Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место и роль межкультурных коммуникаций в современном мире




 

Потребность общества в специалистах, владеющих иностранным языком, особенно возросла в настоящее время в связи развитием меж­дународных деловых контактов, освоением новых технологий, созда­нием многочисленных совместных предприятий, интенсификацией профессиональной деятельности в тесном контакте с зарубежными специалистами. Слова связывают людей, объединяют их через общение. Его Ве­личество общение правит людьми, их жизнью. Межкультурную коммуникацию можно определить как совокуп­ность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежа­ щих к различным культурам и языкам. Она происходит между парт­нерами по взаимодействию, которые не только принадлежат к разным культурам, но осознают и гот факт, что каждый из них является «дру­гим» и каждый воспринимает «чужеродность» партнера. Межкультурная коммуникация - это взаимопонимание участни­ков общения, принадлежащих к разным национальным культурам. Культурное многообразие современного человечества увеличива­ется, и составляющие его народы находят все больше средств, чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Эта тенденция подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество, становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. Становясь участником любого вида межкультурных контактов (деловых, профессиональных, личных), люди взаимодействуют с представителями других культур, отличающихся друг от друга. Отли­чие в языках, национальной кухне, одежде, нормах общественного поведения, отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными. Основные причины этих неудач лежат за пределами очевидных различий. Они - в различиях в мироопгущении, то есть ином отноше­нии к миру и к другим людям. Главное препятствие - мы воспринимаем другие культуры через призму своей культуры. Эффективная межкультурная коммуникация не может возник­ нуть сама по себе, ей необходимо целенаправленно учиться, для этого нужна серьезная подготовка. С этой целью важно введение такой дисциплины, как «Основы межкультурной коммуникации». Диалог культур возможен лишь при условии осознания своей собственной национальной культуры и, соответственно, своего родно­го языка. Знание и понимание ценностей родной культуры делает воспри­ятие других культур более точным, глубоким. Трудности общения между людьми различных этнических групп вызваны следующими причинами: 1. Различиями в оценке ситуации. 2. Различными способами структурирования и построения аргу­мента. 3. Различными стратегиями говорения. 4. Различными способами взаимодействия. Предлагаются следующие приемы как наиболее эффективные для обучения коммуникативным стратегиям убеждения в межкультурном общении: конфликт; обмен доводами (аргументами); пантомима; на­ рушение общения; передача мыслей. [45]В связи с тем, что коммуникативная стратегия убеждения часто встречается в повседневной жизни, важно не только понять ее, но также знать, как научить говорить убедительно в межкультурном об­щении.

Процессы интеграции, которые привели к созданию Европейского Союза, открытие границ разных стран для свободного перемещения людей, участие в диалоге культур, зарубежные стажировки, профессиональные семинары и конференции, также вызывают интерес к межкультурной коммуникации.

В частности, существует свое социальное разделение среди пользователей, общее число которых стремительно возрастает. Есть пользователи, которые только входят в Интернет для электронной почты, а есть такие, кто имеет неограниченный и привилегированный доступ. Есть пользователи-новички, а есть пользователи-фанаты, заболевшие этой системой, приобретшие Интернет-зависимость. В Интернет все как в обществе, но только с поправкой на виртуальность этого социального пространства. Есть своя преступность (хакеры и пр.) и есть своя внутренняя полиция, озабоченная системой безопасности. Разрабатывается специальное законодательство для работы в Мировой Сети, нарушение которого карается так же строго, как и нарушение обычных законов.

В современных условиях развитие межкультурной коммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактах и т.д. Социальные, политические, экономические, культурные и религиозные изменения в мировом масштабе привели к миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результате этих процессов все больше людей переступают раньше разделявшие их культурные барьеры. Формируются новые явления культуры, границы между своим и чужим стираются. Возникающие при этом перемены охватывают практически все формы жизни и получают в разных культурах неоднозначную оценку. Эти оценки чаще всего определяются особенностями взаимодействующих культур.[ 34]

Между культурами существуют значительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур. Представители западных культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то, как сказано, они стремятся развивать свои речевые навыки. Примером может служить американская культура. В восточной культуре при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Особая значимость придается форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур чаще всего характеризуется некоторой расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилием приблизительных форм высказывания (например, «вероятно», «может быть»)..[45]

Большое количество наблюдений и исследований в области межкультурной коммуникации позволяет сделать вывод, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок, происходит взаимное влияние культуры и коммуникации.

Культура не только влияет на коммуникацию, но и сама подвергается ее влиянию. Чаще всего это происходит в процессе инкультурации, когда человек в той или иной форме коммуникации усваивает нормы и ценности культуры. Мы изучаем нашу культуру различными способами, используя для этого различные источники. Читая, слушая, наблюдая, обмениваясь мнениями и новостями со знакомыми или незнакомыми людьми, мы влияем на свою культуру, и это влияние становится возможным посредством той или иной формы коммуникации.,[ 35 ]

В настоящее время формируется новое отношение к международным связям, происходит обмен культурными ценностями на всех уровнях: международном, национальном и индивидуально-групповом.

На современном этапе развития общества проблема взаимопонимания, открытости, диалога различных культур и народов представляется жизненно необходимой.

Ученые приходят к выводу о своеобразии и взаимной несводимости различных культур, наиболее полно раскрывающихся в коммуникации при сохранении специфики и уникальности. Межкультурная коммуникация должна рассматриваться в широком смысле как способ общечеловеческой коммуникации и культурного взаимодействия, которые охватывают обмен информацией, идеями, изучение культурных ценностей других народов.

Процесс взаимодействия культур, иногда приводящий к унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурному самоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целый ряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятие происходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированное чувство гордости своей национальной самобытностью. Различные общества реагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессу слияния культур достаточно широк: от пассивного неприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению. Поэтому мы являемся свидетелями и современниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений, региональных фундаменталистских движений (Нагорно-Карабахский конфликт). В науке существует несколько подходов к межкультурной коммуникации, важнейшими из которых являются:[ 39]

1. Теория редукции неуверенности (Uncertainty Reduction Theory). Эта теория основывается на предположении о том, что взаимоотношения участников межкультурной коммуникации могут быть улучшены с помощью определенных методов. Редукция неуверенности заключается в построении участниками коммуникаций предсказаний в отношении коммуникативного акта и его последующей интерпретации.

2. Теория адаптации (Adaptation Theory). В центре внимания этой теории - процесс адаптации к чужой культуре человека, находящегося за границей. Адаптация здесь рассматривается как сложный процесс, на который влияет множество факторов (например, уровень знания иностранного языка, интенсивность контактов с носителями чужой культуры, положительная мотивация. В результате человек осваивается к новой обстановке и происходит адаптация.[ 39]

На современном этапе развития нашего общества Интернет становится одним из факторов социального и культурного прогресса. У людей формируется новое мышление, они начинают осознавать принадлежность всех людей к единой земной цивилизации и достигнутому уровню культурного развития. Стремление к культурному и социальному прогрессу приводит к осмыслению и эффективному обмену культурными ценностями в международной жизни.

Известный социолог М. Кастельс называет грядущее общество и соответствующую ему культурную среду обитания сетевыми (определение от всемирной коммуникационной сети Интернет).

Синтез эмпирических исследований и аналитической работы, проведенных М. Кастельсом на трех континентах, во множестве стран, включая и Россию, отраженных в трилогии «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» представляет модель сетевого общества. Данная модель представлена как социальная структура, характеризующая информационную эпоху развития общества. Сетевое общество характеризуется одновременной трансформацией экономики, труда и занятости, культуры, политики, государственных институтов и в конечном счете пространства и времени. Новые информационные и коммуникационные технологии, будучи совершенно необходимым инструментом такой многонаправленной трансформации, не являются ее причиной.

«Фантастический триумф современных средств глобальных коммуникаций и информационных систем накопления и преобразования знаний, фундаментально меняющих наш культурно-цивилизационный мир, вовсе не катастрофа, загоняющая этнокультурную самобытность в этнографический музей, а преддверие победы над клановыми, племенными, профессиональными классовыми и имущественными путами, которые до сих пор мешают человеку быть личностями, быть свободными».

Антропологическое измерение коммуникации, являющееся с гуманистической точки зрения бесспорной привилегией человека, в настоящее время существенно модифицируется. Развитие коммуникативной (содержательной) и коммуникационной (технических носителей сообщения) сфер глобализации становится важнейшим атрибутом и характеристикой современности, сквозь которую преломляется и человеческое видение коммуникации, а человек все более оказывается потребителем информации.

Объективно информационная революция, связанная в наши дни с глобальной сетью Интернет, позволяет получить доступ к практически необъятным информационным ресурсам, накопленным человечеством, а также к всемирной электронной почте." Масштабы информационного обмена посредством Интернет удваиваются через каждые 100 дней. И, тем не менее, именно из научной среды все отчетливее звучит мысль о приближении эры хаоса, «нового средневековья», неустойчивости и общественной дестабилизации. Проблема информации, информированности и коммуникации на этой основе становится ключевой для развития социума, человеческой культуры и конкретных индивидуумов.

Передача информационного сообщения по каналам связи требует различных видов кодирования /декодирования информации. И, наконец, интерпретация информационного сообщения связана с двумя моментами: во-первых, с интерпретацией и ее возможными ошибками; во-вторых, с пониманием информации.[37]

«Приобретение знаний семантическим путем и есть коммуникация. Приобретение же знаний не семантически, а предикативно (объектно-аналитически), представляет собой...общение».

Коммуникативное общение обязательно предполагает использование языка, символов, которые человек интерпретирует и тем самым приобретает соответствующие знания.

Для изучения необходимости использования информационных технологий в процессах межкультурного общения стоит подробнее остановиться на понятии «информационное общество».[ 45]

В последние десятилетия XX века все большее распространение получили идеи постиндустриального, информационного обществ. Футурологические прогнозы Д. Белла, А. Тоффлера, 3. Бжезинского о качественном преобразовании общества на основе информационных технологий, высокого уровня инноваций, управления знаниями, возрастающей индивидуализации и дестандартизации к началу XXI века стали стремительно сбываться. Однако реальности информационного мира оказались пронизаны множеством противоречий.

Согласно Тоффлеру, для решения конкретной задачи информационные технологии не привели к качественно новому уровню гуманизации отношений и развитию знаний в различных областях социальной практики, а, напротив, вызвали повсеместно глубокий кризис образовательных систем, представительной демократии, требующей не только свободы слова, печати, но, прежде всего, доступа к электронным масс-медиа.[22]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...