Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические основы процесса фотосъемки модели




 

Фотография успешно применяется для решения целого ряда психологических проблем, для развития и гармонизации личности. Применение фотографии в этом направлении получило название фототерапии или арт- терапии. Фототерапия предполагает работу как с готовыми фотоматериалами, так и создание оригинальных авторских снимков. Положительное воздействие фотографии на личность может

 

 

проявится как в самостоятельных занятиях, так и совместно со специалистом. Само по себе искусство фотографии многогранно, но в любом случае в основе его лежит создание художественных образов, что позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства. С другой стороны, фотографию можно рассматривать как игру. Она позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями, выбирать из них то, что наиболее ценно и важно для художника. В фотографии может происходить совмещение реальности и фантазии, благодаря чему снимок становится уже объектом и внешнего отображения мира и внутренних ощущений человека. По своей природе фотография социальна - она тесно связана с контактами между людьми и передачей значимых для них чувств и представлений. Часто, показывая кому-то фотографии, мы сопровождаем это рассказом. Рассказ передает отношение человека к тому, что изображено на снимке, а также проясняет то, что скрыто «за кадром», позволяя тем самым усилить зрительный образ. Все вышесказанное обеспечивает возможность использования фотографии для фототерапии. Для того, чтобы понимать, как именно достигается терапевтический эффект с помощью снимков, необходимо знать психологические функции фотографии.

Фокусирующая функция – это способность фотографии оживлять воспоминания и приводить к повторному переживанию событий, имевших место ранее. В контексте психотерапии это необходимо для того, чтобы в результате просмотра фотографии прийти к переосмыслению событий и завершить ситуацию с новыми, более положительными последствиями.
Стимулирующая функция фотографии. При создании и восприятии снимков активизируются сенсорные системы человека, в первую очередь зрение, тактильная чувствительность, что, в свою очередь, активизирует двигательную активность. Применительно к фотомоделям эта психологическая функция фотографии действует следующим

 

 

образом: плавность и естественность движений достигается независимо от модели, просто от просмотра «правильных» снимков, это происходит на уровне вегетативной нервной системы.
Фотосъемка и последующее восприятие фотографий, и их художественное оформление связаны с появлением разнообразных ассоциаций: вначале с объектом фотосъемки, затем с готовым образом. При этом оживает творческое воображение. Это составляет суть организующей функции фотографии.
Объективирующая функция фотографии позволяет человеку оценить собственное «я», понять, насколько мимика, одежда, интерьер в кадре соответствуют реальному образу. Эта психологическая функция фотографии позволяет моделям закладывать основы самоидентификации.
Имея достаточное количество снимков, можно провести анализ этапов жизни человека, увидеть, насколько различаются его внешность, поведение и окружающая среда в различные моменты времени. В этом проявляется очень важная психологическая функция фотографии - отражение динамики внешних и внутренних изменений.
Смыслообразующая функция фотографии заключается в ее способности помогать человеку увидеть смысл его поступков и переживаний. В повседневной жизни мы зачастую действуем неосознанно, придавая, как нам кажется, своим поступкам, очевидный смысл. А фотография позволяет «остановить мгновение» и достичь такой фокусировки событий, которая в обыденной жизни недоступна, благодаря чему происходит переосмысление опыта.
Человек может годами хранить какие– то фотографии и никому их не показывать, если изображение снимках является психологически небезопасным в первую очередь для их владельца. Рано или поздно он может ощутить, что именно он и никто другой определяет момент, когда снимки могут быть показаны. Возможность человека контролировать свои чувства и достигать психологической безопасности суть важнейшей психологической функции фотографии - защитной.

 

Мы рассмотрели психологические основы того, как фотография может действовать на подсознание вообще всех людей. Специальные знания о психологических основах фотографии сейчас включены в курс обучения профессиональных фотомоделей. Одним из примеров использования фототерапии как рабочего инструмента моделей, направленного на раскрытие творческих возможностей и ресурсов личности, развитию самоконтроля, является следующее упражнение: предлагается поработать с серией фотоснимков, на которых изображены модели с диаметрально противоположными внешними и внутренними характеристиками: высокие и нет, полные и худые, очень красивые и с обыкновенной внешностью. Снимки неизбежно вызывают противоречивые чувства. Необходимо расположить снимки в определенной последовательности, дополнить их письменным текстом, своим, или цитатами из книг, возможно, расположить в виде альбома. Упражнение позволяет дать выход сложным внутренним переживаниям, достичь их понимания, что в конечном итоге приводит к внутреннему раскрепощению, притоку свежих сил и возникновению новых идей.

Фотомодель, знающая эти психологические основы фотографии, может самостоятельно, без специалиста, пользоваться приемами фототерапии для повышения уровня своего профессионализма. В такой же мере сказанное относится к фотографам, поскольку знание психологических функций фотографии обеспечивает наиболее быстрый и беспроигрышный способ достижения контакта с фотомоделью, совместной успешной работы, и, наконец, получения выдающихся снимков.

 

Часть 5


Легко ли быть моделью, или маленькие секреты большого успеха

Миллионы девчонок восхищенно рассматривают обложки глянцевых журналов и мечтают стать фотомоделями. Они рисуют в своем воображении эпизоды роскошной жизни журнальных красавиц, наивно полагая, что достаточно иметь эффектную фигуру и смазливую внешность, чтобы успешно позировать перед камерой. Насколько же они далеки от истинного положения вещей. Успешный результат работы дуэта фотографа и фотомодели напрямую зависит от способностей и таланта второго звена. Требуется колоссальный ежедневный труд, хорошая физическая подготовка и концентрация всех душевных качеств для того, чтобы стать профессиональной моделью, помогающей мастеру создавать свои шедевры.

Прежде всего, есть определенные непреложные правила, которые должна знать каждая модель, собираясь на фотосессию. Их просто нельзя нарушать, если Вы действительно хотите работать моделью. Перед съемкой нужно хорошо выспаться, это залог рабочего настроения и хорошего цвета лица. На работу следует приходить без всякого макияжа, чтобы не тратить время на его снятие, вашим внешним видом займутся визажист и парикмахер. Придя на съемку, нужно научиться максимально «обживаться» в студии: примерить на себя обстановку, если есть проблемы в одежде или в общении с людьми, устранить их до начала работы. Обсудив с фотографом композицию, старайтесь как можно более полно представить себе будущий образ, продумать, как можно его передать с помощью мимики, поз и жестов. Приступая к работе, следует полностью избавить голову от повседневных проблем, т.е. сконцентрировать внимание на съемке.


 

Все перечисленные действия модели на первый взгляд очевидны и понятны, однако на практике оказывается не так то легко воплотить их в жизнь. Это целая наука, которая требует ежедневного совершенствования.

Настоящая модель уверена в себе. За этим стоит умение адекватно и непредвзято оценивать свою внешность. Результаты такой инспекции окажут неоценимую услугу — помогут выявить и максимально скорректировать недостатки и подчеркнуть ранее не видимые достоинства. Зеркало может сыграть с человеком злую шутку - часто оно показывает не реальное изображение, а тот образ, который сложился в подсознании, причем отклонения от действительности могут быть как положительными, так и отрицательными. Главное для модели - не строгая правильность черт лица, а его ухоженность, не идеальная фигура, а хорошее владение своим телом и здоровье. Все результаты своей инспекции необходимо записать - так легче будет составить последовательный план своего будущего поведения на съемке, выбрать для себя оптимальные и нежелательные позы и ракурсы.

Не менее важной задачей для модели является умение концентрировать внимание. Это ведь так просто сказать, что нужно отвлечься от посторонних проблем, а Вы попробуйте сделать это без тренировки. Еще Станиславский предложил разделять пространство перед актером на четыре круга внимания. Большой круг - это все обозримое и воспринимаемое пространство. Средний круг-это круг непосредственного общения. Малый круг-это «я» объекта съемки и ближайшее пространство, в котором он живет и работает. И, наконец, внутренний круг-это круг внутренних переживаний и ощущений. Первое, чему должна научиться модель, концентрации внимания на своем теле и мыслях, т.е. в любой обстановке попадать во внутренний круг внимания. Тот, кто научился собирать и контролировать внимание, привлекать его к определенной группе мышц своего тела, может

 

остаться наедине со своими творческими задачами в любом месте и любое время. Одно из полезных упражнений: выберите какой-то предмет вдали от себя и какой-нибудь совсем рядом. Пытайтесь концентрировать внимание на этих предметах по очереди, постепенно увеличивая скорость. Старайтесь найти в предметах максимальное количество мелких деталей, запомнить их, продумать свои ассоциации с предметами. Помочь в этом процессе может правильное дыхание. Спокойное ритмичное дыхание необходимо модели как один из способов вхождения в нормальный рабочий ритм. Вначале нужно просто научиться правильно дышать, затем добавлять к дыханию ритм-постукивание пальцами, покачивание головой. Овладев этим искусством, можно пытаться включать дыхание в эксперименты с концентрацией внимания.

Начинающим моделям следует сконцентрировать внимание на каком-то одном предмете, выделить его в рамках будущего кадра, продумать, какие движения, мимику и позы он предполагает. В идеале этим предметом станет для модели камера, но до такой виртуозности еще нужно добраться путем постоянных тренировок, осваивания более сложных методик концентрации внимания. Отличное упражнение - рассматривать пальцы своей руки, определять, чем они отличаются, как гнутся, какими обладают индивидуальными признаками. Цель этого занятия - не отвлекаться ни на что постороннее, не думать о том, маникюр на каком пальце лучше, откуда взялась царапина и т.д.

Еще одно полезное упражнение: нужно выбрать любой предмет, на вдохе предельно сконцентрировать на нем внимание, на выдохе закрыть глаза и стереть из сознания полученный образ. Повторять такое упражнение нужно до 20 раз с разными предметами.

Модель, умеющая проделывать все эти штуки со своим вниманием, очень быстро достигает успеха в работе. Немаловажным фактором

 

успешной работы является и умение модели находить общий язык с фотографом. Здесь различают несколько стилей поведения. Это может быть полное подчинение, когда модель выполняет любые требования и просьбы фотографа. Это могут быть партнерские отношения, когда фотограф и модель вместе решают, какую позу выбрать, как подобрать фон. Есть авторитарный способ отношений, полная противоположность подчинению. Здесь модель все решает сама, но и ответственность за съемку берет на себя, этот способ могут использовать лишь очень опытные фотомодели. Опытные фотографы постоянно изучают мимику и позы модели, еще задолго до начала собственно съемки. Модель должна это знать и предоставить фотографу возможность изучить себя как можно лучше. Выбрать тот или иной стиль общения или комбинацию стилей, или придумать какой-то свой, уникальный, сложная задача, которая решится в процессе общения с фотографом, если только модель хочет ее решать.

Итак, если модель не сумела создать из своего тела и души рабочий инструмент, с которым мастер может беспрепятственно творить - она не сумела отключиться от своих переживаний и проблем. А зритель из-за этого не сможет наполнить свое сердце ее красотой.

 

Текст с www.futajik.ru все фотографии принадлежат авторам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...