Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценообразование и налогообложение издательской деятельности.

 

Эффективная политика издательства в области ценооб­разования — важный инструмент маркетинговой деятель­ности. Задачи, решаемые в ходе ее реализации, это прежде всего продажа тиражей издаваемых книг, обеспечение не­обходимого уровня рентабельности и приемлемых сроков возврата вложенных средств.

Ценообразование — процесс образования, формирова­ния цен на товары и услуги, характеризуемый методами и способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.

Различают две основные системы ценообразования: ры­ночное ценообразование на основе взаимодействия спро­са и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государствен­ными органами. В последнем случае в основу формирова­ния цены кладутся издержки производства и обращения. Цена — фундаментальная экономическая категория, озна­чающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его сто­имость, поэтому правомерно говорить о цене как денежной стоимости единицы товара.

Определяющим звеном в цепочке ценообразования яв­ляется этап формирования цены в издательстве. Связано это с тем, что в условиях конкурентного рынка уровень торговой наценки к отпускной цене издательства стабили­зируется, поэтому, зная отпускную издательскую цену, можно достаточно точно определить цену книги в оптовом и розничном звене. Значит, определение отпускной изда­тельской цены — главная составляющая методики ценооб­разования в современных условиях.

Отпускная цена издательства складывается в зависи­мости от конкретных обстоятельств, принятой стратегии ценообразования или общей стратегии издательства на том или ином этапе его деятельности. Но в любом случае, назначая цену на свой продукт, издательство всегда нахо­дится в пределах действия двух ограничителей — себесто­имости издания и спроса конечного покупателя. Даже в ус­ловиях жесткой конкуренции издатель не может снизить цену ниже себестоимости. Правда, из этого правила есть исключения. Существуют причины, по которым издатель может продавать свои книги по убыточной цене, то есть ниже нормы прибыли. Каковы эти причины? Их несколько:

— необходимость продвинуть на рынок нового, неиз­вестного ранее, автора;

— выиграть конкурентную борьбу за овладение долей рынка;

— ускорить получение денег от реализации;

— получить прибыль по нескольким перепечаткам по­пулярных изданий для финансирования долгосрочного проекта.

Понятно, однако, что это возможно лишь в том случае, если цена других книг издательства обеспечивает получе­ние прибыли, позволяющей субсидировать убыточные из­дания.

Ориентация на себестоимость — элемент активной по­литики ценообразования, предусматривающей необходи­мость добиваться такого уровня затрат на производство книги, при котором издательство сможет обеспечить дости­жение желаемой нормы прибыли при реализации тиража.

Ценообразование — сложный процесс, включающий ряд этапов, к которым можно отнести следующие:

Выбор цели > Определение спроса > Анализ издержек > > Анализ цен конкурентов > Выбор метода ценообразова­ния > Установление окончательной цены.

Основными целями могут быть: обеспечение выжива­емости, максимизация прибыли и удержание рынка.

Для книжного рынка, особенностями которого в совре­менных условиях являются низкая эластичность платежеспособного спроса (что характерно не только для нашей страны, это, скорее, общее свойство книжной продукции как товара интеллектуального) при большом числе потре­бителей, и наличие жесткой конкуренции, обеспечение вы­живаемости становится главной целью издательств. В то же время, эти же особенности заставляют множество неболь­ших издательств в максимальной степени использовать вы­годную для себя текущую конъюнктуру рынка, для чего ставить своей целью максимизацию прибыли. Для крупных и средних издательств это не столь характерно, они зачас­тую готовы снизить уровень текущей прибыли, чтобы обеспечить получение больших прибылей в будущем. А чтобы гарантировать будущие большие прибыли, они укрепляют и расширяют свою нишу на рынке, внедряют новые технологии, обновляют основные средства, то есть совершают действия, несовместимые с политикой увеличе­ния краткосрочной прибыли. Наконец, для достижения цели удержания рынка издательства противодействуют спа­ду сбыта и обострению конкуренции, для чего стремятся снижать издержки и стабилизируют цены.

Процесс ценообразования строится таким образом, чтобы установленная цена могла возместить издержки на производство, распределение и сбыт товара и обеспечить получение определенной нормы прибыли. К наиболее рас­пространенным методам установления цены на книжную продукцию относится метод ценообразования, основан­ный на учете затрат (издержек) производства и обраще­ния.

 

60) Планирование (бюджетирование) себестоимости издательской продукции.

Планирование себестоимости продукции является составной частью планирования производственно-хозяйственной деятельности издательства и его структурных подразделений. Цель планирования себестоимости – определение оптимального уровня затрат на производство и реализацию продукции при наиболее эффективном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выработка и принятие решений, направленных на повышение эффективности производства и рост прибыли.

План издательской себестоимости составляется для определения общей суммы затрат в планируемый период на выпуск издательской продукции в целом и по отдельным ее видам, определения плановой суммы затрат по отдельным изданиям и калькулируемым единицам, выявления и использования резервов снижения затрат, осуществления контроля за использованием материальных и денежных средств.

План по себестоимости составляется в полном соответствии с другими разделами плана экономического и социального развития издательства, расчеты по которым предшествуют его разработке. Составлению плана по себестоимости также предшествует также тщательный и всесторонний анализ сложившегося уровня затрат за ряд предыдущих лет, в ходе которого выявляется влияние на себестоимость продукции основных технико-экономических факторов. Основной формой планирования себестоимости продукции является годовой план с распределением заданий по кварталам. На его основе составляются квартальные планы с распределением заданий по месяцам. Основной для разработки плана по себестоимости являются:

· годовой тематический план выпуска литературы,

· план художественно-технического оформления изданий,

· фонды оплаты труда и авторского гонорар,

· план материально-технического обеспечения.

Для планирования себестоимости используют нормативный и расчетно-аналитический методы, а также фактические данные предпланового периода. Нормативным методом рассчитывается себестоимость производственной программы и составляется смета затрат на производство. Расчетно-аналитический метод используют для определения плановой себестоимости всей товарной продукции и выявления влияния важнейших технико-экономических факторов на изменение себестоимости.

План издательской продукции составляется по видам издательской продукции и разделам изданий, отдельно для собственных и заказных изданий. В издательствах с небольшим количеством изданий целесообразно составлять калькуляции на каждое издание или группу изданий, имеющих одинаковые технико-экономические показатели (серийные издания).

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Плановая калькуляция составляется на продукцию, предусмотренную производственной программой, и представляет собой задание по себестоимости отдельных изданий, разделов или серий литературы по статьям затрат. Важнейшим требование при составлении калькуляции является максимально возможное отнесение затрат на себестоимость отдельных изданий прямым и сокращение удельного веса затрат, распределяемых косвенным способом.

Одной из важнейших проблем является выбор калькуляционной единицы, то есть единицы для планирования, учета и анализа затрат.

Калькулируемые единицы:

  1. По объемным затратам:

· На книги брошюры изоиздания (кроме открыток) ноты – 1 уч-изд. лист

· На журналы – изд. лист, а при установленном авторском гонораре на номер – 1 номер

· На открытки – название

· На газеты – 4 полосы формата А2

  1. По тиражным затратам:
  • На книги брошюры изоиздания (кроме открыток) ноты – 1000 изд. листов-оттисков
  • На журналы - 1000 изд. листов-оттисков
  • На открытки – 1000 экземпляров
  • На переплетные крышки – 1 экземпляр
  • На газеты – 1 экземпляр

Планирование и включение в себестоимость отдельных статей затрат осуществляется следующим образом.

Расходы на авторский гонорар планируются исходя из объема оплачиваемых авторских листов и средневзвешенной ставки гонорара для каждого вида изданий или по каждому изданию в соответствии с заключенными договорами. Для журналов авторский гонорар планируют в пределах, утверждаемых в соответствующем порядке сумм на один номер и количество номеров в году. За художественно графические работы планируют исходя из средних затрат за ряд лет на один учетно-издательский лист по группам и видам изданий с внесением необходимых корректив, учитывающих особенности в оформлении изданий.

Расходы на полиграфическое исполнение предусмотренных к выпуску изданий планируют на основе анализа отчетных данных за предыдущие годы с учетом оформления издания.

Планирование расходов на бумагу, картон и переплетные материалы осуществляют исходя из годового тематического плана выпуска литературы и плана художественно-технического оформления изданий. Основанием для расчетов является плановое количество указанных материалов в натуральном выражении.

Затраты на материалы определяют путем умножения их планового количества в натуральном выражении на цены, по которым приобретаются материалы, с учетом затрат на транспортно-заготовительные расходы.

Все эти затраты необходимо планировать по каждому изданию в отдельности.

Планирование редакционных расходов осуществляют по установленной номенклатуре. При планировании определяют общую сумму редакционных расходов и расходы на 1 издательский лист, исходя из их общей суммы и общего объема выпуска в издательских листах.

Расходы на оплату труда персонала редакции планируют исходя из действующих ставок и должностных окладов, принятой системой премирования, установленных норм на социальное и медицинское страхование. Редакционные расходы рассчитываются в плане по каждой операции редакционно-издательского процесса отдельно.

Общеиздательские расходы планируют по видам продукции и группам литературы по отдельным статьям, на основе утвержденных нормативов.

Для определения плановой себестоимости должны быть определены нормы на изготовление издательской продукции по отдельным статьям расходов, по отдельным видам изданий, разделам литературы, номерам и формам переплетов.

Редакционные, общеизд. Не пересчитывают по плановым нормам на фактический выпуск продукции, а отражают в бух. отчетах в соответствии с суммами, установленными в плане издательства.

Затраты на производство издательской продукции учитывается на основании первичных документов, составляемых в установленном соответствующими положениями порядке. Учет фактических затрат на выпуск и реализации изд продукции и калькулирование ее полной себестоимости должны быть организованы по принципу позаказного метода: объектом учета затрат и калькулирования должен быть отдельный заказ на каждое издание. Первичную документацию по всем статьям себестоимости составляют с обязательным указанием номера издания (заказа). Фактическую себестоимость тиража каждого издания (заказа) определят после его выполнения и полной сдачи заказчику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...