Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эволюция понятия «качество»




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.. 4

Тема 1. Качество как экономическая категория и объект управления. 4

Тема 2. Отечественный опыт управления качеством продукции. 6

Тема 3. Зарубежный опыт управления качеством. 10

Тема 4. Контроль качества продукции. 11

Тема 5. Стандартизация в управлении качеством продукции. 13

Тема 6. Сертификация в управлении качеством продукции. 14

Тема 7. Основы метрологического обеспечения. 14

Тема 8. Маркировка товаров. 15

Тема 9. Качество и конкурентоспособность продукции. 16

Тема 10. Правовое обеспечение управления качеством продукции. 18

2. ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.. 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 22

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 24

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях перехода к рыночной экономике среди множества проблем, связанных с обеспечением как выживания, так и последующего нормального развития предприятий и организаций, главной и решающей является проблема качества продукции, работ и услуг.

Дисциплина «Управление качеством» рассчитана, главным образом, на студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Экономика и управление на предприятии АПК», а также может быть полезной для студентов других специальностей.

Изучение дисциплины «Управление качеством» базируется на знаниях стандартизации, сертификации, метрологии, контроля качества, конкурентоспособности продукции, защиты прав потребителей. Она взаимодействует с такими дисциплинами, как «Маркетинг», «Менеджмент», «Управление в АПК», «Мотивация трудовой деятельности», «Экономическая теория», «Научная организация труда».

Основная цель данной дисциплины — изучение теоретических и практических вопросов, относящихся к методам обоснования требований к качеству продукции и услуг, а также обеспечение соответствующей квалификации персонала как в отношении специальных знаний, так и в области методов и средств обеспечения качества.

В процессе изучения дисциплины ключевыми вопросами являются: становление, развитие и сущность действующего механизма управления качеством продукции и его отдельных элементов; обобщение отечественного и зарубежного опыта управления качеством; действующие в нашей стране и за рубежом системы стандартизации, сертификации и аккредитации, их основные регламентирующие документы, определяющие их правила и порядок проведения; конкурентоспособность товара, защита прав потребителя.

 

1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Тема 1. Качество как экономическая категория и объект управления

Актуальность и необходимость изучения проблем качества продукции и услуг. Сущность и цель качества как экономической категории и объекта управления. Основные понятия и термины в области управления качества продукции, определяемые ГОСТ 15467-79 и Международной организацией по стандартизации (ИСО). Показатели качества продукции: назначения, надежности, технологические, эргономические, антрометрические, физиологические, гигиенические, стандартизации и унификации, патенто-правовые, эстетические, экономические, безопасности, экологические. Петля качества. Методы оценки уровня качества продукции: дифференциальный, комплексный, смешанный. Градация: класс, сорт, категория, разряд. Требования, предъявляемые к качеству продукции.

План семинара

1. Сущность и значение качества.

2. Управление качеством товаров и услуг как основная цель деятельности.

3. Классификация показателей качества продукции.

4. Требования, предъявляемые к качеству.

Задание. Формирование современного представления о качестве.

Изучить эволюцию понятия «качество», сравнить и дать заключение: с чем вы согласны, а с чем — нет. Предложить свой вариант понятия качества на основе рассмотренного материала (табл. 1).

Таблица 1

Эволюция понятия «качество»

Источник Формулировка понятия «качество»
   
Аристотель, III в. до н.э. Видовое отличие сущности, дифференциация по признаку «хороший – плохой»
Древний Китай Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов — «равновесие» и «деньги», следовательно, качество тождественно понятию «дорогой»
Гегель, XIX в. Тождественная с бытием определенность: нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество
В. Шухарт, 20-е годы ХХ в. Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь хороша). Качество обеспечивается циклом непрерывных технологических изменений на основании статистического контроля: планировать – выполнять – контролировать – действовать (цикл Шухарта)
А. Фейгенбаум, 40-50-е годы Всеобщий контроль качества, состоящий из этапов его разработки, поддержания и улучшения, понятие «затраты качества»
Э. Деминг, 40-50-е годы Распространение области применения цикла Шухарта и статистических методологий управления производством на сферу продаж и оказания услуг (цикл Деминга), 14 принципов управления качеством
Дж. Джуран, 50-годы Качество-пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона — степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен знать требования потребителя и сделать продукцию такой, чтобы она удовлетворяла эти потребности). Разработал идею качества: планирование – контроль – улучшение
К. Исикава, 50-годы Свойство, реально удовлетворяющее потребителей, включающее также послепродажное обслуживание, качество управления, качество компании и человеческой жизни

 

Продолжение таблицы 1
   
Тагути, 70-е годы Качество товара измеряется совокупными затратами (потерями) общества, связанными с производством и использованием этого товара. Чем меньше потери, тем выше качество
ГОСТ 15467-79 Качество продукции — совокупность свойств, обуславливающих ее пригодность для удовлетворения определенных потребностей в соответствии с назначением
Международный стандарт ИСО 9000 Качество — совокупность свойств и характеристик изделий, услуг и процессов, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей

Тема 2. Отечественный опыт управления качеством продукции

Становление, формирование и развитие российской школы управления качеством продукции. Проверка изделий методом сортировки, разбраковки. Движение за научную организацию труда. Квалиметрия. Экономическая теория качества. Развитие контроля качества. Этапы разработки методов оценки качества продукции. Виды оценок. Разработка системного подхода к организации работ по улучшению качества продукции в отечественной практике. Система бездеффектного изготовления и сдачи ее с первого предъявления (БИП). Система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). Комплексная автоматизированная система управления качеством продукции (КАСУКП). Отраслевая система управления качеством продукции (ОСУКП). Единая система государственного управления качеством продукции.

План семинара

1. Формирование и развитие российской школы управления качеством.

2. Развитие контроля качества.

3. Разработка методов оценки качества продукции.

4. Разработка системного подхода к управлению качеством продукции.

5. Национальные премии по качеству.

Задание 1. Деловая игра: Экспертная оценка качества продукции (табл. 2).

Условия. В данной игре должно быть задействовано 5 групп экспертов. Приступая к экспертной оценке потребительских свойств, следует определить в первую очередь контингент потребителей товара, после чего сформулировать требования со стороны рыночного сегмента. Далее необходимо разработать номенклатуру показателей (свойств) качества оцениваемой продукции. Следует учитывать, что значимость отдельных свойств может быть неодинакова. Поэтому при комплексной оценке уровня качества необходимо определить коэффициент весомости каждого свойства. Для расчета используется метод ранжирования, при котором эксперты дают оценку свойствам таким образом, чтобы наиболее важное получило максимальный ранг.

Потребительские свойства товара определяются по следующим факторам:

– анализ условий потребления;

– определение номенклатуры оцениваемых потребительских свойств;

– определение коэффициента весомости свойства, М1;

– определение балльной оценки показателей;

– определение комплексного показателя качества, К.

Таблица 2

Определение коэффициента весомости показателей
потребительских свойств товара

Наименование показателей Ранги, проставленные экспертами, Ri Сумма рангов, nR Коэффициент весомости, M1
Внешний вид                  
Форма                  
Сахаристость                  
Вкус                  
Рыхлость                  
Запах                  
Ароматизатор                  
Рассыпчатость                  

 

Коэффициент весомости оцениваемого показателя потребительских свойств рассчитывается по формуле:

М = .

Показатели свойств при экспертной оценке выражаются в баллах.

Пятибалльная шкала включает следующие оценки:

5 — отличное качество; 4 — хорошее качество; 3 — удовлетворительное качество; 2 — плохое качество; 1 — очень плохое качество.

Комплексный показатель рассчитывается по формуле:

К =

где P1 — средний балл оцениваемого свойства;

Мi — коэффициент весомости.

Об уровне качества судят по величине комплексного показателя качества в баллах (табл. 3).

Таблица 3

Экспертная оценка уровня качества

Наименование свойства Оценка в баллах Сумма в баллах, Р Средний балл, Р1 Коэффициент весомости, Мi Комплексный показатель, К
Внешний вид                  
Форма                  
Сахаристость                  
Вкус                  
Рыхлость                  
Запах                  
Ароматизатор                  
Рассыпчатость                  

Задание 2. Формирование группы качества по психологической совместимости участников.

1. Подбор участников по личным качествам (табл. 4):

– определите свои координаты на каждой строке дифференциала, поставив точку, соответствующую степени близости левого или правого критерия;

– соедините точки, вы получите свой личностный профиль;

– вычертите усредненный профиль группы;

– сделайте выводы о психологической совместимости членов группы.

Таблица 4

Дифференциал качеств

Положительные критерии качеств Оценочная шкала Отрицательные критерии качеств
             
Оптимист               Пессимист
Внушает доверие               Вызывает недоверие
Высказывается понятно               Высказывается непонятно
Тактичный               Бестактный
Непринужденный               Скованный
Самостоятельный               Несамостоятельный
Уверенный в себе               Неуверенный в себе
Смелый               Робкий
Общительный               Замкнутый
Активный               Пассивный
Отзывчивый               Равнодушный
Доверчивый               Подозрительный
Уступчивый               Неуступчивый
Альтруист               Эгоист
Эрудированный               Ограниченный

2. Обеспечение психологической совместимости личностей в группе:

– внесите в таблицу 5 качества, необходимые для совместной работы;

– проранжируйте качества в ранжированном ряду № 1 по тому, как они вам нравятся;

– проранжируйте качества в ранжированном ряду № 2 по тому, насколько они присущи вам;

– определите разницу d и d2;

– подсчитайте коэффициент корреляции по формуле:

где r — коэффициент корреляции совместимости личностей в группе;

n — число выбранных качеств.

Таблица 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...