Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие государственных и муниципальных финансов как исторической категории

 

Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые он появляется в торговых городах Италии в XIII-XVвв. (О доходах государства впервые написал в IV в. до нашей эры Ксенофонт, трактат О доходах Афинской республики). Позже, получив международное признание, термин стал обозначать систему денежных отношений. Данный термин отражал: во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов; во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств - бюджет; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет, не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.

Сегодняшнее значение термина финансы появилось в условиях регулируемых товарно-денежных отношений в связи с развитием государства и его потребностями в ресурсах.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Возникновение финансов как исторической категории обусловлено такими факторами как:

- общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

- развитие товарно-денежных отношений, в связи с ростом производства и увеличением Валового Внутреннего Продукта (ВВП) и Национального Дохода (НД);

- созданием централизованного государства.

Основные ресурсы государства стали концентрироваться в централизованных денежных фондах - бюджетах и внебюджетных фондах. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД (от 30-50%). Направление затрат изменяется. Военные и управленческие расходы дополняются расходами на вмешательство в экономику (капиталовложения в энергетику, газовую промышленность, поддержку сельского хозяйства, НИОКР, охрану окружающей среды), а также на социально-культурные мероприятия.

Главными доходами государства становятся налоги, сначала косвенные (XVIII-XIX вв), а затем прямые (XX в). Недостаток средств и появление дефицита бюджета приводят к росту государственного кредита и, соответственно, государственного долга.

После второй Мировой войны сфера финансовых отношений резко расширяется за счет развития территориальных финансов и внебюджетных социальных фондов.

Эволюция финансов обуславливает появление различных типов финансовой политики.

Само развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа ее, определяется особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это, обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений.

Анализ применявшейся различными государствами финансовой политики, позволяет выделить три ее основные типа:

- классическая;

- регулирующая;

- планово-директивнная.

1. До конца 20-х годов текущего столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая политика была основана на трудах классиков политэкономиии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление-невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого, было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся, в основном, к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем, система налогов строилась, в основном, на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания. Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

2. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, социальных и политических проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых, формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета, бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В целом, кейнсианская регулирующая финансовая политика показала свою сравнительную эффективность в западных странах. Она обеспечила в 30-60 гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран.

3. В 70-х гг. в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную престройку хозяйства.

Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

4. Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизнью, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и упраавления) для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Такая политика применялась в бывшем СССР.

Адекватно цели финансовой политики СССР строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Вначале он изымался в бюджет при помощи налога с оборота в отраслях, гле за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем, при помощи индивидуальных отчислений от прибыли, изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода. Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога. Кроме того, часть средств изымалась путем размещения фактически принудительных государственных займов. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.

Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы, удельный вес в бюджете которых не превышал 10-15% от общей суммы доходов. В связи с этим, уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.

Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом.

Управление финансами осуществлялось из единого центра - Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов. Для финансирования чрезвычайных расходов (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В тоже время, использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики, привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства; замедлению развития социальной сферы общества; резкому ухудшению финансового положения государства.

5. Создание рыночных отношений немыслимо без проведения принципиально новой финансовой политики. Реализация такой политики потребовала в первую очередь основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей практики при проведении реформ с целью оперативного внесения соответствующих корректив. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным вопросам были сформулированы на декларативном уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

На сегодняшнем этапе централизованные финансы (государственные и муниципальные) находятся в собственности государства в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1.01.00г.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня населения. За счет централизованных финансов обеспечивается расширенное воспроизводство на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для выравнивания уровней экономического и социального развития отдельных регионов.

В начале 90-гг. насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожный, НИОКР и др.) и социальные. Но из-за слабого контроля за их использованием начиная с 1999г. они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами) и в настоящее время сохранилось лишь три социальных внебюджетных фонда. Они имеют строго целевое назначение - расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

В настоящее время правительство РФ одобрило экономическую программу России на десятилетний период.

На первом этапе (охватывает полтора года) формируется законодательная база бюджетной реформы, в том числе и налоговой, осуществляется разграничение полномочий всех уровней бюджетной системы, инвентаризация бюджетных расходов, реализация Бюджетного кодекса РФ и ускоренное завершение перехода на казначейскую систему.

На втором этапе (2001г) предполагалась трансформация социальной защиты, обеспечение прозрачности бюджетной системы, максимальная консолидация вннебюджетных фондов.

В течении третьего этапа (2002-2004гг.) должен произойти переход к новой структуре бюджетных расходов, характеризующейся низкой долей субсидий экономике и высоким объемом социальных обязательств.

Четвертый этап (2005-2010гг.) означает переход к новому распределению полномочий бюджетов, дополнительное снижение налогового бремени. Одновременно рассматривается удвоение расходов на образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Причем эти расходы следует рассматривать как инвестиционные вложения, вызванные требованием научно-технической революции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...