Освоение скважин с помощью компрессорного способа
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 9-12
Дисциплина: «Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» Тема: «Освоение скважин. Методы освоения» Цель урока: Образовательная - ознакомить студентов с устьевым оборудованием СК Воспитательная - формировать у студентов правильность выполнения работ и задания лабораторно-практического занятия; Развивающая - развивать мыслительную деятельность студентов при выполнении учебно-производственных работ. Учебно-производственные работы: изучение оборудование и деталей станка-качалки и канатной подвески. Учебно-материальное оснащение: конспект, наглядное оборудование, плакаты и видеоматериал. Методы обучения: изложение информации с применением наглядного пособия и оборудования. Формы обучения: звеньевая. Время: 6ч (360мин.) Ход занятия: I. Организационная часть: (5-10 мин.) 1.1.Приветствие; 1.2.Проверка присутствующих; 1.3.Проверка рабочей формы; 1.4.Назначение дежурных. II. Вводный инструктаж: (30-120 мин.) 2.1.Сообщение темы и цель урока; 2.2.Проверка знаний учащихся: а) Назначение и конструкция насосных штанг; б) Виды муфт насосных штанг; в) Причины обрыва штанг и устранения их; г) От чего зависит работоспособность и долговечность штанг. 2.3.Инструктирование учащихся по материалу урока: а) Устьевая арматура типа АУШ; б) Устьевые самоустанавливающийся сальники СУС1 и СУС2; в) Основные виды СК; г) Отличительные особенности видов СК. 2.4.Закрепление материала вводного инструктажа: а) Назначение и конструкция устьевой арматуры АУШ; б) Отличия СУС2 от СУС1; в) Назовите отличия типов CК; г) Преимущества модернизированных СК. III. Самостоятельная работа учащихся и текущий инструктаж: (180-300 мин.)
3.1.Упражнение учащихся: а) Разобрать и осмотреть СУС1 назвать основные элементы; б) Разобрать и осмотреть траверсу назвать основные элементы; в) Дать сравнительную характеристику СУС1и СУС2. 3.2.Обходы рабочих мест: (замечания и подсказка студентам); 3.3.Приемка и оценка выполненных работ. Уборка рабочих мест. IV. Заключительный инструктаж: (10-20 мин.) 4.1.Подведение итогов урока: - выставление оценок или зачетов; - определение лучших ответов, работ. 4.2.Выдача домашнего задания: учебник Никишенко С.Л. «Нефтегазопромысловое оборудование»
Составил мастер п/о: Елисеев И.А. __________ План-конспект Назначение и способы освоения скважин Освоение скважин с помощью тартания Освоение скважин с помощью поршневания Замена скважинной жидкости на более легкую Освоение скважин с помощью компрессорного способа Освоение скважин закачкой газированной жидкости Освоение скважин с помощью скважинных насосов Назначение и способы освоения скважин Освоение скважины – это комплекс технологических операций по вызову притока и обеспечению ее продуктивности, соответствующей локальным возможностям пласта. После проводки скважины, вскрытия пласта и перфорации обсадной колонны, призабойная зона и поверхность вскрытого пласта бывают загрязнены тонкой глинистой взвесью или глинистой коркой. Воздействие на породу ударных волн широкого диапазона частот при перфорации вызывает необратимые физико-химические процессы в пограничных слоях тонкодисперсной пористой среды, в результате чего образуется зона с пониженной проницаемостью или с полным ее отсутствием. Цель освоения - восстановление естественной проницаемости коллектора. Операции по вызову притока и освоению скважины сводятся к созданию на ее забое депрессии, т. е. давления ниже пластового. Можно выделить шесть основных способов вызова притока:
- Тартание; - Поршневание; - Замена скважинной жидкости на более легкую; - Компрессорный способ освоения; - Освоение скважин закачкой газированной жидкости; - Освоение скважиными насосами. Перед освоением на устье скважины устанавливается арматура в соответ-ствии с применяемым способом эксплуатации скважины. В любом случае на фланце обсадной колонны должна быть установлена задвижка высокого давления для перекрытия при необходимости ствола скважины. Освоение скважин с помощью тартания Тартание - это извлечение из скважины жидкости желонкой, спускаемой на тонком (16 мм) канате с помощью лебедки. Желонка изготавливается из трубы длиной 8 м, имеющей в нижней части клапан со штоком, открывающимся при упоре на шток. В верхней части желонки предусматривается скоба для прикрепления каната. Диаметр желонки обычно не превышает 0,7 диаметра обсадной колонны. За один спуск желонка выносит жидкость объемом, не превышающим 0,06 м3. Тартание - малопроизводительный, трудоемкий способ с очень ограниченными возможностями применения, так как устьевая задвижка при фонтанных проявлениях не может быть закрыта до извлечения из скважины желонки и каната. Возможность извлечения осадка и глинистого раствора с забоя и контроля за положением уровня жидкости в скважине дают этому способу некоторые преимущества. Освоение скважин с помощью поршневания При поршневании (свабировании) поршень или сваб спускается на канате в НКТ. Поршень представляет собой трубу малого диаметра (25 - 37,5 мм) с клапаном, в нижней части открывающимся вверх. На наружной поверхности трубы (в стыках) укреплены эластичные резиновые манжеты (3 - 4 шт.), армированные проволочной сеткой. При спуске поршня под уровень жидкость перетекает через клапан в пространство над поршнем. При подъеме клапан закрывается, а манжеты, распираемые давлением столба жидкости над ними, прижимаются к стенкам НКТ и уплотняются. За один подъем поршень выносит столб жидкости, равный глубине его погружения под уровень жидкости. Глубина погружения ограничена прочностью тартального каната и обычно не превышает 75 - 150 м. Поршневание в 10 - 15 раз производительнее тартания. Устье при поршневании также остается открытым, что связано с опасностями неожиданного выброса.
Замена скважинной жидкости Замена осуществляется при спущенных в скважину НКТ и герметизированном устье, что предотвращает выбросы и фонтанные проявления. После бурения скважина заполнена глинистым раствором. Производя промывку скважины (прямую или обратную) водой или дегазированной нефтью, можно получить уменьшение забойного давления. При смене глинистого раствора (ρ1 = 1200 кг/м3) на нефть (ρ2 = 900 кг/м3) снижение давления составит всего 25 % от давления, создаваемого столбом глинистого раствора. Этим ограничиваются возможности метода. Замена жидкости проводится с помощью насосных агрегатов, а иногда буровых насосов. В некоторых случаях применяют дополнительно поршневание для отбора части жидкости из скважины и дальнейшего снижения забойного давления. Освоение скважин с помощью компрессорного способа Способ нашел широкое распространение при освоении фонтанных, полуфонтанных и частично механизированных скважин. В скважину спускается колонна НКТ, устье оборудуется фонтанной арматурой. К межтрубному пространству присоединяется нагнетательный трубопровод от передвижного компрессора. При нагнетании газа жидкость в межтрубном пространстве оттесняется до башмака НКТ или до пускового отверстия в НКТ, сделанного на соответствующей глубине. Газ, попадая в НКТ, разгазирует жидкость в них, и, давление на забое сильно снижается. Регулируя расход газа (воздуха), можно изменять плотность газожидкостной смеси в трубах, а следовательно, давление на забое Pз. При Pз < Pпл начинается приток, и скважина переходит на фонтанный или газлифтный режим работы. После опробований и получения устойчивого притока скважина переводится на стационарный режим работы. Освоение ведется с непрерывным контролем параметров процесса при герметизированном устье скважины. Способ наиболее безопасен и позволяет быстро получить значительные депрессии на пласт, что важно для эффективной очистки ПЗС. Однако применение компрессорного способа освоения ограничено в скважинах, пробуренных в рыхлых и неустойчивых коллекторах. В некоторых районах возникает необходимость освоения скважин глубиной 4500 - 5500 м, а увеличение глубины также ограничивает использование компрессорного способа.
Для полного использования пластовой энергии, выноса жидкости с забоя и возможных промывок скважин башмак НКТ опускают до верхних перфорационных отверстий. Чтобы оттеснить уровень жидкости до башмака НКТ, особенно при больших глубинах, нужны компрессоры, развивающие давление в несколько десятков мегапаскалей. Это осложняет освоение. Поэтому в колонне труб на заранее определенной глубине делают пусковое отверстие (пусковые муфты или пусковой клапан). Опускающийся в межтрубном пространстве уровень жидкости обнажает это отверстие, нагнетаемый газ поступает через него в НКТ и разгазирует столб жидкости выше отверстия. Чем больше давление, развиваемое компрессором, тем на большей глубине L может быть предусмотрено пусковое отверстие или башмак НКТ, а следовательно, больше ΔР при прочих равных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|