Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Геодезическо-маркшейдерские работы при строительстве подземных сооружений




Ориентирование подземной маркшейдерской основы имеет целью передачу дирекционного угла и координат с пунктов геодезического обоснования на поверхности на знаки подземной основы.

Особое внимание при ориентировании должно быть обращено на передачу дирекционного угла, так как влияние ошибки переданного дирекционного угла на поперечную ошибку подземной маркшейдерской основы увеличивается вместе с увеличением длины подземного хода.

В зависимости от вида выработок, соединяющих тоннель с дневной поверхностью, применяются следующие способы ориентирования подземной маркшейдерской основы:

а) через одну вертикальную шахту;

б) с помощью гироскопа;

в) через горизонтальные и наклонные выработки;

г) через две вертикальные шахты (скважины), как одна из последующих.

Ориентирование через вертикальную шахту производится с помощью шахтных отвесов и состоит из:

а) проектирования точек (опускания отвесов) с дневной поверхности на горизонт подземных выработок;

б) примыкания к проектируемым точкам на поверхности и в подземных выработках.

Для обеспечения максимальной величины «базиса» - расстояния между отвесами - в проекте армировки ствола должны быть предусмотрены проектирующей организацией места для беспрепятственного пропуска отвесов на максимальном удалении друг от друга, по линии, параллельной оси подъема.

На поверхности и в подземных выработках приствольные знаки выбираются с соблюдением следующих условий:

а) расстояния от приствольных знаков до ближайшего отвеса должны быть минимальными, при этом знаки должны находиться возможно ближе к проектируемому створу отвесов;

б) приствольный знак на поверхности включается в ход подходной полигонометрии;

в) с приствольного знака на поверхности, как правило, должен быть виден один из пунктов триангуляции или вспомогательный азимутальный пункт.

Проектирование точек с поверхности в подземные выработки через ствол шахты осуществляется путем опускания грузов на стальной проволоке.

Вес груза и диаметр проволоки, применяемых при ориентировании, зависят от глубины ствола шахты, от скорости движения воздуха в стволе и интенсивности «капежа».

Как показала практика, при опускании отвесов обычно применяются:

а) для шахт глубиной 20 - 30 м груз весом 30 - 40 кг при диаметре проволоки 0,5 - 0,8 мм;

б) для шахт глубиной 40 - 80 м груз весом 60 - 80 кг при диаметре проволоки 0,8 - 1,0 мм;

в) для шахт глубиной 100 - 200 м груз весом 100 - 140 кг при диаметре проволоки 1,0 - 1,2 мм.

9.02. Развитие подземной полигонометрии осуществляется или от станов, полученных из ориентирований через вертикальную шахту, или путем непосредственного примыкания к пунктам наземной геодезической основы через порталы, штольни и наклонные выработки.

9.03. После каждого очередного ориентирования (или передачи от наземной геодезической основы) все измерения по подземной полигонометрии повторяются вновь и производятся необходимые вычисления.

При отсутствии значительных расхождений берутся средние значения дирекционных углов и координат пунктов. При обнаружении значительных расхождений между результатами первого и второго измерений необходимо произвести их третий раз.

В условиях возможной деформации знаков необходимо производить повторные измерения.

Схема подземной полигонометрии и принятая методика угловых и линейных измерений должны обеспечивать необходимую точность сбоек встречных выработок или тоннелей.

При проходке тоннелей средней протяженности (длина односторонней проходки до 1 км) следует прокладывать полигонометрию двух видов:

а) рабочую подземную полигонометрию со сторонами от 25 до 50 м;

б) основную подземную полигонометрию со сторонами от 50 до 100 м.

При такой системе каждая вторая точка рабочей опоры включается в ход основной полигонометрии.

Производство геодезическо-маркшейдерских работ при сооружении станций закрытым способом из тюбинговой или железобетонной сборной обделок осуществляется в соответствии с указаниями главы 14, а станций с монолитной обделкой - в соответствии с требованиями главы 13.

Закладка первых (прорезных колец) среднего и боковых станционных тоннелей производится от полигонометрических знаков и реперов согласно требованиям раздела Б главы 14.

Первые одноименные кольца боковых станционных тоннелей закладываются по проектному пикетажу с точностью ± 10 мм.

При закладке по пикетажу первого кольца среднего станционного тоннеля учитываются фактические пикетажи плоскостей одноименных колец боковых тоннелей и наклонного хода. Установка кольца производится с точностью ± 10 мм. Если средний тоннель сооружается через наклонный ход, должна быть пройдена штольня к боковым тоннелям для связи плановой и высотной основы.

Установленные прорезные станционные кольца должны удовлетворять следующим допускам:

1) эллиптичность колец по четырем основным диаметрам не должна быть более ± 30 мм;

2) отклонения лотковых сегментов в профиле должны находиться в пределах от 0 до +30 мм;

3) смещение центра кольца в плане не должно превышать ± 15 мм;

4) горизонтальное опережение (на уровне центра тоннеля) и разность между фактическим и проектным вертикальным опережением кольца не должны превышать ± 5 мм для чугунной и ± 15 мм для железобетонной обделок;

5) кручение кольца не должно превышать ± 15 мм.

Во всех случаях, когда это возможно, рекомендуется сборку первых станционных колец вести по радиусам от проектного центра тоннеля. Отклонения значений радиусов от проекта не должны превышать ± 15 мм.

При сооружении станционных тоннелей периодически, через 8 - 10 колец определяются:

пикетаж кольца;

горизонтальное и вертикальное опережения;

кручение кольца.

Горизонтальное опережение и разность между фактическим и проектным вертикальным опережением не должны превышать: ± 10 мм для чугунной и ± 20 мм - для железобетонной обделки.

Величина кручения должна находиться в пределах ± 30 мм.

Для выявления величин изломов передней плоскости кольца производится ее съемка через 15 - 20 колец. Изломы и опережения исправляются прокладками соответствующей толщины при монтаже последующего кольца.

Пикетаж одноименных колец во всех трех тоннелях станции не должен отличаться более чем на 5 см. Выравнивание производится укладкой маломерных колец.

Максимальное кручение колец (смещение замка) в проемной части станции не должно быть более 50 мм. Исправление кручения кольца производится в соответствии с указаниями п. 14.55.

При монтаже тюбинговых колец обращается особое внимание на качество сболчивания и отсутствие зазоров по торцам и фланцам сегментов.

После сборки каждого станционного кольца производится первичное нагнетание за обделку по всему его периметру. Перед началом проходки среднего станционного тоннеля контрольное нагнетание в боковых тоннелях должно быть закончено.

В неустойчивых и мягких породах в процессе монтажа станционных колец целесообразно создавать положительную вертикальную эллиптичность и устанавливать металлические стяжки с форкопами для сохранения геометрии кольца.

При сооружении станций колонного типа необходимо следить за расстояниями между бортами тюбингов, где будут монтироваться колонны. Монтаж колец производится с плюсовой вертикальной эллиптичностью, со своевременной постановкой металлических стяжек и высококачественным нагнетанием за обделку.

Колонны устанавливаются вертикально и должны находиться в одной вертикальной плоскости в продольном и поперечном направлениях.

В поперечном направлении отклонения колонн зависят от кручения колец и положения их в плане, а в продольном направлении - от пикетажа колец.

Для каждой станции колонного типа на монтаж металлоконструкций проектной организацией даются свои технические условия.

При сооружении станции из сборного железобетона круглого очертания методы маркшейдерских работ остаются те же, что и для станций с тюбинговой обделкой.

Допустимые отклонения станционной железобетонной обделки от проекта те же, что и для чугунной (см. табл. 18-1), но для опережений допуск установлен ± 20 мм (см. п. 18.08).

. Данные съемки колец заносятся в маркшейдерскую книгу, форма которой приведена в приложении 18-1.

Станции располагаются на прямых участках пути. В отдельных случаях может быть допущено строительство станций на кривых радиусом не менее 800 м, сооружаемых открытым способом.

До начала земляных работ со знаков полигонометрии производят разбивку продольной и поперечной осей станции; конечные точки осей закрепляются бетонными монолитами. Закрепляется также смещенная продольная ось станции, используемая на протяжении всего периода строительства.

От закрепленной продольной оси станции ведется разбивка граней верхних откосов котлована и визирок, указывающих крутизну откоса. Закрепление разбивочных знаков производят через 10 м. Точность разбивок ± 5 см.

Высотная съемка поверхности и все маркшейдерские работы по разбивке свай, разработке и креплению котлована, перенесению осей и отметок с поверхности, сооружению конструкций тоннеля производятся в соответствии с указаниями главы 17.

На конструкциях, подлежащих облицовке мрамором (плиткой), закрепляются штыри, на которых делаются нарезки, фиксирующие лицевую поверхность мрамора. Нарезки производятся с точностью ± 3 мм. По высоте дается инструментально условный горизонт (с точностью ± 3 мм),закрепляемый краской.

Для облицовки полов инструментально равномерно по всей площади пола устанавливаются маячки на проектную отметку с точностью ± 3 мм.

Все сборные железобетонные конструкции и готовые изделия устанавливаются от разбивочных осей и высотного горизонта с точностью ± 1 см.

Монтаж зонта производится с разбивкой от центра тоннеля с точностью ± 2 см.

Установка бортового камня на платформе станции производится от оси пути на расстоянии 1,45 м с точностью от 0 до +10 мм, а по высоте - от уровня головки рельсов метро +1,10 м с точностью ± 5 мм.

Сооружение служебных и подсобных помещений производится от закрепленных продольных и поперечных осей и уровня платформы.

Периодически производится нивелирование свода колец по продольной оси тоннеля и по осям проемов станции для выявления возможных деформаций.

На каждое сооружение составляются исполнительные чертежи. Заранее определяются места сечений и, в соответствии с этим, в натуре набирается необходимый материал.

Для отображения хода строительных работ геодезическо-маркшейдерская служба составляет и оформляет следующие документы технической отчетности:

1. План поверхности и подземных сооружений метрополитенов в масштабах от 1:500 до 1:5000 и тоннелей в масштабах от 1:500 до 1:10000.

2. План и профиль с геологическим разрезом в масштабах: горизонтальном - от 1:500 до 1:10000; вертикальном - от 1:100 до 1:40000.

3. Планы-схемы в масштабах от 1:2000 до 1:10000.

4. Таблицы отклонений уложенных колец от проекта.

План поверхности и подземных сооружений составляется на всю трассу тоннелей (участка метрополитена) на основе имеющихся материалов топографической съемки тоннельной зоны или городских планов. Для тоннелей с небольшой глубиной заложения на плане, составляемом непосредственно на строительном объекте (СМУ), помимо наземной ситуации, должны быть показаны все имеющиеся и вновь сооружаемые городские подземные коммуникации.

Ось трассы наносится на план по координатам и вычерчивается красной тушью. Проект строящихся подземных сооружений показывается в карандаше. На план периодически (с месячным, а в отдельных случаях с декадным интервалом) наносятся и вычерчиваются в соответствии с условными знаками все строящиеся наземные и подземные сооружения и горные выработки. При закрытом способе производства работ на плане подписываются синей тушью номера уложенных колец тоннельной обделки (каждого десятого кольца), даты и пикетаж забоев на 1-е число каждого месяца.

При наличии наблюдений за деформацией наземных зданий и сооружений результаты этих наблюдений графически отображаются на плане (см. приложение 10-4). На плане показываются знаки подземной полигонометрии, а результаты произведенных контрольных определений положения тоннельной обделки (отклонения в плане, профиле, по пикетажу) подписываются коричневой тушью. Кроме того, на нем отображаются все сооружаемые и перекладываемые городские подземные коммуникации.

План и профиль с геологическим разрезом составляются для всей трассы в целом.

Для метрополитенов:

а) ось трассы накладывается по координатам, наземная ситуация и проект подземных сооружений наносятся с проектного чертежа;

б) профиль с геологическим разрезом составляется для правого пути.

В легенде профиля выписываются геометрические элементы трассы, уклоны и отметки головки рельсов. Линия уровня головки рельсов наносится на профиль по отметкам, а оси станций и стволы шахт - по пикетажу.

При сооружении железнодорожных, автодорожных и других тоннелей составляется профиль с геологическим разрезом, а план дается схематично, в виде прямолинейной полосы с размеченным пикетажем тоннеля, без показания элементов трассы и ситуации. В дополнение к плану и профилю на отдельных форматках вычерчиваются в масштабе 1:200 типовые сечения тоннеля. При разнообразии последних рекомендуется на каждом сечении помечать пикетажные границы, в пределах которых оно применяется.

Указанный план, профиль и график выполненных работ служат для текущего ежемесячного пополнения выработок, отображающих ход строительства тоннелей.

Планы-схемы составляются по указаниям руководства строительством. Масштабы и содержание их определяются в зависимости от назначения документа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...