Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8 и 10. Свидетельства из Книги о вере московской печати и из Книги о вере южной печати, именуемой: Азариева




8 и 10. Свидетельства из Книги о вере московской печати и из Книги о вере южной печати, именуемой: Азариева

В сих книгах содержится то же наставление о сложении перст, какое изложено в слове Максима Грека, то есть повелевается два перста иметь протяженными, которые посему догмата о преклонении небес и снитии Сына Божия на землю не образуют и образовать не могут, ибо догмат сей, но наставлению, изложенному в Псалтырях, образуется малым преклонением великосреднего перста. В Псалтырях читается: «средний великий перст мало наклонити, исповедуется тайна, еже есть Сын Божий преклонь небеса и сниде на землю», – и старообрядцы в своем перстосложении строго следуют сему наставлению. А в Книге о вере московской печати (как и в слове Максима Грека), говорится: «протяжением же двоих перст, вышнего и среднего перста, показуется тайна самого Господа нашего Иисуса Христа, яко совершен Бог и совершен человек», также в Книге о вере южной печати: «а протягнием двох палцов, вышнего и среднего, показуется таемница Бога Слова втеление». Итак изложенное в сих двух книгах наставление о перстосложении не согласуется с учением о двуперстии, изложенным во Псалтырях и общепринятым у старообрядцев. А потому напрасно Никодим привел, как и вообще приводят старообрядцы, в подтверждение употребляемого у них перстосложения свидетельство о таком перстосложении, какого сами не употребляют.

 

9. Свидетельство из малого Катихизиса, напечатанного в Москве при патриархе Иосифе

Малый Катихизис прежде напечатан был в Киеве во св. Печерской лавре, при митрополите киевском Петре Могиле, под названием: «Собрание короткой науки о артикулах веры». Книга сия есть не что иное, как сокращенное избрание из «Православного исповедания», составленного тоже в Киеве, при том же митрополите Петре Могиле, и свидетельствованного в 1643 году всеми вселенскими патриархами: это сокращение было сделано с той целью, чтобы дать возможность по такой сокращенной книге удобнее учить детей закону Божию. В киевском малом Катихизисе (л. 25 об. и л. 26), как и в «Православном Исповедании», о перстосложении пишется так:

 

Пытанье

 

Яким способом знак креста святаго на собе класть маем?

 

Отповедь

 

Рукою правою, три палци зложивши, знак креста святого зачинай на челе, а кладучи мов: во имя Отца, а потом тыи палце на перси, мовачи: и Сына; потом на правое раме кладучи, мов: и Духа; потом на левое раме кладучи, мов: святого; албо ведлуг Златоустаго святого кладучи на собе крестное знамение мов: Господи іи҃ се Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго, кончачи тым словом: аминь32.

 

С сего то напечатанного в Киеве Катихизиса при патриархе Иосифе переведен на славянский язык и напечатан в Москве малый Катихизис, во всем согласно с киевским, – даже и осьмой член (артикул) Символа веры напечатан без прилога «истиннаго». Но в ответе на вопрос о крестном знамении, в московском издании против киевского сделана перемена. В киевском малом Катихизисе, как и в Православном Исповедании, которого он составляет сокращение, повелевается, как выше показано, слагать для крестного знамения три перста, а в Катихизисе московския печати, изданном при п. Иосифе, вместо трех велено слагать для крестного знамения два перста, и притом оба иметь протяженны. Московские издатели малаго Катихизиса таким образом произвольно изменили наставление о перстосложении, изложенное в книге, свидетельствовавшей и одобренной к изданию вселенскими патриархами, каково «Православное исповедание», из коего сокращен малый киевский Катихизис, подвергнутый московскими издателями произвольному изменению в ответе о крестном знамении. И так как «Православное исповедание» свидетельствовано и одобрено вселенскими патриархами, то изложенное в нем и в киевском малом Катихизисе учение о том, что для крестного знамения надлежит слагать три перста, есть учение святыя соборныя и апостольския церкве; а внесенное в малый Катихизис московской печати издателями оного повеление изображать крестное знамение двумя протяженными перстами может быть названо повелением только московской церкви времен патриарха Иосифа. Посему напрасно инок Никодим привел его в свидетельство того, что якобы двуперстие имеет апостольское происхождение и всеобдержно употреблялось во вселенской православной церкви.

 

Трудно допустить, чтобы иноку Никодиму неизвестно было киевское издание малого Катихизиса, а также и то, что в московском его издании ответ о крестном знамении подвергнут изменению. В таком случае он поступил еще неосмотрительнее, приведя свидетельство изданного в Москве Катихизиса и совсем не упомянув, какое свидетельство о перстосложении находится в киевском его издании, с которого сделано московское.

 

Весьма замечательно также, что инок Никодим в ряду столь многих, собранных им, свидетельств о двуперстном сложении не привел свидетельства о нем из великого Катихизиса, напечатанного при патриархе Филарете. Здесь, как известно, в ответе о крестном знамении содержатся два изложения, – одно согласное напечатанному потом в киевском малом Катихизисе, повелевающее слагать для крестного знамения три персты, другое – с наставлением о двуперстии по Феодоритову слову, повелевающее иметь два перста наклонены, а не простерты. Привести первое из этих изложений в великом Катихизисе инок Никодим очевидно не желал, как невыгодное для него; а с другой стороны находил неудобным привести и одно последнее, с наставлением о двуперстии, оставивши первое без упоминания: поэтому-то он и предпочел совершенно умолчать о находящемся в великом Катихизисе свидетельстве относительно перстосложения, несмотря на все уважение старообрядцев к этому, изданному при п. Филарете, Катихизису. Так поступить располагало его, быть может, и то еще обстоятельство, что здесь, в великом Катихизисе, наставление о двуперстии повелевает иметь оба перста наклоненными, чем вносится новое разноречие в свидетельства о двуперстном сложении и новое несоответствие общепринятому у старообрядцев способу сложения двух перстов, по коему один только, великосредний, должен быть мало пригнут. И так инок Никодим оставил без внимания свидетельство великого Катихизиса о перстосложении потому, что находил неудобным привести его. Но человек, любящий истину и ищущий истины, так поступать не должен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...