Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание внешности и нравственный облик Пророка




Вступление

Вся хвала принадлежит Аллаху. Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, к Нему прибегаем от нашего собственного зла и скверных деяний. Того, кого Аллах ведет по прямому пути, никто не собьет, а кого Он оставил без прямого руководства, того никто не наставит. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Единого Аллаха, не имеющего сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и посланник, да пребудут над ним, его семьей и сподвижниками благословения Аллаха и многочисленные приветствия.

А затем:

Всевышний Аллах отправил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве милости для миров. На это указывают Его слова:

â!$tBur y7»sYù=y™ö‘r& žwÎ) ZpuH÷qu‘ šúüÏJn=»yèù=Ïj9 á

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21:107).

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, - милость, которую Господь оказал людям и джиннам, как верующим из них, так и неверным. Он пришел, чтобы призвать их к Аллаху, вывести из мрака к свету. Всевышний обратился к нему с приказом:

â ö@è% $yg•ƒr'¯»tƒ â¨$¨Z9$# ’ÏoTÎ) ãAqß™u‘ «!$# öNà6ø‹s9Î) $·èŠÏHsd “Ï%©!$# ¼çms9 à7ù=ãB ÏN¨uq»yJ¡¡9$# ÇÚö‘F{$#ur (Iw tm»s9Î) žwÎ) uqèd ¾Ç‘ósムàM‹ÏJãƒur ((#qãYÏB$t«sù «!$$Î/ Ï&Ï!qß™u‘ur ÄcÓÉ<¨Y9$# Çc’ÍhGW{$# ”Ï%©!$# ÚÆÏB÷sム«!$$Î/ ¾ÏmÏG»yJÏ=Ÿ2ur çnqãèÎ7¨?$#ur öNà6¯=yès9 šcr߉tGôgs? á

«Скажи: «О люди! Я – посланник Аллаха ко всем вам. Ему принадлежит власть над небесами и землей. Нет божества, кроме Него. Он воскрешает и умерщвляет. Уверуйте же в Аллаха и в Его посланника, неграмотного (не умеющего читать и писать) Пророка, который уверовал в Аллаха и Его Слова. Последуйте за ним, дабы вы последовали прямым путем» (7:158).

Также Господь сказал, обратившись к Своему посланнику:

â øŒÎ)ur!$sYøùuŽ|À y7ø‹s9Î) #XxÿtR z`ÏiB Çd`Åfø9$# šcqãèÏJtGó¡o„ tb#uäöà)ø9$# $£Jn=sù çnrãŽ|Øxm (#ûqä9$s% (#qçFÅÁRr& ($£Jn=sù zÓÅÓè% (#öq©9ur 4’n<Î) OÎgÏBöqs% z`ƒÍ‘É‹Y–B á

«Вот Мы направили к тебе нескольких джиннов, чтобы они послушали Коран. Когда они пришли к нему, то сказали: «Молчите и слушайте!» Когда же оно (чтение Корана) было завершено, они вернулись к своему народу, чтобы предостеречь его» (46:29).

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, – милость Аллаха для всех миров и довод, предъявленный Им всем Его творениям. Он – дар Всевышнего для верующих, ибо сказано:

â ô‰s)s9 £`tB ª!$# ’n?tã tûüÏZÏB÷sßJø9$# øŒÎ) y]yèt/ öNÎkŽÏù Zwqß™u‘ ô`ÏiB ôMÎgÅ¡àÿRr& (#qè=÷Gtƒ öNÎköŽn=tæ ¾ÏmÏG»tƒ#uä öNÎkŽÅe2u“ãƒur ãNßgßJÏk=yèãƒur |=»tGÅ3ø9$# spyJò6Ïtù:$#ur bÎ)ur (#qçR%x. `ÏB ã@ö6s% ’Å"s9 5@»n=|Ê AûüÎ7–B á

«Аллах даровал милость верующим, отправив к ним Пророка из них самих, который читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении» (3:164).

Абу Надра передал со ссылкой на очевидца, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читая проповедь в Мине во время хаджа, сказал: «О люди! Поистине Ваш Господь един, и ваш праотец един. Нет предпочтения арабу перед неарабом и неарабу перед арабом, так же как нет превосходства белого человека над черным и черного над белым! Превосходство одних людей над другими может быть лишь в богобоязненности!» [1]

В этих предложениях содержится ясное указание на то, что разница между людьми, которая имеет значение, - это разница в богобоязненности. Чем больше человек страшится Аллаха, тем он достойней, к какому бы народу или расе он ни относился.

Всевышний Аллах одарил этого благородного пророка всеми самыми прекрасными нравственными чертами. Не перечесть тех, кто принял ислам по причине прекрасного нрава Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или какой-либо из его черт - щедрости, благородства, великодушия, снисходительности, благоразумия, степенности, мягкости, терпеливости, скромности, справедливости, доброты, милосердия, храбрости, силы и других.

Всякий, кто изучает его жизненный путь, убеждается в том, что хороший нрав сопутствовал ему всегда и во всем. Люди устремились к религии Аллаха и стали входить в нее толпами прежде всего благодаря милости Аллаха, а затем благодаря хорошему нраву Его посланника. О сколько тех, кто принял ислам из-за прекрасных нравственных черт его пророка!

Одним из таких людей является Сумама ибн Усаль. Покоренный великодушием Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он принял ислам и сказал ему: «На всей земле не было ни одного лица, более ненавистного для меня, чем твое, - теперь же оно стало любимее для меня, чем все другие! Клянусь Аллахом! Не было на земле религии, более ненавистной для меня, чем твоя религия, - теперь же нет для меня религии любимей, чем она! Клянусь Аллахом, не было на земле города, ненавистней для меня, чем твой, а теперь он стал для меня самым желанным из всех!»[2]

Другим примером является история бедуина, справившего нужду в мечети. В благодарность за снисходительность и доброту Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, он обратился к Всевышнему со словами: «О Аллах, помилуй меня и Мухаммада и больше никого вместе с нами!» Однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не позволил ему «ограничивать» милость Аллаха, которая объемлет все сущее, и дал ему доброжелательное наставление, сказав: “Ты сузил нечто (весьма) широкое!” - имея в виду милость Аллаха[3].

Еще один пример – мягкое наставление, данное Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Му'авии ибн аль-Хакаму, когда тот стал разговаривать во время совершения намаза. Вот как об этом рассказывает сам Му'авия: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться, то обратился ко мне, и не видел я ни до, ни после него такого великолепного наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал»[4].

Одному человеку он подарил стадо овец, заполнявшее пространство между двумя горами. Ошеломленный такой неслыханной щедростью, тот отправился к своему племени и сказал: «О мой народ! Принимайте Ислам, ибо Мухаммад преподносит дары как тот, кто не боится бедности! сесте с ого ршения намаза.ть вение, сказав: вившего нужду в мечетигия.его проррока!е, милостивости д черным, и черного над бе»[5]

Одному из представителей неверной курайшитской знати – Сафвану ибн Умеййа – Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, дал сто овец, затем еще сто, а затем еще сто. «Клянусь Аллахом, - рассказывал Сафван, - Посланник Аллаха, когда одарил меня вначале, был для меня самым ненавистным человеком. Но он все одаривал меня и одаривал до тех пор, пока не стал для меня самым любимым человеком». Щедрость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стала причиной, по которой Сафван принял Ислам[6].

Другой язычник задумал убить Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мечом, однако ему не удалось этого сделать, так как Всевышний защитил Своего посланника. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, великодушно простил этого человека[7]. Вернувшись к своему племени, он принял ислам и призвал к нему своих соплеменников, многие из которых ответили на призыв и стали мусульманами[8].

Иудейский книжник по имени Абдуллах ибн Салям, пришедший к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как только он прибыл в Медину, рассказал: «В числе многих я пришел к нему, чтобы посмотреть на него. Когда я увидел его лик, то сразу понял, что это не лицо обманщика. Первым, что я от него услышал, были слова: «О люди! Распространяйте приветствия, кормите бедняков, поддерживайте родственные связи и молитесь по ночам, когда люди спят, – и войдете в Рай с миром!»[9]

Примечательна история принятия Ислама другим иудейским книжником – Зайдом ибн Са’на, который решил проверить, действительно ли Мухаммад – пророк Аллаха, и с этой целью повел себя с ним несправедливо и грубо. Однако Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, простил его и повелел Умару выдать ему подарок. Увидев такое обращение, Зайд стал объяснять Умару причину такого своего поведения. «Я нашел у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, все признаки пророчества, лишь только взглянул на его лицо, - сказал он. - Однако оставались еще два признака, наличие которых у него я хотел выяснить: это то, что кротость и благоразумие его берут верх над гневом и безрассудством и что сильная несправедливость, причиняемая ему, вызывает в ответ лишь еще большее благоразумие и кротость. И вот я проверил наличие у него этих признаков и призываю тебя, о Умар, в свидетели того, что я удовольствовался Аллахом как Господом, и Исламом как религией, и Мухаммадом как пророком, а также того, что я жертвую половину своего имущества в качестве милостыни для уммы Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!»[10]

Еще один иудей, умирая, обратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такими словами: «Клянусь Тем, кто ниспослал Тору, в нашем писании мы находим описание твоих качеств и твоего пришествия. Поэтому я свидетельствую, что нет божеств, достойных поклонения, кроме Аллаха, и что ты – посланник Аллаха!»[11]

Христианский царь – эфиопский негус, услышав призыв Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его слова о том, что Иса – раб Аллаха и Его посланник, обратился к делегации мусульман со словами: «Приветствую вас и того, от кого вы прибыли. Я свидетельствую, что он – посланник Аллаха и тот, о ком благовествовал Иса. Если бы не необходимость управлять государством, я отправился бы к нему, чтобы поцеловать его обувь!»[12]

Византийский император Ираклий в ответ на слова Абу Суфйана о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не поступает вероломно, приказывает людям поклоняться лишь Аллаху без придания Ему сотоварищей, запрещает поклонение идолам, повелевает молитву, милостыню и целомудрие, сказал: «Если то, что ты говоришь, является правдой, то он обязательно овладеет тем, что принадлежит сейчас мне. Я знал, что он должен появиться, но не предполагал, что он окажется одним из вас. Если бы я был уверен, что сумею добраться до него, то обязательно постарался бы встретиться с ним, а если бы встретился, то непременно омыл бы ему ноги!»[13]

Сколь истинны слова Всевышнего, сказанные о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует:

â y7¯RÎ)ur 4’n?yès9 @,è=äz 5OŠÏàtã á

«Поистине, ты, (о Мухаммад),обладаешь великим нравом» (68:4).

И сколь правдивы слова благородного посланника: «Я послан для того, чтобы довести до совершенства благородство нравов» [14].

Когда Айшу, да будет ею доволен Аллах, спросили о нраве Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, она сказала: «Его нравом был Коран»[15].

Знание о Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, является второй из трех основ, изучение и признание которых обязательно для каждого мусульманина и мусульманки и о которых человека спрашивают в могиле. Учитывая его важность, я решил написать этот небольшой труд под названием «Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, - милость для миров». В нем я рассказал о происхождении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его юности, нраве, внешних и внутренних качествах, чудесах, дарованных ему. Я упомянул о всеобщности его миссии, заветах, которые он оставил последователям, и их обязанностях в отношении него.

Книга включает следующие главы:

Глава первая: Лучший из лучших;

Глава вторая: Детство и юность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава третья: Описание внешности и нравственный облик Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава четвертая: Усердие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в поклонении и его джихад;

Глава пятая: Благородный пророк – милость Аллаха для миров;

Глава шестая: Доброта Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к детям и его стремление доставить им радость;

Глава седьмая: Красота нрава Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава восьмая: Щедрость и великодушие Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава девятая: Справедливость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава десятая: Скромность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава одиннадцатая: Сдержанность и снисходительность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава двенадцатая: Спокойствие и степенность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава тринадцатая: Мягкость и кротость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава четырнадцатая: Терпение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава пятнадцатая: Храбрость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава шестнадцатая: Мудрость Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в налаживании мира между верующими и объединении их сердец;

Глава семнадцатая: Несравнимый дар Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, доводить истину до людских сердец;

Глава восемнадцатая: Чудеса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и неопровержимые свидетельства его пророчества;

Глава девятнадцатая: Мухаммад – посланник Аллаха ко всем людям и джиннам

Глава двадцатая: Признание пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, беспристрастными богословами из числа иудеев и христиан;

Глава двадцать первая: Лучшие из деяний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - те, которые он совершил напоследок;

Глава двадцать вторая: Прощание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, со своей общиной и его заветы ей;

Глава двадцать третья: Прощание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с живыми и умершими;

Глава двадцать четвертая: Начало болезни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его поручение Абу Бакру вести общий намаз;

Глава двадцать пятая: Великая проповедь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его заветы людям;

Глава двадцать шестая: Поведение Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, при усилении его болезни и его завещание близким;

Глава двадцать седьмая: Предсмертные заветы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава двадцать восьмая: Стремление к высшему обществу;

Глава двадцать девятая: Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер смертью мученика;

Глава тридцатая: «Кто поклоняется Аллаху, пусть помнит, что Аллах – Живой и никогда не умрет»;

Глава тридцать первая: Смерть Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, - горе всех мусульман;

Глава тридцать вторая: Наследство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует;

Глава тридцать третья: Обязанности мусульман по отношению к их пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Я прошу Всевышнего Аллаха благословить сей мой скромный труд, сделать его целиком посвященным Его Благородному Лику, полезным для меня как в этой жизни, так и после смерти, и для всех, до кого он дойдет, ведь, поистине, Он лучший из тех, кого просят, и самый великодушный из тех, на кого надеются. Его мне достаточно, и Он – наилучший покровитель. Нет силы и мощи иначе, как с Ним. И да пребудут благословения, мир и благодать Его над рабом Его и посланником, лучшим из Его творений, которому Он доверил Свое откровение, - пророком нашим Мухаммадом сыном Абдуллаха, и семьей его, и сподвижниками, и всеми теми, кто последовал за ними, вплоть до Судного Дня!


Глава первая

Лучший из лучших

Полное имя Пророка - Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн ‘Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн ‘Абд Манаф ибн Кусайй ибн Киляб ибн Мурра ибн Ка‘б ибн Лу’айй ибн Галиб ибн Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрика ибн Илйас ибн Мудар ибн Низар ибн Ма‘ад ибн ‘Аднан. Его происхождение самое знатное и благородное. Относительно него он сказал: «Поистине, Аллах избрал из потомков Исмаила племя Кинана, из Кинана - курайшитов, из курайшитов - род Хашим, а из рода Хашим - меня» [16].

Итак, он был из курайшитов, которые относятся к арабам, ведущим свое происхождение от Исмаила сына Ибрахима, да пребудут над ним и нашим пророком благословения и мир Аллаха[17].

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, родился в Мекке, в месяце раби’ аль-авваль[18], в понедельник[19], в год Слона, соответствующий 571 году от рождества Христова[20]. Умер в возрасте 63 лет, первые сорок из которых прожил, не будучи пророком, а последующие двадцать три – будучи пророком и Божьим посланником. Он стал пророком, когда ему были ниспосланы первые пять аятов суры «Аль-‘аляк» («Сгусток»), и стал посланником, когда получил от Аллаха суру «Аль-муддассир» («Завернувшийся»). Его родным городом является Мекка, из которой он совершил переселение (хиджру) в Медину. Всевышний Аллах отправил его к людям, чтобы предостеречь их от многобожия и призвать к поклонению Единому Творцу. Первые десять лет своей миссии Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посвятил исключительно призыву людей к единобожию. Лишь затем он был вознесен на небеса, где Аллах вменил в обязанность ему и его общине совершение пяти ежедневных молитв. После соблюдения этого предписания в Мекке на протяжении трех лет он получил от Аллаха приказ совершить переселение в Медину. Обосновавшись и укрепившись в ней[21], он стал получать от Аллаха остальные предписания шариата, такие, как закят, пост, хадж, джихад, азан, призыв к одобряемому и удерживание от порицаемого и другие. Установление шариатских законов продолжалось на протяжении десяти лет, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер. Он ушел из этого мира, однако его религия осталась. Нет такого блага, на которое бы он не указал своей общине, и нет такого зла, от которого не предостерег бы ее. Он – последний из пророков и их печать, после него не было и не будет пророков. Всевышний послал его ко всем людям и джиннам, обязав их подчиняться ему. Тот, кто повинуется его приказам, войдет в Рай, а тот, кто ослушивается, войдет в Ад[22].

Из сказанного в этой главе можно извлечь целый ряд полезных выводов и назиданий:

1. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, - лучший из лучших. Он превосходнейший из людей, самый благородный из них по происхождению, обладатель самого чистого и могучего разума. Он занимает среди них самый высокий статус, как в дольнем, так и в вечном мире, имеет самую великую славу. В Судный День число его последователей превысит число последователей других пророков.

2. Проведение ежегодных торжеств по случаю дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (мавлид) является недопустимым религиозным новшеством (бид’а), потому что ни сам Пророк при жизни, ни его сподвижники после его смерти, ни их последователи не делали ничего подобного. Кроме того, факт рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, двенадцатого числа месяца раби’ аль-авваль не является твердым. Точная дата его рождения является спорной. Но даже если бы она и была точно известна, все равно отмечать ее нельзя, на основании того, что было сказано выше, и на основании слов Пророка: «Если кто-то внесет в нашу религию нечто, к ней не относящееся, это (новшество) будет отвергнуто Аллахом» [23].

В версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Любое дело того, кто совершит нечто не соответствующее нашей религии, (будет) отвергнуто» [24].

3. Задачей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было призвать людей к поклонению одному лишь Аллаху и вывести их из мрака язычества к свету единобожия, из тьмы грехов – к свету праведности, из невежества – к знанию. Он не оставил ни одного блага, на которое не указал бы своим последователям, и ни одного зла, от которого бы не предостерег их.


Глава вторая

Детство и юность Пророка,

да благословит его Аллах и приветствует

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, рос сиротой. Его отец – Абдуллах – умер, когда он был еще в чреве своей матери. Несколько дней его кормила своим молоком невольница Абу Лахаба по имени Сувайба[25]. Затем его кормление продолжила Халима ас-Са’диййа, которая забрала его к себе. Он прожил в ее племени – бану са’д – около четырех лет. Там, в один из дней, когда он играл с местными детьми, с ним произошло событие, известное как рассечение груди. Анас, да будет им доволен Аллах, сообщил о нем следующее: «Однажды, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, играл с другими детьми, к нему явился Джибриль. Он схватил его, повалил на землю, рассек ему грудь, достал сердце, извлек оттуда сгусток крови и сказал: «Это - удел шайтана в тебе!» Потом он омыл сердце Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, водой Замзама в золотом тазу, соединил его края и вернул на прежнее место. Дети прибежали к его матери[26] и сказали: «Мухаммада убили!» - а потом все они бросились к нему, но увидели, что изменился только цвет его лица». «Я видел на груди Пророка след от шва», - рассказывал Анас[27].

Это великое событие испугало Халиму, да будет ею доволен Аллах, и она вернула ребенка его матери – Амине бинт Вахб. Вместе с сыном Амина отправилась в Медину, чтобы навестить своих братьев. Возвращаясь оттуда в Мекку, она заболела и умерла в пути в местечке аль-Абва, находящемся между Меккой и Мединой. В это время Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, было шесть лет, три месяца и десять дней[28].

После этого его взял на попечение дед – Абдульмутталиб, однако и он умер, когда мальчику было восемь лет, завещав своему сыну Абу Талибу – дяде Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, – заботиться о нем.

Причина, по которой Абдульмутталиб завещал опекунство внука именно ему, заключалась в том, что Абу Талиб и отец Мухаммада – Абдуллах – были братьями как по отцу, так и по матери, то есть являлись детьми Абдульмутталиба от одной жены. Приняв на себя попечительство, Абу Талиб окружил племянника всемерной заботой. Когда же тот стал пророком, он стал оказывать ему всяческое содействие, хотя сам продолжал оставаться язычником до конца жизни. Его забота о Мухаммаде, да благословит его Аллах и приветствует, и помощь ему – причина того, почему Аллах примет ходатайство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за него и облегчит ему наказание. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о нем: «Он находится в верхнем слое адского огня, а если бы не я, то он обязательно оказался бы на самом дне его!» В другой версии этого хадиса приводятся такие слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о нем: «Может быть, мое заступничество пойдет ему на пользу в День воскресения, и его поместят в верхний слой огня, который будет доходить ему (только) до лодыжек, из-за чего мозги его станут кипеть» [29].

Вместе с дядей Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ездил в торговое путешествие в аш-Шам. В это время ему было 12 лет. Абу Талиб был очень добр по отношению к племяннику и не захотел оставлять его в Мекке, где кроме него не было никого, кто мог бы позаботиться о нем.

Во время путешествия Абу Талиб и его спутники стали очевидцами чудесных знамений, связанных с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, и это заставило дядю усилить заботу о сыне своего брата и еще сильнее переживать за него. От Абу Мусы аль-Аш’ари, да благословит его Аллах и приветствует, передан следующий рассказ: «Абу Талиб в составе группы курайшитских вождей оправился в аш-Шам. Вместе с ними поехал и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Когда они подъехали к месту, где жил монах (Бахира), то решили остановиться на привал. Монах, который, когда они проходили мимо его жилища раньше, никогда не выходил к ним и не обращал на них внимания, на сей раз вышел и стал искать среди них кого-то. Затем он подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял его за руку и сказал: «Это – государь миров и посланник Господа миров. Аллах направил его в качестве милости к мирам!» «Откуда тебе это известно?» - спросили курайшитские старейшины. «Как только вы пересекли горный проход, все деревья и камни пали ниц, а они делают это только перед пророками. А то, что пророком является именно он, я узнал по печати пророчества, похожей на яблоко, которая расположена у него под лопаткой». В этом хадисе сообщается также о том, что во время путешествия над Пророком плыло облачко, защищавшее его от солнца, и что деревья склоняли к нему ветви, укрывая его своей тенью[30]. Монах приказал Абу Талибу вернуться вместе с племянником в Мекку, чтобы его не увидели иудеи и не причинили ему вреда, и Абу Талиб, послушавшись совета, отправил его назад.

Когда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, вырос, богатая вдова Хадиджа бинт Хувайлид отправила его по своим торговым делам в аш-Шам вместе с ее рабом по имени Майсара. Эта торговая поездка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, принесла Хадидже хорошую прибыль. Кроме того, Майсара во время путешествия нашел в будущем пророке много ценных качеств, поразивших его, и, вернувшись в Мекку, сообщил о них своей хозяйке. Все эти обстоятельства вызвали у Хадиджи желание выйти замуж за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Она очень надеялась обрести посредством этого брака счастье, а получила от Аллаха такое благо, о котором даже не помышляла. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился на ней, когда ему было двадцать пять, а ей сорок лет[31].

С самого детства Всевышний Аллах оберегал Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, от грязи невежества и многобожия и от всякого порока. Никогда в жизни он не оказал почести ни одному из идолов, которым поклонялись многобожники, ни разу не присутствовал при исполнении их языческих обрядов. Они требовали от него этого, но он отказывался, и Аллах защищал и сохранял его непорочность. Он никогда не пил вино, не совершал мерзостей и знал, что его народ пребывает на ложном пути. Он никогда не придавал Всевышнему Творцу сотоварищей, всегда избегал увеселительных собраний[32] и не делал ничего из тех непристойностей и греховных деяний, которые совершали его соплеменники. Общество, в котором прошли его детство и юность, погрязло в грехах и порочности, многобожии, несправедливости и разврате. В нем широко процветали такие грехи, как обращение с мольбами не к Аллаху, неправедные убийства, прелюбодеяние, в том числе и коллективное, побуждение мужчинами собственных жен к вступлению в половую близость с другими[33], покушение на честь, имущество и жизнь людей. Все это было распространено в его народе до прихода Ислама, не подвергаясь чьему-либо порицанию и не наталкиваясь на общественное возражение. Помимо перечисленного, в среде этих людей процветали некоторые страшные грехи, совершение которых считалось у них похвальным и составляло предмет гордости, – закапывание дочерей в землю живьем, убийство детей из страха обеднеть, азартные игры, употребление спиртного. Сказанное не означает, что все члены этого общества поголовно совершали данные преступления, однако отсутствие возражения с их стороны указывало на то, что они были согласны с происходившим.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не совершал ничего из этих мерзостей и всегда был далек от этих порочных нравов. Его Господь внушил ему благочестие и прекрасную нравственность, и соплеменники знали о его превосходных качествах. Именно по этой причине они прозвали его «аль-Амин», то есть «честный, надежный, верный»[34].

Когда Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было 35 лет, курайшиты решили осуществить перестройку Каабы. Когда дело дошло до установки Черного камня на прежнее место, люди разошлись во мнениях о том, кому следует поручить выполнение этой почетной обязанности. Каждое из племен, принявших участие в восстановлении Каабы, считало, что именно его представитель должен сделать это. Чтобы прекратить спор, было решено предоставить право рассудить между ними первому, кто войдет в ворота храма. Этим человеком оказался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и это обстоятельство вызвало у всех огромную радость. Люди были очень довольны тем, что арбитром, которому надлежало уладить ссору и предотвратить назревавшее сражение, будет сам аль-Амин. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал принести кусок ткани, положил на его центр камень и велел представителям каждого из племен взяться за края полотна и поднять его вместе с камнем. Когда они все вместе подняли камень, он взял его и уложил на приготовленное для него место в стене[35].

Затем Аллах внушил ему любовь к уединению и поклонению. Он уходил от людей в пещеру Хира и поклонялся там Всевышнему согласно канонам религии Ибрахима (Авраама), мир ему. Все ученые единодушны в том, что это произошло в понедельник. Что же касается даты, то большинство из них считает, что это было восьмого числа месяца раби’ аль-авваль сорок первого года от года Слона[36]. К нему в пещеру явился ангел Джибриль и сказал: «Читай!» «Я не умею читать!» - ответил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда ангел сжал его так, что он еле выдержал его объятия, и вновь приказал: «Читай!» Пророк дал тот же ответ – «Я не умею читать!» Тогда Джибриль произнес:

﴿ ù&uø%$# ÉOó™$$Î/ y7În/u‘ “Ï%©!$# t,n=yz ÇÊÈ t,n=yz z`»|¡SM}$# ô`ÏB @,n=tã ÇËÈ ù&uø%$# y7š/u‘ur ãPuø.F{$# ÇÌÈ “Ï%©!$# zO¯=tæ ÉOn=s)ø9$$Î/ ÇÍÈ zO¯=tæ z`»|¡SM}$# $tB óOs9 ôMn=÷ètƒ ﴾

«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее,

сотворил человека из сгустка крови.

Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный.

Он научил посредством письменной трости –

научил человека тому, чего тот не знал» (96: 1-5).

Так Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, стал пророком (ан-наби). Ниспослание этих аятов ознаменовало собой начало его пророческой миссии.

Испуганный, с трепещущим сердцем, Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся к Хадидже, да будет ею доволен Аллах. Войдя в дом, он воскликнул: «Укройте меня! Укройте меня!» Пророка укрыли, и, когда страх его унялся, он поведал жене о случившемся. Услышав рассказ, она сказала: «Нет! Нет! Аллах никогда не посрамит тебя. Ведь ты поддерживаешь родственные связи, берешь на себя чужие заботы, помогаешь обездоленным, оказываешь почет гостям, поддерживаешь людей в трудные для них минуты…»[37]

Через некоторое время пророку Мухаммаду была ниспослана сура «Аль-муддассир» («Завернувшийся») и он стал посланником Аллаха ко всем людям и джиннам. Вот как об этом рассказывает сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Как-то раз я шел по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел ангела, который являлся ко мне в пещере Хира. На этот раз он сидел на троне между небом и землей. Я испугался его, вернулся домой и сказал: “Укройте меня!” - после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: “О завернувшийся! Встань и увещевай, и Господа своего возвеличивай, и одежды свои очисть, и скверны избегай … ” (74: 1-5). После этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим»[38].

Ниспослание суры «Аль-муддассир» послужило началом миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, как посланника. Он начал тайно призывать людей к исламу. Первыми откликнувшимися на его призыв и опередившими в этом других были Хадиджа, Али, Зайд ибн Хариса и Абу Бакр ас-Сиддик. Затем люди один за другим стали входить в религию Аллаха и она распространилась среди жителей Мекки. Через некоторое время Господь приказал Своему посланнику начать открытый призыв к Исламу. Были ниспосланы такие аяты:

﴿ ö‘É‹Rr&ur y7s?uŽÏ±tã šúüÎ/uø%F{$# ÇËÊÍÈ ôÙÏÿ÷z$#ur y7xm$uZy_ Ç`yJÏ9 y7yèt7¨?$# z`ÏB tûüÏZÏB÷sßJø9$# ÇËÊÎÈ ÷bÎ*sù x8öq|Átã ö@à)sù ’ÏoTÎ) Öäü“͍t/ $£JÏiB tbqè=yJ÷ès? ﴾

«Предостереги своих ближайших родственников! Склони свое крыло перед верующими, которые следуют за тобой (будь добр и милосерден к ним). Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я не причастен к тому, что вы совершаете» (26: 214-216).

Выполняя волю Аллаха, Пророк поднялся на холм ас-Сафа и провозгласил: «О сыны Фихра! О сыны ‘Адий!…» - обращаясь по очереди ко всем курайшитским родам, пока те не собрались. Затем он сказал: «Ответьте мне: если я сообщу вам, что скоро из-за этой долины покажется конница, собирающаяся напасть на вас, поверите ли вы мне?» Курайшиты ответили: «Конечно! Ведь ты еще ни разу не был уличен нами во лжи!» Тогда он воскликнул: “Так знайте же, что я увещеватель, направленный к вам с тем, чтобы предупредить вас о суровом наказании!” [39]

Хотя курайшитские вожди и их сторонники и питали к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, враждебные чувства, никто из них не мог обвинить его в лживости или другом низком качестве. По этому поводу Всевышний сказал:

﴿ öNåk®XÎ*sù Ÿw y7tRqç/Éj‹s3ム£`Å3»s9ur tûüÏHÍ>»©à9$# ÏM»tƒ$t«Î/ «!$# tbr߉ysøgs† ﴾

«Они не считают лжецом тебя - сии беззаконники отвергают знамения Аллаха!» (6:33).

Он прожил среди них сорок лет, и если бы им было известно о наличии у него хотя бы одного порицаемого качества, это избавило бы их от труда изыскивать какой-нибудь ярлык, который можно было бы повесить на него и таким образом опорочить его перед людьми. Наконец они нашли, что самый подходящий ярлык, который можно на него повесить – это «колдун» и «прорицатель», потому что его призыв к поклонению Аллаху внес раскол между отцами и детьми, мужьями и женами, между братьями.

Также они обвинили его в сумасшествии на том основании, что он выступил против их многобожия и призвал к поклонению исключительно Аллаху.

Однако ничто не могло остановить Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Он продолжал призывать людей к Аллаху, беседовал с паломниками, прибывающими в Мекку во время сезонов паломничества, общался с людьми на рынках. Однажды он отправился в Таиф, чтобы призвать к Исламу его жителей, но они подвергли его издевательствам и мучениям. Пророк терпеливо перенес эти страдания, надеясь на милость и награду Аллаха, а когда возвращался обратно, был вознагражден тем, что группа джиннов услышала от него слова Корана и приняла Ислам.

В одну из ночей он был перенесен из Мекки в Байту-ль-Макдис (Иерусалим), а затем вознесен на вышние небеса. К нему явился Джибриль, раскрыл его грудь, омыл ее водою из источника Замзам, а затем принес сосуд, наполненный мудростью и верой, и вылил в нее его содержимое. После этого он взял Пророка, да благословит его Аллах и приветс

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...