Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава XVII




' И. И. Скворцов-Степанов. Мысли о религии. М., 1936, стр. 190—207.

2 Более подробные данные о происхождении таинства причашения читатель найдет в
книге А. Рановича «Происхождение христианских таинств». М., 1931.

" Юстин объясняет совпадение христианского таинства причащения^с митраистскимд
«кознями дьявола», хотя митраистские таинства практиковались еще до возникнове-
ния христианства. «Злые демоны, —пишет Юстин, —подражая этому (то есть хри-
стианскому обряду. —М. Ш. ), установили (причащение) и в мистериях Митры. Вы.
знаете, или можете узнать, что и хлеб и чаша с водой подаются при таинстве посвя-
щения в ^ти мистерии с известными молитвенными формулами» (см. А. Р а н о в и ч..
Очерк истории раннехристианской церкви. М.. 1941, стр. 176).

4 Л. Н. Толстой. Ответ на определение Синода от 20—22 февраля. Полное собрание-
сочинений, т. 34. М., 1952, стр. 249—250.

Глава XVIII

' Библия сохранила указания на существовавшие у древних евреев верования в маги-
ческую очистительную силу воды. См. Числ. VIII 7, XIX 9, 17 и 20. В эллинистиче-
ский период под влиянием греко-римских культов «несомненный характер таинства
получило у евреев крещение прозелитов. Крещение, то есть погружение в воду, ста-
ло наряду с обрезанием непременным условием приема «язычника» в еврейскую
общину» (А. Р а н о в и ч. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937, стр. 283).

2 «Эдда»—памятник древнескандинавской литературы, один из величайших памятни-
ков мирового эпоса.

Глава XIX

* Римско-католическая церковь в средние века развернула в западноевропейских стра-
нах широкую торговлю отпущением грехов (индульгенциями, ). Римские папы изда-
вали специальные таксы — своеобразные каталоги грехов (а в действительности пре-
ступлений) с указанием, за какую плату церковь отпускает, то есть прощает их.
В папских таксах, например, фигурировали такие пункты: «Отпущение для того, кто
тайно занимался ростовщичеством (7 гросс); отпущение для того, кто написал лож-
ные свидетельские грамоты (7 гросс); отпущение для того, кто в церкви познал
(плотски) женщину и совершил другое непотребство (6 гросс); отпущение для того,
кто плотски познал мать, сестру или другую кровную родственницу, или свойствен-
ницу, или крестную мать (5 гросс); отпущение за клятвопреступление (6 гросс)»
и т. д. (см. об этом подробнее в сборнике «Вопросы истории религии и атеизма»
№ 2. М., 1954, стр. 432—434). Папство и поныне занимается торговлей индульген-
циями. См. также примечание 2 к статье «Религия на службе у капитала в Аме-
рике».

2 Об этом см. П. В. Г и д у л я н о в. «Загробная жизнь как предмет спекуляция, или

индульгенц-ии в римско-католической и греко-православной церкви». М., 1930.

3 Ε. Голубинский приводит и другой текст настоящего пункта устава митрополита Ге-
оргия, по так называемому списку Ундольского. Он гласит: «Иже кто не крестится
крестообразно, да будет проклят» (Е. Голубинский. История Русской церкви,
т. I. '2-я половина тома. М., 1904, стр. 545).

Глава XX

1 Церковь и в наше время широко распространяет в народе веру в «небесных целите-
лей». Так, католическая церковь, руководители которой во всех буржуазных стра-
нах поддерживают господство капитала, призывает трудящихся не бороться за луч-
шую жизнь, а при всех несчастьях молиться богу и небесным специалистам по всем
болезням. В американском католическом ежегоднике за 1947 год утверждается, что
от тифа и лихорадки можно избавиться, помолившись святому Адаларду, от колик
«спасает» Агапиус, от апоплексии—^Авелино, от паралича—Сервилиуси т. д. В спи-
ске католических избавителей и целителей есть и избавители от землетрясений. Та-
ким, по утверждению католических церковников, является Френсис Борджиа. Уверяя
людей, что при заболеваниях надо не лечиться, а молиться, что то же надо делать
при всех несчастьях и бедствиях, католическая церковь (а вместе с ней и все дру-
гие) в США и других буржуазных странах старается отводить гнев трудящихся от
истинных виновников их бедствий — от капиталистов, господство которых обрекает
народные массы на нищету, безработицу и войны.

Глава XXI

' «В процессе исторического развития культ Ягве фантастически отражает изменение об-
щественных отношений. Из духа или демона пустыни Ягве превращается в бога ко-
лена Иуды, затем бога страны Израиля, из бога природы и стихий он становится
распорядителем судеб «избранного» им народа» (А. Р а н о в и ч. Очерк истории дре-
внееврейской религии, стр. 178).

204

Но Ягве не был единственным богом. Ягве «превознесен над всеми богами», —гово-
рится в псалтире (Пс. 96 9). Этим заявлением подтверждается существование веры
в других богов, кроме Ягве.

«В псалмах Иагве изображается сидящим на троне среди окружающих его других бо-
гов; в числе этих богов была, несомненно, богиня — супруга Иагве, называвшаяся
Анат-Иагу» (Н. М. Никольский. Еврейские и христианские праздники. М., 1930,
стр. 17)·.

С выделением Ягве в качестве главного бога все другие боги-предки, боги отдельных ро-
дов и племен еврейского народа стали его помощниками, «вестниками», низшими бо-
гами-ангелами и бесами разных степеней.

2 «Шехина (покоящаяся сущность)—эманация божества, нечто вроде «духа святого»
у христиан; чувственно она представлялась в виде разлитого сияния, блеска, ясно-
сти (А. Р а н о в и ч. Очерк истории древнееврейской религии, стр. 368).

3 Такую картину небесного устройства рисует талмуд (трактат Хагига II б. У

4 У бога имеются и другие занятия: в талмуде (трактат Авода-Зара) говорится, что
ночью бог верхом на легком херувиме парит над 18 тысячами миров (Der Babyloni-
sche Talmud. т. VII. Берлин, 1903, стр. 802).

" Об ангелах и демонах в иудаизме см. W. О е s t е г! у. The belief in Angels and De-
mons, в сб. ludaism and Christianity, τ. Ι. Лондон, 1937, стр. 191—209.

" В талмуде и в средневековой иудейской литературе содержатся самые причудливые
рассказы о демонах. По талмуду, «они окружают человека, как земля корни вино-
градной лозы», «тысячи их с левой и мириады с правой стороны». Вера в существо-
вание демонов в иудаизме занимает такое же место, как и во всякой другой религии.

7 Согласно талмуду, ангелы не знают других языков, кроме языка библии, они поют,
готовят пишу для праведников, существуют ангелы ходатаи, хранители, ангелы сно-
видений, вихря, молнии, моря, града и т. л.

Глава XXIII

' Легенды о Мухаммеде, пересказанные в настоящей главе, а также картины мусуль-
манского неба приводятся во многих работах по истории ислама. Ем. Ярославский
пользовался главным образом работой извеетного американского писателя Вашинг-
тона Ирвинга (1783—1859 гг. )' «Жизнь Магомета» (на русском языке имеется не-
сколько переводов этой книги)'. Аналогичные легенды о Мухаммеде приводят в сво-
их книгах П. Цветков — «Исламизм», т. [, 1912, немецкий исследователь А. М ю л-
л е ρ — «История ислама», т. I. СПб., 1895 и другие авторы.

2 Эти легенды часто встречаются в литературе о Мухаммеде. См. Das Leben Moham-
meds. Nach Mohammed ibn Ishak und Abd el Malik ibn Hisham. Ullstein Verlag.
Берлин, стр. 3, 14; A. Sprenger. Das Leben und die Lehre des Mohammad, т. I,
стр. 142, Берлин, 1861.; Tor Andrae. The Person Muhammeds, стр. 28—33 и др.
Стокгольм, 1918.

·' Различные варианты этой легенды см. A. Sprenger. Das Leben und die Lehre des
Mohammad, г. I, стр. 162—167. См. также Р. Д о з и. Очерк истории ислама, СПб.,
1904., стр. 164.

4 В. Ирвинг так передает эту легенду: «По дороге из Мекки мул, на котором он (Му-
хаммед. —М. Ш. ) ехал, получил вдруг дар слова и громко провозгласил, что ребе-
нок, покоящийся на его спине, будет величайшим пророком, главою небесных послан-
ников, любимцем всемогущего» (В. Ирвинг. Жизнь Магомета, изд. 4, стр. 24). Об
этом же пишет П. Цветков в книге «Исламизм», т. I, стр. 79.

О том как ослица заговорила человеческим голосом, рассказывается и в Библии (Числ.
XXII 28, 30)'.

& Об этом рассказывает Ибн-Исхак, автор наиболее раннего из дошедших до нас жизне-
описаний Мухаммеда. Текст рассказа Ибн-Исхака см. в хрестоматии «Происхожде-
ние Ислама», сост. Е. Беляев. М. 1931. стр. 92.

 


Рассказ об этом же см. A. S ρ г е η g e r. Das Leben und die Lehre des Mohammad, т. 1.
стр. 168; Р. Д о з и. Очерк истории Ислама, стр. 22; Syed Ameer Ali. The Life
and Teachings of Mohammed. Лондон, 1891, стр. 83.

6 Легенды о том, что деревья и камни приветствовали Мухаммеда, см. в книге Das Le-
ben Mohammeds. Nach Mohammed ibn Ishak und Abd el Malik ibn Hisham, стр. 32.

7 Эту легенду воспроизводит В. Ирвинг в своей книге «Жизнь Магомета», изд. 4.
стр. 80

 

 

СЛОВАРЬ*

ч*БГАР XV — эдесский царь (Месопотамия), 1-я пол. I в. н. э.

АБИДОС—город в Южном Египте, один из центров культа бога
Осириса.

АБУБЕКР—первый арабский халиф (632—634), духовный и светский
глава мусульман, тесть Мухаммеда.

АВГУСТ—первый римский император (с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. )
Церковники утверждают, будто в правление этого императора ро-
дился Иисус Христос.

АВЕСТА—сборник мифологических и религиозно-культовых текстов
древних восточноиранских народов. Стал священной книгой религии
зороастризма.

АВРОРА—в римской мифологии богиня утренней зари.

АГНИ — бог огня в религии древних индусов.

АДМЕТ—в мифологии древних греков сын царя Фереса в Фессалии; у
Адмета бог Аполлон служил пастухом.

АДОНАЙ («господин», «владыка»)—одно из еврейских названий бога
Ягве.

АДОНИС («господин», «господь») —сиро-финикийское божество расти-
тельности, один из прообразов сказочного Иисуса Христа.

АЗАЗЕЛ (Азаел)—козлообразный бог пустыни в религии древних
евреев.

АЗАЗИЛ, или Иблис —в исламе ангел, не подчинившийся богу, за что
был изгнан из рая и стал дьяволом.

АЗРАИЛ—один из четырех главных ангелов в религиозных веоованиях
мусульман.

АИД, Гадес, или Плутон, —в древнегреческой мифологии бог подземно-
го царства. «АИД» обозначало также и само подземное царство.

* Следует иметь в виду, что назначение и функции различных богов, о которых гово-
рится в данном словаре, менялись и перечислены далеко не все функции, которыми
на протяжении веков люди наделяли своих богов.

АКБАР (1542—1605) — падишах Индии из династии Великих Моголов.

аккад—древнее рабовладельческое государство Двуречья (между
реками Тигром и Евфратом).

акоста, ХОЗЕ ДЕ (около 1539—1600)—испанский иезуит, был мис-
сионером в Перу. Его книга «Естественная и моральная история Ин-
дии» вышла в Испании в 1590 г.

АКРИСИИ—в древнегреческой мифологии царь Аргоса. Ему было пред-
сказано, что он будет убит своим внуком. Он заключил свою дочь
Данаю в подземелье, но к ней проник Зевс в виде золотого дождя, и
она родила Персея, который впоследствии нечаянно убил деда.

АКТЕОН—в греческой мифологии искусный охотник, превращенный
богиней Артемидой в оленя.

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ (356—323 гг. до н. э. ) — крупнейший
полководец древнего мира.

АЛЕКСАНДР СЕВЕР — римский император в 222—235 гг.

АЛИ—четвертый халиф (656—661), зять Мухаммеда, особенно почитае-
мый мусульманами-шиитами.

АЛКМЕНА— в греческой мифологии мать Геракла (см. ), родившая его

от Зевса.

АЛЛАХ—на арабском языке—бог; под этим именем он вошел в ислам.
АМБРОЗИЯ — в древнегреческой мифологии пища богов.
АМЕНТИ — буквально — «западный», термин употреблялся у древних

египтян для обозначения загробного мира, царства мертвых.
АМЕНХОТЕП III (XV в. до н. э. )—египетский фараон.
АМИНА—мать Мухаммеда. Согласно легендам, ей было предсказано»

что она родит лучшее создание всех миров.

АМОН (АМОН-РА) — в древнем Египте божество города Фив, впослед-
ствии был отождествлен с богом солнца Ра и таковым стал почитать-
ся как верховное божество Египта, покровитель царя и царской

власти.
АМФИОН — в мифологии древних греков сказочный герой, сын Антио-

пы от Зевса.

АМФИТРИТА—в древнегреческой мифологии богиня моря, жена бога
моря Посейдона.

АНАКСАГОР (около 500—428 гг. до н. э. ) —древнегреческий философ-
материалист. Был обвинен в оскорблении богов. Ему угрожала смерт-
ная казнь. Покинул Афины и умер в изгнании.

АНАТ—иначе Аштарт (Ашерат, Астарта) —жена и сестра бога неба,
Ваала, богиня плодородия и материнства в древней Сирии и Фини-
кии. Культ Анат был широко распространен и среди древних евреев.
Анат—один из прообразов христианской богородицы.

АНИМИЗМ — одна из ранних форм религии — вера в существование
души и духов.

АННА—первосвященник в Иерусалиме в 6—15 гг. н. э.

АНТИОХИЯ — в древности крупный город, столица царства Селевкидов
(ныне территория Южной Турции).

АНУ — ассиро-вавилонский бог неба, отец богов.

АНУБИС—в верованиях древних египтян бог-покровитель загробного
мира. Изображался в виде шакала или человека с головой шакала.

АНУННАКИ—название демонов в Вавилоне.

АПИС—«священный» бык, которого почитали как божество в древнем
Египте.

АПОЛЛОН — в древнегреческой мифологии бог солнца, света, покрови-
тель наук, поэзии, музыки и пения.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ—философ-мистик, жил во второй полови-
не I в. н. э. О его чудесном рождении, а также его деятельности и тво-
римых чудесах сложено (в III в. ) много легенд.

АРАФ — в мусульманской религия место, находящееся между адом и
раем.

Α Ρ Γ Ο —в древнегреческой мифологии волшебный корабль, на котором
герои (аргонавты) плыли в Колхиду (современное Закавказье) за
«золотым руном».

АРГУС—в древнегреческой мифологии фантастическое существо, кото-
рое имело множество глаз, из которых часть постоянно бодрствовала.

АРИМАН — греческое название бога зла и мрака (Ангхро-Манью) в ре-
лигии зороастризма.

АРТЕМИДА (Диана) * в мифологии древних греков богиня охоты и
луны. Позднее — покровительница женского целомудрия и рож-
дения.

АСИТА — в легендах о Будде праведник и прозорливец, приходивший
на поклонение Будде.

АСКЛЕПИЙ. или ЭСКУЛАП—в религии древних греков бог вра-
чевания.

АСНАМИР—одно из действующих лиц вавилонского эпоса. Был послан
богом Эа в преисподнюю, чтобы добиться оживления богини Иштар.

АССИРИЯ—в древности рабовладельческое государство в верховьях
Тигра и Евфрата, образовавшееся в конце III тысячелетия до н. э.
и существовавшее до конца VII в. до н. э.

АСТАРТА— см. Анат, Иштар.

АСТИАГ— царь древней Мидии, правившие в VI в. до н. э.

АТЛАС—в древнегреческой мифологии титан, держащий на голове и
руках небесный свод.

АТТАЛ—владетель Пергама в III—II вв. до н. э.

АТТИС—малоазиатское божество растительности и земледелия, один
из прообразов сказочного Иисуса.

АФАНАСИИ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ — видный церковник IV в., епи-
скоп Александрии, «отец церкви». ^

АФИНА ПАЛЛАДА (Минерва) — в древнегреческой мифологии богиня
мудрости, знаний и ремесел, войны и победы, в полном вооружении
вышедшая из головы Зевса.

* Здесь и в дальнейшем при обозначении имен древнегреческих богов в скобках указа-
ны имена соответствующих римских богов.

АФИНЫ — столица Греции; в древней Греции — город-государство, глав-
ный город Аттики.

АФРОДИТА (Венера) — в древнегреческой мифологии богиня красоты,
любви и плодородия.

АХЕРОНТ—в древнегреческой мифологии одна из рек в подземном цар-
стве, через которую переправляются души умерших.

АЦТЕКИ—индийская народность Мексики.

АШОКА — индийский царь из династии Маурья (272—232 гг. до н. э. ),
принял буддизм и ревностно его распространял.

АШШУР (Ашур)—верховный бог в верованиях древних ассирийцев.

АШШУРНАСИРАПАЛ— ассирийский царь в 883—859 гг. до н. э.

баал-берит — в религиозных верованиях древних евреев бог — храни-
тель клятв.

БААЛАТ-ГЕБАЛ —финикийская богиня, мать и супруга бога Адониса.
Ее храм находился в Библе.

БААЛ-ЗЕВУВ, или ВЕЛЬЗЕВУЛ («бог мух»)—филистимское боже-
ство, которому поклонялись и древние евреи.

БААЛ-ПЕОР—один из богов древних евреев (см. Библия, Числ XXV 3).

БАК. АБ—сказочный божественный «спаситель», которого почитали ин-
дейцы, древние обитатели Юкатана.

БАНКРОФТ, ДЖОРДЖ (1800—1891) — американский историк, полити-
ческий деятель и дипломат, автор многих работ по истории Америки.

БАСРА—город на юге Ирака, основан в 635 г.

БЕРНАР, САРА (1844—1923) — французская актриса.

БИБЛ, или БИБЛОС — древнефиникийский город.

БИМБИСАРА—царь Северной Индии в 543—491 гг. до н. э.

БРАХМА — верховный бог, творец мира и всех существ в религии, рас-
пространенной в Индии, —индуизме (а в более древнее время—в
брахманизме). Один из членов троицы богов: Брахма—Вишну—
Шива.

БУБАСТ—город в древнем Египте, центр почитания кошачьеголовой
богини Баст; там же находилось кладбище священных кошек.

БУДДА — согласно легендам, Сиддхартха Гаутама, сын владетельного
князя, живший в Северо-Восточной Индии в VI—V вв. до н. э. В воз-
расте 29 лет оставил дворец и начал проповедовать новое учение.
С этого времени его стали называть Буддой, то есть «просветленным».

БЭЛ, или ВААЛ (владыка, господин, господь) — один из главных богов,
владыка вселенной в религиях древних ассирийцев, вавилонян, си-
рийцев, финикийцев.

вавилон — в древности большой город, столица рабовладельческо-
го Вавилонского государства (в Месопотамии).

ВАКХ—У древних римлян (Дионис—у древних греков) божество ви-
на. виноградарства и веселья.

ВАЮ — бог ветра и воздуха в религии древней Индии.
ВЕР1НЕМЕЙНЕН —сказочный герой карело-финского эпоса, о жизни

которого рассказывается в «Калевале».
ВЕНЕРА—см. Афродита.
ВЕРГИЛИИ (70—19 гг. до н. э. ) —крупнейший римский поэт, автор

большой поэмы «Энеида» и ряда других произведений.
ВЕСТА — богиня стад и покровительница домашнего очага у древних

римлян.

ВЕФИЛЬ—главное святилище Израильского царства.
ВИКТОРИЯ—богиня победы у древних римлян.
ВИФИНИЯ — в древности область на севере Малой Азии. В I в. до н. э.

провинция Римской империи.
ВИШНУ—верховный бог, один из трех главных богов в религии

индуизма (а еще раньше—брахманизма); см. Брахма.
ВОВЕНАРТ (правильно Вовенарг), Люк де Клапье (1715—1747) —

французский писатель-моралист.
ВУЛКАН—с^. Гефест.

1 АВРИИЛ — у иудеев, христиан и магометан—архангел, вестник бо-
жий, смотритель рая и проводник душ умерших.

ГАДЕС — см. Аид.

ГАЛАТИЯ—в древности область в Малой Азии. В I в. до н. э. —рим-
ская провинция.

ГАЛИЛЕЯ—область на севере Палестины.

ГАНГ—река в Индии, индуистами почитается как священная.

ГАННИБАЛ (около 247—183 гг. до н. э. ) —крупный карфагенский пол-
ководец.

ГЕБ—бог земли в религии древних египтян, отец Осириса.

ГЕБА—в древнегреческой мифологии богиня вечной юности, дочь бога
Зевса и богини Геры, подносит богам во время пира на горе Олимп
напиток бессмертия.

ГЕКАТА — в древнегреческой мифологии первоначально богиня луны,
позже — властительница злых демонов, ночного мрака, душ умер-
ших и колдовства.

ГЕЛИОПОЛЬ—город в Нижнем Египте, был центром культа верхов-
ного бога солнца Ра-Атума.

ГЕЛИОС—в древнегреческой мифологии бог солнца. Каждое утро под-
нимается на востоке из океана и ведет по небу солнечную колесницу,
а вечером вновь опускается на западе в океан.

ГЕМЕРА—в древнегреческой мифологии богиня дня.

ГЕНИСАРЕТСКОЕ (Галилейское, Тивериадское) озеро — находится
на севере Палестины.

ГЕРА—в древнегреческой мифологии царица богов, жена и сестра бога
Зевса, покровительница браков и родов.

ГЕРАКЛ (Геркулес) — герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и
Алкмены (см. ), совершил великие подвиги.

ГЕРМЕС (Меркурий)—в древнегреческой мифологии вестник богов,
покровитель торговли, дорог, странников и воров, пастбищ и стад.

ГЕСИОД — древнегреческий поэт VIII—VII вв. до н. э., написавший
поэмы «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни» (о зем-
ледельческом труде).

ГЕСТИЯ (Веста)—богиня огня и домашнего очага в религии древних
греков.

ГЕФЕСТ (Вулкан) — в древнегреческой мифологии сын Зевса и Геры,
бог огня и покровитель кузнечного ремесла.

ГЕЯ—в древнегреческой мифологии богиня земли, родила небо, горы,
моря, титанов и гигантов; олицетворение производящих сил земли.

ГИГАНТЫ—в древнегреческой мифологии могучие великаны, сы-
новья Геи.

ГИЛЬГАЛ^ЕШ—главный герой шумерского эпоса.

ГИМЕНЕЙ —в религии древних греков бог брака и супружеской жизни.

ГИМЕР—в древнегреческой мифологии сын Афродиты, бог вожде-
ления.

ГИПЕРИОН — у древних греков один из сказочных титанов, сын Геи
и Урана.

ГИПНОС—у древних греков бог сна.

ГЛАВК—в мифологии древних греков морское божество, обладающее
даром прорицания.

1Ό Γ и МАГОГ — в Ветхом завете (Иезекииль XXXVIII) имена князя
и народа, которые, по пророчеству, придут в Палестину истребить
Израиль.

ГОМЕР — легендарный древнегреческий поэт, которого считают автором
поэм «Илиада» и «Одиссея».

ГОР — в древнеегипетской мифологии сын бога Осириса и Исиды. Это
же имя носило божество солнца. Древнейший бог — покровитель ца-
рей. Гор — также титул древнеегипетских царей.

ГОРГОНЫ—в древнегреческой мифологии фантастические женские чу-
довища с медными руками, со стальными когтями, со змеями вместо
волос.

ГРАЦИИ — римские богини красоты, молодости и веселья.

ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН (Богослов) — церковный деятель IV в.

ГУМБОЛЬДТ, А. (1769—1859) ~ выдающийся немецкий естествоиспы-
татель и путешественник.

[давид (X в. до и. э. ) — царь в древнеизраильском рабовладельче-
ском государстве, проявил себя исключительно жестоким и безжа-
лостным.

ДАЖБОГ — бог солнца и огня в религии восточных славян,

ДАМКИНА — в религии вавилонян член божественной троицы, жена
бога Эа.

ДАН — у древних евреев место поклонения богу, изображавшемуся в
виде тельца (III Царств XII 29 и др. ).

ДАНАИДЫ — в древнегреческой мифологии 50 дочерей аргосского ца-
ря Даная, умертвившие (за исключением одной) своих мужей и за
это осужденные на вечные муки в подземном царстве: наполнять
водой бездонную бочку («бочка Данаид»).

ДАНАЯ — в древнегреческой мифологии мать сказочного героя Персея.

ДЕВАКИ — в легендах мать бога Кришны.

ДЕЛОС—остров в Эгейском море; в древности гам находился храм
бога Аполлона.

ДЕЛЬФЫ — город, религиозный центр древней Греции, в котором нахо-
дился главный храм бога Аполлона.

ДЕМЕТРА — в мифологии древних греков богиня плодородия, покрови-
тельница растительного царства, особенно хлебных злаков.

ДЕНДЕРА — современное название местности в Египте на левом бере-
гу Нила, где сохранились остатки храма богини Хатор.

ДЖАМНА—река в Индии, самый большой приток Ганга.

ДЖИННЫ—фантастические существа, духи.

ДИАНА — см. Артемида.

ДИКА— в древнегреческой мифологии богиня правды.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (ок. 80—29 гг. до н. э. ) — древнегреческий
историк.

ДИОНИС— см. Вакх.

ДИОСКУРЫ—братья Кастор и Полидевк, или Поллукс—сказочные
герои в мифологии древних греков, рожденные Ледой.

ДРУИДЫ — жрецы у древних кельтов.

ДУРАНСАРУН — в легендах царь, главный враг Заратуштры.

С ВРОПА—в древнегреческой мифологии сказочная финикийская ца-
ревна, похищенная Зевсом, влюбившимся в нее.
ЕВФРАТ—крупнейшая река в Передней Азии. протекает в пределах

Турции, Сирии и Ирака.

ЕПИТИМИЯ (Эпитимия) — церковное наказание.
ЕШИБОТ— религиозная школа у евреев.

ОАРАТУШТРА—мифический пророк, которому приписывают основа-
ние религии зороастризма —религии древней Персии, Азербайджана

и Средней Азии. . Легенды о его деятельности содержатся в сзященной

книге зороастризма — Лвесте.
ЗЕВС—в мифологии „гревних греков царь богов и людей, верховное

божество, бог неба, грома, молнии и дождя.
ЗЕНДАВЕСТА — см. Лвеста.
ЗЕФ—в древнегреческой мифологии сын Антиопы от Зевса.

иапет—в древнегреческой мифологии один из титанов, сын Урана
и Геи.

ИБЛИС—см. Азазил.

ИЕГОВА—одно из названий верховного бога Ягве (Ягу) в иудейской
религии.

ИЕМШЕД—в легендах царь, предостерегавший демонов о рождении
Заратуштры, который принесет им гибель.

ИЕРОНИМ БЛАЖЕННЫЙ (ок. 340—420) — христианский богослов и
писатель.

ИЗАНАГИ и ИЗАНАМИ — в мифологии религии синто (Япония)
боги—брат и сестра, создавшие острова и архипелаги, а также боль-
шое число богов.

ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО — раннее рабовладельческое государство в
Северной Палестине и Заиорданье, образовавшееся в конце Χ в.
до н. э., существовало до конца VIII в. до н. э., столица — Тирца, а
с IX в. — Самария.

ИЛМАРИНЕН — сказочный кузнец в карело-финском эпосе.

ИЛМАТАР—богиня, мать сказочного героя Вейнемейнена в карело-
финском эпосе.

ИЛЬЯ (Илия)—у древних евреев местное божество, превратившееся
при централизации пантеона вокруг бога Ягве в «пророка» бога
Ягве. Согласно мифам, Илья совершал чудеса и живым вознесся на
небо.

ИНА—богиня неба и земли у народов Полинезии.

ИНДРА—бог неба, грозы и бури в религии древней Индии.

ИНИННА— ассиро-вавилонская богиня.

ИНО—а древнегреческой мифологии морская богиня.

ИО—в древнегреческой мифологии дочь аргосского царя, в которую
влюбился бог Зевс. Ревнивая жена Зевса Гера превратила ее в ко-
рову и заставила скитаться по земле.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ (Иоанн Предтеча) — в евангельских рассказах
предшественник и предвестник Иисуса Христа.

ИОН—в древнегреческой мифологии сын бога Аполлона, родоначаль-
ник ионийского племени.

ИОНИЯ—в древности область на западном побережье Малой Азии.

ИОРДАН — река в Палестине.

ИОСИФ ФЛАВИЙ —еврейский историк и политический деятель I в.

ИРИДА — древнегреческая богиня радуги, вестница богов.
ИРИНЕЙ—раннехристианский богослов II в., автор трактата «Пять

книг против ересей».

ИРОД— царь, правивший в Иудее в 40—4 гг. до н. э. По евангелиям, в
правление этого царя будто бы родился Иисус Христос. В действи-
тельности Ирод умер за четыре года до мифической даты рождения
сказочного Христа.

ИРОД АНТИПА, гетрарх (четверовластник, правитель четвертой части
владений Ирода)—сын Ирода I, правивший в Галилее и Перее с

4 г. до н. э. по 6 г. н. э.

ИСИДА — древнеегипетская богиня плодородия, жена Осириса, мать
Гора и как таковая — покровительница царской власти, один из
прообразов сказочной христианской богородицы.

ИСРАФИЛ — в исламе один из четырех главных ангелов, вестник
страшного суда.

ИУДЕЯ — область в южной Палестине.

ИШТАР (Истар, Астарта) — богиня плодородия и материнства в древ-
нем Шумере, Вавилонии, Ассирии, «царица небесная», один из про-
образов сказочной христианской богородицы (см. Анат).

кааба—почитаемая, как священная, мечеть в городе Мекке.

КАББАЛА — мистическое средневековое еврейское религиозное учение,
его возникновение и распространение относятся к IX—XIII вв.

КАДУЦЕЙ — обвитый двумя змеями жезл бога Меркурия.

КАИАФА—первосвященник в Иерусалиме около 18—36 гг. н. э.

«КАЛЕВАЛА» — карело-финский национальный эпос.

КАЛЛИОПА — древнегреческая богиня, покровительница пения, поэ-
зии, одна из девяти муз.

КАМЕНЬ! —римские богини наук и искусств, аналогичные греческим
музам.

КАНСА—в древнеиндийском эпосе злой царь города Матхуры, который
искал способ убить бога Кришну при самом его рождении.

КАППАДОКИЯ — древнее название области в восточной части Малой
Азии.

КАРФАГЕН — в древности крупный торговый город и рабовладельче-
ское государство в Северной Африке.

КВЕТЦАЛЬКОАТЛЬ — божество у ацтеков (Мексика).

КЕРЫ — в религии древних греков духи смерти.

КИБЕЛА—фригийская богиня, мать богов, олицетворение природы,
плодородия, почиталась в Малой Азии; позже культ Кибелы получил
широкое. распространение во всем древнем мире. Является прообра-
зом христианской богородицы.

КИКЛОПЫ—в древнегреческой мифологии одноглазые великаны.

КИЛИКИЯ — область в древней Малой Азии.

КИНСБУРУ, ЭДВАРД (1795—1837) — ирландский писатель, автор
«Мексиканских древностей». ·

КИПР—остров в Средиземном море.

КИПРИАН — христианский богослов и писатель III в.

КИР СТАРШИЙ (ок. 558—529 гг. до н. э. )—царь Персидской
державы.

КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (умер в 444 г. ) — архиепископ
г. Александрии, «отец церкви».

КЛИМЕНТ РИМСКИЙ — по утверждению церковников, епископ города
Рима в конце I в.

КОЗЬМА И ДЕМЬЯН—сказочные христианские святые {см. Диоску-
ры), под именами которых христианами почитаются греко-римские
божества.

КОЙ — в мифологии древних греков один из титанов, сын Урана
и Геи.

КОНСТАНТИН (ок. 274—337) — римский император. Он объявил хри-
стианство дозволенной религией, чем привлек на свою сторону бога-
тое христианское духовенство. Считался главой христианской церкви,
хотя сам крестился незадолго до смерти. Известен необычайной же-
стокостью. Церковью провозглашен святым.

Κ Ο Ρ Α — в мифологии древних греков дочь богини Деметры. Похищена
богом подземного царства Аидом. В Александрии в период возникно-
вения христианства Кора почиталась как девственная богиня-мать.

КОРАН — священная книга мусульманской религии.

КРИЙ — в мифологии древних греков один из титанов, сын Урана·
и Геи.

КРИШНА—в религиозных верованиях древней Индии популярное бо-
жество, одно из воплощений бога Вишну.

КРОН—в древнегреческой мифологии бог времени и правитель мира;

оскопил своего отца Урана и овладел властью над миром, в свою оче-
редь был побежден своим сыном Зевсом.

КРОНИД—сын Крона; Зевс-Кронид—Зевс сын Крона.

лалита-вистара» — древняя индусская поэма, содержащая жиз-
неописание Будды.

ЛАМИЯ—в религиозных верованиях древних греков злой дух, пожи-
рающий юношей.

ЛАО-ЦЗЫ (VI—V в. до н. э. ) — китайский философ.

ЛАТОНА (лето в греческой мифологии) — римская богиня, мать
Аполлона.

ЛАФАРГ, ПОЛЬ (1842—1911) — выдающийся французский социалист,
видный деятель международного рабочего движения. Многие работы
Лафарга посвящены вопросам религии.

ЛЕДА—н древнегреческой мифологии жена царя Спарты, была изве-
стна дивной красотой. Стала женой бога Зевса. Родила Кастора и
Полидевка.

ЛЕТА—в мифологии древних греков река забвения в подземном цар-
стве, напившись из κ ο ι ο ρ ο ή душа умершего забывает все прошлое.

ЛИЛИТ—в еврейской религиозной литературе и верованиях женский
злой дух, демон.

ЛОДУР—в скандинавском эпосе один из главных богов, сотворивший
вместе с богом Один людей.

ЛОКИ—по древнеисландским сказаниям, божество огня.

ЛУКИАН—греческий писатель II в., выдающийся мыслитель и атеист.

Ф. Энгельс называет его «Вольтером классической древности».
ЛУКСОР—местность в Египте, где находятся развалины одного из

древнефиванских храмов.

" ι α —в религиозных представлениях древних народов Малой Азии
богиня земли и плодородия.

МАГИ — жрецы и предсказатели у древних персов; в переносном смыс-
ле — волшебники.

МАГИЯ (колдовство)—составной элемент всякой религии. Характе-
ризуется верой в способность человека посредством различных мани-
пуляций и слов воздействовать на окружающий мир в желаемом на-
правлении.

МАЙЯ — в буддизме мать Будды.

МАКАРИИ (Михаил Булгаков, 1816—1882) —богослов, церковный ис-
торик, митрополит московский.

МАНИХЕИ—последователи манихейства—религиозного учения, воз-
никшего в III в. в Иране. Основное в учении манихейства—борьба
доброго и злого начала, лежащая будто бы в основе мира.

МАРА—в буддийских легендах злой дух, дьявол, испытавший Будду.

МАРДОХЕЙ—сказочная библейская личность, о которой рассказы-
вается в книге Есфири. Имя и почитание Мардохея восходит к вави-
лонскому богу Мардуку.

МАРДУК—главный бог-покровитель г. Вавилона и Вавилонского
царства.

МАРИЯ — в христианстве богородица, мать Иисуса Христа, божья
мать; задолго до христианства почиталась под разными именами у
народов древнего Востока как богиня земли и плодородия.

МАРС—в древнем Риме бог войны.

МАРСИЙ—в мифологии древних греков сатир (низшее божество),
побежденный богом Аполлоном в состязании в игре на флейте, был
привязан к сосне, и с него содрали кожу.

МАТХУРА (ныне Муттра)—город в Индии, где, согласно легендам^
родился бог Кришна.

МЕДУЗА—в древнегреческой мифологии фантастическое женское
чудовище.

МЕККА — город в Саудовской Аравии, родина Мухаммеда, место па-
ломничества мусульман.

МЕЛЬКАРТ—бог солнца, главный бог финикийского города Тира, по-
кровитель мореплавания.

МЕМФИС—древнеегипетский город, развалины которого находится
близ Каира; в III тысячелетии до н. э„ в период Древнего царства,
был столицей Египта.

МЕРЕНПТАХ—египетский фараон, правивший а 1251—1231 п.
до н. э.

МЕРКУРИЙ—еж. Гермес.
МЕСОПОТАМИЯ — область в Передней Азии по сре. 1нему и нижнему

течению рек Тигра и Евфрата.

МЕТИС—в древнегреческой мифологии богиня, жена Зевса.
МИКЕНЫ—древнегреческий город на Пелопоннесе. Один из центров

крито-микенской культуры (XVII—XI вв. до н. э. ).
МИНЕРВА—см. Афина Паллада.
МИНОС — в мифологии древних греков царь острова Крита.
МИНУЦИЙ ФЕЛИКС (III в. ) — христианский писатель-апологет.
МИРИАМ—в библии сестра сказочного Моисея.
МИРРА — мать сиро-финикийского бога-«спасителя» Адониса.
МИТРА—древнеиранский бог солнца, культ которого был широко

распространен. Митра один из прообразов Иисуса Христа. Праздник

рождения Митры был перенят христианами, и в IV в. они стали

праздновать его как праздник «рождества Христова».
МИФИЧЕСКИЙ — сказочный, вымышленный.
МИФОЛОГИЯ—совокупность мифов и наука о них.
МИФЫ—сказания, в которых отражены древние представления людей

об окружающем их мире.
МИХАИЛ—в иудаизме, христианстве и исламе один из главных

ангелов.
МНЕМОЗИНА—в древнегреческой мифологии богиня памяти,

мать муз.

МОЙРЫ—в древнегреческой мифологии богини судьбы.
МУЗЫ—в древнегреческой мифологии покровительницы искусств и

наук.
МУТ—богиня, почитавшаяся в древнеегипетских Фивах как жена бога

Амона,

МУТЕМУА—мать египетского фараона Аменхотепа III.
МУХАММЕД (Магомет) около 570—632 г. —в мусульманстве пророк,

почитается верующими как основатель ислама.

Π AHA — малоазиатская богиня-мать.

НАРА — в законах Ману «высочайшая душа», создатель воды.

НАРАДА — в индийской мифологии мудрец, посредник между богами
и людьми, предсказавший рождение бога Кришны.

НЕЙТ—древнеегипетская богиня города Саиса, богиня-мать (родила
бога Собека), богиня плодородия, богиня-воительница, покровитель-
ница охоты.

НЕКТАР—в древнегреческой мифологии чудесный напиток.
НЕМЕЗИДА—древнегреческая богиня возмездия.
НЕПТУН — у древних римлян бог моря.

НЕРЕИДЫ—в мифологии древних греков морские божества, дочери
Нерея'.

НЕРЕЙ—у древних греков один из богов моря, вещий старец, знаю-
щий тайны будущего.

НЕФЕРТЕМ—в древнем Египте (в Мемфисе) почитался как сын бога
Птаха и его жены Сохмет.

НЕФТИДА — египетская богиня, сестра Исиды и Осириса.

НИКА—у древних греков богиня победы в сражениях и состязаниях.

НИЛ — крупнейшая река в Африке. На Ниле расположена столица
Египта Каир.

НИМФЫ—в мифологии древних греков и римлян второстепенные бо-
гини ручьев, источников, лесов, пещер, гор, лугов.

НОЙ — в библейских легендах один из патриархов, спасшийся от «все-
мирного потопа» и ставший родоначальником человеческого рода,
появившегося после «потопа». Легенда о потопе и о Ное заимствова-
на древними евреями из шуме

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...