Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Су _ да _ руш _ ка - де _ вуш . ка, да, ближ.ня .я су _ се. душ-ка. 6лнж_ня _ я, не даль-ня _ я да, на ли - цо ру . мя _на -я, Скрым-тым ны/л, тым, ным,тым,ным, да, на ян- цо ру . мя _на-я.




Песня сразу, что называется, «запала в душу», но что делать с тек­стом? В записанном Николаем Федоровичем варианте лишь четыре строфы были из этой песни, а остальные присочинены в устном быто­вании позже и не соответствуют ее лирическому характеру.


Сударушка-девушка, да Ближняя соседушка, Ближняя, не дальняя, На лицо румяная.

Припев:

Скрым-тым-ным тым, ным, тым, ным, да, На лицо румяная 64.


Снарядился, подбодрился, Вдоль по улице пошел. Вдоль по улице пошел. До ее ворот дошел.

Припев


 



64 В припеве повторяется последняя строчка строфы.


У новеньких у ворот, да

Он поторкался,

У косящата окошка

Пошабаркался.

Припев

Ни ответу, ни привету, Знать-то Маши дома нету. Если б дома бы была, да Вышла б встретила меня.

Припев


За праву руку взяла, Во горенку провела. Во горенку провела, Рюмку водки подала.

Припев

Выпил рюмку, выпил две -Зашумело в голове, Зашумело, загремело, Заподергивало И туда, и сюда, Во зеленые луга...


Ясно было, что далекие от содержания песни рифмованные наслое­ния последних строф нужно просто отбросить. Но четырех куплетов мало. Руководитель дает задание участникам творческой группы про­должить сюжетную линяю песни, показав встречу молодых людей, но так, чтобы в ней ощущалось игровое начало, сценическое действие.

Вот что получилось после коллективного переосмысливаняя песни (опускаем первые четыре куплета, которые были сохранены):


Тихо брякнуло окошко, Маша вышла на крыльцо. Бережнехонько спустилась, Запылало все лицо.

Припев:

Скрым-тым-ным, тым, ным, тым, ным, да, Запылало все лицо.


«Я принес тебе подарочек — Сиреневую шаль, За тебя, моя любимая, Головушки не жаль».

Припев

«Во горенку не приму,

К хороводу провожу.

В хороводе красных девушек

Не вздумай полюбить».

Припев


«Есть пригожие лицом, Статью, выправкой, Бровью черной соболиной, Речью, выходкой». Припев «В хороводе, сокол мой, Не загуливайся. На хороших, на пригожих Не заглядывайся». Припев «Вот тебе, моя лебедушка, Порукою кольцо». Парень девушку целует, Провожает на крыльцо.

Лицо белое пылает, Лента алая горит. Маша друга обнимает, Обнимая, говорит:

Припев

«Я не чаяла сегодня, Милый, видеться с тобой, Истомилося сердечушко Кручиною-тоской».

Припев

«Не тоскуй, моя зазнобушка, Сердечко не томи, Я пришел к тебе, желанная, Во горенку прими».

Припев Получилось неплохо, но длинно. Снова работали, было создано еще несколько вариантов, пока не утвердили последнего. В нем и сцениче­ская игра и ясность формы. А по стилю и народному языку эти купле­ты явились естественным развитием записанной песни:


Сударушка-девушка,

Ближняя соседушка,

Ближняя, не дальняя,

На лицо румяная.

Собой статна, чернобровая,,

Приметливая,

На работушку удалая,

Приветливая.

Снарядился, подбодрился


Вдоль по улице пошёл,

Вдоль по улице пошел.

До ее ворог дошел.

У новеньких у ворот

Я поторкался,

У косящата окошка

Пошабаркался.

Ни ответу, ни привету.

Знать-то Маши дома нету,


III


Если б дома бы была, да. Вышла б встретила меня. Тихо брякнуло окошко. Маша вышла на крыльцо, Бережнехонько спустилась, Запылало все лицо. Лицо белое пылает, Лента алая горит, Маша друга обнимает, Обнимая, говорит: «Я не чаяла сегодня.


Милый, видеться с тобой,

Истомилося сердечушко

Кручиною-тоской».

«Не тоскуй, моя зазнобушка,

Сердечко не томи.

Я пришел к тебе, желанная.

Во горенку прими.

Вот тебе, моя лебедушка,

Порукою кольцо».

Парень девушку целует,

Провожает на крыльцо.


Нередко в старинных русских песнях приходится заменять устарев­шие, архаичные слова, малопонятные сегодня.

Так, русская народная песня «Во поле орешина» издана в сборнике П. Яркова «Песни Подмосковья» в таком варианте:


N0 ОжИВЛеННО # =84 I Одна

«Во поле орешина» народная песня Московской обл.

о по _ ле о _ ре _ ши - на, во по _ ле куд.ря _ ва _ я.


, Все


тттт

Чер _ но _ бро _ ва _ я мо - я,


тттт

чер _ но _гла_за _ я мо -я,


 



ве _ тер ду

под_ду _ ва

 


 


Р Р И

Чер _ но - 6ро_ ва - я мо - я,


Р Р'И

чер_ но. гла _ за _ я мо


 


Во поле орешина, Во поле кудрявая.

Припев: Чернобровая моя, Черноглазая моя.

Ее ветер дует, Ее поддувает.

Припев

Что Иван-то Марью На руках качает.

Припев

Он ее качает, Ее величает.

Припев


Спи, моя милая, Радость дорогая.

Припев

Я поеду в город, Привезу подарок.

Припев

А я плису на капот, А я бархату на салоп.

Припев

На шеюшку яятари, Дороженьку не тори.

Припев


При разучивании песни в современном любительском хоре куплет

песни:

А я плису на капот, А я бархату на салоп —


вызвал недоумение и вопросы у певцов: оказались непонятными сло­ва «плису» и «салоп». "Силами творческой группы была обработана партитура (для смешанного хора) и текст этой песни (см. Нотное при­ложение, № 13). После куплета:

Я поеду в город, Привезу подарок —

исполнялись следующие слова:

В косу ленту алую, В косу ленту алую. Золоченое кольцо, Золоченое кольцо. На шеюшку янтаря, Дороженьку не тори, Дороженьку не 'тори, Худой славы не клади.

Песня эта свадебная, величальная. В ней — мысль о счастливой се­мейной жизни, прославление любви, семьи, доброго отношения. Пар­титура смешанного хора звучала полнее, а мужская группа подчерки­вала слова величания:

Спи, моя милая, Радость дорогая. Я поеду в город, Привезу подарок.

Намек, данный в последнем куплете русской народной песни:

На шеюшку янтари, Дороженьку не тори —

был продолжен: •

Дороженьку не тори, Худой славы не клади...

Последние слова помогли певцам лучше осмыслить фразу «доро­женьку не тори», и песня получила логическое завершение.

Еще один пример работы над новым текстом в хоре. Самодеятель­ный композитор Е. Коньков принес в хор МОДНТ целый ряд своих песен. Среди них была очень хорошая обработка русской песни «У во­рот Саша стоит» с характерными подмосковными переборами у баяна, с игровым, активным ритмическим пульсом.

А текст песни такой 65:

У ворот Саша стоит,

У ворот одна ли Саша стоит.

Бело личико у «ей горит, да.

Бело личико горит, да,

Видно ее батюшка сердит, да,

Видно батюшка сердит, да.

Видно ее матушка.бранит, да,

Видно матушка бранит, да.

Не велит одной младой ходить, да.

Вначале выучили песню с этим текстом. У Конькова была партиту­ра только для женского хора:


65 Известен и другой вариант текста этой хороводной песни. 8. Калугина



       
 
   
 

101 Быстро

«У ворот Саша стоит» русская народная песня. Обр. Е. Конькова

сто ит у во _ рот од - на ли Са _ ша сто - ит.

Затем сделали вариант для смешанного хора:

«У ворот Саша стоит» распев народного хора

 

/й ур— Л" -   сто.     ит,     у во - рот од.     г на     ли     Са.     ша     р   Г~\ 1 сто _ ит.  

Песня нравилась хору, но и композитор и певцы чувствовали, что она была бы интереснее и жизненнее с современным текстом. Уж очень она активная, бодрая, радостная. Решили написать текст о себе, о Под­московье. Привлекли к работе и самодеятельного автора А. Голубов-ского. Вот первый вариант нового текста:

Золотистыми полями, Колосистыми хлебами, Полюбуйтесь ими вместе с нами, Полюбуйтесь ими вместе с нами! Новостройки воздвигаем, Новостройки воздвигаем, Новоселья каждый день справляем, Новоселья каждый день справляем!

Завивайся, хоровод, да, Завивайся, хоровод, да, Хорошо родной наш край живет, да, Хорошо родной наш край живет, да!

Все мы трудимся с любовью, Все мы трудимся с любовью, Потому богато Подмосковье, Потому-то славно Подмосковье!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...