Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статутные нормативные правовые акты. 7 глава




│ │учреждаться законодательством│ │

│ │субъекта Российской Федерации │ │

├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│2.4.3. Судья Уставного суда│судья конституционного (уставного)│нет │

│Нижегородской области │суда субъекта Российской Федерации│ │

│ │<*> │ │

│письменная формула должности│ --------------------------------│ │

│установлена Уставом Нижегородской│ <*> Указанные должности могут│ │

│области │учреждаться законодательством│ │

│ │субъекта Российской Федерации │ │

├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┴────────────────┤

│2.5. Государственные должности Нижегородской области в избирательной комиссии Нижегородской│

│области │

├─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┤

│2.5.1. Председатель избирательной│председатель избирательной комиссии│нет │

│комиссии Нижегородской области │субъекта Российской Федерации │ │

│ │ │ │

│должность установлена Законом│ │ │

│Нижегородской области "Об│ │ │

│избирательной комиссии Нижегородской│ │ │

│области" │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│2.5.2. Заместитель председателя│заместитель председателя│нет │

│избирательной комиссии Нижегородской│избирательной комиссии субъекта│ │

│области │Российской Федерации │ │

│ │ │ │

│должность установлена Законом│ │ │

│Нижегородской области "Об│ │ │

│избирательной комиссии Нижегородской│ │ │

│области" │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│2.5.3. Секретарь избирательной│секретарь избирательной комиссии│нет │

│комиссии Нижегородской области │субъекта Российской Федерации │ │

│ │ │ │

│должность установлена Законом│ │ │

│Нижегородской области "Об│ │ │

│избирательной комиссии Нижегородской│ │ │

│области" │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│2.5.4. Член избирательной комиссии│член избирательной комиссии субъекта│нет │

│(замещающий штатную должность в│Российской Федерации с правом│ │

│комиссии) Нижегородской области │решающего голоса │ │

│ │ │ │

│Закон Нижегородской области "О│ │ │

│государственных должностях│ │ │

│Нижегородской области и реестре│ │ │

│должностей государственной│ │ │

│гражданской службы Нижегородской│ │ │

│области" в письменной формуле│ │ │

│должности противоречит Закону│ │ │

│Нижегородской области "Об│ │ │

│избирательной комиссии Нижегородской│ │ │

│области", т.к. последний говорит о│ │ │

│членах комиссии, работающих на│ │ │

│постоянной (штатной) основе │ │ │

├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┴────────────────┤

│2.6. Государственные должности Нижегородской области в контрольно-счетной палате│

│Нижегородской области │

├─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┤

│2.6.1. Председатель│председатель контрольно-счетного│нет │

│контрольно-счетной палаты│органа субъекта Российской Федерации│ │

│Нижегородской области │ │ │

│ │ │ │

│должность установлена Законом│ │ │

│Нижегородской области "О│ │ │

│контрольно-счетной палате│ │ │

│Нижегородской области" │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│2.6.2. Заместитель председателя│заместитель председателя│нет │

│контрольно-счетной палаты│контрольно-счетного органа субъекта│ │

│Нижегородской области │Российской Федерации │ │

│ │ │ │

│должность установлена Законом│ │ │

│Нижегородской области "О│ │ │

│контрольно-счетной палате│ │ │

│Нижегородской области" │ │ │

├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│2.6.3. Аудитор контрольно-счетной│аудитор (член) контрольно-счетного│нет │

│палаты Нижегородской области │органа субъекта Российской Федерации│ │

│ │ │ │

│должность установлена Законом│ │ │

│Нижегородской области "О│ │ │

│контрольно-счетной палате│ │ │

│Нижегородской области" │ │ │

├─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┴────────────────┤

│2.7. Иные государственные должности Нижегородской области │

├─────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┬────────────────┤

│2.7.1. Уполномоченный по правам│уполномоченный по правам человека│нет │

│человека в Нижегородской области │(ребенка, коренных малочисленных│ │

│ │народов) в субъекте Российской│ │

│письменная формула должности│Федерации <*> │ │

│установлена Уставом Нижегородской│ --------------------------------│ │

│области, Законом Нижегородской│ <*> Указанная должность может│ │

│области "Об Уполномоченном по правам│учреждаться законодательством│ │

│человека в Нижегородской области" │субъекта Российской Федерации │ │

├─────────────────────────────────────┼────────────────────────────────────┼────────────────┤

│2.7.2. Мировой судья │мировой судья │нет │

│ │ │ │

│установлены Уставом Нижегородской│ │ │

│области, федеральными│ │ │

│конституционными законами,│ │ │

│федеральными законами, законами│ │ │

│Нижегородской области, однако│ │ │

│отсутствуют в Законе Нижегородской│ │ │

│области "О государственных должностях│ │ │

│Нижегородской области и реестре│ │ │

│должностей государственной│ │ │

│гражданской службы Нижегородской│ │ │

│области", т.е. Нижегородская│ │ │

│область в нарушение Указа Президента│ │ │

│РФ считает должности мировых судей│ │ │

│государственными должностями│ │ │

│Российской Федерации │ │ │

└─────────────────────────────────────┴────────────────────────────────────┴────────────────┘

 

Таким образом, сравнение государственных должностей РФ и субъектов РФ с иными однопорядковыми должностями, замещение которых связано с непосредственным исполнением полномочий государственных органов, позволяет заявить о наличии целого ряда должностей, которым недостает только признака установления их федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом для отнесения:

1) к категории государственных должностей РФ:

- Руководитель Администрации Президента Российской Федерации;

- торговые представители Российской Федерации в иностранных государствах;

- Руководитель Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

- Руководитель Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

2) к категории государственных должностей субъектов РФ:

- руководители иных органов исполнительной власти субъектов РФ, кроме руководителя и членов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Во-вторых, из всех лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов, только несколько лиц имеют официальное право издавать нормативные правовые акты от собственного имени и за своей подписью:

- Президент Российской Федерации (издает собственные нормативные акты согласно ст. 90, ч. 1 ст. 115, п. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции Российской Федерации);


- Генеральный прокурор Российской Федерации (издает собственные нормативные акты согласно п. 1 ст. 17, ст. 18 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

- руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (издает указы (постановления) и распоряжения согласно ст. 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Иные лица, даже если имеют официальное право и обязанность подписывать нормативные правовые акты, то делают это исключительно от имени государственного органа, который они возглавляют:

- Председатель Совета Федерации;

- Председатель Государственной Думы;

- Председатель Правительства Российской Федерации;

- федеральный министр;

- руководитель федеральной службы/федерального агентства;

- Председатель Центрального банка Российской Федерации;

- Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

- Председатель Следственного комитета Российской Федерации;

- Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

- министр Нижегородской области;

- руководитель аппарата Правительства Нижегородской области - министр Правительства Нижегородской области;

- руководитель иного органа исполнительной власти Нижегородской области, кроме Правительства области, министерств области, аппарата Правительства области;

- Председатель Законодательного Собрания Нижегородской области;

- председатель избирательной комиссии Нижегородской области.

 

Заключение

 

Подводя итоги исследования, можно прийти к следующим выводам:

1. Проблематика субъектов административного нормотворчества охватывает не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, на чем до сих пор обычно настаивают учебники теории государства и права, но и иных субъектов исполнительной власти.

2. Конституция РФ не разграничивает термины "нормативные правовые акты" и "нормативные акты".

3. Для адекватного восприятия конституционного текста требуется, хотя и не предусмотренный Конституцией РФ непосредственно, федеральный закон о нормативных актах/о нормативных правовых актах (а в дальнейшем - закон об источниках права). Данный закон тем более необходим, поскольку не до конца известен перечень источников права, вышестоящих по отношению к нормативным актам субъектов РФ и муниципальным нормативным актам. Действующие законы субъектов РФ о нормативных актах следует привести в этом смысле к единому знаменателю.

4. Полноценное проведение антикоррупционной экспертизы возможно только в отношении тех документов, которые приобрели признаки нормативного правового акта, его проекта. Если перечень нормативных правовых актов неизвестен, то подобная экспертиза будет выглядеть ремесленничеством в условиях промышленного производства.

5. Единственная общеобязательная для исполнения официальная позиция о признаках нормативного правового акта, не подкрепленная, впрочем, угрозой применения санкций за ее неприменение, выражена в п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 г. N 17-П, согласно которому акт имеет нормативный правовой характер, если: 1) содержит официальные предписания, обязательные для исполнения; 2) является актом общего действия, адресованным персонально неопределенному кругу лиц; 3) рассчитан на многократное применение; 4) содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила.

6. Термин "подзаконные нормативные акты" является научной категорией, не зафиксированной на уровне закона, иных источников права.

7. Вышестоящими по отношению к подзаконным нормативными актами следует признать: 1) для подзаконных нормативных актов уровня РФ - Конституция Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации, вступившие для нее в силу; общепризнанные принципы и нормы международного права; законы (законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы); 2) для подзаконных нормативных актов уровня субъектов РФ - те же, что для актов уровня РФ, а также подзаконные нормативные акты уровня РФ, конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов РФ; 3) для муниципальных подзаконных нормативных актов - те же, что для подзаконных нормативных актов уровня субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований.

8. Разновидности подзаконных нормативных актов, называемые в научной и учебной литературе, обычно не связаны с правовой информацией из справочных правовых систем.

9. С точки зрения Трудового кодекса РФ (применяемого согласно ст. 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 11 Трудового кодекса РФ к государственно-служебным отношениям в части, не урегулированной законом о службе), нормативные правовые акты конкретных государственных органов одновременно имеют характер ЛНА представителя нанимателя. Конкретные государственные органы исходя из ч. 6 ст. 71 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" выполняют задачи и функции органа по управлению государственной службой до образования данного органа (федерального или субъекта РФ). Локальные нормативные акты представителя нанимателя применительно к обязательности по кругу лиц подразделяются на обязательные для всех гражданских служащих (а также отдельных совокупностей гражданских служащих) и обязательные для конкретных гражданских служащих. Акты представителя нанимателя первого типа одновременно являются нормативными правовыми актами государственного органа, затрагивающими права, свободы, обязанности человека и гражданина и в силу ст. 15 Конституции РФ подлежат официальному опубликованию. В случае отсутствия факта официального опубликования в силу ст. 15 Конституции РФ эти акты не подлежат применению.

10. Элементами комплексного правового режима подзаконных нормативных правовых актов, как можно понять из анализа литературы по нормотворчеству и действующего законодательства, следует признавать (именно эти элементы правового режима должны быть одинаково известны применительно к КАЖДОЙ разновидности подобных актов):

1) нормативные акты, устанавливающие правовой режим (статутные нормативные акты), - полагаем, что в развитие общего федерального закона о нормативных актах потребуется в обязательном порядке принять законы об отдельных разновидностях нормативных актов;

2) формы актов - при наличии нескольких наименований видов актов по форме все они должны быть разграничены между собой;

3) основания издания (принятия) - на основе и во исполнение каких источников права следует издавать данную разновидность нормативных актов;

4) возможность делегирования полномочий по изданию (принятию);

5) возможность совместного издания (принятия);

6) степень обязательности для исполнения - по территории, по субъектам исполнения;

7) степень непротиворечивости иным источникам права;

8) структура и иные правила юридической техники (следует активнее перенимать передовой зарубежный опыт подготовки единых общегосударственных общеобязательных справочников по юридической технике);

9) подготовка проекта, в том числе какие источники информации подлежат учету (изучению) при подготовке (для разработчиков проекта акта должна быть установлена презумпция доказывания обоснованности каждого положения акта с фиксацией каждого источника информации, принятого во внимание в ходе подготовки проекта);

10) экспертиза проекта акта и самого акта, в том числе научная экспертиза, правовая (юридическая) экспертиза, лингвистическая экспертиза (на соответствие законодательству о государственном языке Российской Федерации), экономическая экспертиза; антикоррупционная (подвид криминогенной, криминологической экспертизы) экспертиза; общественная (гражданская) экспертиза (граничит с публичным - всенародным, общественным или профессиональным - обсуждением);

11) согласование, визирование проекта акта;

12) утверждение, подписание акта;

13) государственная регистрация акта;

14) опубликование акта - по степени обязательности (обязательное, необязательное), по степени официальности публикации (официальное, неофициальное), по способу опубликования (печатное, электронное);

15) вступление в силу, введение в действие;

16) обжалование;

17) опротестование;

18) официальное толкование;

19) действие во времени, в том числе приостановление действия, утрата юридической силы, признание недействующим, обратная сила;

20) действие в пространстве;

21) действие по кругу лиц;

22) внесение изменений и/или дополнений;

23) планирование подготовки;

24) мониторинг применения;

25) систематизация, в том числе инкорпорация, кодификация, консолидация, учет.

11. Согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ отсутствие, неполнота регулирования, неконкретность правовых норм о правовом режиме подзаконных нормативных актов (в целом - неопределенность правовых норм) служат доказательством отрицания конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

12. На официальных сайтах субъектов административного нормотворчества обычно представлены первоначальные тексты принятых ими нормативных актов, без внесенных в них изменений и/или дополнений, а также информации об их отмене, признании их утратившими силу, поэтому зачастую такого рода разделы сайтов являются бесполезными для применения.

13. Возможность совместного издания (принятия) подзаконных нормативных правовых актов должна быть предусмотрена для однопорядковых по правовому статусу субъектов и исключена для субъектов с неравным правовым статусом (например, недопустимы совместные акты высшего должностного лица субъекта РФ и главы муниципального образования, руководителя правительства субъекта РФ и Председателя Правительства РФ и т.п.).

14. Правила структурирования текста подзаконного нормативного права должны фиксироваться не в документе внутреннего пользования (обычно в нигде не публикуемой инструкции по делопроизводству), а в общедоступных, официально опубликованных, официально размещенных в Интернете нормативных актах - именно такие акты на исключительной основе должны определять правовой режим подзаконных нормативных актов.

15. Должны быть единообразно установлены даты официального опубликования полных текстов подзаконных нормативных актов во избежание различий в толковании. Только с момента окончания опубликования всего текста целиком можно говорить о том, что опубликование состоялось.

16. Право на неофициальное опубликование подзаконных нормативных актов (как и иных источников права) следует предоставлять по специальному разрешению (лицензии).

17. Посланиям Президента РФ Федеральному Собранию РФ следует придать правовой режим с помощью специального федерального закона.

18. Среди оснований издания (принятия) подзаконных нормативных актов почти не упоминаются поручения вышестоящих лиц, хотя на практике акты во исполнение поручения регулярно встречаются. Полагаем, что институт поручений не должен подменять собой те акты, на основе и во исполнение которых издается подзаконный нормативный акт.

19. Существование "инициативных" подзаконных нормативных актов противоречит существу этих актов как подзаконных и служит безосновательной легализации и абсолютизации административного усмотрения. Следует в императивном порядке установить обязательность указания во вводной части (преамбуле) акта на основание издания акта - в случае если основание не указано, то считать такой акт инициативным и не влекущим правовых последствий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...