянные бусы тех же цветов, лепная керамика. В нескольких курганах с трупосожжениями X в. обнаружены браслетообразные проволочные височные кольца, которые с XI в. распространяются довольно широко и служат этнографическим признаком кривичского костюма.

 

Культура длинных курганов (смоленско-полоцких). Инвентарь:
1, 2 — височные кольца; 3, 4 — спиральки и обойма от головного венчика; 5 — спиральная пронизка; 6, 7 — подвески; 8, 12— фибулы подковообразные; 9— браслет; 10— стеклянные бусы;
11 — пряжка; 13 — пинцет; 14, 15 — глиняные сосуды

Поселения культуры длинных курганов изучены недостаточно, данные по ним носят в основном разведочный характер. Одним из наиболее исследованных памятников является Изборское городище вблизи Пскова, однако история его возникновения и развития понимается авторами по-разному.

Это городище возникло в VIII в. на высоком труднодоступном мысу, с напольной стороны из плотной глины возведен вал и ров. На небольшой площадке городища располагались жилые наземные срубные дома с деревянными полами и глиняной печью, расположенной в одном из углов. В конструкции печей прослежены некоторые особенности, связанные с различными традициями: балтской (печи на каменном основании) и славянской (целиком из глины с использованием деревянных каркасов). Особый интерес представляют две постройки IX в., исследованные в нижних слоях городища. Постройки имели срубную конструкцию и глинобитные полы, отапливались наземными очагами, устроенными из песка, глины и камней. Подобные сооружения открыты еще на двух поселениях, связанных с населением псковских длинных курганов, — на Псковском городище и городище Камно. Ближайшие аналоги наземных домов с глиняными полами и очагами находят на территории юго-восточной Эстонии и восточной Латвии.

Таким образом, культура длинных курганов состоит из различных по происхождению элементов, объединенных радом общих черт. По некоторым данным, проникновение славянского населения на эти территории было неоднократным и происходило волнообразно.

Значительная часть ареала длинных курганов соответствует территории, населенной племенем кривичей, — междуречье Западной Двины и Днепра, Смоленское Поднепровье, Витебско-Полоцкое течение Западной Двины и районы Псковского озера. Летопись называет на этой территории города кривичей: Полоцк и Смоленск.

Анализ археологических материалов из длинных и круглых курганов с трупосожжением на этой территории показывает, что кривичи как отдельное племенное объединение восточных славян сформировались на основе пришлого славянского населения (предполагается несколько волн проникновения), ассимилировавшего местное балтское (на более позднем этапе, видимо, уже части славянезированное) и частично прибалтийско-финское население. Формирование кривичей происходило в бассейне р. Великой и Псковского озера, а также в Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...