Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы и типовые подходы к построению структур управления




Структура управления предприятием

Организационная структура и структура

Управления предприятием

 

Построение структур управления предприятием – это важная составная часть общей функции управления – организовывания, содержание которой состоит в организации процессов управления, т.е. процессов принятия и реализации управленческих решений.

Между структурой управления и организационной структурой существует тесная связь: структура предприятия отражает принятое в ней разделение работ между подразделениями, группами людьми, а структура управления создает механизм координации, обеспечивающий эффективное достижение целей и решение задач. Мероприятия по изменению на предприятии (разукрупнение, объединение) вызывают необходимость соответствующих изменений в структуре управления.

С позиции системного подхода организационная структура системы управления предприятием включает состав подсистем или элементов, каждому из которых соответствует определенная функция, а также связи и отношения между подсистемами или элементами системы.

Дж. К. Лафта определяет организационную структуру системы управления предприятием как разделение предприятия на подразделения с целью упорядочения взаимодействия звеньев, установления подчиненности и полномочий. Организационная структура системы управления предприятием – это структура объекта управления, обеспечивающая взаимодействие между его элементами. Исходя из определения А. Г. Поршнева, организационная структура системы управления предприятием представляет собой упорядоченный набор образующих ее элементов, связанных различными способами друг с другом.

Выделение подразделений предприятия основано на различии видов деятельности, управление протекающими процессами в подразделениях выполняется руководителями подразделений. Чтобы предприятие успешно функционировало в целом необходимы специальные управленческие подразделения или должности.

Поэтому организационная структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом (органов общего управления).

В общем структура управления предприятием представляет собой упорядоченный набор элементов, тем или иным способом связанных друг с другом. Как и сама система управления ее структура многогранна, однако в ней можно выделить: элементы (совокупность органов управления) и связи между ними, то есть управленческую и коммуникационную подструктуры. Характеристики структуры управления приведены в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Характеристики структуры управления

 

Характеристики Содержание
   
Элементы Службы, группы и работники, выполняющие функции управления в соответствии с принятым разделением труда
Горизонтальные связи Носят характер согласования и являются одноуровневыми
Вертикальные связи Связи подчинения, определяются иерархичностью управления
Линейные связи Отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями
Функциональные связи Отражают движение информации при выполнении различных функций управления
Полномочия и ответственность Права и обязанности, связанные с использованием ресурсов и выполнением поставленных задач

 

Продолжение табл. 8.1

   
Делегирование Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение
Власть Право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении
Сложность Определяется количеством отделов, групп квалифицированных специалистов и уровней управления
Уровень централизации Характеризует степень концентрации принятия решений на высшем уровне управления
Координация Определяет использование механизмов интеграции процессов, действий и ресурсов
Уровень формализации Определяет масштабы использования правил и механизмов регулирования для управления поведением людей

 

Перечисленные характеристики структуры управления используются руководителями при анализе, перестройке и проектировании структур управления предприятием. Именно поэтому руководители всех уровней управления уделяют большое внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации структур, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.

Принципы и типовые подходы к построению структур управления

 

Взаимосвязь между организационной структурой и структурой управления предопределяет необходимость при построении последней учитывать общие принципы управления предприятием, такие как разделение туда, единство командования, ответственность и полномочия.

Принцип разделения труда состоит в необходимости учета границ его экономической целесообразности, то есть пределов расширения функций и состава, выполняемых работниками операций. Принцип единства командования или единоначалия определяет правило, по которому каждый работник должен иметь одного руководителя. Принцип полномочий и ответственности означает формальное право работника, занимающего управленческую должность, распоряжаться ресурсами и нести ответственность за результаты своей деятельности. В новых условиях полномочия рассматриваются шире, что связано с применением групповых методов принятия решений и других форм участия работников в управлении.

Многосторонность содержания структур управления предопределяет множество правил их построения. Прежде всего, структура должна отражать цели задачи управления предприятием, следовательно, соответствовать организационной структуре производства и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Структура управления также должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников аппарата управления. При этом полномочия руководителя любого уровня управления определяются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества. Следовательно, структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, в которой ей предстоит функционировать. Важное значение имеет также применение принципа соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры - с другой.

Можно выделить два подхода к построению структур управления: первый учитывает внутренние условия предприятия, второй предопределяет необходимость приспособления структуры управления к условиям внешней среды. В соответствии с данными подходами выделяются следующие типы структур управления, приведенные на рис. 8.1.

Иерархические структуры

 

Рис. 8.1. Типовые подходы и типы структур управления

 

Иерархическая структура предполагает расположение звеньев по разным уровням управления с учетом общности их функций; строится на основе четкой цепи команд, единоначалия, соответствия прав и ответственности, специализации работ с выделением основной функции для каждого работника, ограничения контроля (масштаба управляемости) и отделения линейных функций от штабных.

Концепция бюрократической структуры была сформулирована социологом М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержит следующие принципиальные положения: четкое разделение труда и соподчинение уровней управления сверху вниз, наличие формальных правил и норм, жесткий контроль вышестоящим уровнем.

Основной характеристикой органического типа структуры является групповая и индивидуальная ответственность каждого работника за общие результаты деятельности. При построении структуры учитываются следующие принципиальные положения: ориентация на проблемы и возможности их решения, снижение до минимума уровней управления, временное закрепление функций за группами, горизонтальная интеграция, высокая культура взаимоотношений.

Механистические структуры характеризуются экстенсивным использованием формальных правил процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти. С такими характеристиками предприятие может функционировать эффективно, если используется рутинная технология и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Многие специалисты считают данный тип структур синонимом бюрократической структуры.

Важным фактором оценки типа структуры управления является ее восприятие людьми, с этих позиций органическая структура выгодно отличается от бюрократической. З. П. Румянцева приводит следующие сравнительные характеристики данных структур, что отражено в табл. 8.2 /6/.

Таблица 8.2

Сравнительные характеристики структур

 

Характеристика Иерархический тип Органический тип
Принцип построения Четко определенная иерархия Минимизация иерархии
Тип руководства Моноцентрический, постоянный Полицентрический, смена лидеров
Формализация отношений Четко определенные права и обязанности Изменяющаяся система норм
Организация труда Жесткое распределение функций Временное распределение функций
Критерий эффективности Рационально спроектированная структура Развитие самоорганизации и инициативы работников

 

В настоящее время необходимость применения органических структур определяется следующими причинами:

- быстрые изменения во внешней среде, влияющие на изменения во внутренней среде;

- изменения управленческого поведения, отражающие стремление менеджеров к сотрудничеству, а не к командному стилю управления;

- использование компьютерной информационной технологии;

- усиление требований к гибкости управленческих решений.

Органические структуры лучше взаимодействуют с новой ситуацией, быстрее адаптируются к изменениям, являются более гибкими и составляют прямую противоположность «идеальной бюрократии» (механистический тип). Однако при выборе типа структуры необходимо учитывать условия их применения, характеристика которых приведена в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Характеристики и условия эффективного применения

механистических и органических структур

 

Механистический тип Органический тип
Характеристики
Узкая специализация в работе Широкая специализация
Работа по общим правилам Мало правил и стандартных процедур
Четкие права и ответственность Полная личная ответственность
Четкие уровни иерархии Уровни управления размыты
Формальные отношения Неформальные отношения
Условия применения
Стабильное окружение Постоянно изменяющееся окружение
Четкие долгосрочные цели и задачи Неопределенность целей и задач
Задачи простые и ясные Задачи сложно решаемые
Признание власти Авторитет власти завоевывается
Оплата труда мотивирует Мотивация высших потребностей

 

Эффективность органического типа определяется тем, что при отсутствии ясных оценок и стандартов работником больше движет самомотивация и внутренние потребности, а не четко разработанная система формального контроля.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...