Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абдулла дал деньги в долг Юсуфу и настал день выплаты заката. Как он должен его выплатить?




Вопрос 16.

Абдулла дал деньги в долг Юсуфу и настал день выплаты заката. Как он должен его выплатить?

(С использованием сайта islamdag. ru)

Ответ 16. С имущества, отданного в долг, закят выплачивает тот, кто его взял взаймы, а также хозяин этого имущества после его возвращения, либо до этого, если он имеет возможность получить свои средства по первому требованию. Но если у хозяина есть возможность в любое время забрать свои средства у должника, то он сам (сразу, при наличии соответствующих условий) обязан выплатить закят (даже если должник ещё не вернул долг).

Если отдано в долг золото, серебро, товар, то с них закят выплачивается (указанным выше образом), а с отданных в долг овец или продуктов питания не выплачивается.

Условием для обложения закятом скота или продуктов питания является их рост (то есть увеличение количества). Если должник отказывается возвращать долг, и нет свидетелей, подтверждающих правоту кредитора, то хозяин не обязан выплачивать закят с этого долга.

Закят с имущества человека, за которым имеются долги, также выплачивается, даже если его долги равны или превышают нисаб – закят облагаемого имущества. Например, если у вас есть 40 или более голов овец и долг, равный 200 000 рублей, то вы всё равно выплачиваете закят с овец, несмотря на свой долг.

 

 

Вопрос 17. Абдулла продал товар Юсуфу, который впоследствии обнаружил недостаток, появившийся в придачу к прежнему выявленному им изъяну. Может ли Юсуф потребовать компенсацию за этот недостаток?

 (С использованием сайта islamdag. ru)

 Если после процедуры покупки у товара появится новый порок в придачу к давнему изъяну по вине покупателя, то последний уже не имеет права принудить продавца забрать обратно товар. Продавец имеет право согласиться взять его обратно в таком виде или же покупатель может оставить его себе, если доволен им.

Если же продавец не согласен брать товар обратно в таком виде, а покупатель не согласен оставить его себе, тогда или покупатель должен выплатить компенсацию за вновь появившийся изъян и вернуть его или продавцу необходимо выплатить компенсацию за прежний изъян. На этом стороны расходятся.

Если же стороны разошлись во мнениях: продавец требует вернуть ему товар вместе с компенсацией за новоявленный изъян, а покупатель хочет оставить его у себя вместе с компенсацией за прежний недостаток; или покупатель требует забрать товар обратно и хочет выплатить компенсацию за новый изъян, а продавец требует у покупателя оставить товар и собирается выплатить компенсацию за старый изъян, то в таких случаях удовлетворяют просьбу того, кто желает, чтобы торговый договор сохранился.

Так, в первом случае удовлетворяют требование покупателя, а во втором случае – продавца.

Исключением в случае с принуждением продавца забрать обратно товар с новым недостатком является ситуация, когда о прежнем недостатке невозможно узнать без появления нового. Например, человек продаёт гранат, арбуз и т. п. (съедобная часть находится под кожурой) и торговец ручается за его качество, но после его покупки клиент обнаруживает непригодность продукта. В таком случае покупатель может вернуть товар, даже если в нём появился новый изъян (надрез).

 

 

 Вопрос 18. Абдулла является продавцом в компании Юсуфа и занимается закупками различных товаров. Довольно часто поставщики предоставляют Абдулле скидку на приобретаемый товар. Может ли Абдулла оставить ее часть или всю целиком себе (так как он торгуется и иногда именно благодаря его переговорам скидка увеличивается)?

Нет, он не имеет на это право, так как в его функциональные обязанности как продавца по умолчанию входит защита интересов своего работодателя и поиск наиболее лучшей цены. Вся прибыль и выгода от его деятельности принадлежит работодателю за исключением случаев, когда он сам определяет долю премии работнику от сэкономленных средств или разрешает забирать скидку себе.

 

Вопрос 19. Абдулла занимается бизнесом и Юсуф хочет вложить 1000 000 рублей в его компанию с условием, что он будет получать 3% от вложенного капитала, то есть 30 000 рублей ежемесячно. Дозволена ли такая сделка?

Довольно часто мусульмане, услышав о дозволенности получения для инвестора выгоды в качестве доли от прибыли, заключают подобные договора, которые являются запрещенными с точки зрения Ислама. Дело в том, что сделка Мудараба (доверительное управление) подразумевает получение доли от чистой прибыли в относительном выражении, а не абсолютном. Таким образом, Юсуф может договориться о части доли от чистой прибыли, но не от вложенного капитала, который будет означать фиксированный доход на свой вклад. В этой связи дозволено, чтобы инвестор получал долю от чистой прибыли (например, 30% от будущей возможной прибыли), но запрещено договариваться о ее фиксированной доли в абсолютном выражении к его вкладу, например 30 000 рублей в месяц.

 

Вопрос 20. Юсуф хочет взять через лизинговую компанию автомобиль. Дозволена ли такая сделка согласно нормам Ислама?

 (Отвечают представители Центра развития исламской экономики и финансов – ЦРИЭФ)

Лизинг или финансовая аренда – это современная форма финансовых отношений, под которой, как правило, подразумевается, то, что одна сторона (лизингодатель) приобретает имущество с целью передать его в аренду другой стороне (лизингополучателю), с переходом права собственности по окончанию лизингового договора. Данные отношения могут быть дозволенными или запретными в зависимости от условий, определяемых сопутствующим договором. Однако в практике российских лизинговых компаний, как правило, присутствует ряд условий, делающих договор неправильным, а отношения запретными, среди которых можно выделить:

- отсутствие необходимой ответственности лизингодателя за передаваемый в лизинг товар, которая связана с правами собственности на него;

- отсутствие взаимосвязи между реальным использованием объекта лизинга и лизинговыми платежами;

- наличие условия о штрафных санкциях за просрочку платежа, что является разновидностью ростовщичества;

- присутствие двух взаимообусловленных договоров – аренды и купли-продажи – одном договоре лизинга, что подпадает под запрет на использование «двух сделок в одном договоре», так как известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил заключать две сделки в одной (приводится у Ахмада и ан-Насаи).

Исходя из вышеперечисленного, мы бы порекомендовали вам избегать заключения стандартного лизингового договора. А Аллаху известно лучше.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...