Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цель управления дебиторской задолженностью - оптимизация общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.




В современной хозяйственной практике дебиторская задолженность классифицируется по следующим видам:

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил;

- дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок;

- дебиторская задолженность по векселям полученным;

- дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом;

- дебиторская задолженность по расчетам с персоналом;

- прочие виды дебиторской задолженности (задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал; авансы выданные).

Оценка состояния и эффективности управления дебиторской задолженностью:

1. Определение структуры и динамики изменения каждой статьи дебиторской задолженности предприятия.

По результатам анализа необходимо выявить наиболее «больные» статьи дебиторской задолженности, оказывающие существенное влияние на ее конечную величину.

2. Определение оборачиваемости и продолжительности 1 оборота дебиторской задолженности.

Данный анализ необходим для дальнейшего определения возможности сокращения величины конкретной статьи дебиторской задолженности.

3. Определение реального размера дебиторской задолженности.

Чтобы иметь более реальную оценку средств, которые в перспективе может получить предприятие от дебиторов, нужно оценить вероятность безнадежных долгов в группах по срокам возникновения задолженности. Оценку можно сделать на основе экспертных данных, либо используя накопленную статистику.

4. Разработка реестра старения дебиторов

На основе реестра определяются крупнейшие кредиторы, т.е. те, на которые приходится 70-80% задолженности. Здесь можно использовать метод АВС, который классифицирует всех дебиторов на 3 группы. Группа А включает крупнейших дебиторов. По каждому их крупнейших дебиторов, необходимо провести работу по возврату задолженности, которая включает:

- создание межфункциональной команды по работе с дебиторской задолженностью;

- составление и анализ реестра «старения» счетов дебиторов;

- разработка плана мероприятий по работе с конкретными контрагентами с указанием сроков, ответственных, оценкой затрат и полученного эффекта;

- внесение информации о планируемых суммах возвращаемой задолженности в финансовый план предприятия с последующим контролем выполнения;

- разработка и утверждение положения о мотивации за результат, достигнутый командой.

В рамках управления дебиторской задолженностью предприятие разрабатывает кредитную политику по отношению к покупателям.

Основной критерий эффективности кредитной политики - это рост доходности по основной деятельности компании, либо в следствие увеличения объемов продаж (что будет происходить при либерализации кредитования), либо за счет ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (чему способствует ужесточение кредитной политики).

Содержательной основой кредитной политики являются инструменты, которыми руководствуются сбытовые структуры при предоставлении кредита и стандарты предоставления кредитов, устанавливающие разумные правила и ограничения.

Инструменты кредитной политики представляют собой шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, регламент или процедуры работы соответствующей службы.

метод оценки кредитной истории (credit scoring) - основан на ранжировании покупателей по ряду выбранных показателей и введению критериев принятия решения по предоставлению кредита. Использование данного метода помогает оценить насколько рискованно предоставление отсрочки платежа тому или иному покупателю. Предприятие само для себя разрабатывает и устанавливает критерии оценки. Определяющим моментом будет вид предоставляемого кредита (товарный, потребительский), а также характеристика покупателей, с которыми работает предприятие.

метод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита. Расчет оптимальной политики по срокам кредитов сводится к сравнению дополнительных доходов, полученных в результате роста продаж и затрат, связанных с финансированием возросшей дебиторской задолженности

Стандарты кредитной политики заключаются в минимально допустимых условиях, которые должны выполняться покупателями.

Принятию решения об изменении кредитной политики должна предшествовать её оценка с точки зрения влияния на финансовые результаты предприятия.

Для оценки последствий изменения кредитной политики необходимо определить приростную прибыль, которую получит предприятие. Приростная прибыль – разница между дополнительными (приростными) доходами и затратами. Если приростная прибыль положительная, то изменение кредитной политики следует осуществить. Если отрицательна – нет.

В управлении дебиторской задолженностью целесообразно использовать такой современный финансовый инструмент ее рефинансирования, как факторинг.

По п.1 ст.824 ГК при заключении договора факторинга одна сторона (финансовый агент) передает или же обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства, в то время как клиент в обмен на эти средства уступает или обязуется уступить финансовому агенту имеющееся у него денежное требование к третьему лицу (должнику), вытекающее из предоставления клиентом этому лицу товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Предприятие получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа.

При расчете эффективности факторинговых операций необходимо учитывать следующие виды расходов, связанных с проведением этих операций:

- комиссия, или тариф на обслуживание, зависит от количества переданных дебиторов на факторинговое обслуживание, объема переданных денежных требований, отсрочки платежа предоставленной дебитору клиентом. В среднем ее ставки колеблются в пределах от 2 до 6,6% от оборота.

- процент, начисляемый на выплаченное финансирование (процент за беззалоговый кредит).

Эффективность факторинговой операции для предприятия определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию. Уровень расходов по факторинговой операции определяется как частное от деления суммы дополнительных расходов по этой операции к величине средств, вырученных в результате ее осуществления. В том случае, если эффективная годовая ставка по факторингу оказывается меньше ставки по краткосрочному банковскому кредитованию, то выгоднее привлекать средства за счет факторинга. В противном случае, банковский кредит.

Вопрос 11. Бюджет денежных средств и его роль в планировании денежных потоков.

Бюджет движение денежных средств (БДДС) - это план движения расчетного счета и наличных денежных средств в кассе, отражающий все прогнозируемые поступления и списания де­нежных средств в результате финансово - хозяйственной деятельности предприятия. Он показывает воз­можные поступления авансов и предоплаты за поставляемую продукцию (исходя из условий договоров/контрактов), задержки поступлений за продукцию, отгру­женную ранее (дебиторская задолженность), использование неденежных форм платежных документов (зачеты, векселя и пр.).

Составление бюджета должно обеспечить безусловную сбалансированность поступле­ний и использования денежных средств компании на планируемый период. Если в бюджете доходов и расходов в какие-то периоды времени могут быть запланированы убытки, то в БДДС конечное саль­до должно быть обязательно положительным – то есть «остатки на расчетном счете/кассе на начало периода» + «все поступления денежных средств за период» - «все списания денежных средств за период» больше 0. При планировании движения денежных средств всегда нужно следовать простой ре­комендации: БДДС должен отражать лишь «живые» деньги, а не обязательства. Только тогда, когда будет точно известно движение денежных средств предприятия, можно надеяться что бизнес под контролем.

Бюджет денежных средств преследует две цели.

Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного бухгалтерского баланса.

Во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляют периоды излишка денежных средств или их дефицита.

Использование БДДС в управлении позволяет:

1) Вести с учетом выбранного уровня детализации учет, анализ и планирование де­нежных потоков предприятия в целом и в разрезе образующих его ЦФО.

2) Обеспечивать информационную поддержку текущей платежеспособности.

3) Выявлять размеры и динамику положительного и отрицательного сальдо наличных средств как в целом по предприятию, так и в разрезе каждого ЦФО.

4) Осуществлять финансовый контроль в дочернем бизнесе (если таковой имеется).

5) Осуществлять и контролировать проектное финансирование.

Основными категориями, используемыми при бюджетировании денежных средств, являются:

- выручка от реализации - учетный доход от реализации продукции или услуг за данный период, отражающий как денежные, так и неденежные формы дохода;

- прибыль - разность между учетным доходом и расходами, начисленными на реализо­ванную продукцию;

- поток денежных средств - разность между всеми полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период времени.

Как видно, между прибылью и величиной поступивших денежных средств, имеется ряд существенных различий:

- прибыль отражает учетные денежные и неденежные доходы в течение определенного периода, что не совпадает с реальным поступлением денежных средств;

- прибыль может признаваться после совершения продажи, а не после поступления де­нежных средств;

- при расчете прибыли расходы на производство продукции признаются после ее реали­зации, а не в момент их оплаты.

Таким образом, денежный поток отражает движение денежных средств, которые мо­гут не учитываться при расчете прибыли, а также амортизацию, капитальные расходы, налоги, штрафы, долговые выплаты и чистую сумму долга, заемные и авансированные средства.

Условно можно разделить отчеты о движении денежных средств, которые готовит предприятие, на внешний и внутренний.

Внешний ОДДС (разработанный Минфином) призван контролировать налогооблагаемую базу предприятия, а внутренний - его финансовые потоки, у них разные пользователи. Исходя из этого, возникает очень важный момент - разница в способе получения и классификации информации сильно сказывается на информационных возможностях двух доку­ментов. Информационные возможности внешнего отчета ограничены планом счетов и сроками составления баланса (раз в квартал), на основе которого они формируются.

Внутренний от­чет возникает из бюджета движения денежных средств и может иметь ту степень детализа­ции и тот регламент, которые заложены в бюджетировании.

Внутренний ОДДС позволяет при правильно построенной детализации, в любой момент собрать общую картину внешнего отчета, тогда как обрат­ный процесс невозможен. Однако для этого необходима интеграция с бухгалтерией.

Разработка регламента бюджетирования денежных потоков включает:

§ определение бюджетного периода – периода, на который составляются и в течение которого корректируются бюджеты, осуществляется контроль за их исполнением.

§ определение порядка разработки, представления и консолидации бюджетов.

§ определение порядка составления отчетов об исполнении бюджетов и оценка исполнения

Самыми достоверными документами, содержащими информацию о движении де­нежных средств, являются бухгалтерские - платежные поручения, приходные и расходные, ордера, кассовая книга, выписка банка о движении средств на расчетном счете. Однако, как показывает практика, сводная информация бухгалтерии не может исполь­зоваться ни для текущего, ни для оперативного управления в силу ее запаздывания и несовпадения группировки с принятой в системе бюджетирования. В силу этого, ежеднев­ную обработку поступающей бухгалтерской информации в принятом формате Бюджета дви­жения денежных средств должны проводить финансовые службы, готовя тем самым отчет о фактическом исполнении БДДС, анализ отклонений и разрабатывая предложения по ре­гулированию денежных потоков. В частности, в их функции могут входить:

- контроль расходования денежных средств в рамках утвержденных лимитов по
отдельным статьям расходов;

- перенос сроков отдельных платежей;

- взятие овердрафтов;

- прочие мероприятия, направленные на выполнение платежного баланса в рамках
утвержденного БДДС.

§ разработка положения о бюджетном регламенте

§ организация бюджетного процесса

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...