Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие навыков произвольного внимания и сосредоточенности




№ 1. Разговаривайте в роли педагога с кем-нибудь из коллег. При этом не теряйте из виду остальных (темы разговоре инпровизационно-педагогические). И здесь могут даваться вводные задания.

№ 2. Представьте, что Вы - учащиеся, слушаете коман­ду, встаньте в строй по росту, теперь встаньте в алфавитном порядке по фамилии, затем - по именам. Теперь посмотрите на цвет волос друг друга. Запомнили? Встаньте по цвету волос: впереди самые темные и т.д.

№ 3. Вы вошли в учебное помещение, и Ваше внимание рассеялось: соберите его «по кругам» (К.С. Станиславский): сосредоточьтесь на каком-нибудь учащемся. Это «малый круг» внимания. Расширьте круг внима­ния до «среднего» - группа учащихся, после этого можно органи­зовывать «большой круг» – вся учебная группа. Как только почувствуете, что внимание рассеивается, начните все сначала. Это упражнение выполняется многократно с вводными заданиями. Оно помогает сформировать непрерывное, устойчивое внимание, навыки перераспре­деления внимания, сосредоточение на общении.

3. Развитие психической наблюдательности (социальной перцепции и эмпатии).

Перцепция – целенаправленное восприятие, тонкая дифференциация выразительных движений партнеров по общению (учащихся, коллег) для конкретизации специфики общения с ними; умение «читать» мысли и чувства партнера, его намерения.

Эмпатия – способность распознавать эмоциональное состояние по выражению его лица, при недостаточной интенсивности мимических выражений.

Упражнение № 1

Распознание эмоций по мимике, с помощью фотоэталонов К. Изарда.

После этого следуют лекции и беседы об особенностях прояв­ления эмоций в мишке, о внутренних переживаниях, сопровождающих определенную эмоцию.

Второй этап: набор фотографий, представляю­щих основные эмоции.

Инструкция: Определите эмоциональное состояние людей на фотографии. Предположите:

· какие события могли вызвать эти эмоции (ассоциация с извест­ными переживаниями);

· при каких обстоятельствах они могли возникнуть;

· чем занимался человек, когда был сфотографирован;

· каковы могут быть его действия в последующем.

Упражнение № 2

Увеличение способности различать сенсорные сигналы невербального поведения на основе угадывания, наблюдения за движениями мускулов, деятельностью вегетативной системы, срав­нения, исключения.

Разделитесь на пары.

Вашего партнера попросите думать: сначала – о чем-нибудь приятном для него; пока он думает, понаблюдайте за небольшими изменениями в его дыхании, тонусе мышц, позе, окраске кожи и т.п. Потом пусть он думает о чем-нибудь неприятном для него; и опять понаблюдайте за происходящими изменениями.

После этого предложите партнеру мысленно переходить от человека, который ему нравится, к человеку, которого он не любит, и обратно до тех пор, пока вы не сможете ясно различить эти два переживания.

Для того чтобы проверить уровень Вашей калибровки, задайте партнеру серию вопросов, сравнивая этих людей (например, кто из них выше ростом). Ваша задача - не только задать вопрос партне­ру, но и ответить за партнера по наблюдаемой реакции на вопрос, кого он имел в виду.

Приступая к мысленному ответу на вопрос, Ваш партнер первым представляет себе человека, который ему нравится, вторым – кото­рый не нравится, после чего размышляет, кому подходит содержание вопроса.

В результате вы увидите сначала взаимопереходы полярных пе­реживаний, а затем те реакции, по которым вы будите судить о том, кого из этих двоих выбрал ваш партнер. Ваш ответ должен опережать тот момент, когда партнер утвердился в выборе (о чем он дает знать вам взглядом или кивком головы).

Если задание показалось вам слишком легким, можно его нес­колько изменить. Один из способов – искусственно ограни­чить количество поступающей информации. Попробуйте, сможете ли вы уловить те же различия, наблюдая за изменения грудной клетки, или рук, или любой другой части тела.

Еще один способ – найти гораздо менее экспрессивного парт­нера. Реакции очень спокойных людей не так очевидны.

Бели вам не удалось заметить никаких различий в поведении вашего партнера, пока он думал о двух различных лицах, задачу нужно облегчить. Попросите партнера:

· представить себе самого несносного и отвратительного типа из всех, кого он встречал в жизни (лучше будет, если вы скажете это с соответствующей ин­тонацией);

· думать о человеке, которого он любит больше всех на свете.

Необходимый уровень наблюдательности должен превышать ваши прежние способности, ориентироваться на их развитие.

Упражнение № 3

На различение несловесных сигналов согласия и несогласия. Снова разделитесь не пары. Заведите светскую беседу и как бы между прочим задавайте вопросы, которые предполагают однозначный ответ - "да (или "нет"). Это вопросы типа: Вас зовут Елена? Вы родились в Москве? Вы замужем? У вас есть машина?

Ваша задача – научиться различать несловесные реакции, со­провождающие ответы «да», «нет».

Одни непроизвольно и подсознательно напрягают челюстные мышцы при ответе «нет» и расслабляют их при ответе «да». Другие чуть бледнеют, отвечая «нет», и чуть розовеют, отвечая «да».

Третьи при положительном ответе слегка склоняют голову» а при отрицательны – слегка откидывают.

Существует множество идеомоторных реакций, которые всегда одинаково проявляются у одних и тех же людей, однозначно указы­вая на их согласие и несогласие.

Когда вы научитесь различать паралингвистические реакции, сопровождающие ответы «да», и «нет», предложите партнеру отве­чать за него на поставленные вами же вопросы. Когда Вам удастся несколько раз подряд угадать ответ, поменяйтесь с партнером ролями.

Упражнение № 4

На различие справедливых несправедливых утверждений. Начните обычный разговор с кем-нибудь из ваших знакомых, не посещающих семинар. В разговоре упомяните что-нибудь, касающееся его, но не соответствующее, как вы знаете, действительности и наблюдайте за его реакцией. Попозже вернитесь к той же теме, не на этот раз скажите то, что соответствует действительности. Неважно, как вы будете говорить, важно наблюдать, в чем разница в реак­ции, когда утверждение справедливо и когда – несправедливо. Рекомендуется избегать, затрагивать темы» унижающие или оскорб­ляющие собеседника. Пусть это будет комплимент, нечто приятное для него, но это не должно иметь к нему никакого отношения. Он должен это четко представлять.

Вы должны вести себя так, чтобы собеседник не заподозрил ваших намерений. Наблюдайте» фиксируйте его реакции» разницу в его реакциях - и только.

Чем больше обострится ваша восприимчивость к сенсорным сигналам» тем чаше вы будете замечать, как сильно на ваше об­щение с другими людьми влияют невербальные реакции, которые вы у них вызываете.

Упражнение № 5

«Зеркало». Разделитесь на пары, встаньте лицом друг к другу:

А) один из вас делает замедленные движения руками, голо­
вой, всем телом.

Задача другого – в точности копировать все движения партнера,
быть его «зеркальным отражением». В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

В ходе игры участники «зеркала» довольно быстро научаются чувствовать тело партнера и схватывать логику движений. От раза к разу следить за «оригиналом» легче, и все чаше возникают си­туации не только предвосхищения, но и отрешения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробо­вать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли «оригинала» и «зеркала», ведущего и ведомого, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Это упражнение – очень хорошее средство развития психологи­ческого контакта.

Б) Упражнение усложняется (опознание эмоций на основе кине­тического подражания выражению на собственном лице - имитации). Один загадывает эмоцию и изображает. Другой воспроизводит, копирует мимику партнера и пытается отгадать представляемую эмоцию.

Упражнение способствует развитию эмпатии и экспрессии поведения.

Упражнение № 6

«Дискуссия». Разделитесь на тройки. В каждой тройке роли распределяются сле­дующим образом:

один – «глухой и немой»: ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении – зрение, а также жест и пантомима.

Второй – «глухой и паралитик» может говорить и видеть.

Третий – «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать.

Всей тройке предлагаются задания: договориться о месте встречи в Москве, в Волгограде, в учебном заведении, о подарке имениннику или о том, в какой цвет красить забор. Поначалу игра кажется несколько громоздкой: игроки с трудом входят в свои роли, то и дело забывают о своей «глухоте» или «немоте», не могут сориентироваться в возможностях своих партнеров. Для того чтобы облегчить вхождение в игру, можно снабдить каждого игрока соответствующим реквизитом: повязками, косынками.

Через некоторое время нужда в этих напоминаниях отпадет, участники осваивают роли, причем в каждой тройке складываются собственные способы общения. Во время игры часто возникают комические ситуации. Благодаря им складывается атмосфера эмоционального раскрепощения и беззаботности. Упражнение развивает способности выражать (экспрессия) и опознавать (перцепция-эмпатия) эмоции, обращаться, используя вер­бальные и невербальные средства коммуникации.

Упражнение № 7

Развитие эмпатической способности. Разговаривая с учащимися, попытайтесь эмоционально идентифицировать себя с ними, ощутить их чувства и переживания, оценить предполо­жительно индивидуальные особенности воспитанников и составить психолого-педагогическую характеристику, которая затем сравнивается с харак­теристикой других педагогов.

 

Преодоление внушаемых характеристик по предъявленным фотографиям ( на основе методики А.А. Бодалева ).

 

Сообщается, что будут показаны фотографии нескольких лиц, среди которых будет лишь один положительный человек. Необходимо определить, кто он. В ходе этих упражнений учатся преодолевать внушаемость и объективно интерпретировать внешность других людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...