Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы финансирования общественных благ




Воспроизводство общественных благ состоит из стадий производства, распределения и потребления. Субъекту, финансирующему этот процесс, нужно иметь представление о критерии эффективности не только в производстве, но и распределении благ.

Производство, например, локальных общественных благ финансируется из бюджетов субъектов РФ. Поэтому данные субъекты несут ответственность за оптимальное расходование финансовых ресурсов на формирование регионального или муниципального заказа, связанного с производством локальных общественных благ или с оказанием услуг (строительством школ, больниц, парков, оснащением их соответствующим оборудованием, капитальным ремонтом). Следует иметь в виду, что оптимальный вариант заказа на закупку ресурсов, применяемых в производстве общественных благ, формируется на основе сравнений конкурентных предложений, которые поступают от потенциальных поставщиков ресурсов и производителей готовых товаров. Тендерная система организации закупок как один из способов приобретения товарных ценностей, имеет правовую основу и позволяет выявить наилучших претендентов на исполнение государственного заказа. В конечном итоге заказ получит тот хозяйствующий субъект, который предложит наилучшее, с позиций заказчика, соотношение цены, качества и условий поставки ресурсов или готовых товаров.

Таким образом, критерии оптимального подхода государственного заказчика к расходованию бюджетных средств, направляемых на приобретение товаров и услуг, определены законом РФ, регламентирующим механизм тендерных торгов. На этот правовой акт и на его нормативные документы следует ориентироваться.

Объем и структура общественных благ (услуг) во многом зависят от действующего механизма распределения и перераспределения финансовых средств бюджетов разных уровней, от степени децентрализации этого процесса.

Главные факторы, влияющие на объем производства общественных благ (услуг) на региональном и муниципальном уровнях - это размер налоговых доходов бюджетов соответствующих уровней и сумма межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.

Согласно Бюджетному кодексу РФ «межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются регионам в нескольких формах, в том числе в виде дотаций из федерального Фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Критерием предоставления таких дотаций является уровень бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Его определяют как отношение расчетных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ к численности населения, проживающего на территории данного субъекта. Следует иметь в виду, что в этих расчетах не допускается использование показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта РФ. В данной формуле числитель связан только с налоговым потенциалом субъекта РФ и структурой его экономики.»/3, ст. 129/

Затем уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ сравнивают с аналогичным показателем, средним по Российской Федерации. Последний показатель рассматривают в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Его исчисляют как отношение суммы налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ к общей численности населения во всех российских регионах.

Трансферты регионам могут быть также предоставлены из федерального Фонда компенсаций. Они выступают в виде субвенций из этого Фонда, распределяемых по единой методике пропорционально численности населения и с учетом других факторов, влияющих на данный процесс. Но при распределении субвенций не допускается использование показателей, характеризующих собственные доходы региональных бюджетов.

Кроме того, формами финансовой поддержки регионов федеральным бюджетом являются: 1) средства Фонда регионального развития. Это субсидии и дотации для долевого финансирования инвестиционных программ, а также для развития общественной инфраструктуры регионального значения; 2) средства Фонда софинансирования социальных расходов. Это субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Трансферты, поступающие из четырех названных фондов, образованных в составе федерального бюджета РФ, прямым образом связаны с процессом производства и распределением общественных благ. Однако доля этих целенаправленных трансфертов общем объеме финансовых средств, поступающих из перечисленных фондов, колеблется в зависимости от силы воздействия факторов, положительно влияющих на динамику поступлений этих средств.

С воспроизводством общественных благ (услуг) связаны еще и трансферты из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Но эта связь косвенная, поскольку средства этого Фонда в основном предназначены для поддержки финансово-экономических реформ, проводимых в регионах.

«Практика показывает, что потребности регионов в трансфертах, как правило, превышают объем фактических дотаций, субсидий и субвенций, поступающих из федерального бюджета. Поэтому органы государственной власти как регионального, так и муниципального уровня должны проводить работу, с одной стороны, по изучению и оптимизации потребностей в общественных благах (услугах), а с другой, - по усилению влияния факторов, стимулирующих рост трансфертных поступлений в регион. Однако в любом случае, трансферты - это лишь часть финансового потока, связанного с финансированием расходов по воспроизводству общественных благ (услуг). Другую часть образуют налоговые доходы региональных и муниципальных бюджетов. Таким образом, успешное продвижение к конечной цели требует эффективных действий в двух направлениях: усиление налогового потенциала регионов, муниципалитетов и расширение финансовой поддержки субъектов РФ со стороны федерального бюджета.»

Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе́) — парадокс теории общественного выбора, впервые описан маркизом Кондорсе в 1785 г.

Он заключается в том, что при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективная ранжировка альтернатив может быть цикличной (не транзитивна), даже если ранжировки всех избирателей не являются цикличными (транзитивны). Таким образом, волеизъявления разных групп избирателей, каждая из которых представляет большинство, могут вступать в парадоксальное противоречие друг с другом.

Обобщён теоремой «о невозможности» Эрроу в 1951 г.

Принцип Кондорсе

Кондорсе определил правило, по которому сравнение выбираемых альтернатив (кандидатов) производится с учетом полной ординалистской информации о предпочтениях избирателей.

Согласно принципу Кондорсе, для определения истинной воли большинства необходимо, чтобы каждый голосующий проранжировал всех кандидатов в порядке их предпочтения. После этого для каждой пары кандидатов определяется, сколько голосующих предпочитает одного кандидата другому - формируется полная матрица попарных предпочтений избирателей.

На базе этой матрицы, используя транзитивность отношения предпочтения, можно попытаться построить коллективную ранжировку кандидатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...