Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика международных стандартов аудита с национальными

Аудит

Разработка национальных стандартов аудита с учетом международного опыта, состав и принцип разработки

 

Наряду с международными стандартами в каждой стране существуют национальные стандарты аудита. Они могут быть определены законом, нормативными актами или уполномоченным органом данной страны. Их применение является обязательным при проведении аудита финансовой отчетности или предоставлении сопутствующих аудиту услуг. Помимо обязательных к применению стандартов уполномоченный орган или профессиональные аудиторские организации страны могут разрабатывать и принимать на местном уровне положения по национальной практике аудита, рекомендуемые к применению аудиторами при проведении аудита.

Национальные стандарты аудита и сопутствующих услуг, принятые во многих странах, отличаются как по форме, так и по содержанию, что связано со спецификой аудиторской практики конкретной страны.

МФБ признает существование национальных стандартов аудита и стремится учесть их различия при разработке стандартов аудита, которые могут быть приняты на международном уровне.

Международные стандарты используются во многих странах по-разному. В одних странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия) международные стандарты выступают в качестве базы для разработки национальных стандартов. В других странах, не разрабатывающихсобственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия. Шри-Ланка), они выступают в качестве национальных. В странах с устоявшимся институтом аудита (Канада, Великобритания, Ирландия, США) положения МСА принимаются к сведению профессиональными аудиторскими организациями. Кроме того, международные аудиторские объединения и организации применяют МСА при проведении аудита финансовой отчетности транснациональных корпораций.

В странах, где существуют национальные стандарты, именно последние играют решающую роль. Международные стандарты аудита не отменяют местных положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. В той степени, в какой местные положения соответствуют МСА, аудит, проводимый согласно национальным положениям, автоматически будет соответствовать аудиту, проводимому в соответствии с МСА. В том случае, если местные положения отличаются либо противоречат международным стандартам аудита, организации - члены МФБ включают в свои национальные стандарты аудита принципы, на которых основаны международные стандарты аудита, разработанные МФБ.

С принятием Федерального Закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ в России приступили к разработке Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Департаментом организации аудиторской деятельности МФ РФ совместно с ЦАЛАК МФ России в целях реализации Постановления Правительства РФ № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» в контакте с проектом ТАСИС «Реформа российского аудита» была сформирована рабочая группа по подготовке проектов Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Главной целью этого проек та являлось повышение степени надежности аудиторских отчетов о финансовой деятельности российских юридических лиц, подлежащих обязательному аудиту, как со стороны имеющих лицензию частных аудиторов, так и со стороны аудиторских фирм. Итогом работы стал перечень Проектов федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности для первоочередной разработки. Указанные проекты были рассмотрены Советом по аудиторской деятельности при МФ РФ и рекомендованы для внесения на утверждение Правительством Российской Федерации.

В России сущность аудиторских стандартов определена в ст.9 Закона «Об аудиторской деятельности в РФ», в соответствии с которой правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют собой «единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации».

Установлено, что все стандарты могут быть разделены на:

- федеральные стандарты, обязательные для исполнения аудиторами и фирмами-клиентами. (За исключением положений стандартов, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер). Они утверждаются Постановлениями Правительства РФ.

- внутренние стандарты аудиторских фирм и профессиональных объединений. Они не могут противоречить федеральным стандартам, и их требования не могут быть ниже требований федеральных стандартов.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Комиссией по аудиторской деятельности, содержат следующие разделы:

1. Общие принципы правила (стандарты). В этом разделе отражается необходимость разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта и взаимосвязь с другими стандартами.

2. Основные понятия и определения, используемые в стандарте. В разделе приводится определение терминов и их краткая характеристика.

3. Сущность стандарта. В разделе формулируется проблема, и излагаются методы ее решения.

4. Практические приложения. Включают различные приложения - схемы, таблицы, образцы документов и т.д.

Структура федеральных правил (стандартов) аналогична международным стандартам аудита и содержит разделы:

1. Введение. Во введении определяются цель стандарта, основные термины, используемые в стандарте.

2. Параграфы, раскрывающие содержание стандарта.

3. Приложения, в которых приводятся примеры процедур, таблицы и т.д.

Стандарты аудита - федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, - определяют правила проведения аудита в целом. С учетом того, что в их основе лежат международные стандарты аудита, данные стандарты позволяют проводить аудит и в соответствии с российскими ПБУ, и в соответствии с МСФО.

 

Сравнительная характеристика международных стандартов аудита с национальными

Международная федерация бухгалтеров признает существование национальных стандартов аудита во многих странах мира, стремится учесть различия и разрабатывает стандарты аудита, которые могут быть приняты на международном уровне. Если местные положения соответствуют МСА, то услуги ау­диторов, оказанные с соблюдением национальных стандартов, авто­матически приравниваются к аудиту, проведенному в соответствии с МСА. Так, если в Российской Федерации будут утверждены феде­ральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, соответст­вующие международным стандартам, то повысится степень доверия иностранных пользователей финансовой информации к отчетности, проверенной согласно российским правилам (стандартам). Если местные положения противоречат МСА, то организации - члены Международная федерация бухгалтеров должны прилагать усилия для включения в свои национальные стандарты аудита принципов, на которых базируются МСА.

Международные стандарты аудита используются по-разному:

- в качестве национальных аудиторских стандартов (Кипр, Малайзия, Нигерия и другие страны);

- как база для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Бразилия, Голландия и др.);

- принимаются к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования какого-либо аспекта собственными стандартами (Соединенные Штаты Америки и др.);

- как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций международ­ными аудиторскими организациями.

В наст время действуют 49 стандартов МСА, поделенных на 10 групп:

1. «вводные замечания» - содержат 3 стандарта, которые определяют юридический статус МСА, содержат перечень терминов, описывают структуру МСА и приводят классификацию сопутствующих услуг. (100-120)

2. «обязательства» - 7 стандартов, определяющих цели и основные принципы аудита, вопросы ответственности аудита и аудируемых лиц, решают вопросы, связанные с контролем качества работы аудиторов, формой и содержанием рабочей документации, определяют понятия «мошенничество» и «ошибка».(200-260)

3. «планирование» - 3 стандарта описывают процесс планирования аудит. проверок, вопросы понимания аудитором бизнеса клиента, дается трактовка концепции существ-сти в аудите.(300-320)

4. «средства (система) внутреннего контроля» - 3 стандарта, описывают процессы оценки аудит риска и систем внутреннего контроля клиента, в том числе при использовании клиентом компьютерных информационных систем, а также если бухучет клиента ведется сервисными организациями (бух. и аудиторскими фирмами).(400-402)

5. «аудиторские доказательства» - 11 стандартов, определяют процесс сбора аудит доказательств в различных ситуациях, раскрывает содержание и характер аналитических процедур, выборочных проверок. (500-580)

6. «использование работы третьих лиц» - 3 стандарта, описывают процессы использования в ходе аудиторских проверок работы других независимых аудиторов, внутренних аудиторов клиента, экспертов и специалистов в различных областях.(600-620)

7. «аудиторские выводы и отчеты» - 3 стандарта, дающих рекомендации по форме и содержанию аудиторских заключений, составления отчетов аудиторов, порядок включения в эти отчеты дополнительной информации.(700-720)

8. «специализированные области аудита» - 2 стандарта, определяют действия аудитора при составлении отчетов по спец. аудит заданиям, а также при изучении прогнозируемой аудит информации.(800-810)

9. «сопутствующие услуги» - 3 стандарта, является руководством для аудиторов при оказании сопутствующих услуг: общим проверкам финансовой отчетности, выполнению согласованных процедур, компиляции (подготовке) финансовой отчетности.(910-930_

10. «положения по международной практике аудита» - 11 стандартов, раскрываются особенности аудита международных банков, а также особенности аудита в случае применения клиентами компьютерных информационных систем. В этой группе также решаются различные вопросы о проведении аудит проверок: общение с рук-вом клиента, аудит малых предприятий и др.(1000-1010)

Российские правила аудиторской деят-ти в основном создавались как аналог MCA. На настоящий момент в РФ действует 34 ПСАД, а также ряд документов ФСАД (9), разработанных и одобренных комиссией по аудиторской деят-ти при президенте ПФ до вступления в силу ФЗ об аудит. деят-ти.

Процесс реформирования стандартов ISAAB и стандартов ПСАД происходит непрерывно, при этом проект пересмотра и реформирования ПСАД осуществляется более медленными темпами, чем пересмотр IAASB. Поэтому в системе нормативного регулирования аудиторской деят-ти РФ сложилась ситуация, что пересмотр правила утвержд. В качестве ПСАД разрабатывались с учетом устаревшей версии MCA.

Т.о. Этот факт негативно влияет на развитие Российского аудита по причине несоответствия национальных стандартов MCA.

ПСАД в отличие от IAASB:

1) имеют 2х значную сквозную нумерацию, зависящую от очереди принятия стандарта, а не его назначение и содержание, что затрудняет восприятие.

2) не классифицируются по группам

3) среди стандартов ПСАД числятся документы, аналогичные положениям по международной аудиторской практике, хотя они по версии МФБ обладают более низким статусом и не должны иметь силы стандарта.

4) Российские правила не содержат ссылок на соответствующие правила регулирующие бух. Отч. (ПБУ), что соответствует унифицированному восприятию тождественных понятий и обеспечивают единство подходов аудита и б/упри осуществлении профессиональной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...