Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внебюджетные фонды в системе государственных финансов. Структура, функции, источники формирования внебюджетных фондов




В состав бюджетной системы входят государственные внебюджетные фонды. Внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Система ВБФ социальной направленности включает в себя три фонда: ПФ, ФСС и ФОМС.

Государственный ВБФ – это фонд денежных средств образуемый из внефедерального бюджета и бюджета субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, соцстрах, охрану здоровья и мед помощь.

Внебюджетные социальные фонды являются самостоятельным финансово-кредитным учреждением и организует процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели в регламентируемых государством. ПФ РФ является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. Средства бюджета ПФ направляются на:

- выплату трудовых пенсий - пенсий военнослужащим - пенсий по инвалидности - компенсации пенсионерам - материальная помощь престарелым и инвалидам - пособия на детей в возрасте 1,5 до 6 лет - одиноким матерям - иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном Пенсионном страховании.

За счет средств пенсионного фонда финансируются различные программы по социальной поддержки инвалидов, пенсионеров, детей; осуществляются единовременные денежные выплаты. Доходами бюджета ПФ является поступление части ЕСН, доходы от обслуживания счетов ПФ банками, пени и финансовые санкции, средства федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц.

ЕСН предназначен для мобилизации средств, для реализации прав граждан на государственные пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. ЕСН имеет целевую направленность. Его характерной чертой является безвозмездность. Взимание этого налога предполагает предоставление эквивалентного по объему социального обеспечения налогоплательщикам или третьим лицам.

Налогоплательщиками признаются ЕСН:

- лица, производящие выплаты физическим лицам – организации, индивидуальные предприниматели и физические лица не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

- индивидуальный предприниматель.

ФСС признан способствовать материальному обеспечению лиц по ряду причин, не участвовавших в трудовом процессе. Основные задачи ФСС:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, санаторно-курортного лечения и оздоровление работников и членов их семей, а также и других целей государственного социального страхования предусмотренных законодательством.

- участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих устойчивость фондов.

Средства фонда образуются за счет сумм ЕСН, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за счет добровольных взносов граждан и юридических лиц, за счет ассигнования федерального бюджета на покрытие расходов связанных с предоставлением льгот лицам пострадавшим в следствии радиационных аварий на атомных объектах.

ФОМС. Обязательное мед страхование является составной частью государственного соц страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях соответствующих программ. Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджета и не подлежат изъятию. За неработающих граждан взносы выплачивают органы исполнительной власти в пределах средств предусмотренных соответствующим бюджетом на здравоохранение.25 Банковская система России: отличительные черты, этапы формирования, структура и тенденции развития. Стратегия развития банковского сектора экономики.

Под банковской системой подразумевается исторически сложившаяся и законодательно закрепленная система организации банковского дела в стране. Включает в себя все банковские и небанковские институты, выполняющие отдельные банковские операции.

Современные банковские системы, как правило, двухуровневые: первый уровень – ЦБ РФ, второй уровень – все виды коммерческих банков и другие кредитные организации, лицензированные ЦБ РФ.

Этапы формирования системы

Современная российская банковская система берет свое начало с конца 80-х годов XX века. Начало реформы банковского сектора экономики относится к 1987 г., когда правительственным постановлением Госбанк СССР (ГБ) лишался своих монопольных функций. До Октябрьской революции - четырехъярусная структура кредитной системы: Центральный банк, Система коммерческих и земельных банков, Страховые компании, Ряд специализированных институтов.

В декабре 1917 г. банковское дело было объявлено государственной монополией, а все коммерческие кредитные учреждения были объединены с Государственным банком.

В период НЭПа произошло возрождение кредитной системы. Представлена она была только двумя главными ярусами: Госбанком в качестве ЦБ и разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных, коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами. Все они базировались на кредитно-золотой основе и денег и обслуживали потребности рыночного хозяйства.

В 30е произошла реорганизация кредитной системы. Остался только один Центральный ярус, который включал в себя Госбанк, Строительный банк и банк для внешней торговли. Результатом такой реорганизации стало лишение смысла понятия "кредитная система", оно было заменено понятием "банковская система". Экономическая же сущность кредита, суть его рыночного механизма была утеряна. Вместо разветвленной системы остались 3 банка и система гострудсберкасс. Госбанк, будучи эмиссионным институтом, в то же время являлся центром краткосрочного кредитования и осуществления кассового и расчетного обслуживания хозяйства. Госбанк обладал практически полной монополией на кредитные ресурсы. На его счетах аккумулировались все свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд.

1-й этап реформы банковской системы 1988-1990 гг. (подготовительный)

Летом 1988 г. был принят Закон о кооперации в СССР, предусматривающий возможность создания кооперативных банков и обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью. Разработка и принятие в декабре 1990 г. законов РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР", а также принятие в 1991 г. ЦБ РСФСР ряда нормативных документов по регулированию деятельности КБ положили начало новому этапу качественных преобразований банковской системы России. Главный итог I этапа - создание двухуровневой банковской системы.

2-й этап реформы банковской системы начинается с 1991 г. и длится по настоящее время, но включает подэтапы, имеющие собственные качественные характеристики.

1991 г. - август 1995 г. - характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор. Банки интенсивно наращивали свои активы. Однако система была слабой и неустойчивой, что проявилось в кризисе рынка межбанковских кредитов (МБК), выразившемся в массовой неплатежеспособности банков. Этот период становления банковской системы рыночного типа завершился первым банковским кризисом в августе 1995 г.

Август 1995 г. - август 1998 г. Период характеризуется существенной трансформацией кредитной системы России, проявившейся в следующем: сокращение числа КБ; устойчивый рост числа крупных кредитных организаций с объявленным уставным капиталом свыше 30 млрд. руб.; усиление концентрации и централизации банковского капитала; совершенствование банковского законодательства путем обновления действовавших законов "О Центральном банке (Банке России)", "О банках и банковской деятельности") и принятия новых; активизация деятельности ЦБ РФ по повышению надежности банковской системы, ужесточение системы банковского контроля и надзора.

Причины и факторы кризиса августа 1998 г.

Внешние факторы: кризисы на международных финансовых и товарно-сырьевых рынках (падение мировых цен на нефть), миграция международного спекулятивного капитала (в т.ч. уход иностранного капитала из России).

Внутренние факторы: неадекватная денежно-кредитная политика государства, слабость механизмов контроля за финансовым рынком страны.

Причины: недостаточность капитала КО; недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками (особенно Кредитными и валютными); ориентация банковского менеджмента на спекулятивные операции на финансовых рынках и ограниченность кредитования реального сектора экономики; активный рост заимствований российских банков на международных финансовых ринках в силу ограниченности возможностей наращивания ресурсной базы в России; высокая зависимость КО от бюджетных средств. Повод к началу кризиса: дефолт по ГКО-ОФЗ и девальвация рубля.

Последствия кризиса августа 1998 г.:

сокращение количества КО; удар по ресурсной базе КО; убытки банковской системы (без СБ РФ) с 1.08.98 по 1.01.99 составили около 30 млрд. руб.; резко снизилось доверие как к КО, так и к Банку России и Правительству страны.

С августа 1998 г. и до настоящего момента.

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ:

Укрупнение банковского капитала

Сокращение числа банков

Переориентация банковских операций на фондовом рынке с «игровых» на инвестиционные

Повышение доверия к банковской системе со стороны населения

увеличение объема выдаваемых потребительских кредитов

Техническое совершенствование банковской системы

В Законе «О банках и банковской деятельности» определяются основные моменты регулирования банковской системы России, правовые основы банковской деятельности, экономическое содержание банковской деятельности как вида предпринимательской деятельности. В данном законе определены виды операций, относимых к банковским: привлечение денежных средств во вклады, размещение заемных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгметаллов, выдача банковских гарантий, осуществление переводов денежных по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов). Также законом определен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковских операций и основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Оговорены вопросы ликвидации или реорганизации КО.

 

2. Банк России: статус, функции, организационная структура. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» (Банке России)

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» и другими федеральными законами.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. ЦБ обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России подотчетен Государственной Думе. Органы всех уровней не могут вмешиваться в деятельность ЦБ. Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций.(кроме Сбербанка и некоторых зарубежных банков).

Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. При этом получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями и Правительством РФ: предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами; покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке; покупать и продавать иностранную валюту; покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; проводить расчетные, кассовые и депозитные операции; открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях и другие банковские операции. Банк России не имеет права: осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковских операций, и физическими лицами, за исключением отдельно оговоренных случаев.

Высшим органом управления является Совет директоров.

Законно оговаривает вопросы организации наличного денежного обращения в РФ.

Банк России совместно с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, целями которой являются достижение финансовой стабилизации; снижение темпов инфляции; укрепление курса национальной валюты; обеспечение устойчивости платежного баланса страны; создание условий для стимулирования экономического роста.

Банк России представляет интересы РФ во взаимоотношениях с ЦБ иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

ЦБ РФ осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций. Устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций.

Банк России.

Банк России является главным банком страны. В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, ГК РФ, Федеральным законом «О ЦБ РФ».

Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):

Банк России является юридическим лицом;

Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти;

ЦБ РФ - особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения;

Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью;

Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах;

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя таких обязательств;

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ.

Комплекс основные функций Банка России закреплен в Конституции РФ (ст. 75):

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным Банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального Банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» выделены следующие функции БР:

1. разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6. осуществляет государственную регистрацию, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

9. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач; 10. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; 11. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации; 12. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 13. проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а такжевыполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Организационная структура Банка России.

Внешним органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. Состав Совета директоров: Председатель Банка России и 12 членов, срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года. Кандидатуру Председателя ЦБ РФ утверждает Государственная Дума по представлению президента РФ. При Банке России действует Национальный банковский совет, состоящий из представителей Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ, министров финансов и экономики, экспертов – всего 12 человек. Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

3. Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банка.

Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

• предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

• защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

• не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

• способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Банковский надзор представляет собой систему мероприятий, проводимых надзорным органом в рамках действующего законодательства с целью реализации функций банковского надзора. Банковский надзор осуществляется на базе ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», ФЗ «О банках и банковской деятельности», нормативных актов Банка России.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора: 1). под эгидой Центрального Банка; 2). ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция); 3). независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия); 4). смешанный тип организации, например в США

Основные цели банковского надзора:

1) Защита мелких вкладчиков от мошенничества и плохого управления.

2) Защита клиентов банка от «системных» рисков.

3) Защита государственного страхового фонда, в котором существует система государственного страхования депозитов.

Задачи банковского надзора:

1) Обесп-е эф-ти и надежн-и работы банков и способ-ти удов-ть потр-ти клиентов.

2) Обесп. соблюдения законов и установл. правил ведения банковского дела.

3) Обеспечение соответствия деятельности банков денежно-кредитной, валютной и финансовой политики государства.

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), на практике преобладает сочетание того и другого методов:

Прямой

Лицензирование банковской деятельности: -выдача лицензий; - отзыв лицензий

Текущий надзор: - за соблюдением требований по выполнению обязательных норм; - контроль над отдельными банковскими операциями; - жесткая система отчетности и аудита; - анализ и оценка финансового состояния КО; - принятие мер воздействия

Защитный:

- относительная свобода лицензирования, рекомендательно – совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков; - возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки; - отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ; - создание системы соморегулируемых организаций

Механизм осуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные. Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки. Экономические методы оказывают в основном косвенное взаимодействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков). Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением. Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков (инструктивные материалы ЦБ РФ и нормы межд. права). Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением законодательства и инструкций ЦБ. В системе надзора выделяют регистрацию и лицензирование КО, текущий надзор и отзыв лицензии на банковскую деятельность.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право осуществлять меры воздействия на КО двух типов – предупредительные и принудительные. Основные меры воздействия: применение штрафных санкций; назначение временной администрации для управления проблемным банком; отзыв лицензии на право осуществления банковской деятельности.

4. Платежная система России. Структура платежного оборота.

К расчетным операциям комм./б относятся опер. по п/пор, п/треб/, чекам, аккредитивам, векселям и кред.карточкам. Порядок проведения этих операций включает их документальное оформление, документооборот, учет и контроль. Правила установленные ЦБ РФ, обязательны для предприятий всех форм соб-ти. Задачами ЦБ в организ плат системы страны я-ся: 1)поддержание стабильности фин системы 2) обеспечен эффективного функ-ния платеж системы. 3) проведение ден-кред пол-ки П/треб. - это расчетный док-т, сод. требование получателя средств плательщику об уплате опред. суммы через банк. Различ. п/т с предварит. и последующим акцептом.П/пор- расчетный документ, содержащий поручение плательщика банку о перечислении с его счета опред.суммы на счет получателя.Расч. чек - документ, содержащий поручение чекодателя банку о перечислении с его счета опред суммы на счет чеко держателя. Аккредитив - поручение банка покупателя банку поставщика за отгруж. товар или оказ. услуги на условиях, предусмотр.в аккредитивном заявлении покупателя. Контроль за правильностью совершения расчетов между хозорганами осуществляют сами коммерческие банки и их учреждения. РКЦ контролирует правильность и полноту завершения расчетов (взаимная выверка счетов). Для нормального проведения расчетов КБ должны поддерживать кредитовые остатки на своих счетах.

5. Организация безналичных расчетов.

Безналичные расчеты представляют собой расчеты путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты осуществляются на базе определенных принципов.

- правовой режим осуществления расчетов и платежей; - осуществление расчетов по банковским счетам; - наличие распоряжения или акцепта (согласия) владельца счета на списание КО средств с его счета; -соблюдение установленных законодательно сроков платежей; - исполнение платежных документов при наличии средств на счете плательщика; - взаимный контроль между участниками расчетов.

Основными формами безналичных расчетов являются:

-расчеты платежными поручениями – преобладающая форма расчетов; -расчеты платежными требованиями (по инкассо) – применяется в случае поручения банку получить платеж с третьего лица; -расчеты чеками – в РФ применяется незначительно;;-расчеты аккредитивами – в РФ применяется незначительно; -платежные карты; -вексельные расчеты.

Расчеты платежными поручениями - это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (далее — банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее — банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (далее — исполняющий банк). Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Безналичные расчеты с использованием вексельной формы расчетов представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа – векселя.

Система безналичных расчетов охватывает расчеты: -для клиентов банка – юридических и физических лиц; -межбанковские расчеты; -международные расчеты

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа распоряжение;

- плательщика - о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;

- получателя (взыскателя) - на списание денежных средств со счета плательщика и вычисление их на счет, указанный получателем платежа.

К расчетным документам относятся: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования; инкассовые поручения. Безналичные расчеты осуществляются через КО и/или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (субсчета).

Ведущую роль в организации бесперебойного и надежного функционирования системы расчетов играет Банк России. Он осуществляет расчетно-кассовое обслуживание кредитных учреждений через систему расчетно-кассовых центров (РКЦ). Банки открывают в одном из РКЦ корреспондентский счет, через который осуществляется их обслуживание, филиалы банков имеют корреспондентские субсчета.

6. Система межбанковских расчетов

Межбанковские расчеты – это система безналичных расчетов между кредитными организациями. Межбанковские расчеты осуществляются на основе Положения "О безналичных расчетах в Российской Федерации" № 2-П от 12.04.2001 г.

Функции межбанковских расчетов:

1.размещение денежных средств в виде депозитов и кредитов

2.переучет векселей друг у друга и в ЦБ

3.покупка/продажа ценных бумаг

4.предоставление централизованных кредитов

5.расчетно-кассовое обслуживание клиентов по поручению друг друга на основе корреспондентских отношений

Расчеты могут производиться через: - платежную систему Банка России; - кредитные организации по корреспондентским счетам "ЛОРО" и "НОСТРО"; - небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции (клиринговые палаты); - внутрибанковскую расчетную систему (счета межфилиальных расчетов).

Для осуществления расчетов заключаются договора между кредитными организациями и открывается корреспондентский счет. Корреспондентский счет – банковский счет кредитной организации, на котором отражаются расчеты, произведенные одной кредитной организацией по поручению другой кредитной организации на основе заключенного договора. Корсчет может быть открыт в подразделении расчетной сети Банка России (30102 А) или в другой кредитной организации.

 

26 Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

 

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государстве<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...