Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научные основы и принципы управления персоналом

В теории управления широко ис­пользуются понятия «научное управле­ние» и «научные основы управления», которые необходимо разграничивать. Научное управление это понятие, характеризующее качество практики управления. Оно означает, что управленческие отношения позволяют на практике реализовывать требования законов, и эта возможность осуществляется в действи­тельности.

Научные основы управления – это система научных знаний, ко­торая составляет теоретическую базу практики управления (рис. 16).

 

Всю систему научных основ управления можно представить состоящей из трех частей.

Первая часть это теория управления, включающая в себя знания естественных и конкретных наук, в которых содержатся открытые законы и закономерности жизни общества в целом, его различных систем, организаций, человека. Таковыми, в частно­сти, являются законы философии, экономической теории, социологии.

Предмет теории управления это законы управления как целостного, комплексного общественного явления. Во-первых, это законы интеграции частей управления в систему, во-вторых, это законы управления как целого.

Предмет теории управления включает в себя две обособ­ленные части. Одна из них построена на базе логического мето­да, формулирует научные правила управления и может быть на­звана теорией руководства.

Вторая часть включает эмпирические обобщения и мо­жет быть названа искусством управления. Только имея в ви­ду наличие этих двух самостоятельных частей в управлении, можно употреблять общее для них название «теория управления».

Вторую часть системы научных основ управлениясоставляют ее методологические основы, представляющие коренные, исходные положения, выступающие в качестве правил по осуществлению управленческих функций. В механизме реализации законов управления они выступают как принципы («принцип» латинское слово, означающее начало, основу).

Третью часть системы научных основ управления составля­етконкретные управленческие науки об элементах, функциях и аспектах управления. В основном это прикладные дисциплины, ориентированные на применение знаний, полученных в фундамен­тальных науках. В состав наук об управлении входят также дисциплины, изучающие те или иные аспекты управления: правовые науки, психология управления, социология управления, управление персоналом и т.д.

Конкретные управленческие науки, базирующиеся на общих и частных принципах (методология руководства), призваны формиро­вать основные компоненты искусства управления.

Искусство управления – способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени.

Все решения, принимаемые человеком, или его поступки так или иначе подчиняются осознанным или неосознанным зависимо­стям. Из категории «зависимость» вытекает понятие закона.

В философском понимании закон – это внутренняя сущест­венная и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.


Теория организации изучает общие, частные и специфиче­ские законы (рис. 17), которые проявляют свое действие в орга­низациях в их определенном сочетании, единстве.

 

Характерной особенностью общих законов является то, что они действуют во всех материальных системах, определяют устойчивые количественные и качественные соотношения между их субъектами и объектами управления. Авторы ряда учебных пособий по управлению к их числу относят:

- закон синергии;

- закон развития;

- закон самосохранения;

- закон приоритета целого над частью;

- закон учета системы потребностей;

- закон соответствия разнообразия управляющей системы разнообразию управляемого объекта.

Одним из ведущих общих законов организации является закон синергии, утверждающий, что для любой системы (орга­низации) существует такой набор элементов, при котором ее по­тенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

В управлении персоналом особое место занимает общий закон развития. Закон развития формируется так: каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потен­циала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Во всех материальных системах (социальная организация не является исключением) действует закон самосохранения, согласно которому любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремится сохранить себя как целое (выжить), используя для этого весь свой потенциал (ресурс).

Специфические законы организации действуют в конкретных ситуациях, в определенных видах управленческой деятельности. К их числу можно отнести:

- закон информированности-упорядоченности;

- закон пропорциональности и композиции;

- закон дифференциации и универсализации структуры и функций управления.

В работе с персоналом информационная среда является объек­том специфического управления ввиду ее особой важности и слож­ности, которое должно осуществляться с учетом действия закона информированности-упорядоченности.

Формулировка закона: чем большей информацией располага­ет организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосо­хранения).

Следствие закона: информированность работника после дости­жения критического уровня переходит в его компетентность.

Особое место в реализации потенциала организации занима­ет действие закона пропорциональности и композиции,требую­щего сохранять пропорциональность между нею как целостным сис­темным образованием и составляющими элементами при любых воз­можных изменениях.

Формулировка закона: каждая материальная система стре­мится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданном подчинении (пропорции).

В основе действия закона пропорциональности и композиции лежит естественный эволюционный процесс гармонизации, происхо­дящий на всех уровнях мировой цивилизации: на уровне стран, госу­дарства, отраслей, организаций, семьи, конкретного человека. Гармо­низация предполагает наличие совокупности элементов, процессов (композицию) и их соотносительность (пропорциональность).

В организационных системах действуют противоположно направленные процессы: разделение, специализация функций, с одной стороны, и их интеграция, универсализация – с другой. Все эти процессы регулируются действием закона дифферен­циации и универсализации структуры и функций, эффектив­ное использование которого позволяет увеличивать потенциаль­ные возможности составляющих систему элементов и улучшать результаты их взаимодействия в виде прироста потенциала ор­ганизации в целом.

Формулировка закона: «Каждая материальная система: живой организм, социальная организация (завод, концерн, учебное заведение и др.), стремится настроиться на более экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или функций».

Перечисленные выше законы будут эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделит главный из них на текущий момент и обеспечит подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

Закон информативности-упорядоченности, закон самосохране­ния и закон развития – это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон дифференциации и универсализации функций, закон композиции и пропорциональности – это структурные законы связанные с организацией как явлением. Законы оказывают друг на друга как положительное, так и отрица­тельное влияние. Например, по закону синергии путем увеличения до известных пределов численности персонала можно добиться резкого увеличения потенциала организации, что соответствует закону развития, однако закон композиции и пропорциональности и закон единства анализа и синтеза будут тормозить такое расши­рение. Выполнение же руководителем требований закона композиции и пропорциональности обеспечивает стабильность орга­низации, однако это противоречит закону самосохранения, кото­рый требует быстрой перестройки в условиях рыночной эконо­мики.

Рассматриваемые законы играют особую роль в научном подходе к управлению персоналом. Они:

- образуют теоретический фундамент управления;

- способствуют переходу от эмпирического подхода к профессиональному;

- позволяют более реально, правильно оценить возникаю­щую ситуацию;

- позволяют анализировать опыт других.

Руководитель может в основе своей деятельности руководствоваться либо здравым смыслом, основанным на интуиции и т.д. («хотел сделать как лучше»), либо законами организации. Здравый смысл обычно приводит к центральным движениям в организациях от их устойчивого состояния. Научный подход обеспечивает центростремительное движение в сторону устойчивости и процветания.

Разобраться в пересечениях законов непросто даже для профессионала.

Принцип единства дает подход для эффективного использования приведенного набора законов. Этот подход состоит в сле­дующем.

Законы имеют объективный характер и поэтому будут реализовываться независимо от нашего желания, т.е. набор элемен­тов (законов) уже задан. Задачи руководителя:

- из списка целей организации выявить основную (на ме­сяц, квартал, год);

- выбрать из набора главенствующий закон, которому сле­дует уделить основное внимание;

- подчинить реализацию остальных законов главенствующему;

- добиться соответствия законов друг другу путем уста­новления пропорций, приоритетов и сроков их выполнения.

В механизме реализации законов и закономерностей центральное место занимают принципы (латинское слово, означающее начало, основу).

В специальной литературе не выработано единого подхода к формулированию принципов организации. Некоторые исследователи истолковывают отдельные законы как принципы, а принципы возво­дят в ранг законов.

По нашему мнению, принципы отличаются от законов гносеоло­гическим происхождением. Если закон отражает устойчивые, по­вторяющиеся связи и отношения в природных и общественных явлениях, то принцип является оптимальным правилом, нормой, которые сформулированы людьми.

Принципы являются исходными, коренными положениями какой-либо теории, учения или науки. В этой связи принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций; как важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Как система важнейших положений, принципы исторически складываются в процессе практики управления в своего рода конвенции (договор, соглашения по какому-либо вопросу).

Принципы управления не есть что-то застывшее, они разви­ваются, совершенствуются, конкретизируются. Вся система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, основан­ных на все новом опыте, его анализе, осмыслении и обобщении.

Являясь по своей природе объективными (они отражают основные положения объективных законов и за­кономерностей), принципы должны изучаться, усваиваться и соблюдаться людьми на любой стадии создания и функциониро­вания организации, так как искусство управления ею не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Это искус­ство основывается на солидной теоретической базе, накоплен­ной за тысячи лет человеческой цивилизации, на принципах, за­конах управления.

В настоящее время в литературе пока нет четкой систематизации принципов управления, многое здесь дискуссионно. Ряд иссле­дователей склонны классифицировать их как общие и частные принципы управления, выделяя в отдельную группу принципы управле­ния персоналом. Думается, что такой подход правомерен для понимания особенностей создания и функционирования организаций как социальных систем, в которых реализуются основные функции управления персоналом. Поэтому выделение принципов управления персоналом в отдельные группы вполне объяснимо.

По аналогии с рассмотрением классификации законов и закономерностей орга­низации принципы управления можно разделить на общие, ча­стные и ситуационные (рис. 18).

Все они связаны между собой, и только их комплексное применение обеспечивает успех функ­ционирования и развития организации как целостной системы.

Общие принципы управления действуют прежде всего во всех динамич­ных системах: биологических, социаль­ных и искусственно-технологических. Это стратегические нормы управления. Кроме того, есть общие принципы, которые присущи всем видам социальной управленческой деятельности (экономической, технологической, политической, ду­ховной). К общим принципам социального управления относятся принципы:

- социальной ориентации;

- научной обоснованности;

- системности;

- эффективности;

- рационального сочетания централизма и демократии;

- соревновательности, конкуренции;

- рационального стимулирования;

- разделения труда;

- иерархичности и обратной связи.

Сфера действия частных принципов ограниченна, локальна. На­пример, существуют принципы со­циального партнерства, государст­венной служ6ы принципы руководства персоналом, принципы мора­ли и т.д. Иногда их разделяют на следующие группы:

- принципы, применяемые в различных подсистемах общества (экономической, социальной, политической, семейно-бытовой и др.). Например, в экономической сфере применяются принципы экономи­ческого планирования, распределения, прогнозирования, ценообразо­вания и т.д.; в маркетинге применяются принципы: «любите клиента, а не товар», «отыщите потребности и удовлетворите их», «произво­дите то, что можно продать» и др.;

- принципы, применяемые в процессе различных видов органи­зационной деятельности: принципы государственной службы, прин­ципы управления персоналом, принципы построения системы управ­ления персоналом в организации, принципы планирования служебно-профессионального продвижения и др.;

- принципы управления фирмой, корпорацией.

Особое место среди частных принципов отводится принци­пам руководства персоналом, т.е. тем правилам, основным тео­ретическим положениям, нормам, которыми должны руково­дствоваться руководители и специалисты в процессе управления людьми. Управление людьми имеет особый характер и не зави­сит от отраслевой принадлежности.Управление

людьми базиру­ется на общих принципах управления, хотя оно (это управление) имеет ограниченную сферу (управление человеком). Именно ограниченность сферы управления относит принципы руково­дства персоналом к частным принципам управления. К примеру, в работе с кадрами следует соблюдать следующие принципы учета особенностей человеческой личности:

- принцип перспективности кадров;

- принцип соответствия кадров;

- принцип сменяемости кадров.

В отечественных организациях управление персоналом осуществ­ляется на основе следующих традиционно утвердившихся принципов:

- научности;

- демократического централизма;

- плановости;

- принципа первого лица;

- единства распорядительства;

- отбора, подбора и расстановки кадров;

- сочетания единоначалия и коллегиальности;

- централизации и децентрализации;

- линейного, функционального и целевого управления;

- контроля исполнения решений и других принципов.

В ряде американских и японских корпораций широко используют и другие принципы управления персоналом:

- пожизненного найма;

- коллективного принятия решений;

- контроля исполнения заданий, основанного на доверии;

- сочетания такого контроля с корпоративной культурой;

- обязательного одобрения принимаемых решений большинст­вом работников.

Особенности действия, ситуационных принципов обуслов­лены складывающейся ситуацией или особым характером деятель­ности. Например, американский менеджер высокого класса Ли Якокка при формировании своей команды руководствовался следующими принципами: профессионализм, опыт, способность решать проблемы, умение взаимодействовать, работать в коллективе, готовность взяться за трудную проблему, личная преданность, полная само­стоятельность и оперативность в подборе членов команды.

Известный американский специалист в области человече­ских отношений Дейл Карнеги сформулировал шесть правил (принципов) общения, соблюдение которых позволяет людям понравиться окружающим:

- искренне интересуйтесь другими людьми;

- улыбайтесь;

- помните, что имя человека это самый сладостный и са­мый важный для него звук на любом языке;

- будьте хорошим слушателем, поощряйте других гово­рить о самих себе;

- говорите о том, что интересует вашего собеседника;

- внушайте вашему собеседнику сознание его значимости, и делайте это искренне.

Он же сформулировал принципы, «соблюдение которых по­зволяет склонить людей к вашей точке зрения»:

- единственный способ одержать верх в споре это укло­ниться от него;

- проявляйте уважение к мнению вашего собеседника, ни­когда не говорите человеку, что он не прав;

- если вы не правы, признайте это быстро и решительно;

- с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;

- заставляйте собеседника сразу же ответить вам «да»;

- пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;

- искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;

- относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;

- взывайте к более благородным мотивам;

- драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;

- бросайте вызов, задевайте за живое.

К этой же группе правил-принципов можно отнести правила, характеризующие требования к формированию системы управления и ее функционированию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...