Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Характер и границы богопознания.




 Понятие о догмате. (2-3 определеления).

 Предмет догматического богословия.

Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры. (Давыденков)

Догмат – это содержание, сама онтологическая истина, которая содержится в догмате, а догматическая формула – это словесное выражение онтологической, вероучительной истины, как бы сказать, языковая плоть, в которую облекается истина. Хотя сам догмат по своему содержанию никакому изменению не подлежит, догматические формулы в принципе могут изменяться.

 Богословские термины – это искусственно созданные понятия с совершенно точным содержанием, которые позволяют нам четко выразить богооткровенную истину средствами человеческого языка.

Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.

Concensus partum- это согласие свв. Отцов. Понятие которое используется для отличия подлинного учения отцов имеющего авторитета от частных мнений.

Теологумен (лат. theologoumenon – «размышление о божественных вещах») - личное суждение того или иного авторитетного теолога о богословских предметах, не догматизированных Церковью на Соборах и не являющихся общеобязательным для всех христиан. При этом т. обозначает учение, более или менее принятое у свв. отцов. Т. распространены во всех областях христианской мысли, где не было строгой догматизации, напр., в космологии, антропологии, в нравственных и социальных вопросах. В качестве иллюстрации можно догматы сопоставить с законами природы, т. - с общепринятыми теориями, а частные богословские мнения - с гипотезами.

Ересь (греч α ἵ ρ ε σ ι ς – «выбор, склонность, направление, учение, секта») - вероучение, отклоняющееся от догматов господствующего христианского исповедания (конфессии), упорное противление истине, «упорство воли». В первоначальном смысле - ошибка в вопросах веры, обнаружившаяся в чьем-либо мнении или учении, появившемся внутри Церкви; но в прямом смысле слова ересью является доктрина, обсужденная и отвергнутая одним из Вселенских Соборов. От ереси отличаются внецерковные учения, с которыми борется апологетика, а не догматическое богословие.

 

 

 Св-во догматов.

 Теологичность (вероучительность) – это свойство догматов по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат, это Бог, а все остальные предметы, которые присутствуют в содержании догмата, т. е. человек или мир, находят себе здесь место лишь постольку, поскольку они имеют отношение к Богу.

Этим догматы отличаются от других истин христианства, т. е. истин нравоучительных, литургических, канонических и т. д.

Богооткровенность – есть свойство догматов по способу их получения, т. е. догмат не есть плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения.

Ап. Павел в Послании к Галатам (Гал. 1, 11-12) так и говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа».

Догматы, как основанные на Божественном Откровении, абсолютны и неизменны. Поскольку свойством догмата является Богооткровенность, то догматом может почитаться только такая вероучительная истина, которая непосредственно преподана Иисусом Христом и была проповедана его апостолами.

Церковность – есть свойство догматов по способу их существования. Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины», лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры [Алипий]. И поскольку Откровение дано не каким-то частным лицам в отдельности, а даровано Церкви, поэтому вне Церкви догматы существовать не могут. Только Церковь, как хранительница Предания, способна к правильному истолкованию Священного Писания, только она может безошибочно устанавливать за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры, т. е. догмата.

Законообязательность (общеобязательность) – это свойство характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию. Законообязательность можно понимать, во-первых, как формальную законообязательность. Церковь в своем земном аспекте представляет собой некоторую организацию, некое человеческое сообщество, которое управляется в соответствии с определенными правилами и нормами, не признавая которых нельзя назваться членом Церкви. Поэтому формальная законообязательность догматов проявляется в том, что признание истинности догматов – это обязательность всех членов Церкви.

 

 

 Теория догматического развития. Основные принципы раскрытия догматических истин.

 В западном богословии, начиная с середины прошлого века получила широкое распространение так называемая " теория догматического развития", автором которой является католический богослов кардинал Ньюман.

Смысл этой теории состоит в следующем: Церковь обладает полнотой богооткровенной истины, но для соборного сознания Церкви эта истина является сокрытой, или, по крайней мере, очень неявно ощущаемой и переживаемой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не сделает это сокровенное знание явным для соборного церковного сознания.

Теория эта очень удобна для западных христиан с той точки зрения, что она легко позволяет оправдать всевозможные произвольные догматические нововведения как Римокатолической Церкви, так и протестантских конфессий.

С одной стороны, эта теория кажется довольно логичной, но, с другой, она ведет к парадоксальным выводам. Скажем, в таком случае нам приходится признать, что Церковь времен апостолов, даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, прослушавший курс догматики.

 

Православный взгляд на развитие догматической науки.

Развитие догматической науки есть все более точное выражение в слове познанной Истины. Истина уже раз и навсегда открыта нам Иисусом Христом, она дана в Откровении, и ее все более и более точное выражение в слове и есть собственно работа богослова.

То есть Церковь лишь формулирует догматы, придает им словесную форму, облекая мысль Откровения в точные формулировки, которые не допускают произвольных интерпретаций.

Церковь с самого начала своего существования не сомневалась, что Бог — един по существу и троичен в Лицах. Однако ключевой термин, который позволил словесно выразить эту веру, это несомненное убеждение Церкви, появился только в IV веке (термин " единосущие" ).

То же самое мы увидим, если рассмотрим христологическое учение Церкви. Церковь никогда не сомневалась, что Христос есть истинный Бог и истинный человек. Но только в V столетии, когда возникли острые христологические споры, Церковь сформулировала христологический догмат и указала те апофатические определения, которые позволяют нам правильно мыслить образ ипостасного соединения во Христе двух природ.

 

 

 

Понятие Св. Предания (св. Писания). Соотношения Св. Предания и Св. Писания.

Св. Предание –это общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения(Бож. Откровение)

Существует 3 уровня передачи Св. Предания:

1) Передача знаний( текст, памятник, события)

2)Передача опыта духовной жизни.

3) Передача благодатного освящения.

 Соотношение Св. Писания и Св. Предания.

Св. Писание –одна из форм Св. Предания.

Свящ. Предание в современном понимании:

1) Сам механизм передачи Богооткровенной истины

2) Источник вероучения

3) Свидетельство Вселенск. Церкви о врученной Ей Богом истины, о том что истина пребывает в Церкве.

4)Живая память Церкви о Себе, самосознание.

 Формы Св. Предания

А) Формальное Предание –все историч. Источники и способы истинного познания христианского откровения:

-Древние Символы веры

-Правила и каноны(Апостолы, и Всел. Соб)

-Литургич. Практика, церковное искусство

-Мученические акты

-Древние истории Церкви

-Творения свв. Отцов

- Церковная практика( уставы, правила)

Св. Отцы: 1) Святость жизни

2) Здравость учения, верность, истина

3) Свидетельство Церкви

 Богопознание (Естественное и Сверхъестественное). Божественное откровение.

 Естественное познание- Мир, Человек. Это то, что человек познает через окружающию среду, а Сверхъестественное-это Божественное Откровение (Св. Предание, Св. Писание)

Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его» [Катихизис].

Божественное Откровение есть не однократный акт, а процесс, который имеет начало в Ветхом Завете, где Бог постепенно открывал людям некоторые знания о Себе, приспосабливаясь к способности восприятия дохристианского человечества. Но эти знания о Боге были фрагментарными, поскольку каждый из пророков сообщал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открывалась, и опосредствованными, потому что пророки говорили о том, что они, как люди, знали о Боге. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, Который и открыл нам все необходимое для спасения: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» (Евр. 1, 1-2).

Для православных полнота богопознания возможна во Христе в силу единосущия Отца и Сына.

Во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос не просто Тот, кто знает о Боге, а Сам Бог, Который открывает истину о Себе. Священное Писание прямо говорит, что во Христе мы имеем полноту Божественного Откровения, что Господь Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины, по крайней мере ту полноту, которую человек способен вместить. «Он возвестил апостолом все, что слышал от Отца» (Ин. 15, 15). Святой Дух, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, не сообщил им какого-либо нового откровения, а только напомнил им то, чему ранее учил Христос. Дух истины наставил учеников на всякую истину (Ин. 14, 26). Апостолы, в свою очередь, возвестили Церкви всю волю Божию (Деян. 20, 27). В силу полноты Откровения, данного во Христе, и в силу тождественности опыта святых всех эпох, никаких новых Откровений или новых вероучительных истин, неизвестных Церкви, не может появиться. Всякие ожидания «новых заветов» и новых пророчеств навсегда осуждены Апостолом: «…Если бы даже мы или Ангел с Неба стал бы благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8).

Естественное богопознание.

Согласно Священному Писанию знать – значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться. Поэтому Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни.

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

Согласно Священному Писанию цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается через богообщение. Апостол Павел (Деян. 17, 26-28) говорит, что Бог:

«От одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем»

Богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким пособием к познанию Бога из Откровения является естественное богопознание.

а) Познание Бога возможно через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В общем это есть не что иное как естественная реакция человеческой души, которая, по словам Тертуллиана, по природе своей является «христианкой».

В Священном Писании можно найти много свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения:

«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18, 2);

«вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20).

Познание Бога через рассматривание творений называется путем космологического умозаключения, когда человек через созерцание и познание тварного космоса восходит к уразумению того, что этот мир имеет Творца и Промыслителя.

б) Однако человек может прийти к выводу о существовании Бога не только через изучение природы. Это можно сделать также и через познание самого себя.

в) Изучение человеческой истории – истории народов и государств также свидетельствует, что в истории действует божественный Промысл, который управляет историческим процессом.

Однако естественное богопознание и естественное откровение представляют собой лишь начальный и весьма ограниченный способ богопознания. Такое богопознание может привести нас только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе вселенной.

 

Характер и границы Богопознания. (4-14в)

1. Характер и границы богопознания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...