Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль государства в рыночной экономике.




БИЛЕТ № 58.

1. Роль государства в рыночной экономике.

2. Анализ общей рентабельности производства.

3. Экономическая сущность налогообложения, виды и элементы налога.

Прямые налоги в налоговой системе.

 

 

Роль государства в рыночной экономике.

 

Экономическая эффективность рынка. Оптимальность по Парето.

Рыночный и государственный регуляторы экономики. Функции государства в рыночной экономике. Проблема внешних эффектов. Теорема Коуза – Стиглера. Государственное регулирование внешних эффектов. Общественные блага. Определение оптимального объема производства общественных благ.

Границы вмешательства государства в экономические процессы.

 

Ответы:

 

 

Экономическая эффективность — это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты, или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты.

Если обратиться к кривой производственных возможностей, то при максимально возможном эффективном производстве точки А,В,С,D,Е, отражающие возможные варианты производства благ, должны лежать на поверхности кривой, т.е. как бы на грани, пределе производственных возможностей. Если та или иная точка лежит влево от кривой, то это означает неполное использование производственных возможностей (экономических ресурсов), а если вправо — превышение производственных возможностей страны, т.е. нереальность производства благ в таких объемах. Можно сделать вывод, что «эффективность имеет место тогда, когда общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуска другого. Эффективная экономика лежит на грани производственных возможностей».

В сущности, сделанный вывод вытекает из той формулировки экономической эффективности, которую предложил итальянский экономист Вильфредо Парето (1848—1923). Исследуя эффективность производства и распределения товаров на рынке при ограниченности ресурсов, Парето пришел к выводу, что это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое состояние, не ухудшая положения хотя бы одного из участников рынка. Подобное определение эффективности часто называют оптимумом Парето, оптимальностью по Парето, Парето-оптимальным состоянием. Его применяют не только в экономике, но и в других науках, в том числе в математике.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГУЛЯТОРЫ - механизмы и институты, посредством которых в национальной экономике осуществляется распределение ресурсов и формирование пропорций. В рыночной экономике к ним относятся системы рыночных форм и рынков, инструментов государственного регулирования и государственных институтов.

 

Система рыночных форм регулирования включает цены, прибыли и убытки, процентные ставки, валютные курсы, курсы ценных бумаг и др. В результате колебаний их величин в зависимости от спроса и предложения ресурсы переливаются туда, где они наиболее нужны, приносят наибольшую прибыль, а значит, как правило, и наиболее эффективно используются. Давление рыночной конкуренции заставляет производителя снижать издержки и тем самым регулирует затраты ресурсов. Система рынков образуется рынками товаров и услуг, труда, капиталов, земли, ценных бумаг, на которых определяются уровни цен на товары и услуги, цен на ресурсы и фиксируются их колебания.

Так как с помощью одних только рыночных регуляторов нельзя обеспечить оптимальное удовлетворение ряда общественных потребностей, их действие дополняется и корректируется инструментами и институтами государственного регулирования экономики. В систему инструментов государственного регулирования входят административное, правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование. Примером административного регулирования могут служить применяемые в нашей стране правила экспорта и импорта: устанавливаемая государством квота (доля) отдельных экспортеров в вывозе нефти, доступе к нефтяному трубопроводу, часть валютной выручки, подлежащая обязательной продаже государству. Правовое регулирование - это устанавливаемые государством и закрепленные в гражданском и хозяйственном законодательстве правила и нормы поведения субъектов регулирования: налоговых органов, бирж, банков и др.

Прямое экономическое регулирование осуществляется путем финансирования и субсидирования государством отдельных сфер и секторов экономики, отдельных предприятий. К косвенному экономическому регулированию относятся формы воздействия государства на рыночные регуляторы через управление валютным курсом, процентными ставками, таможенными пошлинами и др. В регулировании экономической жизни задействованы все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная и все уровни (федеральный, региональный, местный). В нем участвует вся система государственных институтов и прежде всего органы экономического управления как на уровне национальной экономики в целом, так и отдельных сфер, секторов и отраслей.

Обычно выделяют следующие основные функции государства в рыночной экономике:

· Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

· Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

· Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

· Предоставление общественных товаров и услуг

· Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

· Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

· Участие в хозяйственной деятельности.

Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными. Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм. Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается. Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких-либо других потребителей или уменьшению прибыли каких-либо других фирм. Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.

Основные способы регулирования отрицательных внешних эффектов следующие:

– административно - законодательный контроль;

– создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности (налог Пигу, субсидии, компенсации за причиненный ущерб и т.п.). Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим отрицательный внешний эффект. Для того чтобы налог полностью компенсировал негативные для общества последствия производства, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно оптимальном выпуске. Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

– косвенное вмешательство государства;

– интернализация внешнего эффекта, т. е. превращение внешних издержек в частные.

Большинство экономических благ являются частными. Они покупаются частными лицами и потребляются обществом. Однако имеются и многочисленные и очень важные общественные блага, которые не ограничиваются лишь сферой частных интересов (оборона государства, коммуникации, поддержание общественного правопорядка и др.). Общественное благо обладает следующими свойствами:

– неисключаемость – невозможно лишить потребителя пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию;

– неделимость – индивид не может сам выбрать объем потребления блага;

– неконкурентность – с увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшается.

Если какой то товар (услуга) обладает всеми тремя свойствами, то он называется чисто общественным благом. Отметим, что чисто общественных благ чрезвычайно мало. Потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет. Подобное поведение потребителя получило название проблемы безбилетника: условие, связанное с неисключаемостью блага, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без ее оплаты.

Существует некоторый однозначно определяемый оптимальный объем общественного блага, обеспечивающий наибольшую эффективность использования ресурсов.

Оптимальный объем общественного блага может быть определен следующим образом: MSB(Qs) = MC(Qs),где

MSB (Qs) - предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs; MC (Qs) - предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs (рис. 49.3).Т.о., для эффективного размещения благ в экономике данное общественное благо должно выпускаться в таком объеме, при котором предельная общественная полезность - выгода от потребления данного объема - равняется предельным общественным издержкам. Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для производства дополнительной единицы блага.

Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и устранения внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием фундаментальных исследований, проведением региональной политики, реализацией национальных интересов в мировой экономике.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...