Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

? Чувство вины, которое не связано со страхом наказания, – первый признак пробуждения совести. Совесть, без сомнения, – великое благо.




? Чувство вины, которое не связано со страхом наказания, – первый признак пробуждения совести. Совесть, без сомнения, – великое благо.

2. 86

Ситуация.  В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношения к ребенку со стороны взрослых: с одной стороны, их раздражает упрямство трехлетнего малыша («Какой вредный! »), а с другой – пугает.

? Какова должна быть тактика поведения взрослого?

Решение.  Основная задача – не объяснять и не искоренять упрямство, а пытаться «переплавить» его в настойчивость, направлять активность ребенка в правильное русло деятельности. Взрослый не имеет права стоять стеной на пути детской самостоятельности. Ребенок растет, отстаивает свое право на самостоятельные решения и действия.

Нравственное воспитание начинается с усвоения ключевых слов «надо» и «нельзя». Это помогает малышу ориентироваться в окружающем мире и обязывает его. Запреты должны быть, и они должны быть незыблемы! Однако каждому «нельзя» противопоставляйте альтернативное «можно».

! Если малыш вынужден действовать вопреки указаниям взрослого, то у него может сформироваться чувство вины, которое он пронесет через всю жизнь.

2. 87

Ситуация.  Наде (2, 5 года) дали конфету и стали уговаривать поделиться с братом: «Хорошие девочки всегда делятся! » Несколько секунд она напряженно размышляла, как же быть, и вдруг просияла – нашла решение: «А я плохая! » И спокойно засунула конфету в рот.

? Объясните поведение девочки.

? Проведите психологический анализ данной ситуации.

Решение.  К 3 годам обычно проявляются признаки негативизма. Надя учится оценивать ситуацию в свою пользу. Она так хочет!

Для того чтобы соответствовать образу «хорошего», необходимо условное торможение, а этого пока еще нет. И образ «плохого» может представляться ребенку более привлекательным: он может быть быстрым, подвижным.

2. 88

Ситуация.  Трехлетние Наташа и Миша играют в песочнице. Их мамы рядом, наблюдают за детьми. Заигравшись, Миша опустился на колени и стал руками насыпать песок на машину. Мама недовольным голосом позвала сына и резко усадила его на скамейку рядом с собой, запретив ему играть: «Я же тебе много раз говорила, что нельзя брать песок руками и становиться на колени. Посмотри, какой ты грязный! »

Малыш начал капризничать, замахиваться на маму… Заметив недоуменное выражение лица мамы Наташи, Мишина мама объяснила: «Я требую от моего сына беспрекословного и быстрого выполнения всех моих требований. Как я сказала, так он и должен делать».

? Как повлияет на формирование психики Миши такая позиция его мамы?

Решение.  Поведение Миши – проявление кризиса 3 лет. Позиция его мамы лишь усугубляет кризисное состояние Миши, ведет к непослушанию, может снизить его активность, самооценку, ограничить его самостоятельность. Но и вседозволенность может также способствовать формированию у него упрямства, даже агрессивности и злобы.

! Усугубляет кризис 3 лет отсутствие единых последовательных требований со стороны взрослых.

2. 89

Ситуация.  Денис (2, 5 года) считается агрессивным ребенком. У него не ладятся отношения с ровесниками. Увидев Дениса, мамы стараются увести своих детей подальше от «злого ребенка».

? С чем связана агрессивность ребенка?

Решение.  Полное отсутствие агрессивности – скорее недостаток, чем достоинство. Агрессивность обычно связана с активностью, напористостью. А это необходимо для познания окружающего мира, достижения результатов, защиты, конкуренции. Поэтому нужно беспокоиться по поводу правильного эмоционального развития ребенка тогда, когда агрессия становится немотивированной, беспричинной. А причин такой агрессии может быть много. Вот ряд из них.

♦ Малыш видит, как бьют, добиваясь послушания. Он понял, что, ударяя владельца игрушки, можно ею завладеть.

♦ Ребенок, не владея каким–либо умением (петь, рисовать, строить и т. д. ), может разрушать что–либо, например постройку. Такими действиями ребенок привлекает к себе внимание.

♦ Воспитательница похвалила ребенка за красивый рисунок, другой же ребенок недоумевает: почему не его. В данной ситуации последний направляет агрессию на «конкурента».

♦ Малыш завидует сверстнику, обладающему красивой игрушкой. В такой ситуации ребенок отнимает игрушку не для того, чтобы играть с ней, а для того, чтобы бросить, сломать. Тем самым он уничтожает превосходство сверстника.

♦ В семье нет четкой линии поведения мамы, определенной стратегии воспитания. Отсюда – непредсказуемость реакций малыша. Например, когда мама пытается просто поправить воротник куртки, то ребенок бьет ее по руке. Откуда ему знать, что последует за первым ее движением – шлепок или ласка?

? Как реагировать на детские вспышки агрессивности?

Сам малыш пока (до 4–5 лет) не способен анализировать свои переживания. Нельзя добиться того, чтобы ребенок не испытывал агрессии. С ней надо не бороться, а направлять агрессию в другое, полезное русло.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...