Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзистенциальная психодинамика




Ялом (Yalom, 1980) предлагает следующее определение экзистенциального консуль­тирования и экзистенциальной психотерапии: «Экзистенциальная психотерапия — это динамический подход к терапии, который сосредоточивается на беспокойствах, коре­нящихся в существовании индивидуума» (р. 5). В теории личности термин «динамика» употребляется в рамках концепции энергии или силы. Понятие «психодинамический конфликт» используется для описания столкновения между противодействующими силами. Фрейдистская модель динамического конфликта представляет собой модель столкновения между Эго и инстинктуальными сексуальными и агрессивными влечения­ми. Фрейд считал, что наиболее глубокие конфликты связаны с психосексуальными кон­фликтами, имевшими место на самых ранних стадиях развития индивидуума. Существу­ют два важных различия между экзистенциальной и фрейдистской психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вслед­ствие неизбежной конфронтации людей с данностями существования: смертью, свобо­дой, изоляцией и бессмысленностью. Во-вторых, экзистенциальная динамика не подра­зумевает принятия эволюционной или археологической модели, в которой «первое» яв­ляется синонимом «глубокого». Когда экзистенциальные консультанты и их клиенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспо­койствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах.

НОВОВВЕДЕНИЯ

Несмотря на то что экзистенциальные тревоги и конфликты неизбежно возникают в жизни, остается открытым вопрос, как людям удается справляться с предельными проблемами существования.

Смерть

Маленькие дети постигают сущность смерти, хотя их интеллект еще не позволяет им понять, что значит смерть. Ялом (Yalom, 1980) полагает, что дети затем отвергают свое первое знание о смерти. С целью отвержения этого знания дети убеждают себя в том, что смерть является временной, дети не умирают, «я не умру, потому что я особен­ный», в последний момент на помощь придет спаситель. Примирение с неизбежностью смерти — главная задача, связанная с развитием; с этой задачей некоторые дети справ­ляются лучше, чем другие. Незащищенность от смерти может быть и благом, и злом. Незащищенность от смерти может быть в определенной степени полезной для детей, если у них имеются ресурсы Эго, хорошие гены, а рядом есть благосклонные взрослые, способные справляться с возникающей у них самих тревогой, связанной со смертью. Однако незащищенность от смерти может быть травмирующей, когда перечисленные факторы присутствуют в недостаточной степени. Смерть родных братьев и сестер, а также родителей может быть особенно пугающей, и имеющихся у детей ресурсов мо­жет оказаться недостаточно для того, чтобы совладать со страхом. Проведенные ис­следования показали, что пациенты и с невротическими, и с психотическими расстрой­ствами теряли родителей чаще, чем люди со здоровой психикой. От степени принятия смерти, характерной для данной культуры, также зависит то, насколько сильную тре­вогу породит смерть и у взрослых, и у детей.

От того, в какой форме родители рассказывают своим детям о смерти, зависит осо­знание детьми этого понятия и степень принятия ими смерти. Дети часто загоражива­ются от смерти дезинформацией, отрицанием, сказками, эвфемизмами и убеждениями, что дети не умирают. Дети не игнорируют проблему, связанную со смертью, так же как и проблему, связанную с сексом, но при недостатке сведений обращаются к другим источникам информации, имеющим различную степень надежности. В западных куль­турах не разработаны никакие реальные руководящие принципы того, как родители должны доносить до сознания детей знание о смерти.

Свобода

Акцент, который делается в настоящее время на свободе и ответственности как на экзистенциальных проблемах, обусловлен разрушением традиционных систем убежде­ний, религий, ритуалов и правил. В двадцатом веке происходил быстрый распад структур и ценностей. Воспитание, при котором очень многое разрешается, привело к тому, что у многих молодых людей появилась потребностью выбирать, но они не усвоили, как и что надо выбирать. Многие оказались не готовы к свободе, которую они получили. Часто при столкновении с экзистенциальным фактом ответственности за свою жизнь люди плохо понимают его. В наше время люди уделяют меньшее внимание тому, что они должны делать; акцент перенесен на то, что они хотят делать. Живя в переходный период меж­ду старым и новым восприятием мира, многие люди не сумели научиться, как желать, как проявлять волю, как принимать решения и оставаться им верными.

Изоляция

Перемены в сфере культуры и технологий играют большую роль в создании меж­личностной изоляции. В Соединенных Штатах и других западных странах наблюдает­ся разрушение общинных связей. Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить церк­ви, местные магазины; все реже встречаются соседи, которые знают друг друга, семей­ные доктора и так далее. Возникновение внутриличностной изоляции обусловлено затруднениями и фрустрацией, которые имеют место на начальном этапе жизни и угро­жают какому-либо жизненно важному аспекту зарождающегося у индивидуума чув­ства «Я». Экзистенциальная изоляция тесно связна с межличностной изоляцией. Многие люди не в состоянии развивать внутреннюю силу, чувство уверенности в себе и своей самобытности, которые позволили бы им противостоять экзистенциальной изо­ляции. Никогда не получавшие подлинную, стимулирующую рост любовь, они не зна­ют, как предложить ее другим. Если характеризующиеся преданностью и аутентичнос­тью отношения консультант — клиент помогают клиентам в противостоянии экзис­тенциальной изоляции и в примирении с ней, можно с уверенностью сделать вывод, что клиенты испытывали недостаток в таких отношениях в своем прошлом.

Бессмысленность

Многие факторы современной культуры способствуют ослаблению ощущения смыс­ла жизни у людей (по сравнению с их предками в доиндустриальном сельскохозяй­ственном мире). Во-первых, раньше смысл жизни предлагался религией, теперь же большинство людей не верят в религию и не ходят в церковь. Во-вторых, урбанизация и индустриализация способствуют ослаблению ощущения смысла жизни, которое раньше поддерживалось посредством контакта с природой. В настоящее время большинство людей потеряли некогда тесную связь с циклическими природными изменениями, каса­ющимися и земли, и животных, выращиваемых на фермах. В-третьих, наиболее совре­менные люди больше не входят в сельские общины и не играют в них заметной роли, а вместо этого часто живут в относительно безличных городских общинах. В-четвертых, многие современные люди отчуждены от своей работы и чувствуют, что они участвуют в решении малоинтересных механических и рутинных задач. В-пятых, внимание современ­ных людей меньше поглощают основные потребности (типа получения продовольствия, крова и воды), удовлетворение которых необходимо для выживания. Находясь в боль­шей безопасности и имея больше свободного времени, люди все чаще сталкиваются с пропастью бессмысленности. Время, которым располагают люди, представляет собой время, занятое решением проблем, которые связаны с поисками смысла жизни. Кроме того, в периоды экономических спадов многие люди оказываются лицом к лицу с безра­ботицей, что также влечет за собой потерю смысла. В-шестых, современные люди стоят перед возможностью ядерного уничтожения и глобального разрушения окружающей среды. Если мир не собирается длиться, зачем себя утруждать?

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНО

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...