Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

• Устный пересказ текста по плану, опорным словам.




• Устный пересказ текста по плану, опорным словам.

«Очень часто пересказ Вы твердите много раз. Это трудно — много раз. Это нудно — много раз. И поэтому у нас Есть другой совет для вас. Что рассказано? О чем? Что за чем произошло И к чему все привело? Прочитайте еще раз — И запомнится рассказ». (Из книги В. В. Волиной «Веселая грамматика». )

Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя. )

По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед указывает на пункты

плана, опорные слова, редактирует высказывания учащихся.

• Обобщение

Прочитайте опорные слова кульминации текста. Опре­
делите часть речи. (Коллективная работа. )

Слова какой части речи являются опорными в текстах-
повествованиях? (Глаголы. )

Запомните!

Повествованием называется текст, в котором рассказыва­ется, повествуется о последовательных событиях. Поэтому в повествовательном тексте опорными словами являются гла­голы.

6. Итог занятия

О чем рассказывается в повествовательных текстах?

Из каких частей состоит текст-повествование?

Что такое кульминация текста? (Кульминация тек­
ста
это самый важный, главный момент рассказа. )

Как составить план текста? (Сначала прочитать текст
2—3 раза, разделить на смысловые части. Определить, что
в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть,
записать пункты плана. )


 

ЗАНЯТИЕ

Тип текста. Текст-повествование. Характерные при­знаки текста-повествования. Схема построения по­вествовательного текста

• формировать умения определять особенности
текста-повествования, последовательность частей
в тексте;

• формировать умения пересказывать повествова­
тельный текст по плану и опорным словам;

• развивать слоговой синтез.

набор опорных таблиц «Текст-повествование», кар­точки с текстом «Тетерка отводит врага» (см. при­ложение 2), запись на доске.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. Беседа-повторение

На доске:

(Начало)-(Развитие) (Кульминация) (Итог)

1. ЛО, НА. ЧА

2. Е, ТИ, ВИ, РАЗ

3. МИ, КУЛЬ, Я, ЦИ, НА

4. ТОГ, И

Замок откроется тогда,      '

Когда составишь ты слова. Попробуй разгадать быстрее всех! Уверена, что ждет тебя успех!

Сядет тот, кто из слогов составит слово. (Ребенок на­
зывает слово, учитель-логопед рядом с цифрами выставляет
опорные таблицы набора «Текст-повествование»).

— Прочитайте все слова. (Коллективное чтение слов вслух. )

— Что получилось? (Схема построения текста-повествова­ ния. )


 



 


«Текст»


8 занятие


 


Что сообщается в тексте-повествовании?

— Слова какой части речи чаще всего используются в по­
вествовательных текстах?

— Послушайте.

И вот он начал свой рассказ.

— Они ползут, а он им — раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Она им — раз!

Они ей — раз!

Но тут как раз ее он спас.

(А. Барто. )

— Все ли вам понятно из этого стихотворения? А почему?

— Что хотела показать А. Барто? (Бедный словарный за­
пас, неумение мальчика выразить свои мысли, передать со­
держание фильма. )

 

2. Запись числа, темы занятия

3. Текст-повествование. Схема построения повествовательного
текста

Знакомство с текстом

Учитель-логопед выдает каждому ребенку карточку с тек­стом (см. приложение 2).

ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГА

По поляне бежал зверек, похожий на кошку. Он ловко прыгал. Это был хорек.

Вдруг хорек заметил тетерку Он припал к земле своим гибким телом и пополз быстро.

Тетерка тоже увидела врага. Она захлопала крыльями и побежала. Хорек бросился за нею. Вот он ее схватит. Но тетерка то взлетала, то падала на землю. Так она отводила хорька от своих птенцов. Но вот тетерка взлетела и легко понеслась над кустами и выше

Хорек злобно посмотрел ей вслед и побежал искать другую добычу.

(По Г. Скребицкому)


— Прочитайте текст. (Чтение текста вслух 2—3 ученика­
ми. )

Анализ текста

— Докажите, что это текст.

— Определите тему текста. (Тетерка спасает своих детей. )

— Определите основную мысль текста. (Как тетерка об­
манула хорька. )

— Прочитайте заголовок. (Тетерка отводит врага. ) (За­
пись заголовка текста в тетрадь, на доске. )

— Определите тип текста. (Текст-повествование. ) Дока­
жите.

4. Физкультминутка

— Назовите и покажите опорные слова-действия (глаголы)
рассказа.

Бежал

Прыгал

Заметил

Припал, пополз

Увидала

Захлопала (крыльями), побежала

Бросился

То взлетала, то падала

Взлетела, легко понеслась

Злобно посмотрел

Побежал искать

Беседа по содержанию. Составление плана текста. Язы­
ковые средства связи

— Сколько в этом тексте частей? Объясните свой ответ.

— Составим план текста.

— Прочитайте первую часть.

— Кто появился на поляне?

— Как он вел себя? На кого он похож?

— Это начало действия. (Учитель-логопед прикрепляет на
доске опорную таблицу [НАЧАЛО])

— Предложите название этой части. (Появление хорька на
поляне. )
(Запись в тетрадь, на доске. )

— Назовите опорные слова этой части. (Бежал, ловко пры­
гал. )
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске. )


«Текст»


8 занятие


 


                     


[НАЧАЛО

Прочитайте вторую часть рассказа.

— Кого заметил хорек?

— Что он сделал?

— Это развитие действия. (Учитель-логопед прикрепляет
на доске опорную таблицу [РАЗВИТИЕ 1

— Предложите название этой части. (Хорек заметил те­
терку. )
(Запись в тетрадь, на доске. )

— Назовите опорные слова этой части. (Припал к земле, пополз
быстро. )
(Учитель-логопед записывает опорные слова на доске. )

— Прочитайте третью часть текста.

— Как вела себя тетерка? Перечислите последовательность
ее действий.

— Почему этот момент самый важный, главный? Это куль­
минация. (Учитель-логопед прикрепляет на доске опорную
таблицу [КУЛЬМИНАЦИЯ|

— Предложите название этой части. (Хитрость тетерки. )
(Запись в тетрадь, на доске. )

— Назовите опорные слова этой части. (Увидела, захлопа­
ла, побежала, за нею, то взлетала, то падала, отводила от
птенцов, взлетела и понеслась. ) (Учитель-логопед записыва­
ет
опорные слова на доске. )

— Прочитайте четвертую часть рассказа.

— Что сделал хорек?

— Это конец действия, итог. (Учитель-логопед прикрепля­
ет на доске опорную таблицу [ИТОГ]

— Полная опорная схема:

НАЧАЛО

РАЗВИТИЕ

КУЛЬМИНАЦИЯ

— Предложите название этой части. (Хорек убежал. ) (За­
пись в тетрадь, на доске. )

Назовите опорные слова этой части. (Злобно посмотрел,
побежал искать добычу. )
(Учитель-логопед записывает опор­
ные слова на доске. )

— Прочитайте текст еще раз. Как связаны предложения в
тексте? Назовите языковые средства связи. (Хорек он, зве­
рек, враг. Тетерка она, за нею, ее. )


Образец записи на доске:

ТЕТЕРКА ОТВОДИТ ВРАГА План

Появление хорька на поляне. Бежал, ловко прыгал. Хорек заметил тетерку.

РАЗВИТИЕ

Припал к земле, по­полз быстро.

КУЛЬМИНАЦИЯ Хитрость тетерки.

Увидала, захлопала, побежала, за нею, то взлетала, то па­дала, отводила от птенцов, взлетела и понеслась.

Хорек убежал.

Злобно посмотрел, побежал искать до бычу.

Устный пересказ текста по плану, опорным словам

— Прочитайте текст. (Учащиеся читают про себя. )

— По плану, опорным словам перескажите текст.
Учащиеся пересказывают. Логопед помогает учащимся

использовать при пересказе план, опорные слова; редактиру­ет высказывания учащихся. Оценивание устных пересказов учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...