Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические положения анализа и оптимизации затрат




В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия.

Анализ затрат представляет собой объективно необходимый элемент управления предприятием. Задача анализа затрат состоит в том, чтобы определить выполнение плана, динамику и структуру себестоимости услуг, вскрыть причины отклонения фактической себестоимости от плановой и себестоимости предыдущего года и выявить резервы дальнейшего ее снижения за счет улучшения организации производства и использования оборудования, экономии трудовых ресурсов и повышения производительности труда, экономии материалов, электроэнергии, наиболее рационального использования транспортных средств, а также за счет ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

Себестоимость является одним из важнейших показателей эффективности работы. Совершенствование организации производства, применение новой техники, улучшение использования оборудования и рост производительности труда влияют на снижение себестоимости. В немалой мере уровень себестоимости зависит от объема производимой продукции или предоставляемых услуг. Снижение себестоимости услуг организации способствует сбережению затрат труда, экономии материальных и денежных средств.

Для выявления затрат, которые могут быть сокращены, используют следующие основные виды анализа:

· анализ структуры затрат;

· сравнительный анализ;

· факторный анализ;

· анализ носителей затрат;

· АВС- и ХУZ-анализ.

Для того, чтобы проанализировать структуру затрат предприятия, применяют вертикальный, горизонтальный и трендовый анализы. С помощью вертикального анализа определяют структуру затрат: рассчитывают удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме затрат предприятия и выделяют наиболее значимые статьи. Так, не стоит ожидать значительной экономии в результате сокращения статьи затрат, составляющей 1% от всех затрат компании.

В основе горизонтального анализа лежит сравнение каждой позиции по статьям затрат с предшествующим периодом (месяцем, кварталом, годом), т. е. определяются отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего. После проведения вертикального и горизонтального анализа следует проанализировать тенденции изменения статей затрат, т. е. провести трендовый анализ.[34, С. 13]

Сравнительный анализ основан на сопоставлении наиболее значимых статей затрат с аналогичными показателями конкурентов или с внутренними показателями по другим бизнес-единицам. Анализ структуры затрат и сравнительный анализ позволяют определить направления оптимизации затрат.

Для более глубокого исследования причин изменения уровня затрат следует использовать факторный анализ.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Основными задачами факторного анализа являются:

· отбор факторов для анализа исследуемых показателей;

· классификация и систематизация их с целью обеспечения системного похода;

· моделирование взаимосвязей между результативными и факторными показателями;

· расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

· работа с факторной моделью – ее практическое использование для управления экономическими процессами.

Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является одной из важнейших методологических задач в анализе хозяйственной деятельности. В детерминированном факторном анализе для этого используются следующие способы:

1. Метод цепной подстановки является универсальным и позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетном периоде. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя. Преимущества данного метода – универсальность его применения, а также простота расчетов. Недостаток состоит в том, что при наличии в факторной модели количественных и качественных показателей в первую очередь рассматривается изменение количественных факторов. Если модель представлена несколькими количественными и качественными показателями, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого.

2. Индексный метод.

3. Метод абсолютных и относительных разниц. Метод абсолютных разниц, является модификацией метода цепной подстановки. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.

4. Пропорциональное деление.

5. Интегральный метод.

6. Метод логарифмирования и др.

Следовательно, факторный анализ позволяет сделать вывод о том, на какие факторы следует воздействовать, чтобы снизить значение результирующего показателя затрат.

В большинстве случаев номенклатура затрат настолько широка, что моделирование и тщательный анализ с использованием предыдущих методов каждой позиции бывает затруднен. Начать упорядочение затрат следует с их структуризации с помощью типовых техник логистического анализа, в частности АВС-анализа. Метод АВС связан со статистической закономерностью, которая получила название «Правило Парето «20 на 80». Суть метода АВС применительно к затратам состоит в том, что в соответствии с целью анализа выбирается классификационный признак, далее осуществляется ранжирование затрат в порядке убывания этого классификационного признака. Все затраты (одного вида или направления) разделяются на три группы по стоимостному выражению. Цель группировки – отделение существенных позиций от несущественных для установления разных степеней контроля над каждой из позиций.[29, С. 14834]

Рисунок 1.2 – АВС-анализ затрат

Источник: [2912, С.21]

Естественно, что начинать наводить порядок с затратами на предприятии необходимо с самой немногочисленной по количеству, но значительной по стоимости группы А.

Разработка плана мероприятий по снижению затрат включает следующие этапы (см. рисунок 1.3):

1. Определение объекта плана мероприятий и его цель.

2. Определение целевого показателя, которым можно описать полезный эффект (прибыль, экономия затрат, повышение качества, повышение производительности и т. д.), указание статьи затрат, которая подлежит сокращению.

3. Определение факторов, оказывающих влияние на целевой показатель и или статью затрат (носители затрат).

4. Назначение должностного лица, ответственного за проведение мероприятия.

5. Разработка ответственным лицом плана реализации мероприятия. План включает в себя состав работ, необходимые ресурсы и услуги. При необходимости, к разработке плана мероприятий привлекаются специалисты различных служб (возможно, со стороны), формируется рабочая группа.

6. Определение сроков, а также краткосрочного и долгосрочного полезного эффекта от реализации мероприятий.

7. Определение затрат на реализацию мероприятий.

8. Сопоставление полезного эффекта с затратами. Принятие решения о проведении мероприятий.

9. Проведение мероприятий.

10. Оценка результатов и внесение корректировок.

Рисунок 1.3 – Схема реализации планов по снижению затрат

Источник: [34, С.21]

При разработке плана мероприятий по снижению затрат важно правильно назначить ответственных лиц за выполнение каждого мероприятия. Часто приходится сталкиваться с тем, что ответственными за управление затратами определяются экономисты, финансисты и бухгалтеры. Однако на самом деле ответственными за управление затратами должны быть менеджеры компании – начальники подразделений, функциональные директора – поскольку именно они владеют технологией, управляют производством и другими бизнес-процессами, принимают решения в рамках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Роль финансово-экономической службы заключается в установлении правил игры: разработке классификаторов и справочников затрат, внедрении управленческого учета и бюджетирования, а также предоставлении менеджерам информации для принятия решений. И самое главное – в управлении затратами должен участвовать и быть заинтересован генеральный директор компании, весь процесс управления затратами должен проходить под его прямым руководством.[29, С. 152]

Экономический анализ строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Главная цель анализа – выявление возможностей более рационального использования производственных ресурсов, снижение затрат на производство и реализацию и обеспечение прибыли. Результаты анализа служат основой для принятия управленческих решений на уровне руководства предприятием и являются исходным материалом для работы финансовых менеджеров.[20, С. 234]

Детальный анализ сложившегося в базисном периоде уровня затрат должен предшествовать планированию и прогнозированию себестоимости продукции. В процессе анализа выявляются резервы снижения себестоимости продукции, которые затем учитываются при разработке текущих и перспективных планов.[32, С. 69]

Анализу принадлежит важнейшая роль в обеспечении оптимального уровня себестоимости и максимизации прибылей и повышении конкурентоспособности предприятия.

Управление затратами на производство и реализацию продукции осуществляется с целью изыскания резервов снижения себестоимости продукции и максимизации прибыли предприятия.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения себестоимости промышленной продукции являются: рост производительности труда и снижение трудоемкости продукции; улучшение использования сырья, материалов, топлива и внедрение новых видов сырья и материалов; улучшение использования основных производственных фондов; сокращение административно-управленческих расходов и ликвидация непроизводительных потерь.

На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии запускаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделия.

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня.

Цель управления отдельными затратами и в целом себестоимостью продукции – повышение конкурентоспособности товаров и достижение запланированных финансовых результатов. Функциями управления себестоимостью выступают прогнозирование и планирование затрат, учет, анализ, контроль и их регулирование.

В современных условиях хозяйствования процесс принятия управленческих решений тактического и стратегического характера базируется на информации о затратах и финансовых результатах деятельности предприятия. Следствием указанных рыночных требований стало появление в отечественной практике новых, или сравнительно новых, методов управления затратами предприятия таких как: функционально – стоимостной анализ, маржинальный анализ, система стандарт-кост и директ-костинг, нормативный метод учета затрат.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА)

ФСА представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. Проведение ФСА включает следующие основные этапы:

1-й этап: этап последовательного построения моделей объекта ФСА (компонентной, структурной, функциональной); модели строят или в форме графов, или в табличной (матричной) форме;

2-й этап: этап исследования моделей и разработки предложений по совершенствованию объекта анализа.

Функционально-стоимостной анализ позволяет выполнить следующие виды работ:

· определение и проведение общего анализа себестоимости бизнес- процессов на предприятии (маркетинг, производство продукции и оказание услуг, сбыт, менеджмент качества, техническое и гарантийное обслуживание и др.);

· проведение функционального анализа, связанного с установлением и обоснованием выполняемых структурными подразделениями предприятий функций с целью обеспечения выпуска высокого качества продукции и оказания услуг;

· определение и анализ основных, дополнительных и ненужных функциональных затрат;

· сравнительный анализ альтернативных вариантов снижения затрат в производстве, сбыте и управлении за счет упорядочения функций структурных подразделений предприятия;

· анализ интегрированного улучшения результатов деятельности предприятия.

Маржинальный анализ

Метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу. Разработан в 1930 г. Американским инженером Уолтером Раутенштрахом как метод планирования, известный под названием графика критического объема производства. Впервые подробно был описан в отечественной литературе в 1971 г. Н.Г. Чумаченко, а позднее - А.П. Зудилиным.

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использование категории маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия - это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль. [20, С. 283]

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Система учета «Стандарт-кост»

Одним из эффективных инструментов в управлении затратами предприятия является система учета стандарт-кост, в основе которой лежит принцип учета и контроля затрат в пределах установленных норм и нормативов и отклонениям от них. «Стандарт-кост» является западным методом калькулирования себестоимости.

«Стандарт-кост» – это система управленческого учета, направленная на разработку норм-стандартов, составление стандартных калькуляций до начала производства и учет фактических затрат с выделением отклонений от стандартов.

«Стандарт» – это твердая норма необходимых для производства единицы продукции материальных и трудовых затрат. «Кост» – это денежное выражение производственных затрат на изготовление единицы продукции.[21, С. 27]

Разработанные стандарты не изменяются в течение всего установленного периода.

Аналогом метода «Стандарт-кост» является применяемый нормативный метод учета и калькулирование себестоимости продукции. Нормативный метод не получил широкого применения в условиях централизованного планирования и управления предприятием. Причина заключалась в стремлении создать единые нормы и нормативы для предприятий одной отрасли. В результате нормы не отражали производственной возможности предприятия.[21, С. 28]

Идея нормативного метода и метода «Стандарт-кост» одна – это установление нормативов (стандартов) затрат и выявление и усеет отклонений от норм.

Нормативный метод учета затрат

Применяется в отраслях обрабатывающей промышленности. При применении данного метода должны соблюдаться следующие принципы:

1. Принцип нормативного метода. Составление нормативной калькуляции, осуществляющей работниками ППО, с участием ОТЗ, МТС, бухгалтерии и других служб. Прежде, чем составить нормативную калькуляцию на изделие, составляем карту на деталь по прямым затратам. Путем группировки нормативных карт на детали, составляем нормативную карту узла, а затем и нормативную калькуляцию на изделие путем суммирования нормативных карт всех узлов.

2. Принцип нормативного метода. Учет изменений норм. Определение влияния этих изменений на себестоимость продукции. Изменение норм происходит в связи с внедрением новой технологии, нового оборудования, согласно организационных мероприятий. Изменение норм оформляется специальным «Извещением об изменении норм». На основании извещения об изменении норм вносятся поправки в нормативные карты, а затем и в нормативные калькуляции изделий.

Изменение норм осуществляется один раз в месяц на первое число. Изменения норм, произошедшие в течение месяца, предварительно собираются в накопительных картах, а на 1 число следующего месяца вносится в нормативные калькуляции.

3. Принцип. Систематический в течение месяца контроль за издержками производства. Выявление отклонений от норм расхода. По содержанию отклонения от норм подразделяются на отрицательные и положительные. Отрицательные отклонения представляют собой перерасход затрат и свидетельствуют о нарушениях в технологии, организации и управлении производством. Положительные отклонения – это экономия затрат и свидетельствуют об осуществлении мероприятий, направленных на снижение издержек производства.[23, С. 15]

«Директ-костинг»

Сущность данного метода заключается в принципиально новом подходе к включению затрат в себестоимость. Они разделяются на постоянные, то есть не зависящие от объема выпуска продукции, к которым относятся амортизационные отчисления, зарплата управленческого персонала, некоторые виды местных налогов, и переменные, меняющиеся в прямой связи с изменениями объема выпуска, к примеру, затраты на сырье, комплектующие и т.п. Только переменные затраты включают в себестоимость единицы изделия. Для ее определения сумму переменных затрат делят на количество произведенной продукции.

Постоянные же затраты вообще не включают в расчет себестоимости изделий, а как расходы данного периода списывают с полученной прибыли в течение того периода, в котором они были произведены. Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства и реализации продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли.

Достоинством такого подхода является то, что на основании информации о переменных затратах можно реальнее оценить себестоимость каждого вида продукции, расходы структурных подразделений, более точно спрогнозировать поведение совокупных затрат и эффективнее управлять ими.

Существует множество мнений о правомерности такого неполного включения затрат в себестоимость. Основным аргументом против этого выдвигают мысль о том, что постоянные затраты тоже участвуют в процессе создания продукции. Проще говоря, без завода и станков ничего бы вообще не создали, а значит, они тоже создают себестоимость наравне с рабочей силой и прочими переменными издержками. Но поскольку постоянные затраты по-разному участвуют в создании себестоимости разного объема одной и той же продукции, чем больше объем производства, тем меньше доля постоянных затрат на единицу произведенной продукции, услуг, то рассчитать действительное участие постоянных затрат в создании себестоимости практически невозможно, поэтому их стоимость просто списывают из полученной предприятием прибыли.[23, С. 1524]

Величина валовой маржи (суммы покрытия) необходима для определения того, хватит ли доходов для покрытия постоянных затрат. В случае, есливаловая маржа больше постоянных затрат образуется прибыль, меньше – предприятие работает в убыток.

В настоящее время «директ-костинг» широко распространен в Германии, чаще всего на крупных предприятиях. Данный метод применяют здесь 54% предприятий. Особо популярна данная система в пищевой промышленности – 71,4%, и в строительстве – 67,4% предприятий. Вообще по всему миру от 30% до 50% компаний используют метод «директ-костинг» для внутренних расчетов.

В условиях постоянно развивающегося рынка администрация и менеджеры должны всегда иметь под рукой оперативную информацию о том, во что же обходится предприятию производство продукции, оказание услуг, осуществление того или иного вида деятельности вне зависимости от того, каков размер оклада у директора или главного бухгалтера, каковы затраты на содержание офисов или другие подобные управленческие расходы. Поэтому сегодня часто в теории и практике управления себестоимостью и прибылью декларируется и применяется следующий принцип: самая точная калькуляция изделия не та, которая наиболее полно после многочисленных расчетов и распределений включает в себя все виды расходов предприятия, а та, в которую включены только затраты, непосредственно связанные с выпуском данной продукции, выполнением работ и услуг. Важно, что, применяя систему "директ-костинг" (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства и затратами (себестоимостью, выручкой, прибылью, маржинальным доходом). Эту взаимосвязь можно изучать и графически, и аналитически. Строится так называемый график точки критического объема производства, то есть такого его объема, при котором выручка от реализации продукции равна ее полной себестоимости.

Система "директ-костинг" заостряет внимание руководства предприятия на изменении валовой маржи (суммы покрытия) по предприятию в целом и по различным изделиям. Она позволяет учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет, контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно - постоянных, накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.[15, С. 78]

Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основе информации, получаемой в ней, можно принимать различные оперативные решения по управления предприятием. В первую очередь, это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькуляции полной фактической себестоимости, не всегда обеспечивают эффективность ценовой политики предприятия, работающего на рынке.[24, С. 7]

В настоящее время более популярны подходы к ценообразованию, при которых прежде всего учитываются факторы, более относящиеся к спросу, чем к предложению, то есть оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. После того, как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать все свои затраты и постараться максимально сократить их.

С учетом по системе "директ-костинг" также связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

Таким образом, система "директ-костинг" (калькуляция покрытия) позволяет определить изменение прибыли вследствие изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и, соответственно, на основе такого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер по управлению предприятием.

Вывод: Таким образом, в данной главе были изучены затраты как экономическая категория. Кроме того, детально исследованы критерии классификации затрат. Глава также описывает этапы проведения анализа затрат и основные методы анализа затрат на предприятии. На основании изученных методических материалов по управлению затратами можно сделать вывод, что знание особенностей учета и анализа затрат позволит повысить научную обоснованность принимаемых управленческих решений, эффективность деятельности организаций и качество предоставляемых товаров и услуг.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...