Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2.2 Проблема «естественного» человека в романе «Робинзон Крузо»




Одна из основных тем, поднимаемых в романе – тема труда и «естественного человека». «Естественный» человек, по мысли автора романа, человек-труженик и созидатель.

Даниэль Дефо отразил в романе адекватное восприятие действительности, передал все удивительные моменты с высокой точностью. "Удивительно, что почти никто не задумывался над тем, какое множество мелких работ надо произвести, чтобы вырастить, сохранить, собрать, приготовить и выпечь обыкновенный кусок хлеба"[1],- размышляет Робинзон Крузо.

Понятно, что совокупность всех этих "мелких работ" и есть труд, в данном случае преподнесенный, прежде всего, как вынужденная необходимость для выживания на необитаемом острове. Но, не смотря на прямые указания автора на то, что "оказавшись в самых первобытных условиях жизни", Робинзон Крузо ежедневно "приходил в отчаяние", не создается впечатления безысходности и безнадежности в этой ситуации. Чтобы как-то преобразить нахождение героя на острове, автор создает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с физического уровня на духовный.

В первую очередь Робинзон прилагал все силы к тому, чтобы выжить. Но его необходимые усилия автор преподносит как приключения- приключения, связанные с делами самыми обыденными: изготовлением мебели, обжигом горшков, устройством жилья, выращиванием хлеба, приручением коз. Так, проливные дожди, не прекращавшиеся в течение почти двух недель, вынуждают героя ежедневно по два-три часа посвящать земляным работам и расширять свою пещеру. Поиск укромного местечка для новой партии коз выливается в обнаружение мест каннибальских пиршеств.

В описании повседневной деятельности автор "Робинзона Крузо" проявляет, кроме всего прочего, некую изобретательность. Труд для него - не тягость, а затягивающий эксперимент по освоению мира. В том, чем занимается на острове его герой, как он пытается выжить и что для этого делает, нет ничего нереального. Напротив, автор стремится максимально последовательно и даже эмоционально изобразить эволюцию трудовых навыков,:

"...после двухмесячных неутомимых трудов, когда я наконец нашел глину, накопал ее, принес домой и начал работать, у меня получилось только две больших безобразных глиняных посудины..."[2]

По мнению исследователей, у Робинзона Крузо не получались поначалу только те вещи, процесс изготовления которых сам автор хорошо знал на собственном опыте и, следовательно, мог достоверно описать все процессы до мельчайших деталей, что говорит о широком кругозоре Дефо и о осведомленности в разных сферах деятельности. К обжигу глины это относится в полной мере, поскольку в конце ХVII в. Дефо был совладельцем кирпичного завода. Робинзону понадобился почти год усилий, чтобы "вместо аляповатых грубых изделий" из-под его рук вышли "аккуратные вещи правильной формы".

Но главное в представлении труда для Даниэля Дэфо даже не сам результат, а эмоциональное впечатление - то чувство восторга и удовлетворения от создания собственных рук, от преодоленных препятствий, которое испытывает герой: "Но никогда я, кажется, так не радовался и не гордился своей сметкой, как в тот день, когда мне удалось сделать трубку,"[3] - сообщает Робинзон. То же чувство восторга и наслаждения "плодами своих трудов" он испытывает и по завершении постройки шалаша.

Как можно заметить, именно изобретательность лежит в основе передачи особенностей труда у Дефо.

Труд в романе "Робинзон Крузо" как фактор воспитания и испытания естественного человека.

Согласно общеизвестной философской концепции о труде, именно труд создал естественного человека, выделив его из мира животных. Человек тем и отличается от животного, что они могут только приспособиться к природе, а человек подстраивает ее под себя. Цель эксперимента, проводимого Д. Дефо, - определить нравственный потенциал естественного человека, творческие возможности его рук и разума, реальность усовершенствования общества. Эксперимент подразумевал аналитическое исследование природного (животного) в человеке и социального (общественного), приобретенного в процессе взаимодействия с другими людьми. Дефо выделяет две стадии эксперимента - воспитание и испытание человека, как фактор воздействия и побуждения к труду.

Если рассматривать воздействия труда на личность и воздействия труда естественного человека на окружающую действительность, то необходимо обратиться к первой части романа "Робинзон Крузо", в которой герой в одиночестве осваивал первозданный мир. Он понемногу овладевал искусством лепить и обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он переходил к сложным, основанным на опыте и знании законов природы.

Но вместе с тем герой начал переосмысливать и жизненные ценности, воспитывать свою душу, притомлять эмоции. Исследователи творчества Д. Дефо полагают, что «Длительный процесс освоения Робинзоном гончарного дела символизирует процесс обуздания героем его греховных наклонностей и совершенствования собственной природы.»

Эволюция сознания естественного человека Робинзона Крузо, представленная Дефо, подтверждает верность основных просветительских концепций естественного человека: во-первых, человек даже в естественных условиях остается "общественным животным"; во-вторых, одиночество противоестественно. Вся жизнь героя на острове есть процесс возвращения человека, волею судьбы поставленного в естественные условия, в общественное состояние. Тем самым Дефо противопоставляет более ранним концепциям общественного уклада просветительскую программу усовершенствования человека и общества.[4]

Таким образом, труд в произведении Даниэля Дефо - элемент самовоспитания и самоусовершенствования личности героя.

"...Бесполезно было сидеть без дела сложа руки и мечтать о том, чего нельзя было получить." [5]

Однако, сам процесс труда часто помогает проследить уровень самооценки героя. На протяжении всего романа Д. Дефо с иронией отмечает, что его герою свойственна гордыня, преувеличенное представление о своих возможностях. Наиболее явственно это проявилось в эпизоде о сооружении грандиозной лодки, когда Робинзон "тешился своей затеей, не давая себе труда рассчитать, хватит ли у него сил справиться с ней".

Но та же мания величия обнаруживается и в первоначальном намерении соорудить загон для коз окружностью в две мили; чрезмерно большим и перегруженным оказывается плот, сооруженный Робинзоном в одну из поездок на корабль; чрезмерно расширенная им пещера становится доступной для хищников и менее безопасной; и т.д..

Несмотря на присутствующую иронию, читателю, тем не менее, понятно, что автор с большой симпатией относится к естественному человеку, который берет на себя труд делать много и даже жалуется на постоянную нехватку времени. Этот факт - на первый взгляд абсурдный в условиях необитаемого острова - сам по себе является, во-первых, еще одним доказательством "общественной природы человека", а во-вторых, воспевает труд как наиболее действенное лекарство от уныния и отчаяния.

Таким образом, во всех приключениях Робинзона Крузо подмечается просветительский эксперимент автора, состоящий из двух этапов - воспитания и испытания естественного Человека. Другими словами - это эксперимент по воспитанию и самовоспитанию естественного человека трудом и испытания духовной зрелости, моральных сил личности опять же через труд. Дефо изобразил сложный процесс становления и развития личности и роль трудовой деятельности в нем.

Связь с религией в романе Д.Дефо

В основе романа «Робинзон Крузо» лежит концепция мира и человека, свойственная раннему этапу эпохи Просвещения. Мировоззрение естественного человека того времени невозможно рассматривать вне влияния на его сознание религиозно-этических начал, и роман "Приключения Робинзона Крузо" тому доказательство.

Многочисленные исследователи творчества Дефо не только находят в тексте романа прямые иллюзии с библейскими текстами, но и проводят аналогию между сюжетной основной линией "Приключений Робинзона Крузо" и некоторыми ветхозаветными историями.

Размышления и чтение Библии открывают глаза Робинзону Крузо на мироздание, позволяют прийти к религиозному восприятию жизни. С определенного момента пребывания на острове он начинает воспринимать все, что с ним происходит, как Промысел Божий. И здесь нам автор открывает еще одну ипостась труда - духовного совершенствования: "...как только ко мне вернулись здоровье и силы, - сообщает герой, - я стал энергично работать над восполнением того, чего мне не хватало, и старался делать свою жизнь как можно более правильной."[6]

В свете этих рассуждений можно предположить, что Робинзон Крузо упорно трудился на острове, благоустраивая свой быт, не только потому, что стремился к комфорту, но и потому, что "познав истину", он перестал слепо стремиться к освобождению из заточения, начав со всей ответственностью воспринимать все то, что с ним случалось. "...Человеку, постигшему истину, избавление от греха приносит больше счастья, чем избавление от страданий. Об избавлении... я больше не молился, я даже не думал о нем: таким пустяком стало оно мне казаться..." -вот суть изменений, произошедших в сознании героя.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что среди всех видов деятельности, совершаемой Робинзоном на острове, важнейшую роль Даниэль Дефо отводит именно работе духовной: "На первом плане стояли религиозные обязанности и чтение Священного Писания, - рассказывает Робинзон, - им я неизменно отводил известное время три раза в день. Вторым из ежедневных моих дел была охота, занимавшая у меня часа по три каждое утро, когда не было дождя. Третьим делом была сортировка, сушка и приготовление убитой или пойманной дичи..."[7]

Так - в бесконечных трудах духовных и физических - Робинзон избавляется от главных пороков цивилизованного общества: жадности, ленивости, лицемерия.

Дефо так изображает историю жизни на необитаемом острове, что становится очевидным: непрекращающийся ни на минуту процесс познания мира и неустанный труд - естественное состояние человека, позволяющее ему обрести истинную свободу и счастье, доставляющее "минуты невыразимой внутренней радости".

Таким образом, история жизни Робинзона на необитаемом острове - это гимн созидательному труду человека, его мужеству, воле, изобретательности.

«Естественный» человек, по мысли автора романа, человек-труженик и созидатель.

«Робинзона Крузо» часто цитировали Маркс и Энгельс в своих исследованиях экономики капиталистического общества.

Классики марксизма увидели, что и сам Робинзон и его деятельность имеют не только общечеловеческое значение, но и содержат типически буржуазные черты. Робинзон, говорит Энгельс, - это «настоящий буржуа», типичный английский купец и делец XVIII века. Энгельс отмечает, что, оказавшись на необитаемом острове, он «тотчас же, как истый англичанин, начинает вести учет самому себе».

 

Заключение

По словам Маркса, герой Дефо сделался живым воплощением представлений просветителей о современном им человеке как о человеке «естественном», «не исторически возникшем, а данном самой природой».

Дефо на примере жизни Робинзона доказывает особую ценность труда в развитии общества и создании ее материальной и духовной базы. Поклонение труду и творческой деятельности, впервые в истории мировой литературы оказавшееся в художественном произведении, стал резкой, бескомпромиссной критикой как феодального прошлого, так и буржуазного настоящего Англии начала ХVIII века. Именно труд и творческая деятельность разума способны коренным образом изменить мир. Благодаря труду на необитаемом острове возникает своеобразная «цивилизация», создатель которой -разумный и верующий человек,

Цель романа изменить или хотя бы исправить человека. Исповедь Робинзона рассказывала о том, как вопреки всему человек не изменил себе, остался самим собой. Вместо погони за удачей, которой занимался молодой, побуждаемый к тому авантюрным духом времени, Робинзон, добивался всего трудом. Но труд, величественно изображенный Дефо, как и вся жизнь на острове, это в судьбе Робинзона, в сущности, переходный этап. Робинзон из дома бежал ради смелого предприятия, он и вернулся к родным берегам тридцать лет спустя торговцем-предпринимателем.

Можно сказать, что Робинзон остался кем был, сыном купца, братом офицера-наемника, моряком из Йорка, родившимся в начале 30-х годов XVII столетия, в эпоху первых грозных знамений грядущей буржуазной революции. И все испытания, выпавшие на его долю, не стерли ни одного родимого пятна в его прошлом.

 

Список используемой литературы

1. Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. - М., 1998.

2. Папсуев В.В. Даниэль Дефо - романист. К проблеме генезиса романа нового времени в английской литературе ХУШ века. - М., 1983.

3. 4. Шевель А.В. Лексические и структурно-композиционные особенности текста английского романа начала XVIII века. /На материалах произведений Д. Дефо./ - Львов, 1987.

4. Шевель А.В. Структурно-композиционные особенности романов Д. Дефо. - Львов, 1985.

5. Урнов Д.М. Дефо. - М., 1978.

6. Электронный источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%F4%EE,_%C4%E0%ED%E8%E5%EB%FC

 


[1] Папсуев В.В. Даниэль Дефо - романист. К проблеме генезиса романа нового времени в английской литературе ХУШ века. - М., 1983.

[2] Шевель А.В. Лексические и структурно-композиционные особенности текста английского романа начала XVIII века. /На материалах произведений Д. Дефо./ -Львов, 1987.

[3] Шевель А.В. Структурно-композиционные особенности романов Д. Дефо. - Львов, 1985.

[4] Урнов Д.М. Дефо. - М., 1978.

[5] Даниэль Дефо. Робинзон Крузо..., С. 104.

[6] Даниэль Дефо. Робинзон Крузо..., С. 118.

[7] Даниэль Дефо. Робинзон Крузо..., С. 62.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...