Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дискуссия в ролях друг друга




Вариант 1. Группа делится пополам. Одна половина образует внутренний круг участников дискуссии, другая внешний круг наблюдателей. Каждый из участников дискуссии вытягивает карточку с именем кого-то из членов группы, сидящих во внутреннем круге. В этом упражнении ведущему нужно проследить, чтобы никому не досталась карточка с собственным именем – в противном случае эффективность игры несколько снизится.

Каждый из наблюдателей получает задание следить за одним из участников дискуссии с целью определить, чью роль тот играет.

Ведущий задает тему дискуссии, которая может касаться любого вопроса: «Нужны ли дома животные?», «Есть ли в жизни настоящая любовь?» …..

Дискуссия может продолжаться 5-10 минут. По ее завершении слово предоставляется наблюдателям. Те высказывают предположения относительно роли своего подопечного. Прежде чем сам исполнитель подтвердит или опровергнет это мнение, другие члены группы, включая участников дискуссии, выдвигают свои предположения, обосновывая их. После того, как участники дискуссии раскроют, кого они изображали, обсуждается успешность и точность исполнения ролей.

Затем участники дискуссии становятся наблюдателями, а те, получив карточки, начинают новую дискуссию в ролях друг друга.

Вариант 2. Участники дискуссии играют не роли друг друга, а роли наблюдателей. Те, в свою очередь, следят за игроками, пытаясь найти «себя».

Вариант 3. Если группа невелика, то не имеет смысла разбивать ее пополам: игроки исполняют роли друг друга в дискуссии и потом вместе пытаются определить роль каждого.

(материал из ист.: Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. – М.: Эксмо, 2008, с. 194-195).

 

Баланс в паре

Назначение: игра на нахождение оптимальной дистанции для взаимодействия партнеров.

Число участников: 10-20.

К гармоничным отношениям можно прийти почти в любой паре, если добрую волю проявят обе стороны. Попытаемся это сделать, используя язык движений, язык тела: он более правдив и надёжен по сравнению с нашим лукавым языком слов, часто мешающим найти пути друг к другу. Телесное взаимодействии является полным аналогом обычных социальных взаимодействий он несёт в себе все черты полноценного межличностного общения, только их надо уметь увидеть. Итак, объединитесь, пожалуйста, в пары, желательно, противоположного пола.

Предлагаем партнёрам подойти друг к другу на такое расстояние, которое устраивало бы обоих. Может быть, это будет один метр, а может быть, вы захотите нежно обнять друг друга и будете счастливы.

После того, как расстояние определено, попробуйте найти такую форму телесного взаимодействия, которая бы наилучшим образом отвечала желаниям обоих участников. Возможно, кто-то захочет взяться за руки, кто-то нежно и покровительственно прижмёт к себе партнёра, как маленького ребёнка. Есть одно важное правило: как только один из игроков чувствует, что ему не нравится то, что делает с ним другой, он говорит: «Стоп», давая понять, что ему такое обращение не подходит. Таким образом, путём поиска, проб и ошибок, вы приходите к некоторому балансу, энергетическому и силовому, определив удобный и приемлемый для обоих тип взаимодействия. Ведь каждая пара – это совершенно особый, неповторимый характер отношений. Итак, если всё понятно, начинаем.

Спасибо. Если стиль отношений верно найден, то обращение на любом уровне принесёт большую радость обоим партнёрам.

 

Как в зеркале

Назначение: игра учит пониманию чувств и состояния другого человека, развивает пластику и артистизм через подражание движениям партнера.

Реквизит: записи фоновой музыки.

Число участников: 10-20.

Объединитесь в произвольном порядке в пары. Желательно, противоположного пола. Вам нужно встать лицом друг к другу на ростоянии вытянутой руки.

Один из вас в каждой паре будет играть роль зеркала. Ему предстоит копировать как можно точнее все движения партнера. Потом вы поменяетесь ролями. Внимание! Те из вас, кто стоит перед «зеркалом», будет как бы разглядывать в нем свое лицо, изменяя при этом мимику: например, хмуриться или улыбаться, выражать удивление, подмигивать – в общем, как фантазия подскажет. Партнер, играющий роль зеркала, должен в точности все это копировать. Главное условие – не рассмеяться. Тот, кто засмеётся, получит штрафное очко. Итак, копируем мимику друг друга. Начали!

Внимание! Поменяйтесь ролями. Начали! Внимание! Вновь поменяйтесь ролями. Теперь, показывающий движения, будет принимать перед зеркалом различные позы и делать любые жесты. «Зеркало» должно точно и бесстрастно отразить их. Старайтесь изменять позиции в такт с музыкой. Начали!

Достаточно. Подсчитайте штрафные очки в каждой паре и подведите итоги: кто проиграл, будет исполнять желания своих «зеркал» (прокукарекать, допрыгать на одной ноге до стены и обратно и т.п.), а тот, кто лучше всех справился с ролью зеркала, получит специальный приз.

Назовите имена победителей.

(упражнения из ист.: Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Искусство общения в играх. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – с.43-45.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Применение тренинговых методов в социально- психологическом

Обучении

«Детектив»

Инструкция. «Предлагаю вам встать и сыграть в детектив. Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: «Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок». Я передаю этот мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочинять наш детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу и т.д. Итак, прежде чем вносить свой вклад в совместное творчество, мы сначала повторяет то, что сказал предыдущий «автор». Есть ли какие-нибудь вопросы? Начинаем…»

Для того, чтобы оживить упражнение, можно посадить всех участников спиной в круг и предложить им сочинять свои фразы, основываясь на тех звуках, которые будут раздаваться в центре круга. В остальном инструкция такая же – сначала нужно повторить то, что было сказано предыдущим партнером, а потом произнести свою фразу. В этом варианте упражнения в центре упражнения остается тренер с некоторым подсобным материалом. Он может звонить в колокольчик, стучать каким-то твердым предметом о стул, рычать, хохотать, свистеть, пыхтеть, а также переливать воду из одного стакана в другой (это обычно вызывает хохот) и использовать массу других возможностей. После «звукового сигнала» тренер сам назначает того, кто будет говорить, в случайном порядке. Важно, чтобы у каждого была возможность высказаться. Лучше, если такая возможность каждому будет предоставлена дважды.

При подведении итогов упражнения тренер может задать вопрос: «Что было труднее – сочинять свою фразу или повторять чужую?». Иногда половина участников говорит – сочинять, а другая половина – повторять. Однако, чаще участники признают, что повторять сложнее, когда ты сконцентрирован на том, что будешь говорить сам.

«Сухой остаток» упражнения. Если ты слишком занят своими мыслями, ты не всегда в состоянии повторить сказанное партнером. Однако повторению можно научиться.

(упр. из ист.: Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008, с.154-155).

«Катастрофа в пустыне»

Известным аналогом этой игры являются «Кораблекрушение», «Посадка на Луне». Упражнение имеет широкий диапазон задач: отработка навыков поведения в дискуссии, умения вести диспут, быть убедительным, изучить на конкретном материале динамику группового спора, открыть для себя традиционные ошибки, совершаемые людьми в полемике, потренировать способности выделять главное и отсеивать «шелуху», видеть существенные признаки предметов, научиться осознавать стратегические цели и именно им подчинять тактические шаги и т.д. Но в тренинге развития самосознания ведущему следует помимо указанного акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы). Время на это упражнение – не менее полутора часов. Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).

Ведущий дает группе следующую инструкцию: «С этого момента все вы пассажиры авиалайнера, совершавшего полет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение не ясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы. Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить номер 1 у самого важного предмета, номер 2 у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течении пятнадцати минут».

Список предметов:

1. Охотничий нож.

2. Карманный фонарь.

3. Летная карта окрестностей.

4. Полиэтиленовый плащ.

5. Магнитный компас.

6. Переносная газовая плита с баллоном.

7. Охотничье ружье.

8. Парашют красно-белого цвета.

9. Пачка соли.

10. Полтора литра воды на каждого.

11. Определитель съедобных животных и растений.

12. Солнечные очки на каждого.

13. Литр водки на всех.

14. Легкое полупальто на каждого.

15. Карманное зеркало.

После завершения индивидуального ранжирования ведущий предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик на бланке со списком предметов). следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.

Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовать дискуссию, планировать свою деятельность, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказать свою точку зрения, владеть собой. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.

По окончании дискуссии, ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Первым вопросом, на который ведущий просит ответить всех участников по кругу, является следующий: «Удовлетворен ли ты лично результатами прошедшего обсуждения? Объясни, почему».

Ответы участников обязательно сопровождаются рефлексией, цель которой – осмысление процессов, способов и результатов индивидуальной совместной деятельности. Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:

1. Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)?

2. Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?

3. Была ли выбрана общая стратегия спасения?

4. Что тебе помешало принять участие в обсуждении?

5. Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?

6. Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, т.е. по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?

7. Что именно в поведении лидера позволило ему прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?

8. Какими способами другие участники добились согласия с их мнениями?

9. Какие способы поведения оказались наименее результативными?

10. Какие действия только мешали общей работе?

11. Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?

Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, нос оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы в праве соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов: либо двигаться по пустыне к людям, либо ждать помощи от спасателей. Если в группе при обсуждении практически не поднимался вопрос о стратегии, то на этом этапе обнаруживается, что часть участников молчаливо подразумевала первый вариант, в то время как другая часть имела в виду второй. Этим выявляется еще одна причина взаимного непонимания.

Вариант «Ждать спасателей»

1. Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.

2. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.

3. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнцаднем и от ночной прохлады.

4. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.

5. Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.

6. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.

7. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.

8. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.

9. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.

10. Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.

11. Магнитный компас. Большое значение не имеет, т.к. нет необходимости определять направление движения.

12. Летная карта окрестностей. Не нужна, т.к. куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.

13. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.

14. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.

15. Пачка соли. Значимости практически не имеет.

Вариант «Двигаться к людям»

1. Полтора литра воды на каждого.

2. Пачка соли.

3. Магнитный компас.

4. Летная карта окрестностей.

5. Легкое полупальто на каждого.

6. Солнечные очки на каждого.

7. Литр водки на всех.

8. Карманный фонарь.

9. Полиэтиленовый плащ.

10. Охотничий нож.

11. Охотничье ружье.

12. карманное зеркало.

13. Определитель съедобных животных и растений.

14. Парашют красно-белого цвета.

15. Переносная газовая плита с баллоном.

Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологической защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.

(материал по ист.: Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. – М.: «АСТ»; Ижевск: изд. дом «Удмуртский университет», 2002. – с.339-344).

 

«Конфликтное взаимодействие как игра»

Цель работы: Изучение репертуара манипуляционных действий, провоцирующих критику со стороны партнера.

Ход работы.

Это упражнение направлено на выявление психологического смысла реакций на критику, типичных для участников тренинга. Оно проводится в группах по 6-12 человек. Группа выбирает временного ведущего, который будет исполнять роль только в процессе выполнения данного упражнения.

1. Участники располагаются на стульях, образуя круг.

2. Далее они по очереди вспоминают и описывают способы, с помощью которых они вызывают у партнеров по общению негативные эмоции в свой адрес и которые делают их мишенью для критики.

3. Остальные члены группы внимательно выслушивают рассказ. Они могут задавать уточняющие вопросы и высказывать свои предположения относительно психологических выгод, получаемых в психологических ситуациях рассказчиком.

4. Когда все рассказы будут завершены, задача группы – составить перечень выявленных провокаций и частот их встречаемости.

Инструкция для ведущего. Следите за тем, чтобы у каждого участника была возможность высказаться. Во время анализа не спешите озвучивать свое мнение, пусть лучше это сделают участники. Следите за корректностью высказываний участников обсуждения: пресекайте попытки оценок «хорошо-плохо» и не корректные замечания; помните, что задача состоит не в осуждении поведения, а в его осознании и систематизации.

Инструкция для участников. Вспомните ситуацию, когда вас кто-то критиковал из состояния «Родителя». Возможно, его упрек был несправедлив, или справедлив, но форма выражения для вас была неприятна. Возможно, чтобы это была ситуация взаимодействия с человеком, с которым у вас есть более или менее прочные отношения (не из числа присутствующих).

§ Опишите его негативную реакцию: что он сказал, и что вы сделали в ответ.

§ Опишите, как вы спровоцировали эту реакцию, чем вызвали с его стороны негативное отношение. Что «Детского» было в вашем поведении?

§ Расскажите, какие психологические преимущества (выгоды) вы получали, провоцируя партнера.

Обсуждение и выводы

Обсуждение производится в той же рабочей группе. Каждый участник делится полученным опытом, отвечая на следующие вопросы.

§ Что вы поняли о своем репертуаре манипуляций? Довольны ли вы их понятностью и количеством?

§ Были бы вы довольны, если бы другой вам человек вел бы себя так по отношению к вам? Что бы вам хотелось добавить или убавить?

§ Какой опыт вы приобрели, выполняя это упражнение? Что вы узнали о себе и смогли взять для себя?

(по материалам ист.: Васильев Н.Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. – СПб.: Речь, 2007. – с.258-259).

 

 

 

 

Терминологический словарь

Активное обучение – форма обучения, основанная на непосредственном опыте, а не на изучении теорий.

Активное слушание – система действий, способствующих сосредоточению внимания слушающего на партнере, активизации самовыражения партнера. Восприятию и пониманию сказанного (и не сказанного) им.

Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры.

Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих вес цикл жизнедеятельности малой группы.

Динамика – тенденция к определенному изменению поведения или настроения личности.

Дискуссионные методы – вид методов активного социально-психологического обучения, основанных на организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач. К ним относятся методы групповой дискуссии, анализа конкретных ситуаций, «мозговой атаки», «круглого стола», «интеллектуальной разминки» и др.

Дискуссия – публичны спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения участников, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Закрытый вопрос – вопрос, предполагающий однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия, указания на количество чего-либо и т.п.) или ответы «да – нет».

Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игровые методы – методы активного социально-психологического обучения, основанные на игровой организационной коммуникации в процессе решения учебно-профессиональных задач: проигрывание и моделирование социальных ролей, решаются актуальные практические проблемы.

Коммуникативная компетентность – совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения.

Коммуникативная совместимость – частный вид совместимости, возникающей на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции; характеризуется отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряжения, досады, психологического дискомфорта.

Манипуляция – скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Межличностное общение – осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.

Методы психического воздействия – способы психологического влияния на человека посредством знаков, механизмов идентификации и рефлексии в ходе деятельности, том числе учебной, такие как: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Мотивация – побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности деятельности.

Невербальные сигналы – неречевые способы коммуникации и экспрессии (взаимное расположение в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи т др.).

Открытый вопрос – вопросы, которые подразумевают развернутый ответ, а не ответы «да - нет» или другой однозначный ответ. Открытые вопросы начинаются со слов: «Каким образом?», «Каковы были основания?» и др.

Партнерское общение – общение психологически равных людей, в принципе готовых к доброжелательному сотрудничеству.

Паттерн – модель, конфигурация, образ, шаблон; любая последовательность явлений во времени или любое расположение предметов в пространстве, которое можно отличить от других последовательностей или расположений и сравнить с ними.

Перенос – восприятие актуальной ситуации или отношений через эмоциональную призму прошлого опыта. Часто используется для описания отношений клиентов (пациентов) к их психотерапевту. Множественный перенос наблюдается в группе, когда кто-то из членов группы демонстрирует различные переносы по отношению к другим членам группы.

Проекция – термин, используемый для описания состояния, в котором человек отрицает наличие у себя некой эмоциональной реакции (обычно болезненной) и пытается найти ее у другого человека.

Психодрама – представляет собой переживание людьми драматизма их психического бытия. Чаще всего применяется как вид групповой психотерапии, в котором пациенты одновременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания. Для психодрамы важны спонтанность, активность, импровизационность поведения.

Рестимуляция – телесно и эмоционально переживаемые воспоминания о событиях (зачастую, но не обязательно, неосознаваемые), вызываемые сходным событием из настоящего.

Сензитивность – способность чувствовать психические состояния, стремления, ценности, цели других людей, обеспечивающая отражение и понимание, запоминание и структурирование социально-психологических характеристик человека и группы, прогнозирование их поведения и деятельности. Сензитивность имеет эмоциональную природу.

Социодрама – форма групповой работы, в рамках которой социальные явления исследуются посредством инсценирования ситуаций и прочих драматических приемов.

Социально-перцептивная способность – способность, формирующаяся в общении и обеспечивающая возможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств и качеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.

Социально-психологический тренинг – вид методов активного социально-психологического обучения, основанных на целенаправленном, комплексном и относительно продолжительном по времени использовании совокупности методов групповой работы (ролевых игр, групповых дискуссий, психотехнических упражнений).

Тренинг делового общения – форма социально-психологического тренинга общения, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формирование установок, необходимых для успешного общения в условиях профессиональной деятельности (умение вести переговоры, выступать перед большой аудиторией, проводить совещания, правильно вести себя в конфликтных ситуациях и др.).

Тренинг сензитивности – частная форма (составная часть) социально-психологического тренинга общения, основанная на тренировке межличностной чувствительности и направленная на развитие способностей адекватного и полного познания себя, других людей и отношений, складывающихся в процессе общения.

Эмпатия – понимание другого человека (как правило, вследствие вчувствования в его позицию).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...