Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет денежных средств в кассе.

Введение

Торговое предприятие, на котором я проходила производственную практику ООО «Сезон».

Целью прохождения производственной практики было ознакомление с финансово-хозяйственной, коммерческой деятельностью предприятия с процессом управления закупочной деятельностью предприятия, а также закрепление на практике знаний по бухгалтерскому учету.

Среди задач прохождения практики были ознакомление с организацией, с организационной структурой предприятия, уставом предприятия, изучение состава и содержание реально выполняемых функций отдела бухгалтерии.

Предприятие зарегистрировано в декабре 1998 года в г.Архангельск как Общество с ограниченной ответственностью «Сезон». Основной целью создания Общества (по уставу) было розничная торговля, а также извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является:

· торговля товарами народного потребления, продуктами питания,

специальным оборудованием и т.д.;

· оказание услуг населению и организациям;

· производство готовой продукции;

· осуществление других видов деятельности, не противоречащих законодательству России.

На сегодняшний день приоритетным направлением развития предприятия является торговля продуктов питания.

В штате предприятия находятся: директор, главный бухгалтер, бухгалтер, пять продавцов, грузчик и уборщик производственных помещений.

Организация бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет на ООО «Сезон» организован в соответствии со стандартами с учетом отраслевой специфики и масштабов производства. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

Задачей бухгалтерского учета является обеспечение формирования полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования внутренними и внешними пользователями.

Бухгалтерская служба ООО «Сезон» состоит из групп, организуемых по функциональному признаку: материальная, расчетная группы, финансовый отдел, кассир. Бухгалтерский учет централизован.

Бухгалтерия состоит из следующих штатных единиц: главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера, экономист-финансист, бухгалтер-кассир.

Главный бухгалтер устанавливает служебные обязанности для подчиненных ему работников.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно первому руководителю.

Бухгалтерский учет активов, собственного капитала, обязательств и осуществляемых хозяйственных операций ведется способом двойной записи по плану счетов, разработанному на предприятии на основе Рабочего плана счетов бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. (приложение №1)

Бухгалтерский учет на предприятии компьютеризирован с использованием программы 1С «Бухгалтерия», каждое рабочее место бухгалтера оснащено соответствующей оргтехникой.

В целом же бухгалтерский учет ООО «Сезон» организован на достаточно высоком уровне, а бухгалтерская служба выполняет поставленные перед ней задачи.

Учетная политика организации.

Бухгалтерский учет и отчетность в ООО "Сезон" ведется согласно разработанной своей учетной политики на основании Приказа Минфина РФ от 28 июля 1994 года № 100 и Приказа Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60-Н.

Учетная политика ООО "Сезон" разработана главным бухгалтером предприятия и утверждена приказом об учетной политике директором. Ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя. Бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером.

ООО «Сезон» самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета исходя из специфики работы предприятия, при этом самостоятельно приспосабливает применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении следующих требований:

· единая методологическая основа (принцип двойной записи);

· взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета;

· сплошное отражение всех хозяйственных операций в регистрах учета на основании первичных учетных документов;

· накапливание и систематизация данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Начальным этапом бухгалтерского учета является сплошное документирование всех хозяйственных операций путем составления определенных материальных носителей первичной учетной информации.

К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся:

· наименование документа (форма);

· дата составления;

· содержание хозяйственной операции;

· измерители хозяйственной операции (в количественном и стоимостном

выражении);

· наименование должностных лиц, ответственных за совершение

хозяйственной операции и правильность ее оформления;

· личные подписи и их расшифровки.

Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, проверяются по форме (полнота и правильность их оформления) и по содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).

Следующим этапом учета является:

· регистрация сведений, содержащихся в первичных учетных документах, в применяемых регистрах бухгалтерского учета;

· составление бухгалтерской отчетности;

· использование данных бухгалтерских регистров для получения другой необходимой для предприятия информации.

ООО «Сезон» относится к малым предприятиям и ведет бухгалтерский учет по упрощенной форме.

На ООО «Сезон» применяется сокращенная журнально-ордерная форма счетоводства с сокращенной системой счетов. На основе типового плана счетов главным бухгалтером разработан рабочий план счетов ООО "Сезон" (см. Приложение1).

Учет денежных средств в кассе.

Учет денежных средств в кассе ООО «Сезон» осуществляет, руководствуясь следующими нормативными актами: Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40; Положением Банка России от 05.01.1998 № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 22.01.1999) и другими. Расчеты с поставщиками и покупателями предприятие осуществляет только безналичным путем - через банк. Расчеты наличными средствами бухгалтер предприятия осуществляет с работниками организации по заработной плате и для приобретения материальных ценностей для осуществления хозяйственной деятельности (канцелярские принадлежности, бухгалтерские бланки и т.п.). На предприятии имеется список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию.

Для ООО «Сезон» банком установлен лимит остатка наличности в кассе в размере 100000 руб. Документальное оформление расчетов с подотчетными лицами происходит путем заполнения приходных и расходных кассовых ордеров унифицированной формы (КО-1 и КО-2). Кассовые ордера регистрируются в журналах регистрации (КО-3). В организации ведется кассовая книга. Отчеты кассира бухгалтером проверяются. Прием наличных денег, поступающих с расчетного счета в банке от покупателей, заказчиков и т.д. в кассу предприятия, производится по приходным кассовым ордерам. Учет безналичных денежных средств ведется в соответствии с выписками банка на счете 51 «Расчетные рублевые счета».

Предприятие розничной торговли ООО «Сезон» может реализовывать товары за наличный расчет, по расчетным чекам. На практике товары реализуются только за наличный расчет, через кассу предприятия.

Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста.(смотри приложение №2)

При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом отчете и журнале кассира-операциониста.

Сдача выручки в кассу оформляется приходным кассовым ордером и отражается в учете следующей записью:

Дт 50 «Касса»

Кт 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» 60 000 р.

(Приложение №3)

Торговая выручка сдается кассиром-операционистом

1) либо подотчетному лицу:

Дт 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кт 50 «Касса» 160 000 р.

2) либо в банк (объявлением на взнос наличными) для зачисления на расчетный счет:

Дт 57 «Переводы в пути»

Кт 50 «Касса» 160 000 р.

Эти операции отражаются расходным кассовым ордером. (приложение №4)

Далее на основании квитанции и ордера, полученного из банка и подтверждающего зачисление денег на расчетный счет, делают проводку:

Дт 51 «Расчетные счета» Кт 57 «Переводы в пути» 160 000 р.

Организации розничной торговли могут производить также расчеты с покупателями с помощью пластиковых карт. Продажа товаров в таких случаях оформляется выпиской товарных чеков (слипов), которые прокатываются на специальных машинах. В слипе указывают: имя держателя карты, номер карты, дату совершения покупки, израсходованную сумму, тип платежной системы (VISA, Mastercard и др.), адрес организации-продавца (магазина). Слип заполняется в трех экземплярах: первый вручается покупателю, второй - сдается инкассатору, третий передается в бухгалтерию с кассовым отчетом. Покупатель расписывается в слипе, подлинность его подписи проверяет работник организации-продавца. Слипы сдаются инкассатору по реестру с указанием их числа и суммы. Реестр заполняют в двух экземплярах: первый - для инкассатора, второй - с распиской инкассатора остается у организации-продавца. Реестры со слипами сдаются в банк. Банк зачисляет на расчетный счет организации-продавца причитающиеся ей денежные средства за проданные товары. В документах на зачисление денег банк указывает даты реестров слипов и суммы денежных средств.

Пример.

Покупатель (физическое лицо) оплатил приобретенный в ООО «Сезон» товар на сумму 200 руб. с помощью кредитной карты. Учетная цена товара - 180 руб.

В учете организации составлены следующие проводки:

Д-т сч. 57 субсчет «Расчеты кредитными картами»

К-т сч. 90/1 «Выручка» -.200 руб. - отражена в учете реализация товара, оплаченного посредством кредитной карты

Д-т сч. 90/2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 41 «Товары» - 180 руб. - списан реализованный товар по учетной цене;

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»

К-т сч. 57 субсчет «Расчеты кредитными картами» - 7 руб. - отражено в учете комиссионное вознаграждение банку;

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 57 субсчет «Расчеты кредитными картами» - 200 руб. - оплата товара по кредитной карте зачислена на расчетный счет организации (основание - выписка банка).

В практике учета организаций розничной торговли продуктами питания зачастую имеет место возврат некачественных товаров покупателями в случаях, предусмотренных законодательством. При учете операций по возврату товара необходимо оприходовать полученные от покупателей товары, откорректировать ранее сделанные записи по учету их продажи и отразить претензионные расчеты с поставщиками некачественного товара.. Организации розничной торговли учет расчетов с покупателями по возврату товаров, как правило, осуществляют на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в следующей последовательности:

Д-т сч. 90, субсчет 1 «Выручка»

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражается возникновение задолженности перед покупателями на сумму выручки;

Д-т сч. 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж»

К-т сч. 41 «Товары» - корректируется методом красное сторно ранее сделанная запись по цене реализации товаров с НДС на сумму возвращенных покупателями товаров;

Д-т сч. 90, субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж»

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки» - корректируется методом красное сторно сумма прибыли от продажи в части, относящейся к возвращенным покупателями товарам;

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

К-т сч. 50 «Касса» - отражается фактическая выплата покупателям денежных средств;

Д-т сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. 41 «Товары» - учитывается возврат некачественного товара поставщику по цене приобретения;

В ООО «Сезон» возврат товара осуществляется на счете 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям», проводки составляются аналогично вышеописанным.

Выдача заработной платы оформляется платежными ведомостями, заверенными руководителем предприятия и подписанными главным бухгалтером. В магазин оформляется расходный кассовый ордер в бухгалтерии, регистрируется в журнале регистраций приходных и расходных кассовых ордеров и передается кассиру для исполнения. При выдаче денег отдельному лицу кассир записывает в расходный кассовый ордер наименование и номер документа, удостоверяющего личность, кем, когда он выдан. Предъявление документов, удостоверяющих личность, обязательно и при получении денег по одному платежному документу, выписанному на несколько лиц. Лицам, не состоящим в списочном составе магазина "Сезон", деньги выдаются только по расходным кассовым ордерам, выписываемым на каждое лицо. Заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности, премии, кассир выплачивает по платежным ведомостям. На титульном листе платежной ведомости делается разрешительная надпись в кассу о выдаче денег за подписями руководителя магазина "Сезон" с указанием сроков выдачи денег и их суммы (прописью).

Пример из кассы выдана заработная плата продавцу Автаевой Е.И

Инвентаризация в кассе

На предприятии проводятся ревизии кассы с полным полистным пересчетом денег и других ценностей, находящихся в кассе, в сроки, установленные руководителем магазина "Сезон".

Основным звеном в осуществлении внутрихозяйственного контроля денежных средств является инвентаризация денег в кассе. Ее проводят внезапно, один раз в месяц. Перед началом инвентаризации денег в кассе выполняется ряд предварительных правовых процедур: берут от кассира расписку в том, что во вверенной ему кассе наличные деньги частных лиц и посторонних организаций не хранятся. Этим предупреждается возможность перекрытия из других источников недостачи денег, изменения остатка денег, выведенного в кассовой книге. Последний кассовый отчет и документы по операциям кассир сдает в бухгалтерию (руководителю) для проверки. На отчете кассир делает отметку о том, что все приходные и расходные кассовые ордера и другие денежные документы включены в этот отчет и в кассе нет неоприходованных и не списанных в расход денег.

Результаты инвентаризации оформляют актом. В акте фактические остатки кассовой наличности сопоставляют с данными учета, что дает возможность определить недостачу или излишек денежных средств. Акт оформляется в день ревизии кассы и подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.

Если установлена недостача или излишек денег, кассир представляет комиссии письменное объяснение.

Акт составляется в двух экземплярах: один остается в делах бухгалтерии (у руководителя), другой - у кассира. Выявленные при инвентаризации излишки зачисляют в доход магазине "Сезон" и приходуют (дебет счета 50, кредит субсчета 91), а недостачу относят на виновное лицо (дебет счета 94, кредит счета 50; дебет субсчета 73-2, кредит счета 94) и удерживают с него (дебет счетов 50, 70, кредит 73-2).

(Приложение №6)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования в рамках практики позволили выработать некоторые рекомендации бухгалтеру ООО «Сезон» для совершенствования бухгалтерского учета организации:

- поскольку приходные и расходные кассовые документы оформляются автоматически - сначала формируются в программе, а после на них ставят подписи, рекомендую внести изменения в бланки - выделять цветом области, где должна быть поставлена подпись, чтобы не возникало нарушений в оформлении бланков.

Также предлагается дополнить существующую учетную политику предприятия разделом «Система документооборота и технология обработки учетной информации»; Приложить к учетной политике «Годовую смету на представительские расходы»; «Годовую смета на рекламные расходы»; «Годовую смета на повышение квалификации, подготовку и переподготовку кадров»; «Формы первичных учетных документов», которые разработаны самой организацией и не предусмотрены альбомами унифицированных форм, а также доработанные унифицированные формы. Составление указанных годовых смет позволит ООО «Сезон» более грамотно планировать свои расходы.

 

 

Список используемой литературы

1.Типовой План счетов бухгалтерского учета

2.ФЗ «О бухгалтерском учете в РФ».

3.Алексеева Л. «Теория бухгалтерского учета», Ростов на Дону, 2001

4.Барышева С.К.»Методы учета затрат на производство», Бухгалтерский учет и аудит, 2002 -№1.

5.Дюсембаев К.Ш.«Аудит и анализ в системе управления финансами», Алматы, 2000

6. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для ВУЗов – М.: ЮНИТИ, 2000

7.Ларионов А.Д., Ерофеева В.А., Леонтьев Ж.Г. «Бухгалтерский учет» Учебник, М.Проспект 2000.

8. Патров В.В., Василевич И.П. Учет товарных потерь \ Бухгалтерский учет

1996 №10.

9. Положения по бухгалтерскому учету.

 

Приложение № 1

Рабочий план счетов ООО "Сезон"

Основные средства и вложен ия

Основные средства 01

Износ основных средств 02

Капитальные вложения 08

Производственные запасы

Материалы 10

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы 12

Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов 13

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...