Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

М-3. Самопознание как процесс

Тема: Способы и средства самопознания. Результаты самопознания.

Способы и средства самопознания

Обратимся теперь к самому процессу самопознания как последовательной смене

действий, позволяющей достичь целей самопознания. Постараемся ответить на вопрос: какие средства можно использовать в ходе организации самопознания?

К наиболее распространенным способам самопознания относятся следующие:

Самонаблюдение, самоанализ, сравнение себя с некоторой «меркой», моделирование

собственной личности, осознание противоположностей в каждом качестве, поведенческой характеристике.

Самонаблюдение. Это способ самопознания путем наблюдения за собой, своим

поведением, действиями, событиями внутреннего мира.

Самонаблюдение бывает попутным малоосознанным и целенаправленным. Как

попутное малоосознанное самонаблюдение осуществляется постоянно и тождественно

функционированию нашего сознания. Мы что-то делаем, общаемся, отдыхаем и как бы

одновременно наблюдаем за собой, осуществляем самоконтроль. Как только поведение

выходит за рамки норматива, установленного другими или нами самими, мы вносим в него коррективы. В ходе нецеленаправленного самонаблюдения тем не менее осуществляется процесс накопления фактов, некоторые из них в силу значимости или повторяемости становятся объектом нашего сознания, т.е. обнаруживаются, фиксируются, подвергаются анализу.

Целенаправленное самонаблюдение имеет место тогда, когда мы ставим цель

обнаружить и зафиксировать в себе проявление того или иного качества, свойства личности, поведенческой характеристики. Для этого нередко человек намеренно ставит себя в соответствующие ситуации или даже сам создает их, проводя над собой своеобразный эксперимент. Хорошие возможности для такого экспериментирования создают специально организованные психологические тренинги, позволяющие обнаружить и зафиксировать в себе определенные свойства и качества.

Из сказанного понятно, что и попутное, и целенаправленное самонаблюдение дают

возможность обнаружить и зафиксировать свойства личности, черты характера, особенности общения и многое другое.

Самоанализ. То, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу (расчленению, расщеплению), в ходе которого черта личности или поведенческая

характеристика расчленяется на составляющие части, устанавливаются причинно-следственные связи, идет процесс размышления о себе, о данном конкретном качестве.

Пример. Вы установили или обнаружили путем самонаблюдения и фиксации неприятных эмоций, что застенчивы. Путем самоанализа уточняем, действительно ли это так, т.е. каковы признаки застенчивости. Вы можете себе сказать: «Я стесняюсь, я краснею (или бледнею), не могу внятно ответить на поставленные вопросы».

Но если остановиться только на этом, то вас могут захлестнуть неприятные чувства и переживания, может возникнуть комплекс неполноценности. Однако это только первичный самоанализ. Далее, размышляя об этом, можно поставить вопросы: всегда ли это проявляется? Застенчив ли я в общении с близкими и родными людьми?

— Нет. Проявляю ли я застенчивость, отвечая урок? — Нет. А в общении с незнакомыми людьми? — Да. Со всеми ли? — Нет, только с представителями противоположного пола. Таким образом, выясняется, что вы застенчивы, но не вообще, а с представителями противоположного пола. Чем это вызвано? Можно додумать, что это или

стремление понравиться, или незнание, как себя вести в разных ситуациях, или неуверенность, проявляющаяся в общении с чужими людьми противоположного пола, которая возникла еще в детстве в результате насмешек и иронии по поводу вас. Вот мы и подходим к гипотетической истине в нашем гипотетическом примере.

Оказывается, причиной застенчивости взрослого человека может быть затаенная обида, пережитая в детстве, как результат насмешек над ним.

Как видим, приведенный здесь алгоритм самоанализа довольно прост, он лишь требует внимания к себе, некоторого времени и умения правильно задать себе вопросы и, привлекая жизненные факты, правильно на них ответить.

Сравнение себя с некоторой «меркой». Слова «мерка» и «шкала» — это условные

понятия, однако они позволяют достаточно точно передать суть данного способа. Мы

постоянно сравниваем себя с другими людьми, или с идеалами, или с принятыми нормативами.

Прием сравнения дает возможность выстроить самооценку как важный компонент

самопознания. Такое сравнение осуществляется шкалой, полярными полюсами которой

являются противоположности, например: умный - глупый, добрый - злой, справедливый -несправедливый, внимательный — невнимательный, трудолюбивый—ленивый. И мы

обязательно в этой шкале находим себе место.

Пример. Вы говорите: «Я достаточно умный, но не очень обязательный, очень добрый человек, но иногда неуверенный в себе». Такие мерки формируются в вас на протяжении всей жизни, зачастую бессознательно, на основе постоянного сравнения себя с другими людьми или с общепризнанными нормативами.

Мерки бывают разные: в виде шкалы, как в данном случае, или в виде рангов, когда вы ранжируете людей по степени выраженности того или иного качества, находя в этом ряду место и себе, например: вы можете выделить в себе сильные качества, которые дают вам силы жить, трудиться, взаимодействовать с другими людьми, и слабые

качества личности, которые, наоборот, затрудняют жизнь, вносят дисгармонию, порождают отрицательные эмоции.

Однако в любом случае, сравнивая себя с некоторым «эталоном», мы даем себе

самооценку как в целом, так и по отдельным качествам и поведенческим характеристикам. Это в конечном итоге приближает нас к познанию и построению Я-концепции.

Моделирование собственной личности относится уже к довольно специальным методам самопознания, и лучше всего его использовать, опираясь, например, на помощь психолога. Но, к сожалению, общение с психологом доступно далеко не каждому, поэтому элементы самомоделирования можно использовать и самостоятельно. Моделирование — это отображение отдельных свойств и характеристик в символах, знаках, объектах реальных процессов (в данном случае своей личности, своих отношений с другими). Простейшим приемом моделирования является, например, рисование себя: «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я как друг», «Я как учащийся» и многое другое. Рисунок облегчает самоанализ: какой я, какие у меня черты, качества, чего я хочу, что я могу и т. д. Эффектным является и такой прием, когда символами (например, кружочками) обозначаются Я и другие значимые люди, прописываются и осмысливаются связи между собой и другими: симпатии, антипатии, доминирование, подчинение, конфликты и т.д. Так можно обозначить и качества собственной личности: какие-то из них расположить в центре, какие-то — на периферии, сгруппировав их по степени близости друг к другу (одни — помогают жить, строить отношения с окружением, другие мешают, делают личность слабой). После этого аналогичным образом проводится анализ, идет процесс размышления над собой, своим поведением и поступками. Практика показывает, что такие приемы значительно облегчают процесс самопознания, так как дают возможность вынести свой внутренний мир вовне, смотреть на него как бы со стороны.

Возможны и более сложные способы моделирования как структуры своей личности, так и своих отношений, например, с помощью ролевых игр и психодрамы, но эти способы требуют включения других людей и могут быть реализованы только под руководством опытного психолога.

Осознание противоположностей относится к способам, которые применяются на более поздних этапах процесса самопознания, когда та или иная личностная характеристика уже выделена, проанализирована, оценена и дает возможность безболезненно осуществить акты самопринятия. Суть заключается в том, что наша личность в целом, ее отдельные качества одновременно имеют позитивные и негативные стороны. Поэтому самопознание будет неполным, если мы фиксируемся только на одной стороне, воспринимая ее или как безусловно позитивную, или как безусловно негативную.

Пример. Ответственность — это сильное качество. Нередко мы говорим о необходимости воспитания ответственности, желаем, чтобы люди проявляли это качество. Но высокий уровень ответственности или сверхответственности мешает человеку, вызывает отрицательные переживания, так как быть ответственным везде

и во всех ситуациях невозможно. Возьмем другое свойство, относимое людьми обычно к отрицательным характеристикам, — агрессивность. Во многих культурах и обществах агрессивность не поощряется в силу своей разрушительности и рассматривается как показатель слабости личности, ее незрелости, как неумение держать себя в руках, как отсутствие выдержки и самообладания. Но агрессивность — это одновременно и способность «выпустить пар», разрядиться, освободиться от накопившейся отрицательной энергии, способ катарсиса, очищения. Поэтому речь в плане воспитания и самовоспитания пойдет не о том, чтобы человек вообще не проявлял агрессивности, а об овладении приемлемыми способами ее выражения, например, важно научиться

переводить деструктивную агрессию в конструктивную, овладеть замещающими действиями, не приносящими вреда другим людям, животным, вещам, а также способами сдерживания, самообладания, терпения, терпимости и т.д.

Обычно человек, обнаружив и даже проанализировав то или иное качество, испытывает чувство удовлетворенности, если оно положительное и отвечает его потребности быть на уровне своих притязаний, или неудовлетворенности, если это качество относится к категории отрицательных, слабых. Такой подход является однобоким. Важно в позитивном (положительном) сильном качестве найти слабые стороны, а в отрицательном —положительные и сильные стороны. Именно такая внутренняя работа нередко позволяет провести переформулирование, замену качеств, в результате чего свойство принимается как собственное достояние, а его отрицательные последствия сводятся к минимуму. Разберем это положение на примере застенчивости.

Пример. Некоторые воспринимают застенчивость у себя как отрицательное качество, которое мешает в общении с другими людьми, и могут этот факт переживать очень сильно. Переживания, в свою очередь, усиливают подозрительность по отношению к окружающим. Подозрительность усиливает застенчивость. Круг замыкается. Застенчивость не принимается, с ней начинают бороться. Борьба на деле сводится только к усилению переживаний. Однако достаточно в застенчивости выделить сильную позитивную сторону, как она может быть безболезненно принята. Такой сильной стороной может быть, например, чувствительность к отношению людей,

что выступает показателем тонкой душевной организации и внутреннего мира. Принять в себе чувствительность, тонкую душевную организацию легче, чем застенчивость, хотя по большому счету (за исключением нюансов) это одно и то же.

В целом необходимо заметить, что самопринятие — важный момент заключительной

части самопознания, оно же является и отправной точкой для самосовершенствования,

саморазвития, выступая одновременно и как этап самопознания, и как способ достижения

единства и гармоничности личности, и как механизм саморазвития.

Самым широким и доступным способом самопознания является познание других людей. Давая характеристики своим близким, друзьям, разбираясь в мотивах их поведения, мы переносим эти характеристики, нередко бессознательно, на самих себя, сравнивая себя с другими. Такое сравнение дает возможность выделить общее и особенное, понять свое отличие от других и то, в чем конкретно оно заключается.

Обратимся к средствам самопознания.

Одним из распространенных средств самопознания является самоотчет, который может

осуществляться в разных формах. Устный самоотчет может проводиться в конце недели,

месяца и т.д. Здесь важно воспроизвести события дня или недели: проанализировать свое

поведения в разных ситуациях; отметить все позитивы и негативы; причины, которые побудили поступать так или иначе; проиграть модели более эффектного поведения; выделить в себе качества и черты личности, проявившиеся в «отчетном» периоде.

Другой формой самоотчета является ведение дневника. Преимущества этой формы

несомненны, хотя она и требует временных затрат и волевых усилий. Во-первых, когда человек записывает события, то происходит интенсивная работа ума, особенно в тех случаях, когда надо выразить в словесной форме различные переживания, в результате чего происходит процесс осознания как событий, так и переживаний. Во-вторых, ведение дневника позволяет зафиксировать в письменной форме самое уникальное, что у нас есть, — свой жизненный опыт, который выступает в качестве важного результата нашей жизни и учения. В-третьих, в дневнике можно описывать свое прошлое, тем самым более глубоко осознать его, обнаружить динамику развития своей личности. В-четвертых, дневник позволяет давать себе самохарактеристику, где описание сочетается с анализом.

Следующими средствами самопознания являются просмотр кинофильмов, спектаклей, чтение художественной литературы. Известно, что писатели, особенно классики, непревзойденные психологи, более того, они нередко поднимают такие вопросы, к решениюкоторых научная психология только начинает подходить. Читая художественную литературу,обращая внимание на психологические портреты и характеристики героев, их поступки,отношения с другими людьми, вы невольно сравниваете себя с этими героями. Просмотревфильм, спектакль, прочитав художественное произведение, постарайтесь задать себе рядвопросов: каковы поступки главных героев? Какие факторы сыграли ведущую роль вформировании характера главного героя? Что побудило человека стать именно таким? Мог ли

он поступить иначе? Как бы я повел себя в данной ситуации? Что нужно сделать этому герою, с моей точки зрения, чтобы быть другим, измениться? И т.д. Хорошо известна истина, что чем больше начитан человек, тем более он эрудирован, в том числе и в вопросах самопознания.

И, пожалуй, самые широкие возможности для самопознания |предоставляет изучение

психологии, в частности таких ее разделов, как психология личности, групп; социальная

психология; психология познавательной деятельности. В настоящее время во многих средних и высших учебных заведениях психология стала обязательным предметом, что, несомненно, является положительным фактором. В связи с этим значительно увеличился объем популярной психологической литературы, где можно почерпнуть массу полезных сведений, повысить свою психологическую грамотность, расширить сферу самопознания.

Полезно использовать психологические тестирования, но надо иметь в виду, что лучше

пользоваться серьезными, апробированными тестами, внимательно читая инструкции и

способы интерпретации. Если есть возможность, интерпретацию лучше осуществить совместно со специалистом-психологом. К развлекательным тестам надо и относиться соответственно, не принимая их всерьез.

К специальным средствам самопознания следует отнести различные современные формы работы психолога. В ходе индивидуального консультирования психолог строит работу с пациентом таким образом, чтобы тот максимально раскрылся, понял свои проблемы, нашел внутренние ресурсы для их разрешения, осуществил акты самопознания. Хорошие результаты дает и работа в группе социально-психологического тренинга. Здесь контакт строится таким образом, что группа, являясь своеобразным зеркалом, в котором отражается каждый ее участник, интенсифицирует процессы познания других и себя. Непременным условием взаимодействия группы и психолога является создаваемая руководителем атмосфера доверия и взаимопринятия. В психологии существует большое количество разного рода психотерапевтических методов и приемов, которые позволяют личности не только более глубоко познать себя, но и выработать направления саморазвития, свои собственные решения различных жизненных проблем и трудностей.

Результаты самопознания

Рассмотрев процессуальные стороны самопознания, целесообразно поставить вопросы:

что же мы получаем в итоге? Как результаты самопознания можно использовать в своей жизни?

Прежде всего, на основе самопознания рождаются знания о себе. Эти знания

группируются в конструкты по принципу близости, например интеллектуальные свойства,

черты характера, эмоциональные качества, способности, поведенческие характеристики. В

свою очередь, названные конструкты в своей совокупности выявляют образ Я. Согласование, обоснование компонентов образа Я проясняют для человека его Я-концепцию. Естественно, целиком и полностью Я-концепция не может быть осознана, так как значительная ее часть остается в сфере бессознательного. Поэтому, как мы уже замечали, самопознание не может быть завершенным процессом.

Степень осознанности Я-концепции во многом зависит от человека, развития его

способности к самопознанию, его стремления к самопознанию и привычки систематически заниматься самопознанием.

«Кирпичики» образа Я (знания о себе) могут быть истинными и ложными, адекватными

и неадекватными, относительно полными и фрагментарными. Если человек обнаруживает в себе качество, которое присуще ему на самом деле, то такое знание будет истинным. Ложное знание о себе — это обнаружение и фиксация качества, которое не развито в данной личности. Не говоря уже о ложном, истинное знание о себе может отличаться степенью адекватности (здесь уже вклинивается отношенческий компонент). Например, личность считает себя коммуникабельной, контактной, однако окружающие полагают, что коммуникабельность у данного человека развита незначительно. Наконец, полнота знаний о себе предполагает всестороннее познание какого-либо качества или личности в целом. Человек, анализируя свои качества, выделяет не только содержательные характеристики, но и степень их развития, сферы приложения, осознает ограничения, определяет сильные и слабые стороны. Фрагментарность - это отрывочность, односторонность, неспособность к объяснению, установлению причинно-

следственных связей.

Но знание о себе в целом, отдельных качеств личности не является единственным

результатом самопознания. Человек не компьютер по сбору и обработке информации, в том числе и о самом себе. Уже в ходе самопознания включается эмоционально-ценностный компонент, который на завершающих этапах самопознания начинает играть все более заметную роль, и вместе с содержанием самопознания определяет специфику его результатов.

Эмоционально-ценностные отношения многообразны и могут быть выражены в самых

различных понятиях: симпатия, любовь, отвержение, самоуверенность, самодостаточность и др.

В психологии делаются попытки выделить некие стержневые оси некоторой условной системы координат, для того чтобы на них можно было располагать свои самые разнообразные эмоциональные переживания. Отечественный психолог В. В. Столин предлагает выделить три такие оси самоотношений: «симпатия—антипатия», «уважение— неуважение», «близость - отдаленность». Например, симпатия к себе в сочетании с уважением и ощущением близости порождает любовь к себе; антипатия вместе с неуважением к себе и ощущением отчужденности неприязнь, непринятие, иногда и ненависть к себе и т.п.

Если попытаться выделить наиболее общие результаты самопознания с точки зрения эмоционально-ценностного отношения к себе, то к ним можно отнести чувство идентичности, самопринятие, самоуважение и как итог — чувство личностной компетентности. Все эти понятия тесно связаны друг с другом, активно изучаются и обсуждаются в современной психологии.

Идентичность. Понятие «идентичность» было впервые выделено и описано

американским психологом Э. Эриксоном, и означает оно чувство личностного тождества,

собственной истинности и полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство идентичности рождается в результате не только самоотождествления, но и осознания непрерывности своего существования во времени и пространстве, восприятия того факта, что и другие признают это тождество и непрерывность. При благоприятных условиях это чувство с возрастом усиливается, человек перекидывает мостики между своим прошлым и будущим, между тем, кем он хочет быть, и тем, как воспринимает ожидание других по отношению к себе.

Если чувство идентичности не возникает или, как мы покажем далее, человек отождествляется лишь с частью себя, возникает отчуждение себя от собственной личности, рассогласование между подструктурами личности, личностью и ее целями и т.д. Это приводит к тяжелым переживаниям, кризисным явлениям, утрате смысла жизни, отчаянию.

Самопринятие тесно связано с личностной идентичностью, включает признание в себе

отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности. Самопринятие возникает на основе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что

человек не ставит целей быть другим. Истинное самопринятие — это основа для саморазвития и самосовершенствования.

На основе чувства идентичности и самопринятия возникает самоуважение, в котором

выражается степень симпатии личности к себе. Самоуважение — это целостное положительное отношение к себе как к ценности, в нем интегрируются многочисленные самооценки. Понятно,что в каких-то сферах человек оценивает себя высоко, в каких-то не очень, однако в целом он себя принимает, позитивно к себе относится, гордится собой и своими достижениями. Важно, чтобы это самоуважение было реалистичным. В случае низкого самоуважения человек перестает любить себя, испытывает внутриличностные конфликты, в случае сверхвысокого — центрируется только на себе, любуется собой, пренебрежительно относится к другим, проявляет самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм. Необходимо отметить, что самоуважение формируется не только на основе положительной установки на себя и интеграции частных самооценок, но и на сопоставлении своих притязаний и реальных достижений. Еще американским психологом У.Джемсом в свое время была выведена оригинальная формула, которая связывает притязания личности и те успехи, которых онадобивается. Эта формула имеет следующий вид: Успех + Самоуважение =Притязания

Чем выше успех и ниже притязания, тем выше самоуважение, и наоборот, чем выше

притязания и ниже успех, тем меньше человек будет себя уважать. Парадокс, однако, состоит в том, что человек не может полностью отказаться от притязаний как отношения к целям деятельности; успех и неуспех — реальные категории, зависящие как от обстоятельств, так и от самой личности. Поэтому человек вынужден варьировать своими притязаниями в зависимости от успехов и прошлого опыта, а изменение притязаний, в свою очередь, сказывается на успехах.

Отсюда в частных случаях мы радуемся своим успехам или огорчаемся своими неуспехами, то уважаем себя, то не очень довольны собой. Главное, чтобы вне конкретной ситуации в целом мы могли все же позитивно относиться к себе, воспринимая неудачи как временное явление, а если эти неудачи все же носят стойкий характер, то не теряли бы присутствия духа, веры в себя, могли бы постоянно менять тактику и стратегию поведения и деятельности. При реалистических притязаниях, высоком самоуважении и самопринятии, при упорном труде многие проблемы могут разрешиться. По большому счету такое убеждение и дает возможность человеку жить, преодолевать препятствия, добиваться результатов.

Наконец, благоприятное сочетание идентичности, самопринятия, самоуважения

рождают чувство собственной компетентности, которое обусловлено знанием себя, своих

возможностей, верой в осмысленность и ценность собственной жизни, уверенностью в том, что человек способен самостоятельно строить свою жизнь, определять свои выборы и свою судьбу (а она есть у каждого).

Как видим, результаты самопознания довольно обширны и многосторонни и

представляют собой сплав знаний и эмоционально-ценностного отношения к себе: чувств

идентичности, самопринятия, самоуважения, личностной компетентности. Обратимся теперь к анализу некоторых психологических механизмов, которые внутренне определяют работу всей этой сложной «кухни», называемой самопознанием.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...