Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго».




Открытие истории в романе В. Скотта «Айвенго».

1. Суть «открытия истории» романтиками. Творческие задачи исторического романа как жанра. Прошлое, настоящее и будущее в романтическом сознании.

2. Какой исторический период запечатлен в романе «Айвенго» и почему? Что породило конфликт между саксами и норманнами?

3. Что такое история, согласно Скотту: цепь случайных событий, осуществление чьего-то замысла? Кто творит историю? Личность, народ, бог, никто? Как эти вопросы развернуты и решены в романе?

4. Система характеров исторического романа Скотта: соотношение исторических личностей, выдуманных персонажей, героев народных легенд. Почему в центре повествования выдуманный персонаж (а не историческая личность)?

5. Образ Айвенго: способы выстраивания, роль в сюжете. Некоторые исследователи полагают, что его роль не настолько значительна, чтобы выносить его имя в заглавие? Каковы основания для такого мнения? Если вы с ним согласны, как объяснить парадокс заглавия?

6. Какие исторические личности представлены в романе? Как строятся их образы?

7. Сравните Ребекку и Ровену: общее, отличия в способах обрисовки характера, внешности, функции.

8. Робин Гуд у Вальтера Скотта: источники и развитие образа. Роль в сюжете.  

9. Мотив сокрытия/подмены личности, его связь со средневековой культурой и функция в романе.

10. Проблема соотношения вымысла и факта в романтическом историческом романе. Почему и как автор использует вымысел? Убедительна ли картина средневековой Англии в романе Скотта? Приведите примеры использования местного колорита.

11. Черты рыцарского романа в «Айвенго».

Литература:

1. Скотт В. Айвенго. http: //lib. ru/PRIKL/SKOTT/ivangoe. txt

2. Реизов Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. М; Л., 1965. https: //vk. com/doc22366597_381620014

3. Реизов Б. Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта // Известия АН СССР.

Отделение литературы и языка. Т. XXX. Вып. 4. М., 1971. С. 306-311.  

В интернете: http: //www. philology. ru/literature3/reizov-71. htm  

4. Реизов Б. Г. Вальтер Скотт // Вальтер Скотт. Собрание сочинений в двадцати томах. Т. 1. М. -Л., ГИХЛ, 1960. http: //lib. ru/PRIKL/SKOTT/scott0_1. txt

5. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960. http: //www. twirpx. com/file/1385977/ или http: //padaread. com/? book=95270

6. Лукач Г. Пушкин и Вальтер Скотт // Яшенькина Р. Ф., Пустовалов А. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм. Электронное учебное пособие.

7. Лазарева Т. Г. Возвращение к роману о средневековье: Умберто Эко и Вальтер Скотт // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 87. http: //cyberleninka. ru/article/n/vozvraschenie-k-romanu-o-srednevekovie-umberto-eko-i-valter-skott

8. Шохина A. H. Образ короля Ричарда I как художественное воплощение мечты о «Народном короле» (на примере исторического романа В. Скотта «Айвенго») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008 № 2, том 2. http: //cyberleninka. ru/article/n/obraz-korolya-richarda-i-kak-hudozhestvennoe-voploschenie-mechty-o-narodnom-korole-na-primere-istoricheskogo-romana-v-skotta-ayvengo

9. Жачемукова Б. М., Бешукова Ф. Б. Художественная специфика жанра исторического романа // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 1. http: //cyberleninka. ru/article/n/hudozhestvennaya-spetsifika-zhanra-istoricheskogo-romana

10. Лазарева Т. Г. Мотивный инструментарий рыцарского романа в романах Вальтера Скотта о средневековье// Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 5. http: //cyberleninka. ru/article/n/motivnyy-instrumentariy-rytsarskogo-romana-v-romanah-valtera-skotta-o-srednevekovie

Глоссарий:

Заглавный персонаж

Исторический роман

Легенда

Местный колорит

Рыцарский роман

 

Практическое занятие 3

Трагедия лишнего человека в романе А. де Мюссе «Исповедь сына века»

1. Роман «Исповедь сына века» как попытка понять исторические причины «болезни века». Смысл публицистического вступления к роману (гл. II). Историческая концепция А. де Мюссе.

2. Октав как иной, по сравнению с байроническим, романтический тип. Главные черты: оторванность от практической жизни, способность действовать лишь в частной сфере. Неспособность любить, цинизм, утрата веры в идеал у Октава.

3. Октав как представитель целого поколения, «висящего в пустоте настоящего», между героическим прошлым наполеоновских войн, июльской революции и светлым будущим. Октав как лишний человек. Признаки реалистической типизации в образе Октава.

4. Специфика повествования. Черты жанра исповеди. Как и почему меняется характер повествования в 7 главе пятой части.

5. Образ Бригитты. Религиозная позиция как перспектива выхода из тупика, невозможная для Октава. Черты сентиментальной героини у Бригитты: способность любить, религиозность, подверженность несчастьям.

6. Неоднозначность финала. Какой выбор сделала Бригитта и почему?  

7. Образ Деженэ как антитеза раннеромантическому идеалу наставника (например, в «Генрихе фон Офтердингене»). В чем проявилось пагубное влияние Дежене на Октава?

8. Сравните Октава и Гамлета.

9. Сравните Октава и Вертера.

10. Сравните Октава и Печорина.

Литература

1. Де Мюссе А. Исповедь сына века. http: //lib. ru/INPROZ//DEMUSSE/age_son. txt

2. Обломиевский Альфред де Мюссе// Французский романтизм. М., Государственное издательство художественной литературы, 1947. С. 292 – 321. http: //www. twirpx. com/file/460356/ 

3. Андреев Л. Г. Альфред де Мюссе и эволюция романтизма // Андреев Л. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. Москва: Высшая школа, 1987. С. 322–331.

http: //www. dshinin. ru/Upload_Books3/Books/2011-06-17/201106171823021. pdf

http: //www. twirpx. com/file/642939/

4. Карельский А. В. Альфред де Мюссе // Метаморфозы Орфея. Французская литература XIX век РГГУ, 1998. С. 226–234. http: //www. rulit. me/series/metamorfozy-orfeya

5. Сент-Бёв Ш. Альфред де Мюссе // Сент-Бёв Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970. С. 465 – 476.  http: //imwerden. de/pdf/sent-bev_literaturnye_portrety_1970. pdf

6. Кийко Е. И. «Герой нашего времени» Лермонтова и психологическая традиция во французской литературе // Лермонтовский сборник. Л., 1985. С. 181-193. Эл. ресурс: http: //feb-web. ru/feb/lermont/critics/lsb/lsb-181-. htm

7. Тетеревникова. А. Альфред де Мюссе // Писатели Франции. Составитель Е. Эткинд. Сборник статей. Москва, 1964. http: //17v-euro-lit. niv. ru/17v-euro-lit/pisateli-francii/alfred-de-myusse. htm

8. Луков В. А. Исповедь сына века (роман А. де Мюссе)// Французская литература от истоков до начала новейшего периода. Электронная энциклопедия. http: //www. litdefrance. ru/2/5/78/1629

9. Осмоловская И. Ю. «Болезнь века» в произведениях Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» и М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»// Фестиваль «Открытый урок». Электронный ресурс. http: //festival. 1september. ru/articles/418207/

Глоссарий:

Жанр исповеди

Лишний человек

Сентиментальная героиня

Типизация

 

Практическое занятие 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...