Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об истории еврейского народа и «вирусе капитализма»




История еврейского народа может рассматриваться с разных точек зрения. Например, как история взаимоотношений евреев с окружающими народами. Много интересного написано о том, как евреи «вредили» хри­стианам. И наоборот – о том, как христиане «преследовали» евреев. Также о том, какой вклад евреи внесли в распространение религии денег и т.п. Но думаю, что христианам в первую очередь будет интересно и полезно знать: откуда в еврействе взялся этот самый «дух капитализма»? Поче­

1 В Мк К – э х хк Р: http:chrisocnarodrumak_kapitalizm_eto_grehopadeniehtm

му интересно и полезно? Потому, что христианство уже несколько веков переживает духовное падение и уроки еврейского народа могут оказаться поучительными для христиан.

Отметим, что когда древние евреи стали «избранным народом» (под­черкнем: народом, избранным Богом, а не «самостийно» объявившим о сво­ей «избранности»), то получили через Моисея и ветхозаветных пророков «духовный кодекс» в виде целого ряда книг, которые позднее образовали Ветхий Завет (Танах). Ядром Ветхого Завета стало Пятикнижие Моисеево (Тора). «Духовный кодекс» включал также этические нормы хозяйственной жизни, которые не имели ничего общего с капитализмом, их даже можно на­звать умеренно антикапиталистическими. Как пишет Н. В. Сомин, «…весь смысл Моисеева законодательства состоит… в ограничении права частной собственности, дабы не допустить чрезмерного накопления богатств в одних руках. Частная собственность не считается священной – она самим законом постоянно ограничивается»1. П. Люкимсон даже утверждает, что в своем от­ношении к ростовщичеству евреи в древние времена были уникальным на­родом: «Был лишь один народ древности, у которого ростовщичество было категорически запрещено, преследовалось самым суровым образом по зако­ну и фактически отсутствовало такое явление. И этим народом были евреи»2. Наверное, Люкимсон преувеличивает, утверждая, что евреи были единствен­ным народом древности, у которого ростовщичество было под запретом, и что «фактически отсутствовало такое явление», но согласимся с тем, что ро­стовщичество у евреев осуждалось и преследовалось.

Конечно, ныне признанную версию Пятикнижия (Торы) вряд ли мож­но однозначно назвать «антикапиталистической»: в ней можно найти много мест, в которых богатство не только не возбраняется, но даже рассматрива­ется признаком богоизбранности или условием успешного служения Богу. Однако, по мнению многих авторитетных авторов, она содержит много до­бавлений и исправлений в изначальный Моисеев закон; они вносились вож­дями еврейского народа по мере того, как «вирус капитализма» все глубже проникал в тело еврейского народа3.

«Избранный народ» не сумел удержаться на той высокой духовной план­ке, которая была определена ему Богом. Примерно 3000 лет назад начался процесс духовного падения еврейства, а вместе с тем и зарождения и вызре­вания в нем «духа капитализма».

1 Экк к Сщ П Цк [Уб б] Лк: Вх З, б б С к: В С Сь Вх З [Уб б] Лк: Сь Вх З

2 П Люк С 267 3 Об к Вх З:: Общ к ь С А А, С Ш М: Кф+, 2004

Точкой отсчета начала такого падения многие авторы называют раз­деление единого еврейского государства на северное и южное царства (на­зываемые Израиль и Иудея), окончательно происшедшее после смерти царя Соломона. Ветхозаветные пророки обличали древний еврейский народ за те распри, которые начались между северными и южными коленами сынов Израиля. Эпицентром раздоров стал первый Иерусалимский храм, постро­енный в южной части единого царства при царе Соломоне. Евреи со всей Палестины стекались туда для молитвы и жертвоприношений. С народа ста­ли взимать храмовую подать, доходы храма стали быстро расти, территории вокруг храма получили хороший импульс хозяйственного развития. Вместе с тем служившие в храме левиты постепенно проникались сребролюбием и алчностью. Северные колена стали все сильнее уклоняться от уплаты храмо­вой подати. На этой почве возникла политическая напряженность, которая завершилась расколом некогда единого народа1.

Следующим важным рубежом явились покорение Иудеи царем Навухо­доносором, разрушение первого Иерусалимского храма и Вавилонский плен, в котором евреи пребывали несколько десятков лет. Тогда еврейский народ прочно инфицировался «вирусом капитализма», который он получил в Ва­вилоне – стране древнего и хорошо развитого капитализма. Кстати, это при­знает и П. Люкимсон. Так, он отмечает, что «первые ростовщики появляются среди евреев лишь после разрушения Первого храма и их массового изгна­ния в Вавилон»2. Одновременно у евреев проснулось пристрастие к торго­вым операциям: «По мнению историков, – пишет П. Люкимсон, – торговля начинает занимать заметное место в среде еврейских занятий лишь в период первого, Вавилонского изгнания, когда тысячи еврейских пленников, многие из которых ушли в изгнание с нажитым ими добром, поселяются в крупных городах вавилонской империи… вскоре фигура еврейского торговца (и бан­кира…) становится весьма распространенной на всей территории Вавилон­ской, а затем и Персидской империи. От местной торговли евреи переходят к международной, в которой чувствуют себя еще более уютно…»3.

Еврейский народ после освобождения из Вавилонского плена не толь­ко не сумел излечиться от этого «вируса», но стал разносить его по многим странам и городам. Это было обусловлено тем, что после Вавилонского пле­на значительная часть еврейского народа стала проживать за пределами Па­лестины, в «рассеянии». П. Люкимсон пишет: «…вскоре еврейские купцы и ростовщики распространились по всей территории Ближнего Востока, до­

1 С: Л Тх Рффк М: Мк, 1997; Д Р С С П М: Ть, 1993 2 П Люк С 267 3 Т С 315

бравшись до Египта и Туниса, а затем оказались и на Кавказе, и в Средней Азии, и в Причерноморье. Рано или поздно они должны были появиться и в Риме – особенно после того, как Иудея оказалась в зоне римского влияния»1.

И тем не менее, несмотря на то что евреи как носители «вируса» капита­лизма соприкасались постоянно с другими народами, капитализм существо­вал лишь в виде отдельных «очагов». И только через две тысячи лет (после вавилонского пленения евреев) началась самая настоящая «эпидемия» капи­тализма, которая быстро захватила всю Европу. Эта «эпидемия» исходила из Голландии, где образовалась критическая масса евреев (они бежали из Испа­нии, Португалии, других стран Европы). Концентрация евреев в Голландии достигла такого уровня, что они стали называть Амстердам «новым большим Иерусалимом». Буржуазная революция в Голландии (XVI век), которая стала логическим продолжением Реформации, создала беспрецедентные условия для раскрепощения в евреях веками дремавшего в них «духа капитализма»2. Этот «дух капитализма» подобно лесному пожару стал быстро распростра­няться на обширные пространства, которые на протяжении многих столетий традиционно находились под влиянием и контролем Католической церкви. Как тут не вспомнить слова К. Маркса: «Евреи настолько эмансипировали себя, насколько христиане стали евреями»3. Голландцы с их религией каль­винизма стали первыми «евреями» христианского мира. Эмансипировавшие себя евреи также существенно стали отличаться от тех евреев, которые пре­обладали в Европе в Средние века. В Голландии построение капитализма происходило при определяющей роли саддукействующих евреев, прибыв­ших из Испании. Эти потомки иерусалимских саддукеев (о которых мы зна­ем из Нового Завета) характеризовались откровенно атеистическим взглядом на мир и необузданным стремлением к богатству. В то же время в других ча­стях Европы среди евреев (верхушки) преобладали фарисействующие иудеи. Такие иудеи сами жили и других учили жить по законам Торы и Талмуда, в которых содержались ограничения для полного раскрепощения «капитали­стического духа»; фарисействующие вожди держали свой народ за высоким забором еврейских гетто и под жестким контролем кагалов4.

Таким образом, на протяжении многих столетий «вирус капитализма» находился в теле еврейского народа, но не мог нанести слишком большого вреда окружающим христианским народам по причине существования меж­

1 Т С 268� 2 С: Э Бш экк Г VI–VIII П М, 1949;

А Ч Рф к бьб х � VI к М, 1964� 3 К Мк К к К Мк, Ф Эь Сб 2 Т 1� 4 С: В Мк К – э х хк Р�

: http:chrisocnarodrumak_kapitalizm_eto_grehopadeniehtm

ду ними двойной стены. Со стороны евреев это была стена гетто, которую возводили фарисеи для предотвращения физической и духовной ассимиля­ции евреев; со стороны христианских народов это была стена в виде запретов и ограничений, возводившаяся Католической церковью. В Голландии XVI– XVII вв. сложилась уникальная ситуация: там не оказалось вообще ни одной стены, что привело к стремительному, взрывообразному развитию капита­лизма, который затем перебросился на Англию. На островах Туманного Аль­биона в XVII веке эти две стены также отсутствовали: позиции Католической церкви в результате Реформации были подорваны; а евреев (по крайне мере легально существующих) не было. «Эмансипированные» (саддукействую­щие) евреи из Голландии воспользовались уникальной ситуацией в соседней Англии, начав туда свою финансовую и политическую экспансию.

Мы обрисовали грубыми штрихами лишь некоторые ключевые момен­ты истории еврейского народа, важные для понимания процесса формиро­вания в нем «духа капитализма» и его «миссионерской» деятельности по распространению среди других народов религии денег. Детальное рассмо­трение этой истории тема для отдельного разговора. Отметим лишь, что раскрытие глубинной сущности процесса отпадения еврейского народа от Бога, превращения его в носителя и распространителя «духа капитализма» содержится не столько в исторических или социологических исследованиях «академического» толка (типа работ Вебера и Зомбарта), сколько в трудах Святых отцов Христианской Церкви1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...