Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цены с учетом базисных условий поставки (С 1 января – Инкотермс 2010)




 

Понятие базисных условий поставки   Базисными условиями во внешнеторговом контракте купли-продажи называют спе-

циальные условия, раскрывающие многочисленные обязанности продавца и покупателя по доставке товара из страны экспорта в страну импорта и определяющие переход права на товар и ответственность в случае потери, повреждений или не состоявшейся доставки товара по какой-либо причине.

Базисными условиями поставки они называются потому, что устанавливают базис (основу) цены товара в зависимости от того, кто несет расходы, связанные с доставкой товара от продавца-экспортера к покупателю-импортеру.

В цену сделки включаются расходы, которые берет на себя продавец согласно своим обязанностям по базисному условию поставки и включает их в счет-фактуру.

В целях толкования базисных условий поставки товара Международной торговой палатой, которая находится в Париже, разработаны «Международные правила толкования торговых терминов» (Инкотермс). Впервые Инкотермс был разработан в 1936 году с целью установления свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле терминов. Дополнения и изменения в него вносились в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 годах. В настоящее время действует Инкотермс в редакции 2000 года.

Каждое из условий «Инкотермс-2000» обозначает особое распределение рисков, расходов и ответственности между продавцом и покупателем, начиная с того условия, при котором все виды ответственности возлагаются на покупателя, и заканчивая ситуациями, когда всю ответственность несет продавец.

Каждый коммерческий термин составлен по схеме, состоящей из двух основных частей: А – обязанности продавца, Б – обязанности покупателя. При этом каждой обязанности одной стороны противостоит обязанность другой (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Обязанности сторон международной коммерческой сделки

 

А. Обязанности продавца Б. Обязанности покупателя
1. Предоставление товара в соответствии с договором
  1. Уплата цены
2. Лицензии, свидетельства и иные формальности
  1. Лицензии, свидетельства и иные формальности
3. Договоры перевозки и страхования
  1. Договоры перевозки и страхования
4. Поставка
  1. Принятие поставки
5. Переход рисков
  1. Переход рисков
6. Распределение расходов
  1. Распределение расходов
7. Извещение покупателю
  1. Извещение продавцу
8. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения
  1. Доказательства поставки, транспортные документы или эквивалентные электронные сообщения
9. Проверка – упаковка – маркировка
  1. Осмотр товара
10. Другие обязательства
  1. Другие обязательства

 

В связи с переходом России на международные правила ведения таможенного дела, на территории Российской Федерации можно заключать контракты купли-продажи товара на основе тринадцати видов базисных условий поставки, соответствующих правилам «Инкотермс-2000».

Классификатор базисных условий поставки представлен так, что все тринадцать терминов в кратком буквенном обозначении начинаются с одной из четырех латинских букв: E, F, C, D. Следовательно, их можно классифицировать по четырем группам, имеющим общую характеристику.

 

 

Группа E   Группа E включает только один термин – Ex Works

(EXW) – «Франко-завод» – с указанием пункта выдачи товара.

Данное условие означает, что продавец передает товар в распоряжение покупателя на своем предприятии. С этого момента обязательства продавца по поставке считаются выполненными. Он не несет ответственности за предоставление транспортного средства, так как это должен сделать покупатель; не отвечает продавец и за погрузки товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, а также за проведение экспортных, импортных и транзитных таможенных процедур. Все расходы и риски, связанные с доставкой товара от предприятия-продавца до места назначения, несет покупатель. При таких минимальных обязанностях продавца у него практически отсутствуют накладные расходы по экспорту, они все будут у покупателя.

Применяется данное условие при перевозке товара любым видом транспорта.

Таким образом, термин EXW обусловливает получение покупателем готового к отправке товара на предприятии или складе продавца.

 

Группа F   Группа F содержит три тер-мина, согласно которым про-

давец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем.

В группу F входят:

- FCA – Free Carrier«Франко-перевозчик» – с указа-нием места назначения;

- FAS – Free along side Ship«Франко-вдоль борта судна» – с указанием порта отгрузки;

- FOB – Free on Board «Франко-борт» – с указанием порта отгрузки.

FCA – Free Carrier – «Франко-перевозчик» – с указанием места назначения. Этот термин обозначает, что продавец передает перевозчику товар, прошедший экспортную таможенную очистку, в указанном пункте (в стране экспорта).

Под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется осуществить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом или комбинацией этих видов транспорта.

После передачи товара перевозчику, который указывается покупателем, обязательства продавца по поставке товара считаются выполненными. Соответственно и расходы продавца заканчиваются в этом месте. С момента передачи товара перевозчику риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит с продавца на покупателя.

Данный термин используется при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

FAS – Free along side ship«Франко-вдоль борта суд-
на» – с указанием порта отгрузки
. Этот термин обозначает, что продавец для выполнения своих обязательств по поставке товара должен разместить груз на причале вдоль борта судна в пункте отгрузки в стране экспорта. С этого момента расходы и риски случайной гибели или случайного повреждения товара переходят с продавца на покупателя.

По условиям термина FAS на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта, а на покупателя – для импорта.

Базисное условие поставки «Франко-вдоль борта судна» может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

FOB – Free on Board «Франко-борт» – с указанием порта отгрузки. Данный термин означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара с того момента, когда товар перейдет через поручни судна в порту
отгрузки в стране экспорта. На этом расходы продавца заканчиваются. С этого момента все дальнейшие расходы, а также риски случайной гибели или случайного повреждения товара с продавца переходят на покупателя.

По условиям термина FOB на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта, а на покупателя – для импорта.

Данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.

Таким образом, для базисных условий группы F общим является то, что продавец передает товар перевозчику на территорию своей страны (страны экспорта), но перевозчик предоставляется покупателем.

 

Группа C   Группа C содержит четыре термина, согласно которым

продавец заключает договор на перевозку товара, но при этом не несет риска потери или повреждения товара.

В группу С входят:

- CFR – Cost and Freight«Стоимость и фрахт» – с указанием порта назначения;

- CIF – Cost, Insuranее and Freight – «Стоимость, страхование и фрахт» – с указанием порта назначения;

- СРТ – Carriage paid to– «Фрахт/перевозка оплачены до…» – с указанием места назначения;

- CIP – Carriage and Insurance paid to– «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до...» – с указанием места назначения.

CFR – Cost and Freight«Стоимость и фрахт» – с указанием порта назначения. Этот термин означает, что продавец обязан оплатить все расходы, включая фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. Исполнение обязательства продавца по поставке товара происходит в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки в стране экспорта. С этого момента риск случайной гибели или случайного повреждения, а также все дополнительные расходы, возникшие вследствие этого, возлагаются на покупателя.

Экспортные таможенные формальности выполняет продавец, а импортные – покупатель.

Условие поставки CFR порт назначения применяется только при перевозках товара морским или внутренним водным транспортом.

CIF – Cost, Insurance and Freight – «Стоимость, страхование и фрахт» – с указанием порта назначения. Этот термин означает, что исполнение обязательства продавца по поставке товара происходит в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки в стране экспорта. Продавец оплачивает все расходы, необходимые для доставки товара в порт назначения, включая фрахт. Кроме того, он обязан еще и застраховать товар по минимальной ставке от риска случайной гибели или случайного повреждения во время транспортировки товара, несмотря на то, что эти риски с момента исполнения обязательств продавца по поставке переходят на покупателя.

Если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен договориться об этом с продавцом или сам принять меры по заключению дополнительного страхования. Экспортные таможенные формальности выполняет продавец, а импортные – покупатель.

Условие термина CIF применяется только при перевозках морским или внутренним водным транспортом.

СРТ – Carriage paid to– «Фрахт/перевозка оплачены до…» – с указанием места назначения. Продавец должен заключить договор перевозки, оплатить ее стоимость до согласованного места назначения и передать товар перевозчику. Передача товара перевозчику, а если их несколько, то первому, означает выполнение продавцом своих обязательств по поставке. С этого момента риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит с продавца на покупателя.

Импортные таможенные формальности выполняет покупатель, а экспортные – продавец.

Данное условие поставки может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

CIP – Carriage and Insurance paidto«Фрахт/перевозка и страхование оплачены до...» – с указанием места назначения.

Отличие термина СIР от термина СРТ состоит только в том, что продавец оплачивает еще и страхование товара по минимальной ставке на период транспортировки от риска его случайной гибели или случайного повреждения, хотя эти риски с момента исполнения обязательств продавца по поставке переходят на покупателя.

Если покупатель желает иметь страхование с большим покрытием, он должен договориться об этом с продавцом или сам принять меры по заключению дополнительного страхования.

При поставке товаров в место назначения несколькими перевозчиками, переход риска произойдет в момент передачи товара первому перевозчику.

На продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта, а на покупателя – для импорта.

Данное условие может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, включая смешанные перевозки.

Таким образом, общим для условий поставок групп F и С является то, что выполнение обязательств продавца по поставке товара наступает с момента его передачи перевозчику (если их несколько, то первому); а отличие их друг от друга в том, что при поставке на условиях группы F перевозка осуществляется силами покупателя (он предоставляет транспорт и оплачивает перевозку), а по условиям группы С перевозка осуществляется силами продавца (предоставление транспорта и оплата перевозки входит в его обязанности). Контракты купли-продажи товара, заключенные на условиях терминов группы F и группы С, относятся к категории договоров на условиях отгрузки в стране экспорта.

Группа D   Группа D содержит пять терминов, согласно которым

продавец обязан доставить товар до пункта назначения со всеми рисками и затратами, то есть это такие условия поставки, при которых продавец несет ответственность за прибытие товара в согласованный порт или пункт назначения в стране импорта или на границе. Он несет все расходы по доставке товара к месту назначения, на него ложатся и все риски случайной гибели или случайного повреждения товара до момента прибытия товара в обусловленный пункт.

В группу D входят:

- DAF – (Delivered at Frontier) – «Поставка до границы» (указывается место поставки);

- DES – (Delivered ex Ship) – «Поставка с судна» (указывается порт назначения);

- DEQ – (Delivered ex Quay) – «Поставка с пристани» (указывается порт назначения);

- DDU – (Delivered Duty Unpaid) – «Поставка без оплаты пошлины» (указывается место назначения);

- DDP (Delivered Duty Paid) – «Поставка с оплатой пошлины» (указывается место назначения).

DAF – (Delivered at Frontier) – «Поставка до границы» (указывается место поставки франко-граница). Поскольку термин «граница» может означать как границу страны-экспортера, так и границу страны-импортера, необходимо указывать конкретный пункт на границе.

Продавец обязан доставить очищенный для вывоза товар, прошедший таможенные формальности как для экспорта, так и для его транзитной перевозки через третьи страны в согласованный пункт на границе и передать его покупателю в неразгруженном виде. Если перевозка после пересечения границы будет продолжаться, то фактической передачи товара покупателю может и не быть. По просьбе покупателя продавец должен оказать ему содействие в получении сквозной железнодорожной накладной до конечного пункта в стране ввоза и других документов, необходимых для транзита товара через третью страну. Если покупатель принимает товар в обусловленном месте на границе, продавец обязан обеспечить получение документов (транспортного документа или складской расписки), позволяющих покупателю принять товар.

На продавца возлагается обязанность заключить договор перевозки и оплатить ее, а также оплатить все расходы, возникающие до прибытия товара в пункт на границе. Риск утраты или повреждения товара продавец несет только до этого пункта. С момента передачи товара в согласованном месте обязательства продавца по поставке товара считаются выполненными, в том числе и тогда, когда фактической передачи товара не происходит.

Данное условие может применяться при перевозке товара любым видом транспорта, если товар поставляется до сухопутной границы.

DES – (Delivered ex Ship) – «Поставка с судна» (указывается порт назначения). Этот термин означает, что продавец считает выполнившим свои обязательства по поставке товара с того момента, когда он предоставит товар в распоряжение покупателя на борту судна в порту назначения без выполнения импортных таможенных формальностей. До момента разгрузки он несет риски и оплачивает все расходы. В обязанности продавца входит и заключение договора с перевозчиком.

Данное условие может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар прибывает в порт назначения на судне.

DEQ – (Delivered ex Quay) – «Поставка с пристани» (указывается порт назначения). Отличие от базисного условия DES состоит в том, что продавец должен не только доставить товар в порт назначения в страну импорта, но и выгрузить его на причал. Он дополнительно несет расходы по разгрузке в порту назначения в стране импорта, а также риски случайной гибели или случайного повреждения, связанные с разгрузкой товара.

Данное условие может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом или в смешанных перевозках, когда товар выгружается с судна на пристань в порту назначения в стране импорта.

DDU – (Delivered Duty Unpaid) – «Поставка без оплаты пошлины» (указывается место назначения) означает, что обязанности продавца по поставке товара считаются выполненными после предоставления товара в распоряжение покупателя на транспортном средстве в неразгруженном виде и без оплаты пошлин в месте назначения в стране импорта. С этого момента на покупателя переходят все расходы, а также риски случайной гибели или случайного повреждения товара. Выполнение таможенных формальностей при ввозе и оплата таможенных пошлин, сборов и налогов входит в обязанность покупателя, а при вывозе – на продавца.

Данное базисное условие может применяться независимо от вида транспорта.

DDP (Delivered Duty Paid) – «Поставка с оплатой пошлины» (указывается место назначения) означает, что обязанности продавца по поставке считаются выполненными после предоставления товара в распоряжение покупателя на транспортном средстве в неразгруженном виде в месте назначения в стране импорта. Выполнение таможенных формальностей при вывозе, ввозе и оплата таможенных пошлин, сборов и налогов входит в обязанность продавца.

Данное базисное условие может применяться независимо от вида транспорта.

Таким образом, при всех условиях поставки группы D требуется доставка товара до определенного пункта назначения или на границе, или в стране ввоза (стране импорта). Страхованиегруза продавцом не предусматривается.

 

Отечественные правила формирования цен   В современной российской внешнеторговой практике на-ряду с базисными условиями поставки «Инкотермс-2000»

используются при внутригосударственных поставках в некоторых сферах (в основном, в сырьевых отраслях) при формировании цен традиционные отечественные правила. В основном учитываются расходы на транспортировку.

В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) существуют следующие виды франко:

- франко-склад поставщика;

- франко-станция отправления;

- франко-вагон станция отправления;

- франко-вагон станция назначения;

-франко-станция назначения;

- франко-склад покупателя.

Цена франко-склад поставщика включает отпускную цену, транспортные расходы по доставке продукции с места производства до склада поставщика.

Таким образом, покупатель приобретая продукцию по этой цене, все транспортные расходы по доставке продукции со склада поставщика до склада потребителя оплачивает дополнительно к цене продажи.

Цена франко-станция отправления включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции от места их производства до станции отправления.

Цена франко-вагон станция отправления включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции от места их производства до станции отправления, а также затраты по погрузке продукции на транспортные средства.

Цена франко-вагон станция назначения включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции от места их производства до станции назначения и затраты по ее погрузке на станции отправления.

Цена франко-станция назначения включает отпускную цену и транспортные расходы по доставке продукции от места их производства до станции назначения, затраты по погрузке продукции на станции отправления и затраты по выгрузке продукции на станции назначения.

Цена франко-склад покупателя включает отпускную цену, транспортные расходы по доставке продукции от места их производства до склада потребителя и расходы по погрузке-выгрузке продукции на станции отправления и станции назначения.

 

  Франко (до) – это коммерческий термин, который показывает до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену продажи.  

 

Вид франко зависит от условий реализации продукции, условий доставки и определяется по соглашению между поставщиком и покупателем продукции.

Цены франко-отправления – цены, которые помимо затрат на производство и необходимой прибыли включают транспортные расходы до пункта перевалки основной перевозки товара в стране экспорта. Например, добытый уголь от шахты доставляется до ближайшей железнодорожной станции, откуда будет транспортироваться на большое расстояние.

Цена с включением расходов до станции отправления называется ценой франко-станция отправления. Аналогично формирование цен франко-пристань и франко-порт отправления. Структурно эти цены близки ценам FCA, FOB и FAS. Цены франко-склад, франко-порог производителя близки цене EXW.

Цены франко-назначения – цены, включающие помимо себестоимости и прибыли расходы до пункта назначения, вплоть до пункта потребления. В отличие от цен отправления эти цены содержат основную транспортную составляющую. С точки зрения условий формирования структуры, цены назначения близки ценам групп С и D «Инкотермс-2000».

 

В зависимости от того, как распределяются расходы между продавцом и покупателем, формируются цены по базисным условиям поставки (табл. 7). Чем меньше объем расходов принимает на себя продавец, тем цена считается структурно менее полной, и наоборот. Самыми полными ценами являются цены группы D. Цены, структурно менее полные, относятся к группам Е и F. Они, как правило, используются при заключении сделок по товарам, производство которых сосредоточено в ограниченном числе пунктов, но сеть потребления очень широка. В этом случае продавцу выгодно включать расходы лишь до базисных пунктов (тяготеющих к производству или добыче).

Доставлять такую продукцию до каждого покупателя продавцу невыгодно и зачастую невозможно. Такая ситуация существует при поставках нефтепродуктов (в цистернах), угля, зерна и т. д.

Структурно более полные цены используются при поставках:

– специальной продукции, качество которой зависит и от качества транспортировки и от качества монтажа у потребителя;

– стандартной продукции с использованием специального транспорта (нефть в трубопроводах часто поставляется на условиях CIP);

– любых типов продукции, когда продавец ведет политику завоевания рынка данного товара.

В этом случае продавец старается охватить все стадии движения товара до потребителя. Примером может служить российская практика, где основная доля всех импортных товаров поступает на условиях CIP и DDP.

Таким образом, какие расходы станут элементом цены товара, зависит от того, на каких базисных условиях поставки заключен контракт купли-продажи товара, а их выбор предопределяется предметом сделки или стратегией завоевания товарного рынка.

 

базисной цены, а также удельный вес ее составляющих.

Фиксация цен   Существует пять основных способов фиксации (видов)

цены в контрактах купли-продажи товара:

- твердая цена;

- подвижная цена;

- цена с последующей фиксацией;

- скользящая цена;

- смешанная цена.

Твердая цена – это цена, которая устанавливается на дату подписания контракта купли-продажи товара и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов (1-1,5 года) и если в этот период не ожидается резких изменений цен. В частности, фиксация твердой цены в контрактах купли-продажи товара с более длительным сроком исполнения может привести к тому, что контрактная цена будет существенно отличаться от текущей рыночной цены, а это невыгодно одной из сторон. Для продавцов эти цены невыгодны в том случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону повышения, а для покупателей – понижения.

В тексте статьи контракта купли-продажи товара может быть сделана оговорка: «Цены твердые и не подлежат изменению в ходе его исполнения до завершения взаимных расчетов» или «Цена твердая, изменению не подлежит». Оговорка о неизменности цены обычно делается в контрактах купли-продажи товара, предусматривающих длительный срок поставки. При коротких сроках поставки она обычно не указывается, но подразумевается.

Таким образом, твердая цена обычно применяется в контрактах купли-продажи на товары, цены которых относительно стабильны. Данная цена не может быть пересмотрена в период исполнения контракта купли-продажи товара, даже если изменится его рыночная цена.

Подвижная цена – это цена, которая фиксируется при заключении контракта купли-продажи товара. При этом оговариваются условия ее корректировки, например если цены на рынке в период исполнения контракта повысятся или понизятся более чем на ± 2-5%. Оговорка об этом носит название оговорки о повышении и понижении цены. При использовании подвижной цены в контракте купли-продажи товара должны быть указаны источники, по которым следует судить об изменении рыночной цены.

Разновидностью подвижной цены является ступенчатая цена, ее пересмотр осуществляется в определенные календарные сроки (например, ежеквартально).

Подвижные цены обычно используются в долгосрочных контрактах на сырьевые (сырая нефть) и продовольственные товары.

Таким образом, в контракте купли-продажи товара указывается, что при его исполнении, например при поставке очередной партии или вообще поставке, цена может измениться, и указывается, на основании чего будет установлена цена, какие факторы будут учитываться при ее фиксации.

Цена с последующей фиксацией – это цена, которая в контракте купли-продажи товара не фиксируется, а устанавливается лишь принцип ее определения, а также используемые источники ценовой информации и дата, на которую цена будет фиксироваться.

В качестве источников цены могут быть использованы:

– биржевые котировки на день поставки или платежа;

– цены, публикуемые в различных справочниках и отраслевых журналах;

– цены достоверных конкурентных материалов.

Данный вид цены применяется в случае, если в период исполнения контракта купли-продажи товара на рынке предполагается значительное повышение цен, которое трудно оценить заранее с определенной точностью.

Кроме того, этот способ удобен для долгосрочных контрактов, которые предусматривают периодические поставки товара в течение ряда лет. При этом стоимость товаров находится в зависимости от их качества, в частности при продаже металлов и химикатов с определенной долей примесей или полезных веществ.

При торговле цветными металлами цены могут определяться на основе биржевых котировок, соответствующих дате поставки очередной партии товара.

Используется данный способ фиксации цен и при онкольных сделках, закупках на корню зерновых, кофе, хлопка и других сельскохозяйственных культур.

 

    Онкольные сделки – это сделки, где используется установление цены с последующей фиксацией, предусматривающей право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой, какими источниками информации о ценах необходимо пользоваться.

 

Для таких товаров стороны определяют источники информации об изменении рыночных цен. Это можно отразить оговорками трех видов:

– «hausse» (повышение), означающая, что любое повышение рыночной цены ведет к повышению контрактной цены;

– «baisse» (понижение), означающая, что любое понижение рыночной цены ведет к понижению контрактной цены, а любое повышение во внимание не принимается;

– «hausse-baisse», ставящая изменение контрактной цены в зависимость от существующего изменения рыночной цены.

Скользящая цена – это цена, которая исчисляется в момент исполнения контракта купли-продажи товара с учетом изменений в издержках производства после его подписания по формуле, состоящей из двух частей:

 

, (34)

 

где – расчетная цена товара (усл. ед.);

– базисная цена товара (усл. ед.);

– доля затрат на материалы (%);

– доля затрат на оплату труда (%);

– неизменяемая часть цены (сумма А, В и С должна равняться 1) (усл. ед.);

– базисная цена материалов (усл. ед.);

– цена материалов за период скольжения: как правило, это средняя цена за оговариваемую в контракте купли-продажи товара часть в течение срока его исполнения (усл. ед.);

– базисная ставка оплаты труда (усл. ед.);

– ставка оплаты труда за соответствующий период скольжения, рассчитываемая так же, как и по материалам
(усл. ед.).

Первая часть формулы – это базовая цена, устанавлива-емая на дату предложения или подписания контракта купли-продажи товара, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене.

Вторая, основная часть, имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товара, а именно процентную долю в ней постоянных расходов (прибыли, накладных расходов, амортизационных отчислений) и переменных расходов на сырье, материалы и оплату труда. Последние и определяют скольжение цены, так как с изменением цен на сырье, налоговой политики государства, уровня оплаты труда в отрасли будут связаны дополнительные расходы на выполнение данного контракта купли-продажи товара. При этом учитываются в формуле издержки, которые в период исполнения контракта купли-продажи товара могут значительно изменяться. В контракте купли-продажи товара также должен оговариваться предельный уровень их отклонения.

Следовательно, если в стоимости продукции существенную долю занимают расходы на топливо или другие компоненты, переменная часть приведенной формулы может быть расширена на необходимое число составных элементов. При этом сумма долей этих элементов должна оставаться равной единице. Коэффициент торможения обычно устанавливается в пределах от 0,1 до 0,2 и отражает переносимую на продукцию часть стоимости основных фондов ее производителя.

Эпоха научно-технического прогресса, механизация и автоматизация производства ведут к относительному удорожанию доли основных фондов, приходящихся на единицу выпускаемой продукции, при соответствующем снижении доли оборотных средств, затрачиваемых на материалы и рабочую силу. Продавцы всегда заинтересованы в уменьшении величин коэффициентов торможения, а покупатели – в их увеличении, что уменьшает влияние на цены инфляционного роста ставок заработной платы и цен на сырьевые товары.

При установлении скользящей цены в контракте купли-продажи товара могут быть внесены некоторые ограничительные условия:

- установление предела в процентах к договорной цене, в рамках которого цены не пересматриваются;

- установление предела возможного изменения договорной цены (например, не свыше 10% от общей стоимости заказа), который называется лимитом скольжения.

Кроме того, в контракте купли-продажи товара может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю сумму издержек производства, а лишь на определенные их элементы (например, на металл при постройке судна) с указанием их величины в процентах от общей стоимости заказа. В контракте купли-продажи товара скольжение цены может быть предусмотрено не на весь срок его действия, а на более короткий период (например, на первые шесть месяцев от даты заключения контракта), так как в течение этого периода поставщик может закупить все необходимые материалы для выполнения заказа.

Скользящие цены предлагается фиксировать следующим образом:

а) указать цену на дату предложения (базисную цену);

б) указать порядок раскладки этой цены на ее состав-ляющие, например:

- зарплата – 40%;

- сырье и материалы – 45%;

в) неизменная часть (накладные расходы, прибыль) – 15%.

В процессе переговоров между продавцом и покупателем может быть изменен уровень

Окончательно в контракте купли-продажи товара фиксируются:

- базисная цена оборудования;

- зависимость изменения окончательной цены оборудования от изменения цен материалов и ставок заработной платы;

- цены материалов и ставки заработной платы (или индексы, отражающие их уровень) к моменту заключения сделки, то есть базисные цены и ставки;

- период, в течение которого должно исчисляться скольжение по ценам материалов и ставкам заработной платы и порядок определения этих величин для установленного периода скольжения;

- источники, на основе которых выявляются изменения цен материалов и ставок заработной платы или составляющих индексов.

Индексы изменения цен на товары и ставок заработной платы публикуются в большинстве промышленных развитых и развивающихся стран в официальных и частных экономических изданиях (например, в Германии – в справочнике «Wirtschaft und Statistics», в США – «Marshall & Swift» ). Продавцы и покупатели этих стран имеют возможность согласовывать и оговаривать в контракте купли-продажи товара, из какого источника будут применяться индексы.

При заключении международных сделок обычно используются индексы стран-поставщиков. При подрядном строительстве промышленных объектов на оборудование, как правило, применяются индексы стран-поставщиков, а на работы, выполняемые национальными подрядными фирмами, – индексы стран, где сооружаются объекты.

 

В России индексы цен на товары и ставки заработной платы пока официально не публикуются, что создает серьезные трудности для развития рыночных отношений, особенно в условиях инфляции и неплатежей. Поэтому российские продавцы на внешнем рынке могут использовать упрощенную формулу скольжения:

 

, (35)

 

где – прирост инфляции в процентах за период времени с момента подписания контракта купли-продажи товара до фактического срока поставки товара или его оплаты.

Данные об инфляции в России публикуются в периодической печати, причем нередко отдельно для цен производителей и розничных цен на потребительские товары.

Таким образом, использование скользящих цен предполагает следующие особенности их применения:

1. При рассмотрении структуры затрат, характеризуемой соотношением величин А, В и С, в интересах импортера увеличить С, а экспортера – наоборот, уменьшить постоянную часть С, исходя из общей тенденции повышения цен на материалы и оплаты труда, преобладающей на мировых товарных рынках. В некоторых случаях выделение ставок на оплату труда неактуально. Тогда в формуле останутся только величина А и С. Это встречается, например, в торговле аккумуляторными батареями, единственная составляющая издержек производства которых, подверженная сильным колебаниям, – это затраты на цветные металлы, такие как свинец и цинк или никель и кадмий, в зависимости от типа батарей.

2. Выбор периодов скольжения учитывает те временные интервалы, в которые исполнитель контракта купли-продажи товара несет основную часть соответствующих затрат. Например, для производственного цикла при строительстве морского судна характерна подготовка на начальном этапе, когда интенсивно закупаю

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...