Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реорганизация субъектов предпринимательского права




Реорганизация юридического лица может осуществляться в следующих формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Решение о реорганизации может быть принято его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами.

В определенных случаях реорганизация юридического лица осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, возникающих в результате реорганизации. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения).

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Особенности реорганизации банков в форме слияния и присоединения установлены положением Банка России от 30 декабря 1997 г.

Основные требования при реорганизации банков сводятся к соблюдению экономических нормативов. Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и нормы деятельности, установленные нормативными актами Банка России, в том числе норматив достаточности капитала.

Правила правопреемства при реорганизации юридических лиц.

1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

2. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

3. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

4. При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Законодательством предусмотрен ряд гарантий для кредиторов юридического лица при его реорганизации:

1) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица;

2) кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков;

3) если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Ликвидация субъектов предпринимательского права. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

— по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Требование о ликвидации юридического лица по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его банкротом. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Особенности ликвидации некоммерческих организаций предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях».

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» от 13 января 2000г. определил, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются правила Гражданского кодекса РФ о ликвидации юридических лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Порядок ликвидации включает в себя следующие этапы:

1) публикацию сведений о ликвидации юридического лица. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации;

2) выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;

3) составление промежуточного ликвидационного баланса. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

4) выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица.

Выплаты производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

— в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

— в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

Основные правила удовлетворения требований:

1) требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди;

2) при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом;

3) в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица;

4) требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок;

5) требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано;

5) утверждение ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица;

6) внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении существования юридического лица в связи с его ликвидацией.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Отдельным случаем ликвидации юридического лица является признание его несостоятельным (банкротом). Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявить о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются Законом о несостоятельности (банкротстве). Требования кредиторов удовлетворяются в той же очередности, что и при ликвидации юридического лица в обычном порядке (по решению его участников).

В случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, признания его судом несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке по решению суда его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу приговора суда, которым ему назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, государственная регистрация такого лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента соответственно его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, вступления в силу указанного приговора суда.

В случае аннулирования документа, подтверждающего право иностранного гражданина либо лица без гражданства временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончания срока действия указанного документа государственная регистрация данных гражданина либо лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня аннулирования указанного документа или окончания срока его действия.

 

Наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях - на основании лицензии.

 

Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.

 

Общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);

 

Ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).

 

Специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.

 

Исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с ней какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности, являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.

Лицензирование предпринимательской деятельности

 

Лицензирование предпринимательской деятельности, наряду с государственной регистрацией субъектов бизнеса, является эффективным способом воздействия местных органов самоуправления и государства на предпринимательство в РФ. Первым шагом в официальном признании бизнеса является государственная регистрация в органах юстиции всех лиц, которые реализовывают предпринимательскую деятельность.

 

Кроме регистрации самого предпринимателя или юридического лица, подлежат государственной регистрации и права предпринимателей. Право на ведение бизнеса в той или иной сфере подтверждает лицензирование предпринимательской деятельности.

 

Основным документом, определяющим подходы к лицензированию на территории РФ, является федеральный закон № 128, введенный в действие в 2001 году.

 

Лицензирование предпринимательской деятельности включает в себя:

выдачу разрешения на ведение бизнеса в заявленной сфере;

возможность переоформления разрешительных документов в случае окончания срока или утраты лицензии;

аннулирование или приостановление действия разрешительного документа;

периодический надзор органа лицензирования за исполнением лицензионных требований и условий лицензиатом в течение времени действия лицензии.

 

Лицензирование предпринимательской деятельности состоит из двух параллельных процессов: оформление разрешений на ведение бизнеса и контроль исполнения требований законодательства о лицензировании.

 

На каждый вид бизнеса должно быть получено государственное разрешение, если это предусмотрено российским законодательством. Пройти лицензирование предпринимательской деятельности соискатель может, как в федеральном органе лицензирования, так и в органах лицензирования местного самоуправления. Зависит такая возможность, в первую очередь, от условий лицензирования, определенных законом для выбранной сферы, т.к. существуют такие виды предпринимательства, по которым выдавать разрешение на ведение бизнеса имеют право только уполномоченные федеральные службы.

 

Разрешительный документ, выданный федеральным органом лицензирования, действует на территории всей России, в то время как лицензирование предпринимательской деятельности, осуществленное в органе местного самоуправления, действительно лишь на территории субъекта федерации, где было выдано. Если бизнесмен намерен расширить свое дело за рамки субъекта, то ему в обязанность вменяется информирование о начале ведения предпринимательства органов местного самоуправления того субъекта, где начинается новый бизнес.

 

 

Срок действия лицензии определяется также в зависимости от вида бизнеса, но не менее 5 лет. Если за это время не было выявлено нарушений со стороны лицензиата условий и требований законодательства о лицензировании, то он имеет право обратиться в лицензирующий орган для продления разрешения на ведение бизнеса.

 

Основными критериями отнесения бизнеса к тому виду, когда необходимо лицензирование предпринимательской деятельности, являются по закону

 

возможность нанесения вреда государственной безопасности, обороне России, жизни и здоровью граждан, нарушению их интересов, а также возможность нанесения вреда культурному наследию Российской Федерации в результате деятельности. Еще одно из условий – это невозможность применения к данному виду деятельности другого способа регулирования, кроме лицензирования.

 

Лицензирование предпринимательской деятельности предполагает последующий надзор соблюдения лицензионных условий. Контроль осуществляется лицензионными органами и включает в себя плановые и внеплановые инспекционные проверки, в ходе которых составляется акт выявленных нарушений. Орган лицензирования имеет право приостановления бизнеса до устранения грубых срывов. По окончании срока, указанного в предписании проводится внеочередная проверка, связанная с определением качества устранения недостатков.

 

В случае неоднократных грубых нарушений законодательных условий лицензирования, контролирующий орган имеет право (и обязан) обратиться в судебные органы с ходатайством об аннулировании разрешения на ведение предпринимательства по данному виду деятельности. Такое решение может принять только суд.

 

В последнее время существует тенденция ухода государства от прямого воздействия на бизнес с помощью лицензирования и замена другими методами государственного регулирования, например, аттестацией персонала, аккредитацией, страхованием гражданской ответственности, саморегулированием и другими.

 

17 декабря 2007 года вступил в силу ФЗ № 315, устанавливающий порядок функционирования саморегулируемых организаций на территории РФ. С вводом его в действие наблюдается тенденция, когда лицензирование предпринимательской деятельности отменяется, а государственное регулирование в данной сфере осуществляется с использованием управления с помощью добровольных сообществ предпринимателей в этой области.

 

Введение системы саморегулирования в строительной сфере и уже год работы в этих условиях, показал, что существуют положительные моменты такого перехода. Существенно снизилось количество «фирм-однодневок», которые ранее являлись участниками строительного рынка. Т.к. стало экономически невыгодно работать в строительстве некачественно.

 

Существенно снизилось количество субъектов, контроль деятельности которых осуществляется непосредственно государственными органами. Так государство оставило за собой право осуществлять надзор за самими СРО, а не за всеми предприятиями, которые осуществляют деятельность в строительстве. Регулировать все процессы между участниками строительной деятельности перепоручено самому бизнесу.

 

Лицензирование предпринимательской деятельности сыграло свою положительную роль на этапе становления рынка. Настало время внедрения более эффективных способов и методов государственного регулирования бизнесом.

 

http://metrob.ru/HTML/licenzirovanie/princip-licenzir.html ПРИНЦИПЫ ЛИЦЕНЗИР

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...