Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники и движущие силы общественного развития. Исторические личности, социальные элиты, народ.

Философия техники. Проявления и причины кризиса современной техногенной цивилизации.

Раздел фил-ии, занимающийся изучением техники – философия техники. Главное отличие от остальной фил-ии: рассматриваются не отдельные технические устр-ва, а техника как часть человеческой культуры. К технике относят: совокупность всех технических орудий и устр-в; совокупность всех видов чел.деятельности по созданию технических устр-в; совокупность всех технич.знаний по их изготовлению и использованию этих устр-в. Возникнув вместе с возникновением чед общ-ва и до 19в техника развивалась независимо от науки. Первоначально техника вообще была связана с мифологическим миропониманием и логическими действиями. Далее техника начала опираться на обыденное сознание. Само слово «техника» не имеет никакого отношения к науке, с лат «техне» - искусство,мастерство. Техника не имела никакого теоретического фундамента, это была сноровка, навык, кот.передавался по наследству. В средние века положение оставалось таким же. Соединение науки и техники начинается в эпоху Возрождения. Ремесленники были в это время уже образованными людьми. Начинает цениться человек знающий и умеющий. Связь эта более усиливается в 17в. это время формируется идеал новой науки, решающей инженерные задачи. Возникают профессии учёного и инженера, появляется профессиональное образование. Издаются книги по инженерному делу. Но взаимосвязь науки и техники оставалась случайной до сер19в. Они были изолированы др от друга.,но их сближение усиливалось. Это сближение очень плодотворно сказалось и на развитии науки, и на развитии техники. Что привело к НТР.

В развитии науки и техники выделяют этапы эволюционного и революц.развития. К эволюциям техники относят: улучшение отдельных параметров, частичная модернизация техники. К революциям: смену поколений техники, возникновение принципиально новых видов техники. С самыми масштабными ТР связаны смены цивилизаций. До 17в прогресс в науке и технике протекал параллельно, поэтому революц.изменения в них не совпадали и не оказывали др на др существенного влияния. Но около 300 лет назад, в рез-те сближения науки и техники, научный и технический прогрессы сливаются в единый. Они начали очень сильно стимулировать развитие др друга. НТП начал ускоряться. В сер 20в их интеграция стала настолько органичной, что возникло принципиально новое явление – НТР – коренной переворот в производственных силах общ-ва, основанный на использовании принципиально новых видов эн-ии (внутриядерн), техники (ПК), технологий, материалов.

Для современного сознания хар-но увеличение роди техники в развитии общ-ва. Техника рассматривается как некий самостоятельн., потенциальн., неуправляемый эл-т в нашей жизни, кот.чел-к не в состоянии не только контролировать, но и осознавать и оценивать его последствия.

Источники и движущие силы общественного развития. Исторические личности, социальные элиты, народ.

Источниками развития любого социального явления выступают те факторы, которые тождественны «непосредственной производящей причине» (труд, наука, образование). Источник - это наиболее глубокая причина, дающая исходный импульс самодвижению и саморазвитию. Строго говоря, источником выступает объективное противоречие, и только оно (классич.нем.фил-я, 1-й закон диалектики). К движущим силам общественного развития относят весьма разнообразные общественные явления: социальные противоречия, производительные силы, способ производства и обмена, разделение труда, продолжительные действия больших масс людей, классов, народов, революция, потребности и интересы и др. В историческом процессе основополагающую роль играют такие движущие силы, как потребности, интересы и цели. Потребности - это нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают биологические и социальные потребности. Осознанные обществом, классами, группами или индивидами потребности выступают в качестве интересов. Движущие силы развития общества - существенные, необходимые, длительно действующие факторы, обеспечивающие функционирование, развитие, прогресс об-ва. В общем виде к Д. с.: р. о. относятся общественные противоречия, дающие конечный импульс к самодвижению и саморазвитию; прогрессивная деятельность социальных субъектов, разрешающая эти противоречия; побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.). В структурно-функциональном аспекте Д. с. р. о. делятся на природные (демографические и географические) и общественные факторы; общественные - на материально-экономические, социально-политические и духовные, объективные и субъективные. Осн. общеисторическая движущая сила - способ производства материальных благ. Осн. специфической для всех антагонистических формаций движущей силой является классовая борьба. В истории происходит наращивание эффективности движущих сил. Высший их тип складывается в коммунистической формации. Эволюция, лат., развитие одной формы из другой, более сложной и совершенной из простейшей (зародышевой) формы. Под эволюционной теорией разумеется монистическое мировоззрение, признающее, что во всей вселенной совершается великий и единый, неудержимо шествующий вперед процесс развития, процесс преобразования простых форм в более совершенные, которому подчинены все состояния и формы явлений: возникновение и движения небесных тел, образование земной коры и горных пород, растительного и животного мира на земле, жизнь человеческих обществ, все произведения человеческого духа: язык, литература, религия, мораль, право, искусство. Различают эволюционизм внутренний или идеалистический (преобразование форм происходит вследствие сил, начал, целей, заложенных внутри вещей) и эволюционизм внешний или материалистический (взаимодействие внешних факторов). Наиболее полным выразителем идеалистич. эволюционизма был Гегель, а эволюционизм современник Дарвина, фон Бэра, Спенсера и Геккеля сделался основой естествознания и социологии.

Революция, франц., истор., коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой; последняя не признается безусловно необходимой. В специальн. смысле, Р. предполагает, во-первых, участие в перевороте широких масс народа; во вторых, задачей Р. является переустройство государственного управления на более демократических и прогрессивных началах. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...