Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система рисков коммерческой деятельности, их сущность и классификация. Роль и особенности страхования коммерческих рисков.




Риск — это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.

Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечным финансовым результатом.

КЛАССИФИКАЦИЯ

По степени управляемости:

Управляемыми, Неуправляемые

Выделяют риски:

неизбежные, которые можно заранее учесть и переложить на страховые компании, заключив с ними договоры; риски, связанные с неизбежной неопределенностью.

Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:

риск случайной гибели имущества связан с возможной потерей имущества в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии

риск невыполнения договорных обязательств определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их НПС.

ценовой риск - это один из наиболее опасных видов риска, так как непосредственно и в значительной степени влияет на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических орг-ций, повышении цен и тарифов на услуги др. организаций;

валютный риск присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой.

инфляционный риск - это риск того, что денежные доходы, получаемые при росте инфляции, будут быстрее обесцениваться, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капитала предприятия;

инвестиционный риск характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия;

риск НПС представляет собой ситуацию, когда предприятие будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. его относят к наиболее опасным;

транспортный риск - это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.

По длительности воздействия риски подразделяют на:

временные - те, которые угрожают участникам коммерческой деятельности в течение опред. отрезка времени;

постоянные - те, которые непрерывно угрожают коммерческой деятельности в данном географическом.

Виды рисков по сфере возникновения:

внутренние - источником является само торговое предприятие (его менеджмент, некомпетентность); внешние - источником является внешняя среда, на которую участники коммерческой деятельности не могут оказать влияние, но могут предвидеть и учитывать в своей работе.

Виды рисков по возможности страхования:

Страхуемые - вероятное событие или совокупность событий, на случай наступления которых осуществляется; Не страхуемые - это те, которые страховые компании не берутся страховать из-за большой вероятности собственных потерь.

По масштабам:

локальный—возникает на ур.торг.предпр-я; глобальный - это отражение эк. ситуации в стране и в отдельных регионах.

По степени допустимости:

допустимый - угроза ограниченной потери прибыли от коммерческой деятельности торгового предприятия в целом, т.е. потери возможны, но они меньше ожидаемой прибыли; критический - характеризуется потерей прибыли и недополучением предполагаемой выручки. Такой риск обладает опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль; катастрофический - приводит к банкротству торгового предприятия, т.е. к потере всех средств.

Наиболее опасные по своим последствиям коммерческие риски подлежат нейтрализации путем страхования. Прибегая к страхованию, коммерческая организация должна четко определить те виды рисков, по которым необходимо обеспечить страховую защиту.

Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование имущества предприятия, грузов при транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и другие виды страхования.

Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно проводится путем создания специальных фондов для возмещения убытков

 

12. Анализ и управление рисками на потребительском рынке. Процесс анализа риска может включать в себя: сопоставление факторов риска с мерами по их нейтрализации; выявление возможных вариантов решения конкретной проблемы; установление потенциальных последствий и побочных эффектов, которые могут наступить в результате реализации принятого решения; оценку риска, влияющую на определение степени обоснованности решения и способы защиты от него. Последовательности действий при анализе рисков: 1. определение цели управленческого решения (проекта) и формулирование цели (задач) оценки риска; 2.выявление внутренних и внешних факторов, увеличивающих и уменьшающих конкретный вид риска; 3. анализ факторов риска; 4.выбор метода оценки риска; 5. определение допустимого уровня риска; 6. оценка конкретного вида риска с финансовой стороны с использованием различных подходов (методов); 7.рассмотрение возможностей по снижению уровня риска. Разработка мероприятий по снижению риска.

Управление рисками – это сочетание искусства и формальных методов определения, анализа, оценки, предупреждения возникновения, принятия мер по снижению степени риска и распределения возможного ущерба от риска между участниками процесса хозяйствования. Управление рисками заключается в идентификации и анализе рисков и выработке плановых мер по минимизации негативных последствий наступления рисковых событий. Из этого определения следует способ управления рисками, который на этапе планирования содержит три этапа: – идентификация рисков проекта; –оценка степени опасности риска; – разработка реагирования.

1.Идентификация рисков – это определение рисков, способных повлиять на состояние предприятия, и документирование характеристик рисков. Для идентификации рисков необходимо иметь некоторую исходную информацию и представление о том, откуда берутся риски. В первую очередь, необходимо описание конечного продукта, поскольку риски существенно зависят от специфики проекта. Оценки стоимости и сроков позволят судить о том, не будут ли заданные рамки связаны со значительным риском. Анализ потребности в персонале позволит понять, имеются ли члены команды, которым в случае необходимости трудно подобрать замену. Анализ плана поставок проявит риски, связанные с закупками материалов. Для того, чтобы придать процессу идентификации рисков системность, используются контрольные формы, которые организуются по источникам рисков, включают окружение, коды других процессов, продукты, используемые технологии, опыт команды.

2.Оценка рисков проводится для определения величины возможного воздействия на состояние предприятия. В основном оценка касается определения того, какие из событий риска требуют реагирования. Для оценки рисков необходимо знать возможности участников, иметь перечни источников рисков и потенциальных событий рисков, стоимостные оценки. Итогом этапа является разделение рисков на две группы: события, требующие реагирования (этим событиям необходимо уделять особое внимание); события, не требующие реагирования (на эти события пока можно не обращать особого внимания).

3. Разработка реагирования – это разделение необходимых действий для предупреждения рисков и реакции на угрозы для событий риска, требующих реагирования.

 

13. Методы количественного анализа риска и неопределенности. Количественный подход к анализу рисков сводится к определению некоего параметра характеристики рисковой ситуации, выраженного в виде определенной величины. Такая оценка риска отличается не только многообразием, но и сложностью представления в баллах, процентах, ожидаемом ущербе (денежных единицах, натуральных показателях) в абсолютном выражении и в расчете на единицу вложенного капитала, с выделением по показателю величины возможных потерь зон допустимого, критического и иных рисков. Методы оценки риска: Формализованные (с помощью формул): 1. - анализ чувствительности критериев эффективности (чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности (IRR), индекс прибыльности.); Дисконтирование – процесс обратный процессу начисления сложных %. 2. Проверка устойчивости – расчет предшествующих показателей (точка безубыточности= (Сумма ИО пост./(Др-ИОперем.))*100 %; 3.Метод построения дерева решений, суть – формализация на основе определенного количества баллов цели, которые хотели достичь; Неформализованные ( анкетирование, метод экспертных оценок).

 

14. Трактовка категории «риск» разными экономическими школами. Виды рисков в коммерческой деятельности. Впервые понятие риска и предпринимательской функции было связано французским экономистом XVII в. Р. Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Прибыль и потери предпринимателя есть следствия риска и неопределенности, сопровождающие его решения. Представитель немецкой классической школы XIX в. Фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода или «выигрыша», прямо связывал его появление с предпринимательским риском. При этом исходной предпосылкой, считал Тюнен, является то обстоятельство, что «… не существует такой страховой компании, которая застрахует от любого вида риска, связанного с бизнесом. Всегда часть риска должен брать на себя предприниматель». Чем больше риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями. Еще один представитель немецкой классической школы Г. Фон Мангольд в работе «Действительное назначение предпринимателя и истинная природа предпринимательской прибыли» разделил понятия «производство на заказ» и «производство на рынок». В производстве на заказ гарантирован доход, поскольку заранее ясен заказчик и определена цена, следовательно, риск минимален или вообще отсутствует. В подобных ситуациях фактически устраняется неопределенность, сопутствующая процессу между началом производства и продажей конечного продукта. В производстве на рынок такая неопределенность присутствует, так как продукт предназначен для продажи при неопределенном спросе и неизвестной цене. Наиболее полное развитие фактор риска как важнейшая составляющая предпринимательской функции получил у американского экономиста Фрэнка Найта «Риск, неопределенность и прибыль». Риск, по Найту, представляет собой объективную вероятность того или иного события, и может быть выражен количественно, в частности, в виде математически вероятностного распределения доходов. Чем больше вероятность стандартного отклонения от ожидаемой величины при таком распределении, тем меньше риск, и наоборот. Мотивом личной ответственности за принятие решения в условиях неопределенности отличаются исследования и Г. Шекла. Для него характерно вообще отрицание состояния равновесия, вне которого только и может существовать предприниматель, и нарушение которого является направлением его деятельности. При этом в качестве важнейших функций он выделяет перенесение неопределенности и принятие решений. Последнее осуществляется на интуитивном или инстинктивном уровне с полной ответственностью за него. Виды рисков в к.д.: по видам хозяйственной деятельности: -предпринимательский, риск возникающий на стадии реализации товаров или торговый риск; -инновационный, связан с областью научных открытий, внедрений инновационных технологий; -имущественный, связан с любыми видами имущества; -социальный, риск забастовок в результате чего организация может нести убытки.

 

15. Понятие «биржа». Эволюция видов и типов бирж. Функции современной биржи.

Современные товарные биржи - результат длительной эволюции различных форм оптовой торговли, один из видов организованного рынка. За период развития рыночных отношений произошла серьезная эволюция видов и типов бирж. Основные признаки классификации: 1. Вид биржевого товара (товарные, фондовые, валютные, фрахтовые и биржи труда). 2. Форма участия в биржевых торгах (закрытые, открытые). 3. Принцип организации (роль государства в создании бирж) (публично-правовые, частноправовые и смешанные). 4. Номенклатура товаров (специализированные и универсальные). 5. Преобладающий вид биржевых сделок (реального товара, фьючерсные, опционные и смешанные. 6. Масштаб деятельности (международные, национальные и региональные). Функции бирж: торговое посредничество, ценообразующая, стабилизирующая, информационная, биржевое страхование

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...