Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 13. Пути предупреждения и преодоления трудностей в профессионально-педагогическом общении




 

Всевозможного рода трудности, к сожалению, - достаточно частое явление в профессионально-педагогическом общении. Этот аспект деятельности педагога был освещен в предыдущих разделах данной работы. Однако в педагогической практике недостаточно обнаружить труд­ности и выявить их причини, важно знать, как их преодолеть и пре­дотвратить в будущем. Знание о трудностях педаго­гического общения и факторах их вызывающих, а также о способах предупреждения и снижения частоты возникновения ситуаций затруд­ненного общения, а также о путях их эффективного преодоления – важный элемент в совершенст­вовании профессионального мастерства в области коммуникативной деятельности педагога. Важный, но недостаточный. Общение не может быть усовершенствовано только через знание о нем. Эта способность приобретается только в практическом опыте. Поэтому совершенствование техники общения, основой которой являются умения и навыки, приобретаемые путем упражнений, тре­нировок и повседневного коммуникативного опыта, является неотъемлемым элементом культуры педагогического общения.

Наряду с глубоким теоретическим освоением психологических механизмов общения, педагог должен осознать необходимость того, что в своем профессиональном взаимодействии ему необходимо перейти от позиции «как не надо делать», «как не должно быть» - к позитивной установке «как надо», «как должно быть». Главная задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у себя внутреннюю готовность не только выявлять собственные коммуникативных ошибки и затруднения, но и эффективно их исправлять или устранять, а также прогнозировать возможные ситуации возникновения смысловых и психологических барьеров в деловых и межличностных контактах с учащимися и коллегами и своевременно их предупреждать.

Выше уже говорилось о том, что смысловые барьеры», бу­дучи вызванными внешними факторами, «достаточно легко устраняются»: со знаковыми системами работать проще, чем с личностными свойствами и качествами, которые не поддаются быстрой корректировке. Основные способы устранения и предупреждения коммуникативных (смысловых) барьеров детально разработаны в педагогической науке и методике преподавания отдельных дисциплин. Поэтому в своей работе мы не будем подробно останавливаться на теоретической части этой проблемы, а коснемся лишь отдельных, пока мало освоенных этими дисциплинами элементов знаковых систем в тренинговой части работы. Мы считаем необходимым больше внимания уделить проблемам совершенствования личностных качеств педагога как главного субъекта педагогического взаимодействия. Кроме того, в контексте с этой стороной совершенствования культуры педагогического общения мы сосредоточимся на выделении тех объективных и субъективных факторов, которые ведут к психологическим барьерам. Как известно, в процессе общения собеседники обмениваются не только значимой для них информацией, но и своими мыслями, чувствами и переживаниями, т.е. важным элементом любого взаимодействия являются эмоции. Поэтому в работе по формированию коммуникативной культуры важно научиться управлять своими эмоциональными реакциями: сдерживать проявление отрицательных и нежелательных форм эмоционального реагирования и стимулировать положительные по отношению к собеседнику и его сообщению формы эмоционального отреагирования.

Управление эмоциями

Сердцевину развития техники общения составляет способность управления собственными эмоциями. Эмоции – субъективные, непос­редственные реакции человека на внешние и внутренние воздействия. Они определяются отрицательным или положительным качеством этих воздействий. Общение выполняет функции эмоциональной стиму­ляции и разрядки, эмоции составляют психологическую атмосферу общения и любой другой деятельности. Устойчивые отрицательные эмо­ции ведут к психологическому барьеру в общении. Кроме того, и смысловые барьеры сопровождаются аффективными реакциями. По­этому важно научиться управлять своими эмоциями. Это отнюдь не призыв становиться бездушными роботами. Эмоции – важнейший компонент общения, особенно в педагогической деятельности. Они позволяют создать определенный эмоциональный фон взаимодействия, внести в деловое и межличностное общение соответствующий эмоциональный настрой. Тем не менее, многие педагоги страдают от чрезмерного эмоционального напряжения, «выгорания личности», психологического переутомле­ния, особенно при склонности к повышенной эмпатичности (сопере­живанию), когда эмоции (как положительные, так и отрицательные) протекают ярко, остро, интенсивно. Однако для педагога важно гореть, а не сгорать. За годы профессиональной деятельности многие педагоги растрачивают свой эмоциональный потенциал, становятся индифферентными, «сухими», «скучными» для учеников. Чтобы этого не произошло» нужно, чтобы не эмоции повелевали человеком, а он регулировал их появление и внешнее проявление.

Чтобы набежать психологических срывов, важно научиться сдержи­вать нежелательные эмоциональные порывы как положительной, так и отрицательной модальности. Поэтому целесообразно подробнее остановиться на этом аспекте проблемы профилактики и преодоления трудностей общения в педагогической деятельности.

В психологической науке разрабатывается проблема фрустрационной толерантности (эмоциональной устойчивости) к ситуациям и обстоятельствам, способным нарушить душевное равновесие личности. Под фрустрацнонной толерантностью понимается способность человека проти­востоять разного рода жизненным трудностям без утраты психоло­гической адаптации: способность адекватно оценивать ситуацию и предвидеть конструктивный выход из нее.

Работа по самовоспитанию эмоциональной устойчивости ведется в двух направлениях:

1. Предупреждение и снижение частоты возникновения фрустрирущих ситуаций.

2. Повышение уровня фрустрационной толерантности.

Решению задач первого направления поможет повышение уровня знаний о психологических трудностях общения, их причинах и формах психологической защиты. Эти знания могут быть усвоены само­стоятельно, а также в ходе целенаправленных лекций, бесед, се­минаров и других форм психологического просвещения педагогов.

Гораздо сложнее сформировать у любого человека, в том числе и у педагога, фрустрационную толерантность, формы которой могут быть различными:

1. Психологическое состояние, характеризующееся спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся, как жизненный урок. В основе такого состояния лежит саногенное мыш­ление (подробнее на этом остановимся позже).

2. Напряжение усилий, сдерживание нежелательных импульсивных реакций (озлобление, уныние и др.) и формирование социально значимых и социально одобряемых форм эмоционального реагирования (бравирование, юмор и др.).

Возникшие трудности можно преодолевать, не впадая в фрустрацию, не прибегая к механизмам психологической защиты. В основе кон­структивных способов преодоления трудностей лежит безобвини­тельный (безоценочный с отрицательной направленностью) тип саморегуляции, чего нельзя сказать об обвинительном и самообвинительном, ведущих к появлению защитных механизмов в поведении. Человек никого не обвиняет в сложившейся критической ситуации. Никто не заслуживает наказания. Типичное вербальное проявление такой формы конструктивного реагирования чаще всего сопровождается словами, типа: «Ничего страшного...», «бывает». Резкие отрицательные эмоции отсутствуют.

Целью такой эмоциональной регуляции-совладения является достижение реалистического приспособления к окружающему миру, умение пожертвовать частным, ситуативным, способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи, Такое поведение смягчает остроту эмоциональных переживаний, повышает адаптивные возможности человека.

Безобвинительная реакция ориентирована на активное отношение к ситуации, на поиск выхода из нее, что предполагает отказ от первоначальных (фрустрированных) целей и выдвижение новых, более приемлемых (например: при различных каверзных выходках учащихся, с помощью которых они пытаются проверить эмоциональную выдержку педагога: доска в мыле, кнопки или мел на стуле). Педагог отказывается от основной цели занятия и переходит к налаживанию отношений с учащимися (переводит ситуацию в юмор и т.п.), а не читает нотации (обвинительная регуляция) или открыто демонстрирует обиду, иногда не может сдержать слез (самообвини­тельная позиция).

Тип эмоциональной саморегуляции усваивается через систему специально организованного воспитания и корректи­руется через самовоспитание на основе усвоения типа саморегуляции референтного (значимого) лица как модели для собственного мышле­ния и поведения. Например, ребенок споткнулся, упал и ушибся. Мама пытается его поддержать и обвиняет в случившемся ту преграду, которая привела к такому последствию: «У, какой плохой камень, давай его побьем» (обвинительная регуляция). Возможная и другая реакция со стороны мамы: «Где у тебя глаза, на затылке?» (самообвинительная). Нередко встречается и следующая форма реагирования мамы: «Ничего страшного, давай уберем камень с дороги и полечим ранку» (безобвинительная). Последняя является самой продуктивной, потому что позволяет формировать именно те особенности эмоционального реагирования на ситуацию, которые безболезненны для социального окружения человека и для него самого. Именно безобвинительные реакции являются наиболее «безвредными». Достоинства их проявляются в виде следующих позитивных моментов:

· Прекращение напряженности в общении;

· Нейтрализация отрицательных эмоций;

· Устранение нежелательной ситуации.

Формирование саморетуляции – это формирование единства сознания и поведения. Внутренняя (видение и оценка ситуации) и внешняя (реагирование) стороны саморегуляцми переплетаются.

Самосовершенствование педагога, как и любого человека (т.е. достижение согласия с собой и окружающим миром) осуществляется через овладение саногенным мышлением. Эту проблему разрабатывает психолог Ю.М. Орлов. Саногенное мышление он определяет как мышление, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контро­лировать эмоции, потребности и желания, предотвращает заболе­вания, порождает здоровье.

Соответственно, обыденное мышление, находящееся во власти привычек и стереотипов, автоматизмов, программируемых требованиями культуры, он называет патогенным мышлением, мышлением, порождающим болезнь[24].

В свое время еще З. Фрейд утверждал, что культура порождает невроз. Однако влияние культуры осуществляется через мышление. Одни и те же ситуации определяются людьми по-разному: что является оскорблением для одного, то может восприниматься как похвала другим. Реакция за­висит не столько от объективных условий, сколько от субъективной оценки ситуации. Чтобы отказаться от патогенного мышления и ов­ладеть саногенным, нужно знать черты того и другого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...