Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав бухгалтерской отчетности




Сущность, виды и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности

Процесс осуществления труда приводит к получению некоторого результата деятельности, интересующего определенный круг ли (пользователей финансовой информации). Для их информирования составляется отчетность, целесообразность которой проявляется на стадии отрыва управленца и исполнителя от собственника факторов производства. В процессе хозяйственной деятельности организации сталкиваются экономические интересы множества субъектов, имеющих отношение к ней. Это интересы собственников, работников, кредиторов и т.д. В то же время бухгалтерский учет не является наукой, которая однозначно показывает факты хозяйственной жизни. Такие различия заложены в самой природе бухгалтерской процедуры на всех этапах. Это приводит к возникновению различных подходов к построению бухгалтерской финансовой отчетности.

Действующая в настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности базируется на основе двух составляющих права:

  • законодательные акты, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов РФ;
  • законодательные и нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность РФ.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов РФ, является Гражданский кодекс РФ. В первой его части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового отчета; случаи обязательного аудиторского заключения; понятие чистых активов; порядок реорганизации и ликвидации предприятий.

Законодательные и нормативные акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и отчетности, по степени их значимости группируются по четырем уровням:

1) ФЗ закон РФ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 и Федеральный закон РФ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

2) Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые приказами Министерства РФ.

3) Методические рекомендации и указания по ведению бух. учета и составлению бух. отчетности, утверждаемые приказами Минфина РФ, а также разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложенные в письмах Минфина РФ.

4) Учетная политика организации, утверждаемая руководителем.

В настоящее время действующими нормативными документами предусмотрена возможность организации самостоятельной разработки форм бухгалтерской отчетности. В этом случае в бухгалтерскую отчетность рекомендуется включать дополнительные показатели для формирования у пользователей полного представления о своем финансовом положении.

В то же время нельзя недооценивать значение приказа Министерства Финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 г №66н. Этим документом по существу установлена система показателей бухгалтерской финансовой отчетности, а также их коды.

Выбор конкретных способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности закрепляется учетной политикой организации, в которой устанавливаются:

  • схема документооборота;
  • рабочий план счетов организации;
  • порядок оценки объектов учета;
  • применяемые учетные процедуры.

В соответствии с действующим порядком под отчетным периодом понимается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. В свою очередь, отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Для вновь созданных организаций первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для предприятий, созданных после 30 сентября, - по 31 декабря следующего года включительно.

Организации, имеющие дочерние общества, составляют и представляют, помимо собственного бухгалтерского отчета, также консолидированную (сводную) отчетность, включающую отчеты своих дочерних обществ. Организации, имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, в т.ч. выделенные на отдельные балансы, включают показатели деятельности филиалов и показатели форм своей бухгалтерской отчетности.

Состав бухгалтерской отчетности

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В общем случае годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций (кроме, страховых и кредитных) включает:

Ø Бухгалтерский баланс;

Ø Отчет о финансовых результатах;

Ø Отчет об изменениях капитала;

Ø Отчет о движении денежных средств;

Ø иные приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. п. 5, 28 ПБУ 4/99).

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний день отчетного периода.

Измерители показателей в отчетных формах осуществляются в валюте РФ. При этом показатели в бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей, без десятичных знаков. Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 апреля года следующего за отчетным, а квартальную – не позднее 30 дней по окончании отчетного периода.

С 01.01.2013 г. согласно ст.18 ФЗ № 402 обязаны составляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность, представляют по 1 ЭКЗ. годовой бухгалтерской отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

В акционерных обществах согласно ст. 48 Федерального закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» годовая бухгалтерская отчетность утверждается собранием акционеров. Собрание акционеров должно быть проведено не ранее 60 дней и не позднее 180 дней после окончания отчетного года. Поэтому годовая бухгалтерская отчетность АО может быть представлена пользователям не ранее 60 дней и не позднее 180 дней после окончания отчетного года.

Соответствующему адресату бухгалтерская отчетность может быть сдана либо путем непосредственного вручения, либо отправлена по почте. При этом, согласно действующим правилам, бухгалтерская финансовая отчетность должна прилагаться к сопроводительному письму, которое оформляется с обязательным указанием:

ü адреса, куда направляется письмо;

ü исходящего номера и даты отправления;

ü краткой информации об объекте отправления, а именно: что отправляется (годовая или промежуточная отчетность), период, за который составлена отчетность, перечень форм отчетности.

Датой представления бухгалтерской отчетности для одногороднего предприятия считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногороднего – дата ее отправления, обозначенного в штемпеле почтового предприятия. В случае, когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день.

По каждому числовому показателю, представленному в бухгалтерском балансе, данные должны быть приведены за три сопредельных периода: отчетный, предшествующий год и год, предшествующий предыдущему.

В процессе хозяйственной деятельности организации сталкиваются экономические интересы множества субъектов, имеющих отношение к ней. Это интересы собственников, работников, кредиторов и т.д. В то же время бухгалтерский учет не является наукой, которая однозначно показывает факты хозяйственной жизни. Такие различия заложены в самой природе бухгалтерской процедуры на всех этапах. Это приводит к возникновению различных подходов к построению бухгалтерской финансовой отчетности.

Действующая в настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерской финансовой отчетности базируется на основе двух составляющих права:

  • законодательные акты, регулирующие деятельность хозяйствующих субъектов РФ;
  • законодательные и нормативные акты, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность РФ.

Основным законодательным актом, регулирующим деятельность хозяйствующих субъектов РФ, является Гражданский кодекс РФ. В первой его части законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Среди них: наличие самостоятельного баланса как необходимый признак юридического лица; обязательность утверждения годового отчета; случаи обязательного аудиторского заключения; понятие чистых активов; порядок реорганизации и ликвидации предприятий.

Законодательные и нормативные акты, регулирующие ведение бух. учета и отчетности, по степени их значимости группируются по четырем уровням:

1) ФЗ закон РФ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011 и Федеральный закон РФ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

2) Положения по бухгалтерскому учету, утверждаемые приказами Министерства РФ.

3) Методические рекомендации и указания по ведению бух. учета и составлению бух. отчетности, утверждаемые приказами Минфина РФ, а также разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, изложенные в письмах Минфина РФ.

4) Учетная политика организации, утверждаемая руководителем.

В настоящее время действующими нормативными документами предусмотрена возможность организации самостоятельной разработки форм бухгалтерской отчетности. В этом случае в бухгалтерскую отчетность рекомендуется включать дополнительные показатели для формирования у пользователей полного представления о своем финансовом положении.

В то же время нельзя недооценивать значение приказа Министерства Финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 г №66н. Этим документом по существу установлена система показателей бухгалтерской финансовой отчетности, а также их коды.

Выбор конкретных способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности закрепляется учетной политикой организации, в которой устанавливаются:

  • Схема документооборота;
  • Рабочий план счетов организации;
  • Порядок оценки объектов учета;
  • Применяемые учетные процедуры.

Классификация отчетности по следующим признакам:

1. По периодичности: годовая и промежуточная.

Годовая отчетность составляется по окончании года и характеризует все аспекты деятельности организации за финансовый год.

Промежуточная отчетность составляется на внутригодовую дату нарастающим итогом с начала отчетного года, включает месячную и квартальную бухгалтерскую отчетность.

2. По охвату: индивидуальная, сводная, консолидированная.

Понятие индивидуальной и консолидированной отчетности закреплено в концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, а сводной отчетности – в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для:

ü выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта – чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками;

ü представления в надзорные органы;

ü выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов;

ü формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей;

ü использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении;

ü иных целей.

Главная задача при составлении индивидуальной бухгалтерской отчетности – обеспечение гарантированного доступа заинтересованных пользователей к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции:

- информационную (характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта);

- контрольную ( обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного процесса).

Сводная бухгалтерская отчетность составляется в случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ (помимо собственного бухгалтерского отчета).

Консолидированная финансовая отчетность предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих объектов, основанной на отношениях контроля.

Консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов (КОНЦЕПЦИЯ).

3. По назначению: управленческая, бухгалтерская, статистическая, налоговая, другие виды.

Управленческая отчетность предназначена для использования хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). Содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом.

Главная задача в области управленческой отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации и использования в управлении хозяйствующим субъектом.

Статистическая отчетность – система показателей, представляемых организациями согласно методикам, разработанным Федеральной службой государственной статистики, с целью формирования макроэкономических данных.

Главная задача в области статистической отчетности заключается в отражении и изучении отдельных сторон деятельности организации и обеспечении возможности формирования достоверной информации в отраслевом и региональном разрезах.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем корректировки ее по правилам налогового законодательства.

Главная задача в области налоговой отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.

4. По срокам составления: вступительная, текущая, заключительная.

Вступительная отчетность составляется в момент организации компании (на дату ее регистрации).

Текущая отчетность формируется периодически в течение всего времени функционирования организации.

Заключительная бухгалтерская отчетность составляется на дату совершения деятельности хозяйствующего субъекта (на день, предшествующий дате внесенияв реестр соответствующей записи реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность).

5. По варианту представления: сокращенная, стандартная, продвинутая (множественная) отчетность.

Сокращенный вариант используется субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями, предполагает упрощенный перечень форм.

Стандартный вариант применяется средними и крупными коммерческими организациями и подразумевает формирование форм, составляется в рамках годовой бухгалтерской отчетности.

Продвинутый (множественный) вариант используется крупнейшими коммерческими организациями и предполагает значительное усложнение и дифференцирование стандартных отчетных форм.

6. По нормативной базе: составленная на основе МСФО, российских нормативных документов.

Методики формирования отчетности в России отражены в значительном количестве нормативных документов. При рассмотрении российской системы нормативного регулирования следует выделить четыре основных уровня:

1) Основополагающий или базисный – отражает границы и основные принципы функционирования правового поля, в котором функционируют хозяйствующие субъекты. К данному уровню относятся кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.), федеральные законы (например, «О бухгалтерском учете»), Указы Президента РФ и постановления правительства РФ;

2) Регламентирующий – раскрывает основные методики ведения бухгалтерского учета отдельных объектов учета и операций, формирования показателей бухгалтерской отчетности.

На этом уровне представлены положения по ведению бухгалтерского учета (ПБУ), которые регулярно рассматриваются в направлении сближения с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время действуют 21 положение по бухгалтерскому учету.

3) Поясняющий – включает нормативные документы, детализирующие методики, описанные в документах второго уровня.

К этому уровню относятся План счетов и Инструкция по его применению, различные методические рекомендации и указания (Например, указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

4) Детализирующий – включает документы, отражающие преломление учетных методик в соответствии со спецификой конкретной организации. В частности, к данному уровню относятся: приказы организации об учетной политике в целях бухгалтерского учета и налогообложения, план счетов организации и т. д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...