Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шиповник (Йĕпле холă)




Деревья

 

Чувашское народное поверье связывало с деревьями мифы главным образом на северных территориях, там, где раньше Поволжье покрывали почти непроходимые дремучие леса, там, где и сегодня тянутся почти сплошные леса. Воображение населяло лесной массив страшилищами упă те: арç ури и создало культ леса, который в чувашской мифологии играет немалую роль. Деревья и места жертвоприношений киреметей, а также некоторые кладбища, располагались в лесах. Душа чуваша находила в лесной чаще мистику и страх. Треск ветвей деревьев, шелест листвы на ветру, как призрачный шум наводили на них ужас. Суеверные чуваши боялись одиночества в лесу. Раньше села находились в лесу на полянах, и они со всех сторон были разделены лесом. В этом мы видим причину того, что северная часть Чувашии изобилует диалектами. Села и люди реже контактировали друг с другом, не очень-то осмеливались далеко уходить в лесную чащу. Соответственно в говоре каждого села имеются кое-какие различия, не существующие в произношении соседнего села.

Южная часть Чувашии уже в меньшей мере лесиста, ее самый нижний конец в Симбирской губернии — это безлесная степная низменность. По мере исчезновения лесов все больше ослабляется и культ леса. В холмистых южных степях только изредка бросается в глаза одиноко стоящая береза, о которой народу неизвестно, откуда она там появилась, так как там же стояла уже и во времена отцов и дедов. К одиноким деревьям, выросшим в степи, испытывают страх, считают, что это местонахождение определенных злых духов. Боятся срубить, потому дерево гниет или высыхает на корню, если его не сожгет молнией.

О некоторых из деревьев есть поверья.

Береза (хурă н) не только одно из самых красивых деревьев северного края, но одна из самых полезных пород. Из ее коры приготовляют всякую посуду и домашнюю утварь. По поверьям северных чувашей, и киремети охотно обитают там, где береза в обилии. Деревом киреметей, где они живут, куда приносят им жертвы, как правило, является береза. Кое-где на северной территории ее считают и " жертвенным деревом" (чÿ к йывă ç ĕ ), с нее обламывают те ветки, с помощью которых обрызгивают водой жертвуемых животных, и к подножью этого дерева ссыпают кости животного или золу сожженных костей и все прочие несъедобные части животного, приносимого в жертву.

Осина (ă вă с). В северночувашском вус. Народное поверье считает его проклятым, плохим деревом (см. легенду о табаке ). Не употребляют ее древесину при строительстве церкви; нужную для церкви мебель, скамейки не делают из осины. Про колдунов считают, что они по ночам выходят из своих могил и даже после своей смерти наводят порчу на людей, сотворяя много злого. Но если раскопать их могилу и воткнуть им в сердце осиновый кол и снова засыпать могилу вместе с колом, больше они не смогут выйти оттуда. (Чантă р).

Кусочком, отрезанным от липы (поччиç ), с соответствующим волшебством можно сделать женщин бесплодными (см. в главе Колдовство).

Рябина (пилеш). Ее листья и кусочки ветки используют для предотвращения порчи колдуна. Идя на свадьбу, северные чувашки ее листья закалывают в свои волосы и к своему головному убору, так как на свадьбе возможность наведения порчи имеет большую вероятность. Тот, кто постоянно носит с собой кусочек дерева рябины, на того не распространяется никакой заговор колдуна. Это является также эффективным средством и от сглаза (см. Сглаз).

Черемуха (ç ĕ мĕ рт). Живущее в лесу страшилище упă те очень боится треска черемуховых веток, горящих в огне. Народное поверье гласит, что упă те обычно подходит к находящимся в лесу дровосекам и углежогам, когда те в холодные ночи греются у костра. Он тоже садится с ними около костра и греется. Но если в огонь бросают ветки черемухи, они очень трещат и искры летят во все стороны. Он боится приближаться, боится за свою шерсть, как бы та не загорелась.

Шиповник (Йĕ пле холă )

 

Есть ягоды шиповника крещеные чуваши считают за грех. По их представлениям, Иисуса обвенчали терновым венком (колючими ветками). Куст шиповника не терпят даже вблизи дома. (Пошкă рт).

Камыш (Хомă ш)

 

В некоторых местах северные чуваши знают очень красивый и поэтичный миф о камыше и зарождении песни. По их словам,

люди научились петь у камыша. Около камышевых зарослей они долго слушали как шуршит-шелестит камыш: Вă ш-вă ш-вă ш, Чи-чи-чи. Шелесту камыша начали подражать, оттуда и пошла песня. (Вомпукасси).

Папоротник (Шĕ шлĕ корă к)

 

В ночь Иванова дня ровно в полночь распускается его блестящий, сверкающий цветок. Если кто его подстережет и сможет сорвать, то цветок папоротника поведет туда, где зарыто в земле сокровище, и сделает его обладателем несметного золота и серебра. Такому человеку спрятанное сокровище показывается в виде языков пламени. Однако очень трудно подстеречь и сорвать этот цветок, потому что злой дух (осал), оборачиваясь кем-то, тоже подстерегает цветение папоротника и отнимает у человека сверкающий цветок. Обычно он принимает вид русского начальника, подходит к чувашу, спрашивает, что такое, что он тоже хочет видеть как вспыхнет цветок и отнимает его у него. (А может ли бедный чуваш воспротивиться русскому начальнику? ) (Вомпукасси).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...