Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты рыночной экономики.




Вопрос 1. Экономическая система: понятие, элементы, классификация

 

Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, которые совершаются в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:


  • социально-экономические отношения;

  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

  • хозяйственный механизм;

  • система стимулов и мотиваций участников;

  • экономические связи между предприятиями и организациями.


Классификация:

1) Современная экономическая рыночная система.

Отличительные черты:


  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

  • рост уровня образования (послешкольное);

  • новое отношение к труду (творческое);

  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).


2) Традиционная рыночная система

Отличительные черты:

 


  • крайне примитивные технологии;

  • преобладание ручного труда;

  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.


3) Административно-командная система(плановая)

Основные черты:

 


  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;

  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.


Основные черты хозяйственного механизма:

 


  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.


Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.

4) Смешанная система

Отличительные черты:

 


  • приоритетность рыночной организации экономики;

  • многосекторность экономики;

  • государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

  • социальная защита населения.


Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.

 

^ 2 вопрос: Рыночная экономика и ее характерные черты.

Субъекты рыночной экономики.

Экономические ресурсы в рыночной экономике
Классическая рыночная экономика существовала в развитых ныне странах с XVIII века до первых десятилетий XX века. Данная стадия рыночной экономики характеризуется такими признаками, как:

• наличие частной собственности на экономические ресурсы;

• свободная конкуренция, обеспечивающая беспрепятственный вход на рынок, перелив капитала из одной отрасли экономики в другую;

• наличие множества независимых производителей, самостоятельно решающих, какую продукцию производить, в каком количестве, посредством каких технологий и кому их реализовывать;

• наличие множества независимых потребителей, принимающих самостоятельный выбор: какую продукцию покупать и у каких товаропроизводителей;

• личная свобода всех участников рынка (включая рабочую силу), которая позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда;

• стихийный характер установления цен под влиянием спроса и предложения;

• эквивалентный обмен по стоимости;

• ориентация предпринимателей на максимизацию прибыли, заставляющая их экономить ресурсы, внедрять новую технику, поддерживать рабочую силу в нормальном состоянии.

Таким образом, классическая рыночная экономика стихийно развивается на основе частной собственности и не предусматривает государственного регулирования экономики. Классическая рыночная экономика обеспечивала существенное развитие оборудования и самого человека на первых этапах развития рынка. Однако в начале XX века такой хозяйственный механизм уже не соответствовал новым потребностям.
Под рыночной экономикой обычно понимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется, главным образом, через рынок. Существует множество определений рынка, но все они сводятся к тому, что он является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Для функционирования рынка требуются, прежде всего, наличие и реализация многообразных форм собственности (частной, муниципальной, кооперативной, государственной и др.). Важным условием является создание рыночной инфраструктуры. Последняя включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования:

1) товарных бирж;

2) оптовой и розничной торговли;

3) маркетинговых служб.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу таких факторов производства как земля, труд, капитал. Под землей понимается не только непосредственно сама земля, которая используется фермерами и предпринимателями, но и добываемое из недр земли или же «снимаемое» с земли сырье, например хлопок. Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Такой фактор производства, как капитал, представляет собой средства производства, здания, сооружения, станки, оборудование, а также денежные средства, необходимые для приобретения средств производства. Предпринимательский талант, которым обладает человек, организующий производство товаров и услуг, принимающий решения, какие товары и услуги производить, а также владеющий особенным талантом — брать риск на себя, своевременно внедрять новую технику, технологию, инновационные методы организации производства, новые товары.

Финансовый рынок представляет собой форму движения денежных средств. Финансовый рынок — это сфера отношений между продавцами и покупателями денежных ресурсов и инвестиционных ценностей. Он включает в себя денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке происходит движение краткосрочных обязательств, а на рынке капиталов — среднесрочных и долгосрочных обязательств. Товарами на финансовом рынке выступают внутренняя, национальная валюта, ценные бумаги, кредиты банков, иностранная валюта, золото.

Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Эти основные три вида рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты. Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);

2) по географическому положению (местный, национальный, мировой);

3) по степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);

4) по отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);

5) по характеру продаж (оптовый, розничный).

Рынок — это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии всех тех, кто принимает экономические решения.

Рынок обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она сдерживает частные интересы, направляет их на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно.

К преимуществам рыночного механизма экономисты относят:

• эффективное распределение ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, на которые предъявляется спрос;

• гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

• оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии;

• свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей;

• способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но рыночному механизму присуща и ограниченность, которая:

• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

• не обеспечивает защиту окружающей среды.

• не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (дорог, дамб, общественного транспорта, образования, здравоохранения и т.д.);

• не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода, рыночный механизм воспроизводит существенное неравенство;

• не ориентирована на производство социально-необходимых товаров;

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей.

Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей.

В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции и снижении затрат.

В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательской деятельности. Начиная с середины 70-х гг., наряду с крупными корпорациями, важную роль в рыночной экономике ведущих стран Запада стал играть мелкий бизнес. Эта организационная структура оказалась довольно гибкой, мобильной и чутко реагирующей на быструю смену запросов потребителей, на необходимость внедрения новых технологических возможностей, на широкое использование творческого потенциала отдельной личности. Мелкий бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с крупными корпорациями, государством и профсоюзами.

В-пятых, в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.

В-шестых, современной рыночной экономике присущ энерго- и материалосберегающий характер.

В-седьмых, идет процесс формирования «услугоемкой» экономики. Более 60% стоимости ВВП США составляет стоимость услуг.

В рыночной экономике выделяют следующие основные экономические (хозяйствующие) субъекты.

Домохозяйство — это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая 1) самостоятельно принимает решения, 2) является собственником какого-либо фактора производства, 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности.

Фирма — это экономическая единица, которая

1) самостоятельно принимает решения,

2) стремится к максимизации прибыли,

3) использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.

Под г осударством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство — государственный. Все эти основные хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.

Экономические ресурсы
ограничены и эта ограниченность порождает фундаментальную экономическую проблему выбора: какие товары и услуги должно производить общество, располагая ограниченным количеством земли, труда и капитала?

Выпуск каждой дополнительной единицы любого товара Х может быть налажен только путем использования определенного набора факторов производства. Но вследствие ограниченности ресурсов, то количество экономических ресурсов, с которых произведена эта единица товара Х, не может быть использовано для выпуска другого товара, например товара Y. Все, что общество могло бы получить, но из-за ограниченности ресурсов не получило и упустило такую возможность составляют издержки, точнее издержки упущенной возможности. Если для производства одной единицы товара Х, необходимо отказаться от изготовления 3 единиц товара Y, то эти невыпущенные, упущенные 3 единицы товара Y определяют издержки упущенной возможности производства единицы товара Х. В общем случае, издержки упущенной возможности — это издержки использования ресурсов для какой-то определенной цели, измеренные с точки зрения выгоды, упущенной вследствие неиспользованная этого набора ресурсов иным альтерн3 Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма

Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Термин «рынок» используют для обозначения всей рыночной экономики, экономических отношений, охватывающих и сферу обмена, и сферы производства, потребления. Это очень сложное образование. Правильнее говорить о рыночной системе, которая включает в себя многообразные виды рынков, связанных между собой.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям:

1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг, в свою очередь подразделяющийся на рынок средств производства, рынок предметов потребления, рынок информации; финансовый рынок, объединяющий инвестиционный, кредитный рынки, а также рынок ценных бумаг, денег; рынок труда.

2) По географическому положению: местный; региональный; национальный; мировой.

3) По степени ограничения конкуренции: свободный; монополистический; олигархический; смешанный.

4) По отраслям производства: зерновой; автомобильный и т.д.

5) По характеру продаж: оптовый, розничный.

6) С точки зрения соответствия действующему законодательству: легальный (законный); нелегальный (теневой).

Современный рынок характеризуется развитой инфраструктурой – совокупностью учреждений, фирм, которые обеспечивают успешное функционирование рыночных отношений. Инфраструктура призвана облегчить участникам рыночных отношений реализацию их интересов и обеспечить цивилизованный характер их деятельности.

Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, торговыми предприятиями, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами.

Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды, биржи труда, миграционные службы и т.д.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом. Координацию же всех независимо принимаемых решений осуществляет рыночный механизм. Он обеспечивает как доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, так и увязку этих решений через систему цен и конкуренцию. Рыночный механизм «наводит порядок в потенциальном хаосе», прежде всего, через цены. Цены выступают сигналом, дающим информацию об условиях на рынке как для потребителей, так и для производителей. Цены рассматриваются организующей силой в рыночной экономике.

Важную роль в рыночном механизме играет конкуренция. Она направляет частные интересы на производство общественно необходимых товаров. Конкуренция приводит к тому, что ограниченные ресурсы используются более полно и эффективно. Они устремляются в те отрасли, которые производят необходимую для потребителя и рентабельную для производителя продукцию. Нерентабельные же предприятия лишаются возможности получать ограниченные ресурсы. Конкуренцию называют основной регулирующей и контролирующей силой в рыночной экономике.

Рынок выполняет важные функции:

- во-первых, через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы, ЧТО производить, КАК производить, ДЛЯ КОГО производить;

- во-вторых, через рынок устанавливается связь производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом. Он покупает необходимые ему для жизни или собственного производства товары, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо рабочую силу;

- в-третьих, через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки;

- в-четвертых, важнейшей функцией рынка является установление цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и, как следствие этого, - равновесная цена;

- в-пятых, рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, у которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получит прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных.

Рынок имеет достоинства и недостатки.

Положительными чертами рынка являются:

- гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

- оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли;

- независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т.д.;

- способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.

Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы:

- рынок не гарантирует права на труд и доход, более того: рыночная система воспроизводит существенное неравенство;

- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

- не обеспечивает защиту окружающей среды;

- рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т.п.);

- рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.

Решение перечисленных выше проблем берет на себя государство.

ативным путем. 4 Рыночные структуры и их типы Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объема выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли. Исходя из представленных характеристик можно дать опре­деления различных типов рыночных структур: совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ­водителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополи­стическими рынками; чистая монополия — тип рыночной структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену; монополистическая конкуренция — тип рыночной структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция; олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж). Каждая из этих рыночных структур отличается разной сте­пенью рыночной власти отдельного производителя, которая на­ходится в обратной зависимости от степени развития отноше­ний конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если ры­ночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителязаключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену произво­димой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыноч­ной власть отдельного продавца будет обусловлена особенно­стями организации рыночной структуры и зависима от следую­щих факторов: доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложе­ние, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену; степени ценовой эластичности спроса на продукцию фир­мы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны по­требителей своей продукции, тем больше у нее возможно­сти для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть; наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыноч­ную власть данной фирмы; особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникнове­ния рыночной власти у функционирующих в отрасли про­изводителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене. Выше были определены главные источники рыночной вла­сти. Специфические условия функционирования фирм при со­вершенной конкуренции, чистой монополии, монополистиче­ской конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...