Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности ведения налогового учета в организации




Принципы и основы организации учета.

Бухгалтерский учет. Книга учета доходов и расходов. Дополнительный учет.

Общая характеристика бухгалтерского учета

Определение, основные задачи и функции БУ.

Пользователи бухгалтерской информации.

Основные принципы и требования, предъявляемые к БУ.

1. БУ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального оформления учета всех хозяйственных операций. (ФЗ «О БУ №129 ФЗ от 21.11.96)

БУ является важным звеном в формировании экономической политики предприятия, одним из главных механизмов управления производством и сбытом продукции.

БУ обязаны вести все предприятия, находящиеся на территории РФ, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Основными задачами БУ являются:

1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской информации.

2) Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3) Предотвращение отрицательных результатов ХД организации.

4) Выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

 

Функции БУ:

1. Контрольная – контроль за сохранностью, наличием и движением имущества предприятий.

2. информационная –

3. обеспечение сохранности имущества

4. функция обратной связи – означает, что БУ формирует и передает информацию обратной связи, т.е. информацию о фактических параметрах развития объекта управления.

5. аналитическая функция позволяет вскрыть имеющиеся недостатки, наметить пути совершенствования всех направлений ХД.

 

2. Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на три группы:

- администрация организации – это совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

- сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом – это инвесторы, банки, поставщики и кредиторы. Они пользуются информацией, находящейся в бух отчетности. На основании данных отчетности они делают выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности организации.

- сторонние пользователи информации с косвенным финансовым интересом – налоговые органы, казначейство, аудиторские фирмы, Госкомстат. Проверяют правильность начисления и уплаты налогов.

 

3. К основным принципам БУ относятся:

- принцип целостности – предполагает, что данные БУ представляют единую систему, принимаемую предприятием в процессе его деят-ти.

- принцип двойной записи – двойственная непрерывность отражения хоз-ных явлений, фактов и операций, которая предопределена использованием двойной записи по счетам, т.е. одновременно и на одинаковую сумму по дебету одного и кредиту другого счета.

- принцип объективности (регистрации) – означает, что все хоз-ные операции должны находить отражение в БУ, если они зарегистрированы на протяжении всех этапов учета оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

- принцип оценки затрат предприятия – это отражение затрат в учете, балансе и отчетности по фактической себестоимости в момент их использования в производстве.

- принцип конфиденциальности – содержание внутренней и учетной информации – коммерческая тайна, за разглашение которой предусмотрена законодательно установленная ответственность.

- принцип преемственности – разумная приверженность национальным традициям своей науки и практики.

 

Требования:

1. полноты

2. осмотрительности – большая готовность к признанию в бух учете расходов и обязательств, чем возможный доходов и активов.

3. приоритета содержания перед формой – отражение в бух учете фактов ХД исходя не столько из их правовой формы, а сколько из экономического содержания фактов.

4. требования непротиворечивости – соотношение данных синтетического и аналитического учета.

5. рациональности – рациональное ведение бух учета исходя из объемов деятельности.

 

Предмет и метод бухгалтерского учета

Предмет (объекты) БУ.

Классификация активов и источников их образования.

Методы БУ.

1. Предметом БУ явл-ся хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.

Объектами БУ явл-ся имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Имущество организации – это основные средства, НМА, финансовые вложения, производственные запасы, денежные средства и прочие финансовые активы.

Обязательство – это задолженность организации на отчетную дату, которая является следствием совершившихся проектов ее ХД и расчеты по которой должны привести к оттоку активов (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы).

Хозяйственные операции – это отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании средств, а также в составе и назначении источников этих средств.

 

2. В зависимости от состава и размещения имущество организации разделяют на 2 группы: внеоборотные и оборотные активы.

 

Классификация активов по составу и размещению

 

I. Внеоборотные активы – это активы, которые многократно участвуют в процессе ХД до тех пор, пока полностью не перенесут свою стоимость на производимую продукцию.

1.Основные средства – это средства труда, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг в течении более одного года.

2.НМА – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но имеющие стоимостную оценку и приносящие доход (товарный знак, программы ЭВМ)

3.доходные вложения в материальные ценности – это вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и др. ценности, имеющие материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (аренда, прокат, лизинг)

4.капитальные вложения – это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструментов и прочие затраты.

5.долгосрочные финансовые вложения – вложения денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение выгод в течение периода, превышающего 1 год.

II. Оборотные активы – это совокупность денежных и материальных средств, однократно участвующих в производственном процессе и полностью переносящих свою стоимость на готовый продукт.

1.Материальные оборотные средства – это объекты, использование которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла, либо в течение относительно короткого календарного периода времени (не более 1 года). (Сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция, запасные части).

2.денежные средства – это сумма наличных денежных средств в кассе предприятия, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном счете и прочие.

3.краткосрочные финансовые вложения – это вложения на срок не более 1 года в доходные активы других предприятий.

4.Средства в текущих расчетах – включают различные виды дебиторской задолженности, под которой понимаются долги других предприятий или лиц данной организации (НАМ ДОЛЖНЫ).

 

Классификация активов по источникам образования

 

I. Собственный капитал – это чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов организации и ее обязательствами.

1.уставный капитал – совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности.

2.добавочный капитал – образуется за счет прироста стоимости внеоборотных активов.

3.резервный капитал – создается за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли и предназначен для покрытия убытков.

4.нераспределенная прибыль – чистая прибыль или ее часть, нераспределенная в виде дивидендов между учредителями, а направленная на накопление имущества предприятия или пополнения его оборотных средств..

5.целевое финансирование и поступление – средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения.

II. Заемный (привлеченный) капитал – представляет собой средства, привлекаемые предприятием со стороны для финансирования своей деятельности.

1.кредиты банка – денежные средства, предоставляемые банком на определенный срок и на определенные цели, на возвратной основе, с уплатой % за пользование кредитом.

2.заемные средства – это полученные от других организаций займы под векселя и другие обязательства.

3.кредиторская задолженность – это задолженность данной организации другим организациям или лицам. (МЫ ДОЛЖНЫ).

 

3. Метод БУ – это совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в БУ отражается движение и состояние хозяйственных средств и источников их образования.

Отдельные, конкретные способы являются составными частями метода и называются элементами.

Существуют следующие элементы:

- документация и инвентаризация

- оценка и калькуляция

- система счетов и двойная запись

- бухгалтерский баланс и бухгалтерская отчетность

Документацией называется способ первичного отражения (регистрации) хозяйственных операций в специальных документах учета, являющихся основанием для бухгалтерских записей.

Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета и полноты отражения в учете обязательств.

Оценка – денежное выражение имущества, обязательств и иных фактов ХД. Осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов.

Калькуляция – служит основой для определения себестоимости единицы продукции (работ), а также для определения средних издержек производства.

Счета – предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций.

Двойная запись – это способ регистрации хоз-ных операций на счетах БУ состоит в том, что сумма каждой хоз-ной операции одновременно записывается в дебет одного и кредит другого в одной и той же сумме.

Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке.

Бухгалтерская отчетность – система показателей, отражающих имущественное финансовое положение организации на определенную дату.

Тема 3. Бухгалтерский баланс
1. Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание. 2. Виды бухгалтерских балансов. 3. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций.
Понятие о бухгалтерском балансе, его структура и содержание
Баланс в бухгалтерском учете имеет двоякое значение: 1) баланс – это элемент метода бухгалтерского учета, то есть равенство дебета и кредита; равенство аналитических счетов соответствующему синтетическоту счету; равенство актива и пасива; 2) баланс предприятия – форма №1, это основная форма бухгалтерской отчетности, которая содержит информацию о составе имущества и источников его образования на 1 число месяца, квартала, года. Одной из функций бухгалтерского учета является предоставление пользователям информации о финансовом положении предприятия. Важнейшим источником информации о финансовом положении предприятия является бухгалтерский баланс. Термин «баланс» французского происхождения: буквально “balanc” переводится как весы, то есть равновесие. В бухгалтерском учете способ балансового обобщения используется для группировки информации об объектах учета в стоимостном выражении. Внешне бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая состоит из двух частей: одна называется активом, другая пассивом. С помощью бухгалтерского баланса хозяйственные средства предприятия группируются, с одной стороны (в активе), по видам и размещению, с другой стороны (в пассиве), по источникам формирования и целевому назначению. Актив и пассив баланса состоят из отдельных статей. Статья баланса представляет собой отдельное наименование объектов имущества (хозяйственных средств) или его источников (обязательств и капитала). Статьи, размещенные в активе, называются активными, а в пассиве – пассивными. Конечные итоги актива и пассива баланса называются валютой баланса. Система отражения экономической информации в бухгалтерском учете изначально строится на предпосылке: для того чтобы действовать, предприятию нужны средства (экономические ресурсы). Эти средства должны быть представлены их собственником. Вкладываемая собственность становится экономическими ресурсами предприятия. Таким образом, получается равенство: Средства = Средства (экономические ресурсы) (собственность) Экономические ресурсы –это все то, чем располагает предприятие, и то, что необходимо для его функционирования. Собственностьпредстает в двух видах: 1) капитал (уставный фонд), который вносится собственниками предприятия – это собственность учредителей организации; 2) обязательства и задолженность – собственность кредитор предприятия. По принятой в бухгалтерском учете терминологии: · экономические ресурсы – это активы, · задолженности и капитал – пассивы. Итак, в бухгалтерском учете средства предприятия рассматриваются с двух точек зрения: Чем являются средства = Кто вложил средства (активы) (пассивы) активы = пассивы пассивы = задолженность + капитал активы = задолженность + капитал Это равенство называется основным равенством бухгалтерского учета (ОРБ). Активы и пассивы всегда будут равны друг другу независимо от количества проведенных операций. Могут меняться размеры активов, капитала и задолженности, но равенство активов и пассивов будет сохраняться всегда. Активы – экономические ресурсы,которыми предприятие владеет и от которых ожидает получить выгоду в будущем, используя их в своей деятельности. Активы предприятия включают: здания, оборудование, запасы товаров, транспортные средства, причитающиеся фирме выплаты (задолженность клиентов или счета дебиторов), счета в банке, наличные деньги. Активы должны отвечать двум требованиям: 1) находиться во владении предприятия; 2) иметь денежное выражение. Видов активов на предприятии очень много. Как же бухгалтер учитывает в ежедневной практике все их? Однотипные виды активов группируются по принятым в учете категориям. Например, монеты, банкноты, находящиеся в наличии у предприятия, группируются в активе «Касса». Задолженность(или обязательства) предприятия складывается из: · денег, которые предприятие должно за поставленные ему товары; · затрат, произведенных в интересах предприятия; · заемных средств, предоставленных предприятию в пользование. Задолженность, как и долги, – это требование, признаваемое законодательно. То есть закон дает предприятию-кредитору право требовать возмещения долгов, и в соответствии с законом предприятие-кредитор может принудить предприятие-должника продать свои активы для погашения долга. В этом случае кредиторы имеют преимущественное право вернуть свои деньги полностью, прежде чем что-то получит владелец предприятия-должника, даже если тому придется продать все свои активы. Капитал –это собственность, вкладываемая в дело. Этот вклад может быть в виде денег, оборудования и т.д. Предприниматель (или акционер предприятия) является владельцем своего предприятия, поэтому все активы представляют его собственность. Собственный капитал представляет собой остаточный интерес инвесторов (собственников) в активах предприятия после вычитания пассивов. Инвесторы (собственники) в отличие от кредиторов обладают лишь правом остаточного иска, то есть объектом их исков могут быть все средства, остающиеся после платежей по обязательствам предприятия. Из вышеизложенного следует, что все активы предприятия могут быть востребованы либо кредиторами, либо его владельцами. А поскольку общая сумма претензий собственников и кредиторов не может превышать сумму имеющихся активов, то из этого вытекает равенство актива и пассива. Это уравнение может быть представлено в следующем виде: Активы = Пассивы + Капитал или Средства = Обязательства + Капитал

Статьи актива баланса сгруппированы в два раздела: «Внеоборотные активы», «Оборотные активы». Характерной особенностью действующей структуры актива баланса является расположение его разделов и статей в каждом разделе в строго определенной последовательности – в зависимости от степени их ликвидности. Вначале идут наименее ликвидные статьи баланса, объединенные в раздел "Внеоборотные активы": основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения и др., а затем следуют более ликвидные. Раздел II "Оборотные активы" включает статьи: производственные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, краткосрочные финансовые вложения и прочие денежные средства.

Статьи пассива баланса сгруппированы в три раздела: «Капитал и резервы», «Долгосрочные пассивы», «Краткосрочные пассивы».

Статьи третьего раздела характеризуют собственный капитал (уставный, добавочный, резервный, нераспределенную прибыль и др.). Статьи четвертого раздела пассива характеризуют заемный капитал, долгосрочные обязательства предприятия (долгосрочные кредиты и займы), пятый раздел – это краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты, займы, кредиторская задолженность).

 

Особенности ведения налогового учета в организации

С введением в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (25 глава НК) произошло законодательное закрепление ведения налогового учета, который может использовать данные финансового учета и (или) дополнять их данными, содержащимися в налоговых регистрах, ведение которых необязательно в соответствии с последней редакцией ст.313 НК РФ (утверждена Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ). Таким образом, финансовый, управленческий и налоговый учет являются взаимосвязанными подсистемами единого бухгалтерского учета.

Взаимосвязь финансового, управленческого и налогового учета условно представлена на рисунке 3.

Общей информационной базой для составления регистров как финансового и управленческого, так и налогового учета является первичный учетный документ бухгалтерского учета. В различных видах финансовых, управленческих и налоговых регистров данная информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения финансового, управленческого и налогового учета является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО, Минфином РФ утвержден Приказ от 19.11.2002 № 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02", устанавливающий правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль.

ПБУ 18/02 обязательно к применению начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г. для всех российских организаций, которые являются плательщиками налога на прибыль. Исключение составляют кредитные, страховые организации и бюджетные учреждения. Субъектам же малого предпринимательства предоставлено право самим решить вопрос, применять ли ПБУ 18/02.

За основу разработки ПБУ 18/02 был взят Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) № 12, правильнее сказать, взят основной его принцип - отражение в бухгалтерском учете налоговых последствий с целью получения более прозрачной, полной и достоверной информации об экономическом состоянии организации.

Допустим, что организация раньше отражала в бухгалтерском учете и отчетности только сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, или сумму излишне уплаченного и (или) взысканного налога на прибыль. Тем самым нарушался основной принцип российского и международного бухгалтерского учета - отражать факты хозяйственной деятельности согласно временной определенности.

ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ.

ПБУ 18/02, описывая процедурные вопросы отражения в бухгалтерском учете отложенных налогов, концептуально изменило формирование и отражение сумм налога на прибыль организации, подлежащего уплате в бюджет за отчетный период.

В соответствии с нормами ПБУ 18/02 в каждом отчетном периоде изначально будет определяться сумма налога на прибыль от бухгалтерской прибыли (убытка) и отражаться в бухгалтерском учете независимо от суммы налогооблагаемой прибыли (убытка). Затем будут исчисляться и отражаться суммы налога на прибыль, обстоятельства по возникновению которых для целей налогообложения появились в данном отчетном периоде и повлияли на величину налога на прибыль, рассчитанного от бухгалтерской прибыли.

Рассмотрим способы корректировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями налогового законодательства при расчете налога на прибыль и подготовке бухгалтерской отчетности в различных хозяйственных ситуациях.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" (далее по тексту - ПБУ 18/02) позволяет решить следующие задачи:

- отразить в бухгалтерском учете и отчетности организации влияние на порядок расчета налога на прибыль факторов, возникающих в результате применения различных методов отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и для целей налогообложения;

- осуществить взаимосвязь показателя, отражающего финансовый результат деятельности организации за отчетный период (прибыль или убыток), исчисленного по правилам бухгалтерского учета, и налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной в порядке, установленном налоговым законодательством;

- определить характер влияния на финансовые результаты деятельности организации налоговых обязательств, исполнение которых ожидается в будущих отчетных периодах в виде отложенных налоговых обязательств;

- оценить степень уменьшения налоговой нагрузки в будущих отчетных периодах в виде отложенных налоговых активов;

- установить эффективный контроль за правильностью расчета налоговых обязательств по налогу на прибыль и отражения операций, связанных с формированием указанного показателя в бухгалтерском учете и отчетности.

При отражении в бухгалтерском учете налоговых обязательств организации по налогу на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ 18/02 необходимо обратить внимание на формулировки приведенных в нормативном акте показателей, применяемых для осуществления расчетов по взаимоувязке бухгалтерского и налогового учета.

Рассмотрим содержание и порядок применения указанных показателей.

Бухгалтерская прибыль (убыток) - прибыль (убыток), сформированная в отчетном периоде по правилам бухгалтерского учета.

Условный расход (условный доход) по налогу на прибыль - сумма налога на прибыль, определяемая исходя из бухгалтерской прибыли (условный налог на прибыль).

Налогооблагаемая прибыль (убыток) - прибыль (убыток), рассчитанная в отчетном периоде по правилам налогового учета.

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) - сумма налога на прибыль для целей налогообложения. В налоговом учете указанный показатель формируется по правилам налогового учета и отражается в налоговой декларации по налогу на прибыль. Для целей бухгалтерского учета текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток) определяется путем корректировки условного дохода (условного расхода) по налогу на прибыль и отражается в Отчете о прибылях и убытках. Формирование текущего налога на прибыль (текущего налогового убытка) производится по следующей схеме (рис.4):

Разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и налоговой прибылью (убытком), образованная в результате применения различных правил признания доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом законодательстве, состоит из постоянных и временных разниц.

Постоянные разницы отражают доходы и расходы организации, которые исключаются из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Например, постоянные разницы возникают в следующих ситуациях:

а) если для целей налогообложения не признаются:

· расходы, осуществляемые сверх норм, установленных налоговым законодательством (командировочные, представительские, рекламные и др.);

· убытки в размере стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с безвозмездной передачей;

· убытки в виде разницы между оценочной и балансовой стоимостью имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал другой организации;

· доходы и расходы, связанные с формированием резервов, если в налоговом учете создание резервов не предусмотрено либо расчеты отчислений в резервы и порядок их использования осуществляются по разным правилам;

· убытки или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде;

б) если в бухгалтерском учете не отражены доходы и расходы, признаваемые для целей налогообложения:

· доходы и расходы, связанные с формированием резервов, если в бухгалтерском учете эти резервы не формируются;

· доходы в виде безвозмездного получения услуг сторонних организаций или физических лиц.

Постоянные разницы подразделяются на положительные и отрицательные.

Постоянные положительные разницы ведут к увеличению в отчетном периоде налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета, и формируют постоянное налоговое обязательство.

Постоянное налоговое обязательство рассчитывается как произведение постоянной положительной разницы на ставку налога на прибыль, действующую в отчетном периоде. Постоянное налоговое обязательство увеличивает в отчетном периоде сумму условного налога на прибыль и отражается в бухгалтерском учете проводкой: Дебет 99 Кредит 68.

Постоянные отрицательные разницы ведут к уменьшению в отчетном периоде налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета, и формируют постоянный налоговый актив.

Постоянный налоговый актив рассчитывается как произведение постоянной отрицательной разницы на ставку налога на прибыль, действующую в отчетном периоде. Постоянный налоговый актив уменьшает в отчетном периоде сумму условного налога на прибыль и отражается в бухгалтерском учете проводкой: Дебет 68 Кредит 99.

Пример 1. По данным налогового учета, в отчетном периоде организацией получена выручка от реализации продукции в размере 210000 руб., для целей налогообложения признана выручка в размере 285000 руб.

Превышение суммы выручки в налоговом учете на 75000 руб. образует постоянную положительную разницу, которая формирует постоянное налоговое обязательство, увеличивающее сумму налога на прибыль.

Расчет постоянного налогового обязательства:

75000 руб. х 24% = 18000 руб.

Отражение операции в бухгалтерском учете:

Дебет 99 Кредит 68 18000 руб. - увеличение налога на прибыль на сумму постоянного налогового обязательства.

Пример 2. В отчетном периоде отражена прибыль прошлых лет в размере 40000 руб., которая не подлежит учету для целей налогообложения в этом периоде. Указанная сумма образует постоянную отрицательную разницу, которая формирует постоянный налоговый актив, уменьшающий сумму налога на прибыль.

Расчет постоянного налогового актива:

40 000 руб. х 24% = 9600 руб.

Отражение операции в бухгалтерском учете:

Дебет 68 Кредит 99 9600 руб. - уменьшение налога на прибыль на сумму постоянного налогового актива.

Пример 3. В составе производственных затрат отчетного периода отражены командировочные расходы в сумме 20000 руб., в том числе сверх установленных законодательством норм, не признанных для целей налогообложения, в размере 5000 руб. Сумма сверхнормативных расходов образует постоянную положительную разницу, которая формирует постоянное налоговое обязательство, увеличивающее сумму налога на прибыль.

Расчет постоянного налогового обязательства:

5000 руб. х 24% = 1200 руб.

Отражение операции в бухгалтерском учете:

Дебет 99 Кредит 68 1200 руб. - отражено увеличение налога на прибыль на сумму постоянного налогового обязательства.

Временные разницы отражают доходы и расходы организации, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль - в другом или других отчетных периодах.

Например, временные разницы возникают при различии правил бухгалтерского и налогового учета в следующих ситуациях:

· начисление амортизационных отчислений по основным средствам;

· получение имущества безвозмездно;

· реализация с убытком амортизируемого имущества;

· учет расходов будущих периодов;

· получение процентов по выданным заемным средствам;

· признание в бухгалтерском учете полученных дивидендов в одном отчетном периоде, а для целей налогообложения - в другом;

· применение различных способов признания и учета косвенных расходов.

При формировании налогооблагаемой прибыли временные разницы приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Отложенный налог на прибыль - сумма, которая оказывает влияние на величину налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Временные разницы подразделяются на вычитаемые и налогооблагаемые.

Вычитаемые временные разницы ведут к увеличению в отчетном периоде налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета, и формируют отложенный налоговый актив.

Отложенный налоговый актив - часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенный налоговый актив увеличивает в отчетном периоде сумму условного налога на прибыль и отражается в бухгалтерском учете проводкой: Дебет 09 Кредит 68. По мере погашения отложенного налогового актива в последующих отчетных периодах производится соответствующее уменьшение суммы налога на прибыль обратной проводкой: Дебет 68 Кредит 09.

Налогооблагаемые временные разницы ведут к уменьшению в отчетном периоде налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета, и формируют отложенное налоговое обязательство.

Отложенное налоговое обязательство - часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенное налоговое обязательство уменьшает в отчетном периоде сумму условного налога на прибыль и отражается в бухгалтерском учете проводкой: Дебет 68 Кредит 77. По мере погашения отложенных налоговых обязательств в последующих отчетных периодах производится соответствующее увеличение суммы налога на прибыль обратной проводкой: Дебет 77 Кредит 68.

Пример 4. В отчетном периоде организацией получен безвозмездно компьютер, который отражен в бухгалтерском учете в составе доходов будущих периодов по стоимости 15000 руб. и не участвует в формировании финансовых результатов отчетного периода. Стоимость компьютера для целей налогообложения отражается в отчетном периоде в полной сумме в составе доходов организации и образует вычитаемую временную разницу, которая формирует отложенный налоговый актив, увеличивающий сумму налога на прибыль.

Расчет отложенного налогового актива:

15 000 руб. х 24% = 3600 руб.

Отражение операций в бухгалтерском учете отчетного периода:

Дебет 08 Кредит 98 15000 руб. - стоимость объекта отражена в составе доходов будущих периодов;

Дебет 01 Кредит 08 15000 руб. - объект учтен в составе основных средств организации;

Дебет 09 Кредит 68 3600 руб. - отражено увеличение налога на прибыль на сумму отложенного налогового актива.

В бухгалтерском учете доход от безвозмездно полученного объекта отражается в течение срока его эксплуатации равными долями и равен сумме начисленной амортизации. Срок полезного использования установлен в 5 лет. Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 250 руб. (15000 руб.: 5 лет.: 12 мес.). Начисление амортизации начинается со следующего отчетного периода.

По мере отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений будет погашаться сумма отложенного налогового актива, сформированного в отчетном периоде, и соответственно уменьшаться сумма налога на прибыль.

Отражение операций в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным:

Дебет 98 Кредит 91 3000 руб. - отражена в составе доходов организации часть доходов будущих периодов (в размере ежемесячной суммы амортизации);

Дебет 68 Кредит 09 3000 руб. - уменьшена сумма налога на прибыль в части погашения отложенного налогового актива (в размере ежемесячной суммы амортизации).

Пример 5. Срок полезного использования основных средств для целей налогообложения определен в большем размере, чем в бухгалтерском учете. Общая сумма амортизационных отчислений, по данным бухгалтерского учета, составила в отчетном периоде 60000 руб., по данным налогового учета, - 80000 руб. Превышение размера амортизационных отчислений для целей налогообложения образует налогооблагаемую временную разницу, которая формирует отложенное налоговое обязательство, уменьшающее сумму налога на прибыль.

Расчет отложенного налогового обязательства:

20 000 руб. х 24% = 4800 руб.

Отражение операции в бухгалтерском учете отчетного периода:

Дебет 20 Кредит 02 60000 руб. - отражена общая сумма амортизационных отчислений;

Дебет 68 Кредит 77 4800 руб. - отражено уменьшение налога на прибыль на сумму отложенного налогового обязательства.

Размер погашения отложенного налогового обязательства рассчитывается по каждому амортизируемому объекту по окончании срока его полезного использования для целей налогообложения с учетом сумм амортизационных отчислений и окончания срока полезного использования объекта, установленного в бухгалтерском учете.

Например, срок полезного использования объекта в бухгалтерском учете - 3 года, для целей налогообложения - 2 года. Первоначальная стоимость объекта - 60 000 руб. В отчетном периоде закончился срок полезного использования объекта для целей налогообложения и прекращено начисление амортизации.

Отражение операций в бухгалтерском учете:

а) за два года эксплуатации объекта:

Дебет 20 Кредит 02 40000 руб. - отражена общая сумма амортизационных отчислений, начисленных в течение двух лет срока полезно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...