Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

  Зорин СС.   Визуальная экокультура экомузеев Экомузеи (этноэкологические музеи-заповедники)




                             Зорин СС

     Визуальная экокультура экомузеев Экомузеи (этноэкологические музеи-заповедники)

  

Развитие музеев менялось вместе с миром и его окружением. В этом интересном процессе нашли отражение многие этапы как научного, так и общекультурного развития. Музей является одним из инструментов самоосознания культуры, при создании ею своей концепции развития, самоидентификации по отношению к иным культурам. В современное время с развитием средств массовой информации, многие принадлежащие функции музея в отношении языка культуры плавно и целенаправленно перешли к телевиденью, прессе и радио.

Экомузеи (этноэкологические музеи-заповедники) – это определенная разновидность музеев под открытым небом, в которых в совеим широком разнообразии представлены археологические, естественно-исторические и архитектурно-этнографические, исторические памятники останавливаются на первоначальном их местонахождении в естественной живой природе, в некоторых случаях в окружении человека [9].

В 1971 году на Девятой генеральной конференции Международного совета музеев, был впервые употреблен термин «экомузей», а немного позже его ввел в научный оборот французский музеолог Югде Варин. Он характеризовал музей как культурно-просветительское учреждение, которое не только распространяет, но и накапливает исторические знания о предметах быта, укладе населения и архитектуры, но и активно учавствует в выработке методов совершенствования отношений между человеком и его окружением.

Первые создатели экомузеей главенствующей целью считали максимально оптимальное развитие и сохранение природной и социокультурной среды с учетом особенностей данного региона и его экологических проблем.

Экомузей посвящен человеку его культурному и природному окружению.      Особенностью экомузев является создание, поддержание экспонатов, осуществляемое совместно с населением и местными органами власти. Формы взаимодействия могут совершенного различными: помощь и популяризации и исследование местности, на которой располагается экомузей и его экспонатов, участие местных жителей в создании экспозиций и реставрации уже имеющихся экземпляров, еще одном формой взаимодействия является передача музеям ценностей представляющих интерес, а также предоставлении информации о музеях [14].

Созданные носителями культуры и внутри этой региональной культуры, экомузеи ориентированы в первую очередь на потребности аборигенов в сохранении, реанимации и воспроизводства культурной самобытности, т. е. социальную миссию и в первую очередь на культурнообразовательную деятельность, а уж затем стали обеспечивать мероприятия по охране окружающей среды и развитию рекреации в округе. Экомузеям, создающимся в индустриальных районах, труднее стать частью настоящего, так как социальные противоречия усугубляются там различиями в культуре и уровне жизни сельского и городского населения, аборигенов и русских, и главное - преобразованием своей жизненной среды в соответствии с современностью.

Состав экомузея может быть разнообразным и иметь разнообразные коллекции, как традиционного типа, относящиеся к государственным фондам, при этом подлежащие обычному контролю и хранению. Основным и главным достижением экомузея являются такие экспонаты как предметы обихода, вещи повседневного обихода и серийные модели, а также орудия труда.

Экологический подход требует определенной интеграции дисциплин, направленных на выявления характерности в отношениях природных и технических условий.

Специфический характер первых экомузеев проявился во Франции, и выражалось это в адреснности к местным жителям, и создавались они при их непосредственном участии совместно со специалистами и при активной поддержке региональных властей.

Отличие от классического музея, экомузей связан с политикой государства, обладает «специфическими формами, с помощью которых каждое микрообщество может объективно представлять свое наследие». Именно поэтому экомузей, более активнее, чем когда бы то ни было, участвует в деле создания культурно-исторической среды [11].

Формы деятельности в экомузеях могут быть разнообразными и по-своему многогранными. В настоящее время появляются все больше интересных форм исследования и обмена знаний. В Экомузеях можно встретить не только экскурсии, выставки, как постоянные так и временные, и но многозадачные семинары и коллоквиумы, возможно, ознакомится с разнообразными работами и монографиями краеведов. Встречаются также варианты с открытием филиалов для жителей близлежащих кварталов или селений.

Экомузеи выходят за существующие границы в отношении познавательной деятельности. Результаты полученные при исследованиях, передаются в виде как информации, так и рекомендаций государственным органам, общественным организациям, местному управлению. Работа экомузея не только развивает интерес жителей к своему району и культуре, но и обеспечивает их участие в планировании своего будущего.

   

Стремление в отношении тенденции создания и развития экомузеев имеет актуальность и в настоящее время, это желанием основывается на интересе как общественных деятелей так и местных властей в отношении возрождения, воссоздания и сохранения естественной среды обитания и быта малочисленных народов. Первые созданные экомузеи были в удаленности в труднодоступных местах, где еще сохранялась национальная культура в близких к традициям формах [6].

Современный экомузей, а именно его деятельность заключается в этнокультурном освоении пространства, в создании нетрадиционных форм интерпретации этнографических источников.

Экомузей является своеобразным живым этноорганизмом современного общества, который при этом является средством идентификации местного населения, ценности природного окружения, культурного наследия и традиций, но и конечно средством поддержания утрачиваемого чувства общинной солидарности.

Функции экомузея:

- функция предоставления материалов – необходима для воссоздания экспозиций прошлого и настоящего времени;

- функция оказания помощи – активно проявляетсяв организации других подобных музеев, заповедников;

- функция подготовки профильных специалистов – важна в системе работы экомузеев.

- функция сохранения и оценивания местного культурного и природного наследия.

- функция, вовлекая жителей в деятельность не только по сохранению прошлого, но и приглашая их к творческой переоценке настоящего, а также к осознанию будущего [17].

Для современных экомузеев сохраняются как охранительная, так и творческая установки культурного освоения, что и делает его частью живой культуры. Экомузей, как одна из разновидностей музеев под открытым небом, может предложить интересные и разнообразные нетрадиционные формы интерпретации этнографических источников. Именно благодаря своим специфическим особенностям экомузей дает нам полноценную возможность, окунутся в культуру и культурную среду, определенного времени или народности [2].

 

Задачей экомузеев становится создание условий для сохранения уникальных традиций и национальной культуры малочисленных этнических групп в естественной среде обитания в условиях наступления индустриальной цивилизации.

В основе создаваемого экомузея как и во всех музеях-заповедниках, лежит природное и историко-культурное наследие, спасенное от естественного забвения или бессознательного уничтожения населением округи. В тоже время, созданный в условиях диалектического противоречия населения, стремящегося одновременно сохранить и преобразовать окружающий мир на пути общественного развития [4].

Не маловажным аспектом является информационное влияние экомузея на общество в целом, и этот процесс происходит несколькими путями, а именно:

- средства массовой информации;

- непосредственную работу с населением;

- интернет;

- депутатов различного уровня;

- организации государственного экологического контроля;

- через партнерские общественные организации [13].

Современное время наглядно демонстрирует привязанность экомузея к реальности современной жизни, подчеркивая при этом как значение различий и культурного многообразия Народов, соединяя при этом общие корни и единство, а также культурные доминанты. Экомузей стремится соответствовать времени, отражая гуманизм, при этом основываясь на таких аспектах как семья, институт реальной жизни, школы, трудовой деятельности, общественных отношений, политики и духовной жизни.

Музеи под открытым небом представляют собой музей, деятельность которых направлена на музеефикацию комплекса памятников. В этом случае основные экспонаты музея расположены на открытых территориях. Понятия «музей под открытым небом» и «музей-заповедник», функционирующие в повседневной практике как синонимы, тождественными не являются.

Музей заповедник является статусной классификацией музея, которая определяется на законодательном уровне. Именно закон определяет обеспеченность музеев-заповедников, его территории, сохраняя при этом традиционную деятельность людей, музей заповедник является близки по понятию средового музея. А именно музейзаповедник – законодательный статус музея, средовый музей – тип музея [8].

Интересной по своей сути являются музеи под открытым небом, которые носят название «скансены», их отличительной особенностью являются памятники, связанные с различных мест, основной особенностью является моделирование среды искусством.

Мария Елисеевна Каулен, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Сектора музейной энциклопедии Российского института культурологи, относит музеи к средовым, по типу организации работы с наследием, изымаемым из среды, она соотносит их с музеями коллекционного типа.

Нужно отметить, что отнесение данных музеев к средовым возможна, но факт воссоздания историко-культурная среды в данном случае нельзя отрицать. Соответственно, стоит разделять средовые музеи, музеефицирующие историко-культурную среду и моделирующие ее. К особым типам музеев относятся живые музеи и экомузеи. Специфика их заключается в том, что историко-культурная среда музеефицируется не в статичном, а в динамичном варианте [11].

Живой музей представляет собой средовой музей, хранящий объекты материального и нематериального наследия в естественной для них природной и историко-культурной среде в условиях поддержания их изначальных функций и постоянной актуализации. Сам термин «Живой музей» появился в 1917 году, его основателем является музеолог Джоном Коттон Данн, он считает, что данный вид музея находится тесном сотрудничестве и взаимодействии с местными жителями, при этом обеспечивает сохранение функционирующей и развивающейся традиции.

В различных разновидностях экомузеев, его объекты, носящие историко-культурное наследие, не изымаются из естественной среды, используясь при этом по первоначальному назначению.

Исходя из описанной информации, и проведя анализ в отношении классификации музеев под открытым небом, на основе подхода к музеефикации историко-культурного наследия и историко-культурной среды их можно разделить на такие объекты как:

- ансамблевые, музеефицирующие недвижимые объекты обособленно от историко-культурной среды;

- средовые, сохраняющие историко-культурную среду;

- средовые, моделирующие историко-культурную среду;

- живые, музеефицирующие историко-культурную среду в развитии;

- экомузеи, где среда сохраняется в развитии усилиями местных жителей и объекты историкокультурного наследия используются по первоначальному назначению [6].

Тихонов В. В. выделяет такой тип как музей-реконструкция, которые заключается в искусственном моделировании среды на основе воспроизведений памятников, главной особенностью является факт не возможности существования данного музея автономно. Он в любом случае будет соотноситься с музеефикацией других форм наследия, а данный способ актуализации наследия будет применяться как сопутствующий.

Экомузей и живой музей, стоит выделять в различные группы, и на наш взгляд они не подлежат смешиванию с другими группами и видами средовых музеев

Исходя из представленной классификацией, выводом является: наибольшим потенциалом в отношении актуализации нематериального наследия обладают экомузеи и живые музеи, так как обеспечивается необходимое для существования традиции условие – ее постоянное воспроизводство. Эффективны в данном аспекте также средовые музеи, музеефицирующие историко-культурную среду, так как в них обеспечивается сохранение традиции в естественных условиях.

Значительно сниженный потенциал у музеев, моделирующих среду, в отличие от ансамблевых музеев, которые игнорирует историко-культурную среду, и соответственно объекты нематериального наследия.

Метод актуализации нематериального наследия зачастую обуславливает работу музеев под открытым небом. Единого обобщенного мнения в отношении методов актуализации нематериального наследия не существует, в отличие от традиций теоретического характера относительно элементарного процесса, который может существовать посредством фиксации объектов, функционирующих на основе комплектования музейных собраний материальными предметами и музеефикацией недвижимых памятников или в естественной среде.

 

Исследователь Курьянова Т. С., предлагает выделять методы актуализации, следующим образом: реконструкция и ревитализация, интерпретация, трансляция в разрезе фиксации. А вот Каулен М. Е. считает, что наряду с перечисленными методами, необходимо выделить еще и конструирование и моделирование [9].

Метод фиксации подразумевает перевод объекты из среды обитания в состояние музейного объекта без существенных изменений. В этом случаем важным является факт сохранения объекта в естественной среде и его максимальной функционированности в музейной среде. Реконструкция необходимо осуществлять только в случаях убедительных доказательств, которые позволяют воссоздать полноценную картину в отношении объектов на научной основе.

Метод моделирования представляет собой воспроизведение объектов нематериального наследия в виде имитаций.

Метод конструирования основывается, на создании новых музейных экспонатов, опираясь при этом на элементы культурного наследия и сохраняя, а в некоторых случаях и развивая музейные концепции.

Ревитализация как метод, раскрывает способности к самостоятельному функционированию.

Моделирование и реконструкция как методы опираются на полноценные сведения об обычаях и традициях, при этом полноценно стараясь подчеркнуть научную обоснованность с высочайшей точностью. Так как при комплексном подходе к воссозданию утраченной традиции, возможно, добиться ее воспроизведения с максимальной точностью. Функционирование в естественной среде, на наш взгляд и стоит понимать в традиции воссоздания реконструкции. Главным является комплексный, целостный подход к ее воспроизведению, не важно насколько давно традиция была утрачена

 

Действующие разграничения в отношении сохранности воспроизводимой традиции в естественной среде также условно.

В России идея экомузеологии получила достаточно медленное распространение, и отразилось на создании влиятельных и крупных музейных учреждений. Возникновение и развитии экомузеев России на прямую связанно с действующими проблемами в отношении эколого-культурной среды. Сам процесс необходимости в отношении создания экомузее определяет массовое уничтожение памятников историко-культурного наследия, а также глубочайшим изменением в окружающей среде под воздействием промышленного и сельскохозяйственного освоения территории [1].

Основным ближайшим типом экомузея оказались достаточно не большие этномузеи в Сибири – это интереснейшие живые музеи народной культуры коренных малочисленных народов.

В конце 20 века в России в развитии экомузея, происходят эволюционные изменения, многие музеи заповедники, переквалифицируются и занимают свое место в этом направлении. Собирают коллекции для выставок, принимают активное участие со стороны местного населения в аспекте материального и нематериального наследия.

Экомузеология как явление достаточно сложно прохода свой путь, пробивая дорогу, это было связанно с консервативными взглядами в музейном деле и недостаточно полноценной разработанности типологии музеев.

Созданные в начале 1960 – годов музеи под открытым небом в основном представляли собой историко-культурные или природные музеи-заповедники, но встречались и вариант архитектурно-этнографических скансенов. Совершенно новый подход, направленный на сохранение историко-культурного наследия, посредством создания серии экомузеев призван остановить продолжающийся процесс разрушения и утрат невосполнимого национального богатства [7].

Многие экомузеи не имеют достаточной стабильности, это связано с тем, что в основном они носят муниципальный статус, финансирование не носит постоянный характер, зачастую сотрудниками являются добровольцы, которые могут и не иметь специального образования. Стоит отметить, что данные музеи являются совершенного другим форматом, абсолютно нового типа, и не подходят под стандартное определение «музея», в большинстве, это касается музеев, которые не имеет как таковых коллекций, именно это и является главным аспектом в не признании их государственными учреждениями.

Неисчерпаемым ресурсом экомузеев являются местный народ, энергия и самоотдача, их заинтересованность в в сохранении уникальной специфики данной местности.

Музеи под открытым небом, как и экомузеи, достаточно уделяют внимания в отношении изучения потребностей общества, решениям проблем взаимодействия с посетителями и решением проблем комплектования, они имеют целенаправленный путь направленный как на разработку так и на реализацию долгосрочных культурных программ [12].

В настоящее время экспонаты в экомузеях несут особую смысловую и символическую нагрузку, и соответственно воспринимаются не только как музейный предмет, в совокупности образуя целостный комплекс, подобные коллекции становятся своеобразным историческим документом конкретного места, его культуры, истории и окружающей среды. Именно подобный музей, демонстрирует привязанность к реальности современной жизни, при этом широко подчеркивая значение культурного многообразия, целостности мира, обобщая при этом культурные доминанты и исторические корни.

В начале ХХI в. в России исчезают более 30000 сел и деревень, при этом Восточная Сибирь по-прежнему является территорией бурного промышленного освоения (в частности, Нижнее Приангарье), при этом определенная часть исторических, сельских поселений являются обреченными. Именно в этот не простой период, при реконструкции сельских поселений и территорий с как научно-практической точки зрения так и с теоретической, памятники культуры, истории, а также архитектуры не учитываются в полной мере. Поэтому разрешение вопросов о месте и судьбе памятников деревянного зодчества в Сибири, разработке концепции их эффективного использования имеют научно практическое значение.

Важная проблема имеет общечеловеческую и общенародную значимость в отношении сохранения памятников народного зодчества, творчество народных мастеров, воплощающих этнические представления о гармонии и мире.

Проанализируем несколько примеров экомузеев России.

Например, в активном процессе промышленного освоения Красноярского края и Иркутской области, был накоплен значительный опыт не только использования и сохранения памятников деревянного зодчества в форме историко-этнографических музеев, таких как «Шушенское», «Тальцы», «Ангарская деревня».

Каждый из экомузеев имеет свои корни, свою историю зарождения и конечно развития.

«Шушенское» музей-заповедник изначально в 1920–е годы носил характер идеологических учреждений коммунистической партии. С исторически изменениями в обществе и политики государства, происходит приостановление деятельности КПСС, в связи, с чем перед мемориальным музеем-заповедником «Сибирская ссылка В. И. Ленина», встает задача изменить, но при этом сохранить исторический комплекс, переоборудовав его, для привлечения турситов. Посетителей историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» стали знакомить с жизнью и бытом сибирских крестьян, приглашая в дома старожилов и переселенцев, где воссозданы соответствующие интерьеры, в сельскую лавку со смешанными товарами, в волостное правление с тюремным помещением, в питейное заведение (кабак) [4].

Архитектурно-этнографический филиал «Ангарская деревня им. О. Леонова» был создан в 1979 году и входит в число музеев Российской Федерации, расположенных под открытым небом. Первоначально музей строился при долевом участии крупнейших предприятий города: Братскгэсстроя, БРАЗа, БЛПК.

 

Музей «Ангарская деревня им. О. Леонова» занимает территорию в 35 гектар и состоит из двух секторов: эвенкийского и русского.

Открывает экспозицию музея диабаз с наскальным рисунком – единственное сохранившееся свидетельство первобытного искусства, широко распространенного на Ангаре. Его возраст – 5 – 8 тыс. лет. Охотники каменного века часто изображали на скалах животных, рыб, птиц, охотничьи сцены и ритуальные рисунки. Наиболее почитаемым объектом у них был лось, который чаще других встречается в наскальной и скульптурной живописи.

Эвенкийский сектор располагается в заповедной густой тайге с многовековыми соснами. На этом участке музея часто встречаются интересные представители таежной флоры и фауны. Все это органично сочетается с множеством воссозданных на секторе предметов, отражающих почти все стороны жизни эвенков [9].

Эвенкийский сектор представляет собой группу из нескольких жилищных и шаманских комплексов, отдаленных друг от друга на небольшое расстояние. В реальных условиях такой ансамбль отстоял бы один от другого на многие километры. Между комплексами в музее расположены охотничьи ловушки, система эвенкийских знаков и шаманская личина, вырезанная на дереве. Ансамбль завершают несколько воссозданных типов эвенкийских захоронений.

В русском секторе представлены отреставрированные памятники, перевезённые из деревень Приангарья. Жилые и хозяйственные постройки составляют четыре усадебных комплекса. Размещение усадеб, общественных построек (кузница, амбар-мангазея) воспроизводит архитектурный ансамбль ангарских деревень. Большинство памятников народного деревянного зодчества датируются концом XIX - началом XX века. Уникальны башня Братского острога XVII века (1654 г. ), Михайло-Архангельская церковь XIX века (1875 г. ). В музее 32 подлинных памятника деревянного зодчества. С 2012 г. осуществляется реконструкция Братского острога XVII в. [14].

Среди музеев под открытым небом Восточной Сибири «Ангарская деревня им. О. Леонова» уникальна лесным ландшафтом, практически не изменённым вмешательством человека. Памятники деревянного зодчества, дополненные движимыми памятниками традиционной материальной культуры ангарских крестьян, воссоздают среду обитания человека в Приангарье XIX - середины XX веков: усадьбы и исторический деревенский ландшафт, и, самое главное - сохраняют подлинные элементы народной культуры.

Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» является уникальным сочетанием архитектурных памятников, отражающих этнографические аспекты комплекса в целом. Он расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу.

«Тальцы» как музейный комплект под открытым небом приглашает и одновременно привлекает возможность знакомства как с духовной так и с материальной культурой народов Прибайкалья

При строительстве Усть-Илимской ГЭС в начале 60-х годов, возникает необходимость в отношении спасения архитектуры общесоюзного значения и совершенно уникальных памятников истории, а именно:

- Спасской проезжей башни (1667 г. )

- Казанской привратной церкви (1679 г. )

Именно данные объекты попали в зону предстоящего затопления Усть-Илимским водохранилищем.

На данный момент в музеи создано четыре историко-культурные зоны:

тофаларская и бурятская, а также эвенкийская и русская. Тофы, эвенки и буряты – являются коренными народностями Прибайкалья. Об их быте, особенностях жизни и верованиях рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский улус-летник [16].

Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, демонстрирует своеобразие собранных памятников деревянного зодчества Прибайкалья XVII – начала XX в., которые в основном вывезены с территорий Усть-Илимского и Братского районов Иркутской области, и является представленной в несколько групп.

Интересным является экспозиционный комплекс «Волостное село», воссоздающий административный центр конца XIX – начала XX в., включает в себя комплекс «Волостное правление», церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика, усадьбу городового казака.

Основной задачей, музея являются уникальные достопримечательности в виде памятников архитектуры и истории оборонного и культового зодчества:      Спасская проезжая башня (1667 г. ) и Казанская церковь (1679 г. ) Илимского острога. Фонды музея «Тальцы» насчитывают более 20 тыс. экспонатов. Ежегодно его посещают около 140 тыс. человек [10].

Разнообразные праздники, проводимые в музеях, являются традиционными, их отмечают с большим размахом и огромным количеством участников. Рождество и Масленица, Пасха и Троица, одни из любых и уважаемых праздников занимают почетное место среди остальных торжеств. «Тальцы» объединяют мастеров по изготовлению различных изделий из глины и бересты, мастерицы показывают мастер классы по направлению плетения из лозы, ткачества и вышивания.

Этнографический парк-музей Этномир расположенный в Калужской области - настоящий мир в миниатюре: на территории 140 гектаров расположились тематические уголки, иллюстрирующие архитектуру, культуру и традиции разных народов планеты. «Деревни» Украины и Белоруссии, жилища стран Центральной Азии, русское подворье, творения зодчих русского Севера, Сибири и Дальнего Востока, копии монументальных сооружений стран Южной Азии и изумительная по красоте Улица Мира, на которой представлены кварталы, скопированные из реальных городов разных стран — вот лишь неполный список чудес Этномира. А ещё здесь можно зайти внутрь настоящей русской печи, колорит отдельной страны или географической области: «Русское подворье», «Украина и Беларусь», «Страны Центральной Азии», «Музей русской печи», «Север, Сибирь и    Дальний Восток» и «Страны Южной Азии». Здесь можно увидеть не только образцы характерных зданий с полностью оригинальными интерьерами, но и остановиться в тематическом этноотеле и продегустировать национальную еду. В каждом этнодворе также проводятся традиционные мероприятия: народные танцы, представления, карнавальные шествия. В выставочном комплексе «Улица мира» можно посетить 43 национальных павильона, по которым проводят экскурсии, устраивают кулинарные и ремесленные мастер-классы, проводят выставки и продают изделия народных ремёсел [16].

Помимо этого в Этномире стоит посетить парк под открытым небом, посвящённый народам Сибири и Дальнего Востока, где можно увидеть 40 жилищ коренных народов Севера: чумы, юрты, срубы, балаганы и многое другое. Захватывающими являются около дюжины великолепных музеев: утюгов и самоваров, живой природы, пчеловодства, старинных фотоаппаратов, СССР и так далее.

Нужно отметить, что различные музеи под открытым небом являются интереснейшими объектами, создание которых не стоит на месте, развивается с каждым годом, демонстрируя разнообразны направления и новых культурно-производственных структур, таких как мастерские, клубы, организация фольклорных и этнографических коллективов, детского музейного центра с мастерклассами по обучению ремеслам и многое другое.

Экомузеи в России имеют свою историю, при этом относительно медленное распространение и развитие. Экомузеология тернисто проходила свой путь, и изначально достаточно сложно проводила и разрабатывала типологии музеев. Впоследствии музеи под открытым небом заняли свою нишу и плотно укоренились в своих историко-культурных и архитектурно-этнографических аспектах. Стоит отметить, что сегодня есть огромные предпосылки для развития и создания экомузеев, но на развитие этой отрасли не уделяется должного внимания.

Важным аспектом в современном развитии экомузеев является их постоянное развитие, поиск оптимально эффективных форм взаимодействия с посетителями по средствам удовлетворения прямых потребностей не только знакомства с экспонатами, но и непосредственном участи в праздниках, семинарах, творческих мастерских.

 

                                              

 

Тип средовых музеев, нацеленных в первую очередь на решение насущных социальных, экономических, культурных проблем местного сообщества на основе его активного включения в работу по сохранению и использованию всех видов своего наследия.

Экомузеи характеризуются:

- Интенсивным взаимодействием с местным населением, связью с его хозяйственной и культурной деятельностью, активным участием местного населения на всех этапах создания и функционирования музея;

- наличием четко зафиксированной социальной миссии, направленной на творческое развитие местного сообщества, его культурной самоидентификации и на решение его насущных социальных проблем;

- широким пониманием историко-культурного наследия, в качестве которого выступает вся территория проживания данного социума, а сосредоточенные на ней как материальные объекты, так и формы социальной и культурной деятельности являются потенциальными музейными объектами;

- отсутствием задач музеефикации в ее традиционном понимании, необязательностью собирания коллекций путем изъятия предметов из среды бытования, преобладанием " мягкой", " частичной музеефикации".

Теоретическое осмысление принципов построения экомузеев выразилось в т. н. " новой музеологии". Один из основных творцов и идеологов экомузея Ж. -А. Ривьер назвал его музеем " места, времени и действия". Другое его образное определение гласит, что экомузей - это зеркало, глядя в которое сообщество узнает о себе, и окно, глядя в которое, о нем узнают другие.

Возникновение экомузеев во 2-й половине 20 в. было связано с процессами демократизации в музейном деле и прозвучавшими требованиями ориентации музеев на актуальные нужды рядовых членов общества. Первые проекты " общинных музеев" созданы французскими музеологами и музейными деятелями Ж. -А. Ривьером и Ю. Де Варином. Термин " экомузей" сформулировал Ю. Де Варин в 1971 г., когда началась работа по созданию первого музея нового типа - Музея Человека и Промышленности в Ле Крезо (Франция). Огромная территория (свыше 500 тыс. кв. км с населением ок. 150 тыс. чел. ) старого региона горнодобывающей промышленности послужила основой его создания. На ней был создан рассредоточенный музей с центром в фабрично-заводском городе Ле-Крезо. Среди музейных объектов - замок промышленников Шнейдеров, угольная шахта, средневековый монастырь, школа, канал, городская застройка и т. п. Музеологические курсы для местного населения, многочисленные просветительские программы, привлечение жителей к сбору, хранению, интерпретации объектов обеспечили теснейшую связь музея с местным сообществом и решение важных насущных проблем занятости населения, самоидентификации в условиях разрушения горнодобывающего производства, повышения культурного уровня. В 1978 г. музей Ле-Крезо получил премию конкурса " Лучший западноевропейский музей". Методы и формы работы, примененные при его создании, послужили моделью для построения последующих музейных учреждений этого типа.

Вслед за Францией экомузеи распространяются в канадской провинции Квебек, Бразилии, Португалии, Африке. Среди наиболее известных зарубежных экомузеев - Музей Сан-Кристовао в Рио-де-Жанейро, Сейшальский музей в Португалии, Музей в От-Эльзасе (Франция), музей От-Бос в Канаде.

В музейной типологии экомузеи утвердились к середине 1980-х гг. Важнейшую роль в становлении теории экомузея сыграл проведенный в Квебеке в 1984 г. международный семинар " Экомузеи и новая музеология", на котором была принята " Квебекская декларация". Декларация констатировала возникновение нового типа музейного учреждения, характеризующегося ярко выраженной социальной миссией, и зафиксировала важнейшие положения этого нового направления в мировом музейном деле.

В РФ идеи экомузеологии распространялись медленно и не привели к созданию крупных и влиятельных музейных учреждений. Ближе всего к типу экомузея оказались небольшие этномузеи Сибири - живые музеи народной культуры коренных малочисленных народов. Несколько экомузеев начали создаваться в Кемеровской обл. В конце 20 в. в сторону экомузея эволюционировали некоторые музеи-заповедники, характеризующиеся ориентацией на активное участие местного населения в сохранении и актуализации своего материального и нематериального наследия (" Кижи", " Шушенское", Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник).


С новым представлением о музеефикации связано движение экомузеев как особого типа дестинаций. Экомузей представляет собой рассредоточенный музей, активно включенный в социокультурную среду. Он не только составляет единое целое с ней, не только ее отражает, но и в значительной степени формирует, является ее жизненно необходимым, иногда средообразующим компонентом, механизмом самосохранения социокультурной общности и ее саморазвития.

Образно суть экомузея выразил Ж. А. Ривьер: «Экомузей -зеркало, в котором люди могут увидеть и узнать себя, а также приобрести знания о местности, в которой они проживают, и о тех, кто жил здесь раньше, независимо от того, существовала преемственность поколений или нет. Приезжие также получают возможность взглянуть в это зеркало, лучше познакомиться с трудом, традициями местного населения и проникнуться к ним уважением. Экомузей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром» [80, с. 350].

Экомузеи ориентированы на доминирование более широкого типа хранимого и актуализируемого наследия, включая ландшафты, нематериальные элементы - образ жизни, фольклор, народные обряды, традиционные ремесла и т. д. Для музеев, деятельность которых направлена на такие актуализированные объекты, предлагались и другие термины: средовой музей, музей действия, живой музей.

Таким образом, название «экомузей» не предполагает обязательного присутствия природного, естественнонаучного компонента. Непременным и дифференцирующим признаком является социально-средовая, эколого-культурная составляющая.

Первым экомузеем считают Общинный музей в Анакостии -негритянском квартале Вашингтона со 100-тысячным населением, с большим количеством негров и выходцев из Латинской Америки, людей малограмотных, с низкими доходами, что вызывало конфликты на социально-экономической, этнической и конфессиональной основе. Общинный музей в Анакостии создавался как эксперимент по реализации проекта Смитсоновского института по снижению социальной напряженности и был открыт в 1967 г. как его филиал. Журнал «Time» признал его эталонным, наиболее удачным экспериментом в области музейного строительства. Обсуждению опыта создания и функционирования общинных музеев, интегрированных в местную общину, отвечающих нуждам населения, «обделенного в культурном отношении», была п

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...