Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Уйгурский каганат (745-840 гг.)




Уйгуры — один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. Их предки известны с IV в. как скотоводы, жившие к северу от пустыни Гоби. Так же как тюрки, входя в IV-VI вв. в состав каганата аваров, уйгуры постоянно боролись за свободу, но после создания Тюркского каганата оказались в его власти. Летопись сообщает, что тюрки «их силами геройствовали в пустынях севера». С начала VII в. известно имя династийного рода уйгуров — Яглакар. Попытки освободиться особенно усилились в 30-е гг. VIII в. и привели в 745 г. к убийству последнего кагана Восточнотюркского каганата. Уйгурское господство установилось на территории от Монгольского Алтая до Маньчжурии и от Байкала до Китая. В 750-751 гг. уйгуры обратились на северо-запад и в кровопролитной борьбе подчинили тюркоязычных чиков Тувы, в 758 г., перейдя Саяны, победили древних хакасов. Власть над Хакасией была недолгой — северная граница прошла в Туве у южного подножия Саянских гор, где уйгуры возвели 16 крепостей и глинобитную стену длиною более 230 км. Эти масштабные действия были прозорливы, но не смогли уберечь страну. Крепости не успели стать полноценными городами. Начатая древними хакасами большая война продолжалась 20 лет и в 840 г. привела к гибели Уйгурского государства. Преодолев Саяны, древнехакасские конные корпуса преследовали разбегавшихся уйгуров до Амура, Китайской стены и оазисов Туркестана. Лишь в Восточном Туркестане в X-XII вв. сохранялись и процветали уйгурские княжества,
без боя сдавшиеся затем войскам Чингисхана. Культура Уйгурского каганата имела большое влияние на монголоязычные народы.

Уйгурский каганат был высококультурным, хорошо организованным государством, с развитым историческим самосознанием. Страна восприняла политическое и культурное наследие Восточнотюркского каганата, сохранив чиновничий штат, расположив столицу в той же долине Орхона, применяя орхонское руническое письмо и продолжая установку официальных памятных стел. Держава имела активные связи с Китаем и Средней Азией, осознанно обогащая свою культуру их достижениями. В ней планово развивалось градостроительство (к которому привлекали согдийцев) и ряд отраслей экономики (прежде всего земледелие и горное дело), контролировались торговые пути, была создана сеть почтовых станций. В 763 г. страна приняла одну из мировых религий того времени — манихейство, отличавшееся особой книжностью и энциклопедичностью, развитой церковной организацией и монашеством. Проповеди и службы велись на национальных языках, применялись письмена приобщаемых к вере стран. Возникнув в Вавилонии в III в., а к VIII в. наиболее связанная со Средней Азией, эта религия широко раздвинула культурные горизонты населения. Тогда же манихейство приняло и Древнехакасское государство.

 

Уйгурские крепости Тувы. Реконструкция и план III Шагонарского городища (1, 3), план IV Шагонарского городища (2). Расположение крепостей вдоль стены на реках Хемчик и Енисей и тропах через Саяны (4)

Археологические памятники Уйгурского каганата выделены лишь в середине XX в. и не получили специального наименования. Они известны в Туве, Забайкалье и Монголии (но в двух последних почти не исследованы). Это прежде всего города. До прихода уйгуров Тува не знала монументальной архитектуры, ими же были сразу возведены 17 крепостей. Все они правильного четырехугольного плана и ориентированы по странам света. Их высокие стены (уцелевшие на 2, 5-2, 8 м) глинобитны или сложены из сырцового кирпича. Углы и ворота (которых обычно двое) укреплялись полукруглыми башнями. Особенно защищено III Шагонарское городище — у этого небольшого (126× 119 м) замка 10 башен и внутренняя цитадель. Памятник входит в куст из 5 крепостей, четыре из которых защищали его. Вероятно, здесь была ставка каганского наместника в Туве. Внутри цитадели открыты остатки здания столбовой конструкции, крытого черепицей. В остальных крепостях также были наземные постройки. В городищах найдены следы ремесленного, металлургического и гончарного производств, плуги, зернотерки, ручные жернова.

Крепости были разных размеров (от 80× 80 до 538× 375 м), но строились по единому плану. Первый город — опора проникновения в новую страну — ставился сразу по пересечении ее границ и служил защитой прибывавшим войскам. Такова крепость Бажын-Алак, расположенная в Туве близ уйгурской тогда Монголии, на лучшем пути через хребты Танну-Ола. Крепость была застроена длинными строениями, разделенными частоколами на отсеки, — возможно, казармами. Второй форпост был уже к северу от Саян (у с. Шушенское), на берегу Енисея, служившего зимней дорогой. Периметр этого городища достигал 800 м. Других крепостей уйгурам в Хакасии создать не довелось. В Туве же города и замки образовали единую, обращенную на север, к враждебному Древнехакасскому государству, дугу и были соединены упоминавшейся длинной стеной.

Для крепостей выбирались низкие, хорошо защищенные водою места: поймы рек, острова, затопляемые луговины. Рвы сопровождали стены городов и полевые фортификации. Такой ров протяженностью 3, 3 км имел, например, вал, уходящий в обе стороны от I Шагонарского городища. Он соединял Енисей с р. Шагонарчик. Участки длинной пограничной стены также имели рвы.

Материальная культура уйгуров изучена мало. Однако вполне очевидны ее глубокие центральноазиатские корни. Близ Шагонарских крепостей раскопаны два могильника уйгуров, резко отличавшихся от захоронений местных племен. Это низкие земляные курганы, перекрывавшие глубокие ямы с боковыми подбоями и сводчатыми катакомбами для тел умерших. Мужчин, женщин и детей погребали поодиночке, укладывая спиной на дощатые настилы или в деревянные гробы. В головах ставили питье в вазообразных гончарных сосудах со штампованным ромбическим узором, а густую пищу — в широкогорлых горшках с уступом под венчиком. В деревянных блюдах оставляли куски мяса овец, коз или коров да ножи для их разрезания. Вход в катакомбу закладывали досками, частоколом, камнями.

 

Уйгуры Тувы. Инвентарь:
1-7 — наконечники стрел; 8-10 — лепные сосуды; 11 — гончарная ваза; 12 — плужный отвал
(1-6, 12— железо, 7— кость)

Инвентарь малочислен. Характерно полное отсутствие конского снаряжения. Хотя многие погребенные убиты на войне (их черепа рассечены мечами или пробиты стрелами, разрублены кости рук и тела), из оружия (и то лишь у избранных) находят одни роговые накладки лука и несколько наконечников стрел из железа и кости. В женских погребениях бывают глиняные или каменные пряслица, костяные игольники, стеклянные и каменные бусы, подвески из клыков животных, у детей — бусы, ожерелья из клыков медведя и косточек грызунов. Младенцев захоранивали в колыбелях общетюркского типа (с мочеотводными трубками из бараньих костей). Физический тип погребенных принадлежит европеоидной расе с монголоидной примесью, т. е. близок к современным уйгурам и узбекам.

 

Уйгурское изваяние. Розовый гранит. Тува, р. Барлык

Памятники аристократам уйгуры, как и тюрки, ставили не на могилах, а одиночно в степи, где и вершили поминки. В отличие от тюрок, они не строили оградок и не устанавливали балбалы. Каменные, всегда мужские изваяния уйгуров, стоящие лицом на восток, известны в Монголии и Туве. От тюркских скульптур их отличает тщательная объемная отделка, а также поза (сосуд удерживается двумя руками), отсутствие клинкового оружия (хотя изображены наборные пояса со многими привесками и сумочками), а также головные уборы с пробором и чехлом для одной косы. Скульпторы обычно использовали гранит.

В противовес этой поминальной традиции, водружение каменных стел с пространными надписями о деяниях деятелей государства (прежде всего каганов) следовало тюркскому обычаю. Также на вершине стелы вырубалась личная тамга, строки, начертанные руническим орхонским алфавитом,
шли сверху вниз, постаментом служили каменные черепахи (на них высечены тамги авторов текстов). Известно 5 таких памятников, все они найдены в Монголии. В столице страны Орду-Балыке в 821 г. была создана стела с надписями на трех языках: к орхонскому письму добавилось согдийское и китайское. Важно отметить, что возникший при уйгурах у населения Тувы обычай надгробных надписей вершился совсем иначе — там следовали собственным правилам в размещении и содержании надписей. В Восточном Туркестане, куда отступили разбитые уйгуры, открыты манихейские рунические рукописи IX и X вв. на бумаге и изысканные фресковые росписи в храмах. Они воспроизводят различные, не всегда понятные сюжеты, многие детали быта и костюм, которые, как можно думать, восходят еще к VIII-IX вв.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...